Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
окружающий мир +2
Взрослым
11.02.2017
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО» предназначен для учителей начальных классов. здесь представлены разные приёмы работы по на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира по технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
Мастер-класс ТРКМ.docx
Мастеркласс
«Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Баранова Татьяна Викторовна, учитель I
квалификационной категории МБОУ «СОШ №9» рада приветствовать Вас.
Нашу встречу я хочу начать не совсем обычно.
Вы когданибудь слышали притчу о школе животных? Если нет, напоминаем вам ее. Давно это
было. Говорят, хорошая была школа. Помещение хорошее, учебные планы хорошие, учителя
хорошие... Вот только животные учились плохо. Например, утка не могла научиться залазить
на деревья.
Я хочу плавать! крякала она.
Научись сначала на деревья залазить! говорили ей учителя и ставили по этому
предмету двойки.
С обезьяной все было наоборот: она любила залазить на деревья, но ее обучали плаванию.
Я лучше буду лазить по деревьям, просила она.
Научись сначала плавать! настаивали учителя.
Лягушки прекрасно умели нырять. Но их учили летать. И ставили им единицы за плохие
способности. Воробьи прекрасно умели летать. Но их обучали нырянию. Они
захлебывались под водой, а потом тоже получали плохие отметки за плохие способности.
Но хуже всего пришлось бедным черепахам. После многочисленных попыток
тестирования их способностей у них признали задержку в умственном развитии. Их учили
в специальном классе в норе суслика. Были ли животные на самом деле неспособными?
Я считаю этот вопрос можно задать не только в школе животных, ведь мы, люди тоже не
далеко ушли от этих проблем. Старая народная поговорка говорит: «Нет плохих овец, есть
плохие пастухи»
Для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Настоящий
учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с
ним совершить восхождение. Это стало главным правилом, которым я сегодня
руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Учитель должен не только понимать,
чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались
вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Согласно
Федеральному Государственному Стандарту из пассивного слушателя ученик должен
превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Без хорошо продуманных
методов, приемов и форм обучения сложно организовать усвоение программного материала.
Наиболее эффективными являются следующие методы обучения учащихся начальных
классов на уроках:
1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф,
костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма),
выяснения целей, ожиданий, опасений.
2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы
проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация
конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения;
ситуация выбора.
3. Презентации учебного материала использование информационных технологий,
электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. Использование методов интерактивного обучения или их элементов: «метод проектов»,
«мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
4. Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
5. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного
подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах,
в группах постоянного состава, в группах сменного состава) исамостоятельной работы детей. 6. Организация рефлексии.
Я на своих уроках использую технологию развития критического мышления. Цель ТРКМ
состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и
второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель организации
урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
За столь короткое время, отведённое нам для проведения Мастер – класса, я, конечно, не
смогу познакомить Вас со многими приёмами работы. Но на мгновение вы сможете вернуться
в детство и превратиться в своих учеников.
Поиграем в игру «Джунгли».
Цель: поднятие настроения,
выразительного поведения, внимания.
Инструкция: Каждый из вас сейчас получит карточку с названием какоголибо животного.
Прочтите ее так, чтобы никто кроме вас не видел надписи. Теперь карточку можно убрать.
Задача каждого найти своего соплеменника. При этом можно пользоваться любыми
выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки
вашего животного. Другими словами все, что мы будем делать. Мы будем делать молча.
Когда вы найдете своих соплеменников, остановитесь. Но продолжайте молчать, не
переговаривайтесь. Только тогда когда все группы будут образованы, мы проверим, что у вас
получилось.
После того, как все участники объединились в группы, тренер спрашивает каждую группу:
«Кто вы?».
Теперь Вы будете выполнять задания в группах постоянного состава (на сегодняшний день).
сплочение участников,
снятие усталости,
развитие
А теперь я предлагаю вам выступить в роли учащихся начальных классов и выполнить
несколько заданий.
На «Организационном этапе» часто используем прием «Мозговой штурм», который
помогает:
Научить учащихся генерировать идеи. При этом не надо требовать, чтобы каждая их идея
была правильной и рациональной.
Научить учащихся смело высказывать свои идеи "на людях".
Научить учащихся фантазировать.
Научить учащихся говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое
мнение.
Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
Оценить общую активность детей.
Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
Придумайте насекомое с необычными свойствами.
Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?
Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
Для актуализации знаний и подведения к теме урока можно предложить разгадать шараду.
Если вы разгадаете шараду, то узнаете название самой загадочной в русском языке части речи.
1. Первый слог существительного медаль.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже
единственного числа.
4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие. На стадии «Вызов» полезно использовать прием – игру “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У
каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой
строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая
строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят,
насколько были правы.
Поиграем и мы. «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? да – нет
Верите ли вы, что в пустыне нет растений? да – нет
Верите ли вы, что в пустыне жарко? да – нет
Верите ли вы, что в пустыне идет снег? да – нет и т. д.
На стадии «Осмысление»на уроках литературного чтения интересен прием «Вреднючка».
Кто такая Вреднючка? Создание, которое вредничает и делает все наоборот. Вот и читает
Вреднючка наоборот — не слева направо, а справа налево. Очень полезно так читать, когда
ребенок только учится прочитывать слова. Вы лишний раз потренируете ребенка в слиянии
букв и чтении слов без напряжения. Несмотря на то, что читать наоборот труднее, дети
с удовольствием это делают. Еще бы, ведь эта игра всегда сопровождается смехом. А то, что
смешно, трудным не бывает!
екайжулан
лижкижё
лижоротсукйажулно
мылемсилыбмырбодкижё
олесивёьжурогену
моклотопдопенетсан
Здесь же полезно использовать задания проблемного характера.
В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных
выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний,
как и в русском языке:
1 склонение
гува
кряда
магра
щгара
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных.
Постарайся вставить их:
Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___.
Отклущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.
2 склонение
опащ
жадро
кряч
рюнь
3 склонение
терь
скичь
клущь
вищь
Прием “Написание синквейна”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти
строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от
ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет
рефлексировать по какомулибо поводу. Это форма свободного творчества, но по
определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем,
изучив информацию на уроке, составляется новыйсинквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая
свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов,
с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое
выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Тема урока: «Какими людьми были наши предки».3 класс.
1. Предки.
2. Гостеприимные, смелые.
3. Трудились, помогали, защищали.
4. Смелый воин тысячи водит!
5. Славяне.
Теперь попрошу наших уважаемых учеников составить синквейн со словом «Мастер».
Для стадии «Рефлексия» используем методический приём «Составление кластера». Прием
«Кластер» (гроздья») дает возможность детям
на уроках открытия новых знаний,
конкретизировать и обобщать полученные знания. Кластер активизирует мыслительную
деятельность учащихся: умение ставить вопросы; умение выделить главное; умение делать
сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Как же я отношусь к слову “мастер”?
М – мудрость, она приобретается с годами
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать
его так, чтобы он был счастливым – можно!”
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех
поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в
жизни.
Руки вверх довольны
Голова вниз – недовольны
Закрыть лицо руками безразлично
«Я»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«МЫ»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«ДЕЛО» 0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 Корова
Корова
Корова
Корова
Корова
Медведь Медведь Медведь Медведь Медведь
Заяц
Заяц
Заяц
Заяц
Заяц
1. Первый слог существительного медаль.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в
творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного
числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
1. Первый слог существительного медаль.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в
творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного
числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
1. Первый слог существительного медаль.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в
творительном падеже единственного числа. 4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного
числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
1. Первый слог существительного медаль.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание имени существительного мужского рода в
творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глагола 1 спряжения 3 лица единственного
числа настоящего времени.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён
существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая
же система падежных окончаний, как и в русском языке:
1 склонение
гува
кряда
магра
щгара
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён
существительных. Постарайся вставить их:
Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по
тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.
2 склонение
опащ
жадро
кряч
рюнь
3 склонение
терь
скичь
клущь
вищь
В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён
существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая
же система падежных окончаний, как и в русском языке:
1 склонение
гува
кряда
магра
щгара
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён
существительных. Постарайся вставить их:
Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по
тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.
2 склонение
опащ
жадро
кряч
рюнь
3 склонение
терь
скичь
клущь
вищь В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён
существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая
же система падежных окончаний, как и в русском языке:
1 склонение
гува
кряда
магра
щгара
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён
существительных. Постарайся вставить их:
Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по
тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.
2 склонение
опащ
жадро
кряч
рюнь
3 склонение
терь
скичь
клущь
вищь
«Я»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«МЫ»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«ДЕЛО»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«Я»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
«МЫ»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 «ДЕЛО»
0 _1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер-класс «Формы и приёмы обучения в рамках реализации ФГОС НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.