Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»
Оценка 4.8

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
01.06.2017
Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»
Технология «Музея проживания одного произведения» взята из музейной технологии: каждый ученик (читатель) прикладывает ум, душу, руки к созданию/появлению экспоната. Через эту сопричастность он познает и приобретает знания. Музей проживания одного произведения – это сочетание эмоционального и интеллектуального воздействия на читателей, осуществление нетрадиционного подхода к пониманию текста, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности; раскрытие значимости и практического смысла прочитанного, возможность самореализации каждого ребенка.Технология «Музея проживания одного произведения» взята из музейной технологии: каждый ученик (читатель) прикладывает ум, душу, руки к созданию/появлению экспоната. Через эту сопричастность он познает и приобретает знания. Музей проживания одного произведения – это сочетание эмоционального и интеллектуального воздействия на читателей, осуществление нетрадиционного подхода к пониманию текста, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности; раскрытие значимости и практического смысла прочитанного, возможность самореализации каждого ребенка. Это музей-мастерская. Экспонатами такого музея могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и рецензии, критические статьи, письма, написанные читателем автору или герою прочитанной книги и т.д. Также в музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к тексту.
Урок-мастерская С.Малицкий.docx
Мастер­класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька­дурочка» в 7 классе. по технологии «Музей проживания одного произведения» (Авторы: Захарова Н.И., Булавина Т.А., опубликовано в журнале «Библиотека в школе»,   ИД  «Первое сентября», июнь, 2012 г.) Технологическая карта урока  Учитель:  Волова Любовь Вячеславовна Место работы: МБОУ «Строевская СОШ» Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: урок открытия нового знания (внеклассное чтение) Тема урока: Сергей Малицкий «Танька­дурочка» Технология: «Музей проживания одного произведения» (авторы: Захарова Н.И., Булавина Т.А.) Цель: формирование  устойчивого интереса к  чтению Задачи:  o высказывать  и  аргументировать  своё   отношение   к   прочитанному,   в   том   числе   к   художественной   стороне   текста   (что   понравилось   из прочитанного и почему); o самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; o самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; o по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; o формировать умения раскрывать авторский замысел произведения: определять тему, главную мысль, характеры героев;     o формировать умения отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, используя для этого цитаты из произведения; o уметь работать в группах. Предметные УУД: понимать  особенности рассказа С.Малицкого: умение анализировать авторский замысел.  Метапредметные УУД: Познавательные: ­ развитие способности овладения навыками смыслового, выборочного чтения  в соответствии с целями и задачами;                                   ­ овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения по определённым признакам Регулятивные: ­ развитие умения контролировать и оценивать учебные действия;                              ­ овладение способностью  к самоорганизации и самоконтролю. Коммуникативные: ­ с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению Личностные УУД: ­ умение оценить поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм;                                     ­ умение понимать и сочувствовать всему живому. Этап Содержание Стратегии Акценты, выводы, умозаключения 1. Подготовительный этап ­ Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.  1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в начале урока? Схема на презентации  2. А как часто вы видели милосердие в реальной жизни? ­ Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой.  ­ Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия.                                                                                                                                         С.В.Михалков Диалог с учениками о том, знают ли они, что обозначает слово «милосердие» и что они слышали о нём. Разговор о милосердии 2. Несколько слов об авторе ­ Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с рассказом современного писателя Сергея Малицкого. Он   в   первую   очередь   писатель­фантаст   и   известен   именно   фантастическими   произведениями   («Муравьиный   мед»,   «Миссия   для   чужеземца», «Камешек в жерновах» и др.). Однако не менее интересны его рассказы, связанные с реальностью. Один из них – «Танька­дурочка». Приложение 1 Информирование детей о современном писателе 3. Работа с цитатами текста ­ Послушайте, как автор описывает портреты главных героев?           «Танька была дурочкой – фигурочкой, косые окна, мокрый нос, ноги – спички, красная вязаная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах, острые коленки».                   «Борька был шпана подзаборная, нос картошкой, чирей на локте, синяк под глазом, штаны в зеленке от травы, рубашка без двух пуговиц, складной ножик в кармане, восемь раз на турнике и велосипед с передним колесом восьмеркой».          «Серега – подай – принеси, дырка на коленке, Маринкина куртка, убежденный троечник, любитель поспать и сладкого, сначала делаю, потом думаю, и то не всегда»… ­ Как вы думаете, какого примерно возраста эти герои?             ­ Что нам рассказывают о подростках их портреты? Работа с текстом через стратегию «Чтение с остановками». Ответы на вопросы Управление процессом осмысления текста. 4. Ассоциации с  названием произведения. ­ Попробуем выдвинуть свои идеи – о чём пойдёт речь в рассказе С.Малицкого «Танька­дурочка»? вариант 1                                                                    вариант 2 О ЧЁМ БУДЕТ ГОВОРИТЬСЯ В РАССКАЗЕ? КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ СОБЫТИЯ? вариант 3                                                                    вариант 4 Антиципация (Предугадывание содержания книги по названию) Обратить внимание на название 5. Работа с текстом по группам (дети работают в четырёх группах) Работа с текстом в группах по инструкции: 1. Прочитайте внимательно свой текст. 2. Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом. 3. Обозначьте ключевые слова и словосочетания,  которые  характеризуют ваш экспонат. 4. Смоделируйте экспонат и сделайте его. 5. Сделайте паспарту к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нём, цитата из текста). 6. Выберите экскурсовода, который в процессе работы будет собирать информацию для выступления. «Чтение в кружок» Текст предварительно разделён на четыре части 6. Изготовление экспонатов в группах. Инструкция по созданию музейного экспоната (см. выше) Памятка экскурсоводу (памятка для учащихся): 1. Подготовь устное выступление (см. «Устное выступление»). 2. В процессе работы записывай наиболее удачные высказывания членов творческой группы об экспонате. 3. Составь план своего выступления. 4. Вставь в свой рассказ эмоциональные моменты текста, над которым работала группа (3–5 предложений). 5. Составь рассказ об экспонате (экспозиции). 6. Подумай, какие вопросы могут задать вашей группе посетители музея. Устное выступление 1. К устному выступлению необходимо готовиться тщательно. А это значит, что обязательно продумать содержание речи. 2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в сущности вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь. 3. Необходимо поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования. 4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, подумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.) 5. Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так,  чтобы сразу заинтересовать слушателя, а потом всё время держать  в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником. 6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать логикой, эмоциями  и логическими ударениями. 7. Чтобы не потерять нить выступления,  имейте перед собой краткий план. 8. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать  всё своё выступление. Индивидуальное или групповое видение экспонатов с использованием различных техник (рисунки, аппликации, коллажи, макеты и т.д.). 7. Написание суждения и умозаключения Групповое написание суждения и умозаключения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящих из утверждений или отрицаний. Мыслить – это значит высказывать собственное суждение. На основе проведённого исследования текста надо сделать собственное суждение. Умозаключением называется форма мышления, с помощью которого выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мысленно проникнуть сквозь глубины текста, которые скрыты от прямого видения. ­Сформулируйте и запишите собственное суждение и умозаключение по прочитанному отрывку текста. А Е Л Р Х Ю Б Ж М С Ч Я В З Н Т Ш Г И О У Щ Д К П Ф Э 1 отрывок: Чем выделяется Танька среди других подростков городской окраины?  Подводя итоги собственной работы, без суждения и умозаключе­ния не  обойтись. Важно, чтобы они опирались на факты, имеющиеся  в тексте. 8. Презентация экспоната в иерархической последовательности 1. Чтение своего отрывка текста. 2. Представление экспоната экскурсоводом. 3. Чтение суждения и умозаключения. 4. Размещение экспоната в экспозицию Ответы на вопросы 2 отрывок: Что толкнуло мальчишек затеять игру с девочкой?                     Как можно оценить такую игру?  3 отрывок: Оцените Борькину позицию и поведение. 4 отрывок: Как завершают игру Серёга и Борька? Почему так?  Представляет экспонат экскурсовод группы. 9. Алфавит эмоций (общий вывод через внутренние ощущения) Стратегия «Алфавит» Эмоции, переполняющие вас после прочтения текста и создания экспонатов 10. Рефлексия через возврат к идее и антиципации ­ Совпало ли  ваше предположение? (См.: Ассоциации с  названием произведения)  О чём же этот рассказ?                      Каким бы вы хотели видеть финал этой истории? 11. Общий вывод через «открытый диалог» с читателями О таких книгах говорить…           Книга заставляет …. В книге говорится…                      Не стоит… Хочется сказать…                          Можно предположить… Честно говоря…                             Не хочется думать … Хочется верить…                           Я чувствую… Я знаю…                                         Теперь я точно уверен … Говорить  с  детьми …                   Такой музей… Стремитесь открыть хоть однажды  Звезду человечности в каждом!  Стратегия открытых вопросов ­ открытый вопрос имеет множественные ответы, его ещё называют вопросом для обсуждения.  12. Д.з. Напишите отзыв о рассказе С.Малицкого «Танька­дурочка» по плану: Автор. Название книги. В книге говорится…. Герой книги….. Хочется написать…   Не хочется думать… Хочется верить…       Я чувствую…. Я знаю… Книга заставляет...    Теперь я точно уверен… Сергей Малицкий «Танька­дурочка» Приложение 1 1. Танька была дурочка­фигурочка, козой отпущения во дворе. Она верила каждому  слову, послушно передавала самые глупые и насмешливые поручения. Борька был  шпана подзаборная.  ­ Серега! – орал Борька конопатому приятелю. ­ Пошли в лес! Борька вытаскивал Серегу на улицу и вел сквозь утренний сентябрьский туман ладить  шалаш из лапника.   ­ Танька ­ косая! – неожиданно присел Серега и потянул за собой Борьку. ­  Что она в  лесу забыла? Смотри! Борька послушно опустился на корточки и разглядел вслед за Серегой среди лесного  бурьяна Танькину шапку.  ­ Куда она прется? – удивился Серега. ­ Там же овраг, только крапива и кусты  непролазные.  Ждать пришлось недолго. Вскоре шапка двинулась в обратную сторону. Едва она  исчезла из вида, как Борька уверенно шагнул вперед. За крапивой обнаружилась  полянка. Посередине стояла рябинка.  ­ Смотри­ка! – сказал Борька, подходя к дереву.  Он сунул руку в углубление и достал свернутый в трубку и перевязанный ленточкой  блокнотный листок, потянул за концы, ленточка развязалась, и мальчик прочел вслух  неровные Танькины каракули: ­ «Привет, лесной принц». ­ Ну, привет, Танюха, – с усмешкой ответил Борька.  ­ Чего это? – не понял Серега. – Игра, что ль, какая? Что за лесной принц? ­ Будет ей ответ, Серега. От лесного принца. 2. Маринка, которая была старше брата Сергея на три года, тупо смотрела на  принесенные мальчишками из лесу листья и не могла понять, чего от нее хотят. ­ Что вам написать? Зачем? Что за бред? Пришлось объяснить. Маринка пожала плечами и вывела на желтом листе требуемые  слова. «Привет, Таня! Чего ты хочешь?»  Борька перевязал свернутый листок травиной и поместил туда, где они взяли записку.  В воскресенье подкараулили Таньку, которая возвращалась из леса. Она шла, не  разбирая дороги, спотыкаясь, словно ничего не видела перед собой. Минут через десять приятели уже читали Танюхины строчки. «Спасибо тебе, лесной принц, что ответил, – писала девчонка. – Если ты и вправду  готов помочь, то у меня есть только три желания. Первое, чтобы меня не обижали во  дворе. Второе, чтобы я не косила. Третье, чтобы Борька меня полюбил. А если только  одно можно, то оставляю желание про Борьку». ­ Влюбилась, ­ брякнул Серега. – Или свихнулась. Окончательно. И что теперь делать? ­ Ответ писать, ­ с досадой бросил Борька.  Сначала Маринка в продолжении игры участвовать отказалась. Затем Серега своим  нытьем ее уломал. ­ Надо Таньке такое условие поставить, ­ объяснил он Маринке, – чтобы она сразу  поняла, что все это бред и сказки. Например, все сбудется, когда ее рябина  превратится в клён. Кроме этого надо каждый день поливать ее стаканом кипяченой  воды, смешанной с каплей крови! – зловещим голосом добавил Серега и торопливо  объяснил. ­ Это чтобы страшнее было! Не круглая же она дура, чтобы поверить.  3. Но Танька оказалась круглой дурой. Весь сентябрь, в дождь ли, в холод она  отправлялась в лес, согревая в кармане куртки баночку с кипяченой водой. По двору  девчонка теперь передвигалась с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не  реагировала, отвечая таинственной улыбкой. Серегу так и подмывало растрепать на  весь двор, какая же глупая эта сумасшедшая девчонка.  Поэтому, когда сестра потребовала, чтобы они с Борькой срочно прекратили  издеваться над девчонкой, а не то она отцу все расскажет, Серега даже обрадовался. ­ Кто ж над ней издевается? – возмутился он. – Да ее уже месяц как пальцем никто не  трогает! Она королевой по двору ходит.  ­ Ты Борьке своему, принцу лесному, передай, ­ не успокаивалась Маринка, ­ пусть он  посмотрит, что с руками у его принцессы! Пусть посмотрит и задумается хорошенько.  Борька поймал Таньку у детской площадки.  ­ Руки показывай, ­ потребовал Борька. Танька послушно достала из карманов руки, и Борька похолодел. Пальцы и ладони  девчонки были покрыты ранками и ссадинами. Заживающими и воспаленными.  Вымазанными зеленкой и заклеенными пластырем.  ­ Ты это, ­ Борька почувствовал, как холодок пробежал по спине. – Ты это. Танька.  Переставай. Не надо туда ходить. Это все обман. Нет никакого лесного принца. Не  смей. Слышишь? Не смей резать пальцы. Слышишь? Это я все придумал. Нет там  ничего. Поняла? ­ Поняла, – с улыбкой кивнула Танька.  4. Вечером Борька позвонил в Серегину дверь: ­ Все. Видишь топор? Нет больше никакой рябины. Срубил я ее. В овраг за крапиву  выбросил, корни выдрал, дерном все закрыл и листьями засыпал. Нет там ничего. Дура  она сумасшедшая.  Серега растерянно закивал головой и резко захлопнул дверь. Борька вздохнул,  высморкался, вытер лицо рукавом и пошел домой.  На следующий день Сергей подошёл к Борьке. ­ Идти тебе надо, ­ нахмурился Серега. ­ Куда? – удивился Борька. ­ В лес. ­ Это еще зачем? – не понял Борька, выбираясь из карусели. – Кстати. Ты чего в школе  не был? ­ В лес тебе надо идти, ­ упрямо повторил Серега. – Мы с утра с отцом в лесу были.  Клен посадили на месте рябины, что ты срубил. Иди за Танькой, мало ли что. ­ Ты сдурел что ли? – заорал Борька. – Клен они посадили! Кто вас просил? На кой мне эта идиотка нужна? Вот ты с отцом и иди в лес! ­ Дурак ты! – вдруг завизжал Серега и бросился на приятеля, но тут же получил пинок  в живот, скорчился, упал на траву, хватая ртом воздух. ­ А идите вы все… ­ грязно выругался Борька и пошел к дому.

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»

Мастер-класс по созданию музея проживания по рассказу Сергея Малицкого «Танька-дурочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017