Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»
Оценка 4.7

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
10.02.2018
Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»
Данный материал можно использовать на любом уроке независимо от возраста. Важно проводить рефлексию эмоционального состояния и в начале урока, и в конце урока. Рефлексия деятельности проводится в ходе объяснения нового материала, при проверке домашнего задания. Можно познакомиться с разными приемами рефлексии содержания учебного материала.
Султайкина М.Л. урок- поект.doc
МОУ Помарская СОШ Султайкина М. Л. учитель начальных классов, Мастер­класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах» в ходе выполнения учебного проекта по литературному чтению: «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!» УМК «Школа «России» Тип урока: урок­проект         Цель: создание учебного проекта по определенной тематике. Педагогические задачи: совершенствовать умения собирать информацию по данному вопросу, создавать учебный проект, посвященный  своему родному краю, России, известным людям России, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению Предметные: н а у ч а т с я :   анализировать информацию  по данному проекту, самостоятельно  выполнять поисковые задания,  читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая свое отношение к  прочитанному, высказывать  и передать свое внутреннее эмоционально состояние.  П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать,  извлекать нужную информацию, а также самостоятельно  находить ее в дополнительных материалах. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­ группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего  урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной  задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами  убеждения, мимикой и жестикуляцией; осмысление правил  взаимодействия в паре и группе; осознавать цель своего  высказывания Личностные: осознавать  эстетическую ценность  литературных произведений;  умение оперировать  понятиями «любовь к  Родине», «гордость за свою  страну».  О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося I.  Проверка готовности к уроку. Наличие общей  Сообщают о готовности к уроку. Определение  Принимать Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Организация  начала урока установки на урок. Приветствие обучающихся.  – Проверим готовность к уроку. –   Начнем   урок   с   определения   вашего   эмоционального самоготовности (настроен ли я слушать  учителя, воспринимать материал урока)   Формируемые способы деятельности учащегося и сохранять  организационные задачи  состояния в данный момент.  «Три лица». Учитель   показывает     учащимся   карточки   с изображением   трех   лиц:   веселого,   нейтрального   и грустного. Учащимся   предлагается   выбрать   рисунок,   который соответствует их настроению. Или  «Солнышко».  ­   Предлагаю   закончить   предложение:   «Моё настроение   похоже   на:   солнышко;   солнышко   с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.   Данный вид рефлексивной деятельности отражает  внутреннее состояние ученика, его самочувствие  (комфортно – дискомфортно), является средством  самопознания. формирование  реальной  самооценки Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о  проделанной работе по сбору информации Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о  выполненной дома работе.  Осуществлять  актуализацию  личного опыта II.  Актуализация  опорных  знаний. Проверка  домашнего  задания Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) III. Сообщение  темы урока.  1. Выбор темы и цели, задач проекта (через  проблемную ситуацию, беседу). Выдвижение идей, высказывание предположений. Предъявление заранее подготовленных карточек,  памяток и т.п. для каждого ученика­исследователя.  Рефлексия деятельности «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым  цветком – вид работы – (определение цели, задач,  выдвижение гипотезы). Перед каждым ребенком –  бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою  бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему  понравился больше всего. ­ Определение количества участников проекта,  состава группы по тематике: «Пословицы и  поговорки о Родине», «Моя малая родина»,  «Известные люди России», «Поэты о Родине»   Обсуждают тему проекта. Отвечают на  вопросы учителя, определяют цель, задачи. Под  руководством учителя формулируют гипотезу и  составляют план работы над составлением  проекта. Оценки активности каждого ученика и  эффективности его деятельности Опорные слова:  Родина – Русь, Родина, Отечество, Отчизна IV.  Организация  проектной и  исследователь ской работы V. Запуск  проекта  Проводит работу над запуском проекта  Организует работу в группах. – Открываем первую страницу нашего проекта. Первой группе ребят было задание узнать, откуда  произошло слово «родина» и найти слова, близкие по  значению этому слову. – Слово «родина» произошло от древнего слова  «poд», которое обозначает группу людей,  Работают в группах. Отвечают на вопросы  учителя. Доказывают, аргументируют свою  точку зрения. Первая группа объясняет значения слов: Poдить – произвести на свет потомство.  Родители – отец и мать, у которых рождаются  дети. Формируемые способы деятельности учащегося Принимать и  сохранять цель и  задачи.  Формулировать  свое мнение и  позицию по  выдвижению  гипотезы.  Строить  монологические  высказывания Формулировать  свое мнение и  позицию при  распределении в  группы. Осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме,  обосновывать  свое мнение. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) объединенных кровным родством. Каждый из нас –  потомок какого­либо старинного древнего рода. А  само слово «род» обозначает древнейшего бога  славян Рода. Главный город племени россов  назывался Родень  (Родня). Он был посвящен богу Роду.  Рефлексия содержания учебного материала Прием «Дерево ассоциации» или  «Наряди ёлку» – успешно выполнили задание –  повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле  ёлки. Родич – родственник, член рода.  Родословная – перечень поколений одного рода.  Люди гордятся своей родословной, изучают ее.  Родня – родственники. Родина – это и отечество,  страна, и место рождения человека.  Народ – нация, народность, жители страны.  Есть еще много слов с корнем –род­: народность,  народить, родственники, нарождающийся, родник и  др. При использовании данного вида рефлексии  предполагается рост мотивации учения и развитие  умения определять степень достижения цели. – Следующая страница нашего проекта – «Народная  мудрость о Родине». Второй группе было дано  задание подобрать пословицы о Родине. •  Если дружба велика, будет Родина крепка. •  Жить – Родине служить. •  Человек без Родины что соловей без песни Вторая группа объясняет смысл пословиц  о родине. Для пояснения третьей пословицы можно  использовать текст «Далеко от Родины». «Долгие месяцы видят наших птиц жители  Африки. Но никогда они не слышали их пения.  Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый  год светит солнышко. Почему же наши певуньи в  Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где­нибудь в кустиках возле тихой  русской речки. Птица поет там, где она гнездо вьет.  Птица поет на Родине».  Формируемые способы деятельности учащегося Согласовывать  усилия по  решению  учебной задачи.  осмысление  способов и  приемов своей  работы Договариваться  и приходить к  общему мнению  при работе в  группе. Анализировать,  находить общее  и различия,  делать выводы. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) 3­я страница – «Моя малая Родина» – Ребята, а что для вас является Родиной?  – У каждого человека, живущего на планете, есть  своя родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у  каждого из нас есть малая родина. – Что вы можете назвать своей малой родиной?  4­ая страница – «Выдающиеся люди» ­ В своем выступлении Рома сказал, вот так  выходили из глубоких деревень «ломоносовы». ­А кто такой Ломоносов? Чем он прославил нашу  Родину? Приёмы рефлексии содержания учебного  материала «Плюс­минус­интересно». Это  упражнение можно выполнять как устно, так и  письменно, в зависимости от наличия времени. 5­я страница – «Поэты о Родине» ­ Много стихов посвятили поэты нашей прекрасной  Родине.  (По Н. Надеждиной). Используют фрагменты выступлений из своих  проектов «Моя малая родина» Якимова Д. «Деревня Шеренгуб» Одинцов Р. и Ефимова А. «Деревенька моя –  Березники» Рассказ Ромы Иванова о выдающемся ученом  В.М. Ломоносове   «П» ­ «плюс» ­ если все понравилось, информация и  формы работы,  которые вызвали положительные  эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему  полезны для достижения каких­то целей.  «М» ­  «минус» ­  не понравилось , показалось скучным,   осталось непонятным, или информация, которая, по  мнению ученика, оказалась для него не нужной,  бесполезной.  «И» ­ «интересно»­ факты о которых  узнали, любопытные  и что еще хотелось бы узнать  по данной проблеме Чтение стихов о Родине обучающимися (по  Формируемые способы деятельности учащегося Рассказывать,  используя  источник и  собственные  мысли Выражение  собственной  мысли Читать стихи,  передавая  чувство гордости Этап урока Содержание деятельности учителя Мы проведем конкурс чтецов стихов о Родине.  «Зарядка». Учитель предлагает учащимся встать между рядами  парт и показать движениями свою оценку за работу  на уроке:  Присесть – очень низкая оценка;  Встать ровно и развести руки в стороны –  хорошая оценка;  Поднять руки вверх с выставленным  большим пальцем – высокая оценка. Вывод: ­ Какую гипотезу мы выдвинули в начале урока? Она  подтвердилась или нет?   ­ Какие слова признания, восхищения мы можем  сказать о нашей великой Родине? ­ Как относиться к своей Родине?  Прием «чистой доски» Вопросы, написанные на доске во время этапа  «Актуализация знаний», еще раз оговариваются.  учащиеся отвечают на них и в случае правильных  ответов стирают с доски по очереди. Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) желанию) из раздела «Родина», которые  прочитали, выучили.  Чтение авторского стиха Петровой С.  Отвечают на вопросы учителя. Доказывают,  аргументируют свою точку зрения Формируемые способы деятельности учащегося за свою Родину.  Слушать  собеседника.  Формулировать  свое мнение и  позицию.  Строить  монологические  высказывания Учащиеся отвечают на вопросы и в случае  правильных ответов стирают с доски по очереди. VI. Домашнее  задание VII. Итог  урока.  Объясняет домашнее задание.  Подготовиться к обобщающему уроку. Выполнить  задания на стр.142 учебника. Организация подведения итогов урока  обучающимися. Оценка результатов выполнения  Внимательно слушают, задают уточняющие  вопросы Сохранять  учебные задачи Отвечают на вопросы. Определяют свое  эмоциональное состояние на уроке. Осуществлять  самоконтроль Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Рефлексия заданий, в том числе и чтения.  Предлагает оценить работу на уроке. Проводит  беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  себя  Прием эмоционального состояния «Острова». На экране  карта настроения. Поставьте знак √, на  каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха,  Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего,  Радости. Формируемые способы деятельности учащегося учебной  деятельности

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальных классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2018