Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Оценка 5
Лекции
doc
администрации
Взрослым
19.07.2018
На данном мастер-классе идет знакомство такой формой организации работы с детьми на уроках, как проектная деятельность. Раскрывается значение проектной деятельности на уроках, таких понятий как"проект" и "метод проектов". Даны отличительные черты проектов на уроках ОРКСЭ, знакомит с видами проектов. Дана тематика проектов на уроках ОРКСЭ.
Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ.doc
Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ
Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ
является проектноисследовательская деятельность. Осуществляя исследования и
проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями
представленной им информации, а непосредственными участниками получения и
обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания
превратятся в убеждения.
На уроках для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: ктото умеет
сочинять, ктото прекрасно рисовать, у когото отлично развиты память и воображение,
ктото быстро осваивает работу с программами за компьютером, ктото делает
замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих
или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха».
Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том,
что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному
для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования
проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками
работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов
используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какаялибо
исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение
исследовательских методик.
В основе проектных технологий на уроках ОРКСЭ лежит активная познавательная
деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций,
исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в
информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных
источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных
практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации,
самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительными чертами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ
являются:
целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку
конкретного продукта;
практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная,
групповая) учащихся;
деятельностный подход;
сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом;
возможность работать в индивидуальном темпе;
формирование жизненно важных компетенций.
По
доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:
— исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают
выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с
характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач
исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о какомлибо
явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые направленные на реконструкцию или моделирование
социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые,
общешкольные, межшкольные и т. д.).
Особое значение в работе над проектами имеют межпредметые связи: ОРКСЭ и
«Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию
участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие
в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных
проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной
деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата
своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности.
Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе, что очень востребовано
в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–
10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с
результатами своей работы.
Результат проекта включает в себя Внешний продукт (материальный)
Внутренний итог (личностные изменения, которые произойдут)
Внутренний итог: развитие мотивационной, познавательной и волевой сферы;
формирование УУД и различных исследовательских умений: (выдвижение идей,
предположений; поиск вариантов решения проблем; осмысление результатов),
формирование проектировочных умений (прогноз результатов деятельности,
планирование результатов), формирование коммуникативных умений (умение
вступать в диалог, умение запрашивать информацию, умение участвовать в дискуссии),
формирование презентационных умений (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор, подготовка средств наглядности для выступления),
формирование рефлексивных умений (осмысление собственной деятельности, её хода
и промежуточных результатов, осуществление самооценки процесса и итога работы).
Темы исследований и проектов.
ТЕМА «Я живу в России»
Что означает Государственный герб Российской Федерации.
История Государственного флага России.
Узнай, какие города России являются «миллионниками». Расскажи об одном из
них.
Мой соотечественник в истории России.
История и современная жизнь моей малой родины.
Достопримечательности моего города.
ТЕМА «История – наставница жизни»
Герои войны мои земляки.
Подвиг во имя других.
История одной фотографии.
Событие из истории моей малой родины.
ТЕМА «Как мы познаём мир», «Религия –часть культуры»
Следы языческой веры в народных сказках.
Подбери картины российских художников, на которых представлены языческие
божества. Создай свою картинную галерею.
Собери изображения буддийских храмов на территории нашей страны. Сделай
фотовыставку для одноклассников.
Узнайте историю и значение иудейских символов. Узнайте, по какому календарю ведётся летоисчисление у иудеев.
Как устроены синагог? Какое значение они имеют для верующих?
Как устроены и как украшаются католические храмы? Православные храмы?
Какие слова в современном русском языке связаны с христианством, но утратили
своё религиозное значение и употребляются как светские?
Православный праздник (по выбору): какому событию посвящён, как
празднуется, какое значение для верующих имеет?
Какие формы православных храмов ты знаешь? Узнай, что они означают.
Как украшают мечети?
Что такое обязательное для мусульман паломничество в Мекку – хадж?
ТЕМА «Искусство – часть духовной культуры», «Природа и мы»
Составь экскурсию по залам одной из картинных галерей или музеев искусства и
проведи её для одноклассников. Можешь воспользоваться энциклопедиями
или книгами по искусству.
Какие способы охраны природы придумал человек?
Фотопроект. «Насекомые(птицы, звери) моего края.
ТЕМА « Всё начинается с семьи»
Современные семейные традиции.
Почему я горжусь своей фамилией.
Сделай фотоальбом «Мои близкие»
Династии моей семьи.
Династии спортсменов, музыкантов, учителей,….
Моя родословная.
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
ТЕМА « Волшебные слова», «Этикет»
Существуют разные виды этикета;религиозный этикет, обрядовый
этикет(свадьба, день рождения), деловой этикет, этикет работы на компьютере, застольный этикет….. Выбери один из них и опиши его правила. Что тебе
поможет?
Использование проектной деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям
получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать
человеком, действительно любящим свою духовную культуру.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену
равнодушия, невежества и непонимания.
Както в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он
любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки,
но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые
игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое
то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им
такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети
плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
Пройдёт совсем немного лет, улыбнулся старец, и ктото подарит им
своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром
хоть немного аккуратней
Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005.
№ 9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. №2. 4. Использование ИКТ на уроках комплексного учебного курса
культур и светской этики»
«Основы религиозных
5. Е.И. Николаева, Е.И. Петрова «Я в мире людей»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Мастер -класс «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.