Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Оценка 5

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
06.11.2017
Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Мастер-класс раскрывает множество возможностей улучшить педагогическую работу учителей начальных классов над развитием орфографической зоркости младших школьников. Раскрывается один из интересных приемов - это применение зеленой пасты при работе с орфограммами. Орфографическая зоркость - умение обнаруживать в тексте, в словах орфограммы, и быстро определять их тип. Неумение это делать является главной причиной допускаемых учащимися ошибок.
мастер класс 2017.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Осы» МАСТЕР­ КЛАСС Подготовила: учитель начальных классов  Жаровская Ж.В. Оса 2017г. Я бы хотела начать наш мастер – класс с нескольких вопросов:  1. Поднимите руку, у кого сегодня хорошее настроение? 2. Поднимите руку, те у кого среди присутствующих друзья? 3. Поднимите руку те, кто знает зачем мы сегодня собрались? Тема нашего мастер­ класса: Развитие орфографической зоркости у младших школьников. 4. Что такое орфографическая зоркость? Орфографическая зоркость ­ умение обнаруживать в тексте, в словах орфограммы,  и быстро определять их тип. Неумение это делать является главной причиной  допускаемых учащимися ошибок. Как вы решаете эту проблему? Сейчас я вам  предлагаю посмотреть перед вами на перечень видов работ над развитием  орфографической зоркости у учащихся.  Первый класс: ­звуко­буквенный разбор ­списывание с печатного текста ­списывание с проговариванием ­запись под диктовку ­нахождение орфограмм ­исправление ошибок Второй класс: ­фонетический разбор ­грамматический разбор слов (по частям речи) ­синтаксический разбор предложения ­изложения, сочинения (обучающие) ­диктант “проверяю себя” ­словарно­орфографическая работа ­морфемный разбор (корень, окончание ) Третий класс: (к изученному ранее добавляется) ­морфологический разбор слова ­комментирование ­свободные диктанты ­обобщение материала ­применение алгоритмов ­самостоятельное письмо ­таблицы приставок, суффиксов и другие Четвертый класс: ( использую все приёмы, которые имели место ранее) ­все виды языкового анализа ­списывание ­диктанты разных видов ­изложения, сочинения ­решение орфографических задач ­самопроверка ­исправление ошибок и другие.  Каждому  учителю  хорошо  знакома  ситуация,  когда  после  изучения   правила,  например,  о  безударных  гласных  в  корне,  ученики  достаточно   хорошо  справляются  с  заданием  «вставить  пропущенные  буквы»,  но   допускают  ошибки  на  то  же  правило  в  собственном  тексте.  Объяснить   эту  ситуацию  нетрудно:  чтобы  вставить  букву, нужно  лишь  решить   орфографическую  задачу.  А  чтобы  осознанно  (не  случайно)  правильно   написать  слово  в  своем  тексте,  им  нужно  сначала  поставить  эту  задачу,   т.е.  найти  орфограмму.  Вот  почему  умение  быстро  обнаруживать   орфограммы,  именуемое  орфографической  зоркостью,  считается   важнейшим  базовым  орфографическим  умением.  Поэтому  наиглавнейшая   задача  учителя  ­  научить  видеть  орфограмму,  научить  думать  при   письме. А теперь внимание, вопрос: как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую  взрослую жизнь? Ответ очевидный. Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том,  что неправильно, на том, что нам кажется плохим. Михаил  Ростиславович  Львов выделяет  6  этапов,  которые  должен  пройти  школьник  для  решения  орфографической  задачи: (слайд ) 1)  увидеть  орфограмму  в  слове; 2)  определить  её  вид:  проверяемая  или  нет.  Если  да,  то  к  какой   грамматико – орфографической  теме  относится,  вспомнить  правило; 3)  определить  способ  решения  задачи  в  зависимости  от  типа  (вида)   орфограммы; 4)  определить  «шаги»,  ступени решения  и  их  последовательность,  т.е.   составить  алгоритм  решения  задачи; 5)  решить  задачу,  т.е.  выполнить   последовательные  действия  по   алгоритму; 6)  написать  слова  в  соответствии  с  решением  задачи  и  осуществить   самопроверку.     Существует  множество  методических   приёмов,  позволяющих   предупредить  ошибки  и  развивающих  орфографическую  зоркость,  навык   звуко ­ буквенного  анализа,  самоконтроль.  Ещё  методисты  прошлого   считали,  что  существуют  факторы  и  условия,  способствующие   формированию  грамотного  письма.  Современная  наука  не  отрицает  этих   факторов,  но  добавляет  и  другие.  Учёные – психологи  доказали, что   стоит  ребёнку  один  раз  неправильно  написать  слово,  как  он  запомнит   его  и  зрительно,  и  рука  зафиксирует  неверный  графический  образ  слова,  и  отложится  он  в  памяти  так  крепко,  что  затем  надо  будет  написать   это  слово  100  раз,  чтобы  ликвидировать  ошибку.  Поэтому  золотое   правило  ученика:  никогда  не  пиши,  если  точно  не  знаешь:  сначала   предупреди  ошибку.  Я  использую  следующие  приёмы: а) письмо с «дырками» ­  не   знаешь  точно,  не  пиши,  спроси  у  учителя,   справься  в  словаре,  убедись,  а  потом  запиши  слово,  (Поднимите руку, кто использует такой приём и приносит ли он пользу) б) можно  построить  так  называемые  опорные  схемы.  Например,  в 1 классе можно  записать  рассказ  из  3 –х  предложений  с  предварительным   построением  опорных  схем.  Сначала  дети  прохлопывают  количество  слов  в  предложении.  Учитель  читает  предложение  и  записывает  на  доске   опорную  схему: (Кто использует этот приём) Весной  лес  оживает.                             е                оие Весело  щебечут  птицы .                      ео     еу       ы Из  берлоги  вылезает  сонный  медведь.       з      еи       ее     нн    ед (составьте, пожалуйста, опорную схему к данным предложениям­ (работа в  группах)     После  составления  опорных  схем  дети  пишут  предложения  под   диктовку  учителя  намного  грамотнее,  чем  написали  бы  сами.  А  это  и   есть  запоминание  нелёгких  слов,  фиксирование  их  в  тетради,  отложение   в  памяти; г)  очень  слабым  детям    даю  посмотреть  текст  диктанта  перед  его   написанием.  Пусть  он  хоть  что­то  запомнит,  увидит  и  напишет   правильно.  В  конце  концов,  наша  цель  не  карать,  а  учить,  и  тут  хороши  все  средства. д)   много  споров  вызывает  и  приём  показа  неправильного  письма.  Так,   например,  даётся  текст,  «написанный  Незнайкой»:  «В  лису  расла   бальшая  сасна.  Под  ней  была  зиленая  трова  и  красивые  цвиты».   Обычно  дети  с  большим  энтузиазмом  ищут  чужие  ошибки.         Но    этот    вид    работы   учит   их    видеть    ошибки,   а   это     уже орфографическая  зоркость,  которую  нам  надо  развивать  и  формировать. Ушинский  К. Д.  утверждал,  что  «какография  ­  занятие  весьма  полезное», если  «употребляется  вовремя  и  с  умением». Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы начинаю со знакомства детей с основными признаками   этих   орфограмм   сначала   для   гласных,   потом   для   согласных. Работу   провожу   в   игровой   форме,     в   форме   беседы   между   Незнайкой, Знайкой и детьми.  Игра: Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка в ответ: ­ Как слышишь, так и пиши! Знайка предостерегает его, но Незнайка не верит. Здесь приглашаю детей помочь   доказать неправоту Незнайки, т.к. не все слова пишутся так, как произносится.  Дальше Знайка  делает вывод:  ­ Для гласных все положения без ударения трудные. Их надо проверять, изменяя слова. Например: сосна­ сосны. Этот     игровой   момент   использую   при   изучении   темы:   «Правописание безударных гласных в корне слова».  Проверяемый безударный гласный в корне слова – одна из сложных для учащихся орфорграмм.  ж)   Провожу  так  называемый  «диктант  с обоснованием». Диктую  слова,   например,  с  безударной  гласной,  проверяемой  ударением. Дети  сначала  должны  записать  проверочное  слово,  а  затем  то,  которое   диктую,  то  есть  должны  обосновать  орфограмму.  Это  будет  приучать  их  «слышать»  орфограмму,  обосновывать  свой  выбор  её  написания. з)  перед  диктантом,  изложением,  сочинением  я  провожу  такую  работу:   выписываю  трудные  слова   и   включаю  их  в  работу  на  уроке.  Дети   читают  их  хором,  индивидуально,  запоминают  их,   объясняют  их   написание,  составляют  с  ними  предложения.  Это  даёт  возможность   предупредить  ошибки  в  диктантах,  изложениях,  сочинениях.    1) Письмо с проговариванием (хоровое и индивидуальное). Письмо с проговариванием обеспечивает большой объём написанного,  аккуратность, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание –  своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут  зафиксировать эту ошибку. Эту работу я веду с первого класса. 2) Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как  ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При  комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего,  находит объект объяснения, т.е. орфограмму. 3) Зрительный диктант. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст  выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки  зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова  проговариваются. Затем текст закрывается и дети пишут его под диктовку  учителя. После написания организуется проверка (самопроверка,  взаимопроверка) написанного диктанта. Ну а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли второклассников.  Слайд    ­ Посмотрите на экран отгадайте загадку и скажите, какую букву будем сегодня писать на чистописании?  На заре в широком поле, Любит погулять на воле­ Грациозна и красива, С пышной серебристой гривой, Что за зверь там, вот загадка, Ну, конечно же... (Лошадка) ­Дайте характеристику этой букве.  ­Разомнем пальчики, прежде чем писать. (письмо в воздухе) ­Я покажу на экране, а вы попробуйте потом на листке у себя. (лошадка) ­Послушайте стихи о ней: Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот. ­Запишите, если сомневаетесь в написании буквы, пропустите. ­Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, сравнивая написание. ­Назовите слова, где вызывают сомнение в написании согласные буквы.   Почему? ­Как можно проверить? ­Назовите рифму к слову глазки ( салазки, связки, тряски,) ­Подберите однокоренные слова: глаза, глазеть, поглядел, глазоньки, глазищи, глазочек и  т.д. ­Назовите фразеологизмы или пословицы, где встречается это слово. Не в бровь, а в глаз,  Краем глаза, Куда глаза глядят. Глаза — зеркало души. Глаз мал, да далеко видит. ­Запишите и объясните, каким словом  раньше называли глаза? В каких произведениях  встречали это слово? А теперь я бы хотела обратить ваше внимание на наличие на партах ручек с зеленой пастой. Кто знает почему она сегодня присутствует у нас? Метод «зеленой ручки» разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой «чистописанием» по тетрадкам подготовки руки к письму. Однако вы можете попробовать использовать этот принцип «зеленой ручки» («зеленой  пасты») и в других сферах обучения и воспитания! Метод «зеленой ручки» учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный, как сейчас модно говорить, коучинговый подход. Итак, в чем суть метода «зеленой ручки»… Когда ребенок писал в прописях, я не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка,  как это делали в начальной школе. Я выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки,  которые получались у ребенка хорошо. Детям это очень нравилось, и всегда после каждой строчки они просят:  «Какая  получилась лучше всех?» И так радовались, когда я обводила лучшую букву со словами:  «Идеально!» В чем разница между подходами В случае подчеркивания ошибок красной пастой, мы концентрируемся на ошибках. Что  откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что  неправильно. Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет! Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено. Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно! Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но  подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным! Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо! Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к  этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за  то, что мы сделали хорошо. Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один. Т.е. 19 были написаны  хорошо, а 1 — неидеально. Почему же мы сконцентрированы на этом одном? Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и  которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой  частой причиной неудовлетворенности в жизни! На чем фокус, то и растет. На что направлено внимание, то и увеличивается. С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши  привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу. Если ученик знает правило, но сомневается в написании, он выделяет эту фонему зелёной  ручкой. Данный приём помогает развивать внимание и самоконтроль. Для того чтобы  пользовать этот приём, каждому ученику надо иметь две ручки ­ с синей и зелёной пастой.  Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство  самоконтроля.  Открыв ученическую тетрадь по русскому языку, можно сразу определить тему, над  которой мы сейчас работаем. С первых уроков обучения грамоте (работа в «Прописи») я  ввожу использование зелёной ручкой (выделяю «трудное место», другими словами,  «ошибкоопасное»), поскольку наибольшие затруднения встречаются у школьников на  первом этапе формирования правильного письма. А главным является предупреждение  ошибок в тетради.  Приёмы предупреждения ошибок у каждого педагога ­ свои. Я  использую зелёную ручку, и учу детей ­ видеть орфограммы и чувствовать их, запоминать. Зелёная ручка нам необходима с первых дней обучения. Это развивает внимание. Дети  рисуют, пишут наклонные линии, чередуя синюю и зеленую ручку. Элементы заглавных  букв пишем зелёной ручкой и сразу вводим правило «Имена, фамилии, отчества, клички  животных пишутся с большой буквы». С первого класса, с первого правила зелёный цвет  появляется в тетрадях учеников. И на протяжении всей начальной школы зелёная паста  «путешествует» в тетрадях учащихся по разным предметам.  Первый класс это знакомство с орфограммами и по мере их изучения, вводим новые  правила правописания, сознательно проговариваем и выделяем правила. Зрительно  привлекаем внимание детей. Введение новых правил правописания дети сознательно  проговаривают и выделяют: большая буква в начале предложения; точка, многоточие,  запятая, восклицательный и вопросительные знаки; заглавная буква в именах собственных;  сочетания ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ, ЧК, ЧН, НЩ; парные согласные (звонкие и глухие);  безударные гласные (проверяемые и непроверяемые); мягкий и твёрдый знаки (ъ, ь).  Главное ­ научить сразу видеть орфограмму в слове, думать во время письма. Это делает  более успешным и увлекательным процесс письма. После определения орфограммы мы  оцениваем проверяемая она, или нет. Конечно, при такой организации работы на  выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять  орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется.  Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе  учащиеся выделяют зелёной пастой орфограмму, в устных работах обязательно называют  её. Чтобы выделить орфограмму ребёнок должен научиться думать во время письма и  видеть ошибкоопасное место. Он должен сначала прочитать текст, выделить орфограммы,  а уж потом списывать. Без этого письмо зелёной ручкой не даст результата. Умение  обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим навыком, первейшим  этапом при обучении правописанию и залогом грамотного письма.  Так же я мною проводится орфографическое чтение. Слуховое восприятие и составляет  основу не только устной, но и письменной речи. Чтение вслух в точном соответствии с  написанием включает артикуляцию и запоминание. Потом проводится проверка по  образцу. Важно многократное проговаривание, чтобы ребёнок лучше мог запомнить  написание слов.  Если ученик систематически выделяет правила зелёной ручкой, он мыслит,  систематизирует информацию и выделяет существенные признаки. Проверяя, написанное  формируется самоконтроль. Необходимо прочитать, что написал, что выделил и  прокомментировать. Если не смог выделить первоначально выделить ­ подчеркни.  Если учащийся смог выделить зелёной пастой все орфограммы, то при комментировании  (проверке) он подчёркивает опасные места. Комментированнное письмо развивает  мышление, память, внимание, речь. Оно позволяет осуществлять систематическое  повторение материала, даёт возможность выявить знания учеников и проверить их  орфографические навыки.  Во втором классе количество орфограмм увеличивается и этот этап можно назвать  активным орфографическим анализом текста, потому ребенок должен иметь  содержательное, обобщённое и разностороннее представление об орфограмме. В 3 классе  вводим новые: непроизносимые согласные; написание приставок и суффиксов; безударные падежные окончания имён существительных; безударные окончания имён прилагательных;  правописание безударных личных окончаний и суффиксов глаголов.  Однако не все дети перестают выделять отработанные орфограммы, а только те которые не делают ошибок в этих правилах. Большую роль в совершенствовании грамотного письма  играют тренировочные упражнения. Письменные упражнения с выделением зелёной ручкой трудоёмки и потому отрабатывая правила я использую отпечатанные на листах задания,  где нужно вставить только букву.  Грамотное письмо невозможно без работы над ошибками. У каждого ученика есть «  памятка работы над ошибками». Ребенок, работая в тетради со своими ошибками выделяет правильное написание зеленой пастой, что дает положительные результаты. Подобная  работа развивает и отрабатывает зрительную память, рука запоминает правильное  написание, а так же работает память и внимание. Хорошие роль в запоминании играет  проговаривание. Очень нравится детям какографические упражнения. Дети с  удовольствием выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Здесь важно  коллективное исправление всех ошибок и объяснение правил правописания.  Всю начальную школу мы с детьми работаем зелёной ручкой, т. к. первое правило в  педагогике ­ это системность и ещё раз системность. К концу четвёртого класса я  полностью отказываюсь от выделения орфограмм зелёной ручкой и перехожу на их  подчёркивание. Но зелёной ручкой продолжаем работать и на уроке русского языка и на  уроке математики. На русском языке мы подписываем зелёной ручкой грамматические  признаки например: о маме (сущ., 1 скл., П.п.) ­ зелёная ручка. В тетради по математике  выделяем формулы 8=ахЬ, выделяем новый материал: например меры длины 1см=10мм,  чистописание и т. д. Зеленая ручка преображает тетради учеников, делая их нагляднее, но  при этом чистота и аккуратность должны быть на хорошем уровне. А как же скорость  письма? Для этого я провожу минутки чистописания, и некоторые упражнения письма по  памяти, засекая время.  Для успешного развития орфографической зоркости очень важна поставить цель ­ её  выработать, Желание самих учащихся и родительская помощь на первых этапах, и  сознательное отношение. При систематической отработке зоркость доходит до  автоматизма и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное  выполнение первых этапов: обнаруживания и опознавания орфограммы. С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши  привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу. Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на  ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать  отлично сам, по своей доброй воле.  Данный опыт я думаю будет интересен учителям начальной школы, так как он может быть использован вами на уроках русского языка независимо от  используемой программы. Развитие орфографической зоркости может  осуществляться при изучении всех программных тем по русскому языку. Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,  философствуйте – живите!!! (Слайд ) Будем беречь доброту, Будет беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить! В добрый час! Рефлексия Есть ли у вас какие­либо вопросы.     Тогда попрошу отрефлексировать нашу совместную работу.  Продолжите фразу:  Я возьму в свою методическую копилку… ,  Я ухожу с мастер­класса… . И последнее: выберите цвет в конце нашей работы который вам  больше всего по душе. Прочитайте значение каждого цвета и я  надеюсь, что у вас все сложится хорошо в наступающем новом  учебном году. Источник: http://naukarus.com/obmen­opytom­rabota­s­zelenoy­ruchkoy

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017