Мастер-класс учителя-логопеда по использованию современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста. Открытое занятие в старшей речевой группе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Задачи: 1. Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных. 2. Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков. 3. Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание, мышление), эмоции детей. Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина ( в которой лежат – сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма, бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого цветов.
Иконка файла материала Мастер.doc
Мастер­класс учителя­логопеда по использованию современных методов  моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у  детей с ОНР дошкольного возраста. Открытое занятие в старшей речевой группе  Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Задачи:  1. Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных. 2. Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение  различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков. 3. Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание, мышление), эмоции детей. Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина ( в которой лежат –  сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма,  бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на  каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и  грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого цветов. 1. Логопед:  Ход занятия – Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли с вами! А какое сейчас время  года? Как вы догадались? (Дети называют признаки зимы). Словарная работа: снег, снежинки, снегопад, искрится. Психогимнастика: – Как светит солнышко зимой? – Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь. – Вдруг подул сильный ветер, пошёл снег. Мы замёрзли, съёжились. Покажите. – А теперь вьюга закончилась. Из­за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы  согрелись и расслабились. – Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему. 2. Логопед: – Мы находимся на лесной полянке, вокруг лес. Кто живёт в лесу? (Дет перечисляют диких животных).– Мы знаем, что диким животным сейчас холодно т голодно. Я приготовила корзинку.  Давайте поможем животным, покормим их. – Какое животное будем угощать? Что ты выбрал? Дети по очереди достают из корзины грибы, морковь, яблоко, сено, шишки, мёд. Кладут  угощение к картинкам животных.  3. Логопед: – Сегодня к нам в гости пришла. А кто угадайте: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса А зовут её …(лиса). Логопед надевает на руку куклу лисы и здоровается от её имени с детьми. 4. Выкладывание моделей шумов. Лиса: – А вы умеете различать разные звуки? Давайте проверим. Лиса за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу  ножницами, мнёт бумагу, переливает воду. Дети угадывают действия лисы и выкладывают  карточки со схематическим изображением звуков в определённой последовательности.    5. Игра «Три медведя». Логопед: – Вспомним игру «Три медведя». Разложите на столе кружочки На столах у детей лежат по 3 коричневых кружка разного размера. Закрепляется, что  большой кружок – Михайло Потапыч, средний – Настасья Петровна, маленький –  Мишутка.Логопед произносит реплики в трёх вариантах, а дети показывают нужный кружок. – Кто сидел на моём стуле? – Кто ел из моей чашки? – Кто спал в моей постели? 6. Характеристика звука [С]. Логопед: Молодцы! Лисичка, а ты буквы и звуки знаешь? Лиса: Вы знаете, я в лесной школе училась плохо и не знаю ничего. Логопед: А наши дети изучают звуки и буквы. Какой звук мы начали с вами изучать? (Звук [С]).  Лиса: А расскажите мне про звук [С]. Дети рассказывают про звук [С] и одновременно вывешивают на доску модель  характеристики звука (согласный, глухой, бывает твёрдый как кубик льда, обозначается  синим кружком, бывает мягкий как травка, обозначается зелёным кружком). 7. Игра «Телефон».  Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками. Лиса: А давайте поиграем с вами в «Телефон». Лиса шепчет, а дети должны повторить.  СА­СО­СУ  АС­ОС­УС  СЫ­СО­СА  ЫС­ОС­АС 8. Лиса:  Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [С], вы должны хлопнуть в ладоши.  Слова: сок, шапка, самолёт, сапоги, шарф, солнце, ландыш, санки… 9. Физминутка.Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так! Медвежата мёд искали Дружно кустик раскачали Вот так!  Вперевалочку ходили  И из речки воду пили Вот так! А потом они плясали Выше лапы поднимали Вот так! 10. Различение голосов животных, Лиса: Я сегодня бежала мимо деревни и слышала голоса разных животных, но чьи они я не  знаю. Помогите мне, угадайте голоса животных.  Звучит запись различных голосов домашних животных. Дети угадывают и показывают  соответствующую карточку со схематичным изображением животного.  Логопед: Скажите, голоса каких животных вы слышали, диких или домашних? Чем дикие  животные отличаются от домашних? А лисичка какое животное? 11. Игра «Кто внимательный» Логопед: У нас с вами в гостях ещё и другие животные. Но иногда я путаюсь, как их  правильно называть. Помогите. Логопед раздаёт детям кружочки с изображением грустного и весёлого лица. Логопед: Если я буду правильно называть животное, вы покажите мне кружок с весёлым  лицом, а если неправильно – с грустным. Логопед показывает картинку с изображением животного и произносит:   елка, бейка, белка; олк, волк, фолк; едведь, мудведь, медведь. 12. Лиса: Посмотрите сколько у меня треугольников.  Как вы думаете, на каких животных они похожи? (Выясняют, что белый треугольник – заяц, серый треугольник – волк, оранжевый – белка,  коричневый – медведь).  Лиса: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны показать треугольниками. Летом бродит без дороги, Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге,  От мороза прячет нос.  (Медведь). Зимой беленький, А летом серенький, Никого не обижает, А всех сам боится. (Заяц). С ветки на ветку Быстрый как мяч,  Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка). Лиса: Дети, а вы знаете загадки о диких животных? Расскажите. (Дети рассказывают загадки, а отгадки показывают треугольниками). На овчарку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть (Волк) Кто в лесу глухом живёт Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу.(Медведь). Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). 13. Подведение итогов занятия и сюрпризный момент. Лиса: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии? – Какой звук мы закрепляли? – Голоса каких животных мы с вами слушали? – Я приготовила вам угощение. (Лиса достаёт корзиночку и угощает детей). – Мне пора возвращаться в свой сказочный лес. До свидания дети.