Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных.
2. Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков.
3. Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание, мышление), эмоции детей.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина ( в которой лежат – сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма, бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого цветов.
Мастеркласс учителялогопеда по использованию современных методов
моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у
детей с ОНР дошкольного возраста. Открытое занятие в старшей речевой группе
Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Учить: выкладывать модель характеристики звука [С]; различать голоса животных.
2. Закрепить: знания детей о диких животных; знания детей о звуке [С]; умение
различать и выкладывать модели неречевых и речевых звуков.
3. Развивать: фонематическое восприятие, мыслительные процессы (память, внимание,
мышление), эмоции детей.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, корзина ( в которой лежат –
сено, морковь, мёд, шишки, яблоко, грибы), кукла лисы (одевается на руку), ширма,
бумага, ножницы, чашки, ложка, вода, крупа, по 3 коричневых кружка разной величины на
каждого ребёнка, карточки для схематичного изображения характеристики звука, карточки
со схематичным изображением домашних животных, карточки с изображением весёлого и
грустного лица на каждого ребёнка; треугольники серого, белого, оранжевого, коричневого
цветов.
1. Логопед:
Ход занятия
– Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли с вами! А какое сейчас время
года? Как вы догадались? (Дети называют признаки зимы).
Словарная работа: снег, снежинки, снегопад, искрится.
Психогимнастика:
– Как светит солнышко зимой?
– Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.
– Вдруг подул сильный ветер, пошёл снег. Мы замёрзли, съёжились. Покажите.
– А теперь вьюга закончилась. Изза тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы
согрелись и расслабились.
– Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.
2. Логопед:
– Мы находимся на лесной полянке, вокруг лес. Кто живёт в лесу? (Дет перечисляют диких
животных).– Мы знаем, что диким животным сейчас холодно т голодно. Я приготовила корзинку.
Давайте поможем животным, покормим их.
– Какое животное будем угощать? Что ты выбрал?
Дети по очереди достают из корзины грибы, морковь, яблоко, сено, шишки, мёд. Кладут
угощение к картинкам животных.
3. Логопед:
– Сегодня к нам в гости пришла. А кто угадайте:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут её …(лиса).
Логопед надевает на руку куклу лисы и здоровается от её имени с детьми.
4. Выкладывание моделей шумов.
Лиса:
– А вы умеете различать разные звуки? Давайте проверим.
Лиса за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу
ножницами, мнёт бумагу, переливает воду. Дети угадывают действия лисы и выкладывают
карточки со схематическим изображением звуков в определённой последовательности.
5. Игра «Три медведя».
Логопед:
– Вспомним игру «Три медведя». Разложите на столе кружочки
На столах у детей лежат по 3 коричневых кружка разного размера. Закрепляется, что
большой кружок – Михайло Потапыч, средний – Настасья Петровна, маленький –
Мишутка.Логопед произносит реплики в трёх вариантах, а дети показывают нужный кружок.
– Кто сидел на моём стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто спал в моей постели?
6. Характеристика звука [С].
Логопед: Молодцы! Лисичка, а ты буквы и звуки знаешь?
Лиса: Вы знаете, я в лесной школе училась плохо и не знаю ничего.
Логопед: А наши дети изучают звуки и буквы. Какой звук мы начали с вами изучать? (Звук
[С]).
Лиса: А расскажите мне про звук [С].
Дети рассказывают про звук [С] и одновременно вывешивают на доску модель
характеристики звука (согласный, глухой, бывает твёрдый как кубик льда, обозначается
синим кружком, бывает мягкий как травка, обозначается зелёным кружком).
7. Игра «Телефон».
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками.
Лиса: А давайте поиграем с вами в «Телефон».
Лиса шепчет, а дети должны повторить.
САСОСУ
АСОСУС
СЫСОСА
ЫСОСАС
8. Лиса:
Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [С],
вы должны хлопнуть в ладоши.
Слова: сок, шапка, самолёт, сапоги, шарф, солнце, ландыш, санки…
9. Физминутка.Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так!
Медвежата мёд искали
Дружно кустик раскачали
Вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так!
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так!
10. Различение голосов животных,
Лиса: Я сегодня бежала мимо деревни и слышала голоса разных животных, но чьи они я не
знаю. Помогите мне, угадайте голоса животных.
Звучит запись различных голосов домашних животных. Дети угадывают и показывают
соответствующую карточку со схематичным изображением животного.
Логопед: Скажите, голоса каких животных вы слышали, диких или домашних? Чем дикие
животные отличаются от домашних? А лисичка какое животное?
11. Игра «Кто внимательный»
Логопед: У нас с вами в гостях ещё и другие животные. Но иногда я путаюсь, как их
правильно называть. Помогите.
Логопед раздаёт детям кружочки с изображением грустного и весёлого лица.
Логопед: Если я буду правильно называть животное, вы покажите мне кружок с весёлым
лицом, а если неправильно – с грустным.
Логопед показывает картинку с изображением животного и произносит:
елка, бейка, белка;
олк, волк, фолк;
едведь, мудведь, медведь.
12. Лиса: Посмотрите сколько у меня треугольников.
Как вы думаете, на каких животных они похожи?
(Выясняют, что белый треугольник – заяц, серый треугольник – волк, оранжевый – белка,
коричневый – медведь).
Лиса: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны показать треугольниками.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц).
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка).
Лиса: Дети, а вы знаете загадки о диких животных? Расскажите.
(Дети рассказывают загадки, а отгадки показывают треугольниками).
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть
(Волк)
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.(Медведь).
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
13. Подведение итогов занятия и сюрпризный момент.
Лиса:
– О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
– Какой звук мы закрепляли?
– Голоса каких животных мы с вами слушали?
– Я приготовила вам угощение. (Лиса достаёт корзиночку и угощает детей).
– Мне пора возвращаться в свой сказочный лес. До свидания дети.