Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы.
Оценка 4.6

Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
13.03.2020
Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы.
Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы. Цели: построить знания об уникальности дерева - липы; - формировать умение прогнозировать события, действия по представленным фактам и предметам; - воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Мастерская построения новых знаний по краеведению Чудо дерево.docx

Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы.

Цели: построить знания об уникальности дерева - липы;

-   формировать умение прогнозировать события, действия по представленным фактам и предметам;

-   воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

'                        1. Индуктор: Нарисуйте такое чудо-дерево, которое бы обувало,

обогревало, лечило, обеспечивало предметами домашней утвари и даже кормило. Обсудите рисунки в группе, затем проафишируйте перед классом и обоснуйте свое решение.

2.      Выберите из предложенного списка (приложение №1) то дерево, которое соответствовало бы характеристике чудо-дерева, обсудите свое решение и выскажите его вслух.

3.     В ваших высказываниях прозвучало название дерева липа, что ж, остановимся на этом дереве. (Появляется на доске или на мониторе

^                     компьютера липовый лес, а также одинокая липа).

4.    Липа - лечит. Подумайте над этим высказыванием, напишите свой вариант, обсудите в группах, сделайте общий вывод и предложьте его классу. (Идет самоконструкция, социоконструкция и социализация). Затем предоставляется аналог. (Приложение №2). В процессе работы ребятам предлагается заполнить фишбоун (рыбью кость), (приложение №3). На верхних ребрышках записывают части дерева, а на нижних - где используется эта часть.

5.     На экране компьютере появляются кадры, где изображены вещи, изготовленные из липы: деревянные ложки, чашки, кадушки и др. (можно демонстрировать непосредственно сами вещи). Подумайте, посоветуйтесь, из какого сырья изготовлены эти вещи, что вы знаете об этих предметах, а затем выскажите свои мысли вслух. (Социоконструкция, социализация) Найдите приложение №4, ознакомьтесь с его содержанием, что нового узнали об этом дереве, дополните схему новыми данными.

6.   В старину в деревнях детей игрушками, фабричного изготовления, не баловали, (у них просто не было средств на покупку), но у ребятишек игрушки все-таки были. Как, вы думаете, люди выходили из сложившейся ситуации? Обдумайте эту ситуацию каждый про себя, а затем обговорите в группах, и общие мысли выскажите перед аудиторией. .(Самоконструкция, социоконструкция, социализация).

7.    Предлагаю вам прочитать приложение №5. Что интересного вы для себя узнали из него, какие мысли и чувства у вас возникли по этому поводу, поделитесь друг с другом и с классом. Дополните схему.

8.       (Учитель демонстрирует лыко). Перед вами, ребята, лыко. Его получают из коры молодого дерева, сняв верхний слой. Обсудите, чтможно из него изготовить, а затем обнародуйте свои предположения. (Социоконструкция, социализация). Затем учащиеся знакомятся - с приложением №6, дополняют схему.


9. Предлагаем прочитать приложение №7. Что вас удивило в этом тексте, какое открытие для себя вы сделали? Посовещайтесь и выскажите общие мысли вслух. Дополните схему новой информацией. (Социоконструкция, социализация).

10.     Перед вами каравай ржаного хлеба. Я предлагаю вам перечислить продукты, которые необходимы, чтобы испечь его, а затем поделиться рецептом с классом. (Самоконструкция, социоконструкция, социализация). А теперь ознакомьтесь с текстом из приложения №8

Поделитесь с чувствами, мыслями, что вам захотелось сказать друг другу, классу. Дополните схему.

11.   Внимательно рассмотрите свою схему, вернитесь к названию нашего урока, если считаете нужным, сделайте дополнения, поправки, а затем продемонстрируйте свою схему, сделав пояснения.

12.       Рефлексия. Напишите от своего имени липе благодарственное письмо.

Приложение № 1.

Береза, сосна, ель, осина, ольха, тополь, пихта, дуб, липа, кедр, рябина, можжевельник, черемуха, клен.

Приложение №2.

Липа цветет позже всех других деревьев, в конце июня - начале июля и, если нет ветра, густой аромат окутывает дерево, привлекая неутомимых тружениц - пчел. С одного гектара липы можно собрать до 1000 кг меда. Липовый мед ценится выше всех других сортов. Считается, что это прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушенных липовых цветов. Мед также используется при лечении других болезней, особенно внутренних органов.


Приложение №3.

 


 

 

 

 

Приложение №4.

 

Древесина липа - однотонная белая, без оттенков и мягкая. Липовая ш не прочная и не годится для строительства, а также мало дает .Но зато широко используется в декоративно-прикладном искусстве, долбления изготавливали различные кадки Для хранения муки, меда и других жидкостей. Маслобойки, ступы, корыта, солонки, ^карелки, стаканы, ковши, ложки, также изготавливались этим Встречались даже выдолбленные стулья. Скульптурной резьбой спинки стульев, шкафчики для посуды, прялки, ножки столов, и карнизы домов, ворота.

 

Приложение №5.

Умельцы   ухищрялись изготавливать и детские игрушки: для — погремушки, а также игрушечные лапти, мебель для куколок, коврики,  мячи, гармошку, детскую посудку и даже деревянных куколок. Летом из свежего лыка плели футбольный мяч, который набивали тряпьем. После того, как лыко высыхало, получался замечательный прыгучий мяч. Когда говорим о детских игрушках, хочется вспомнить и о свистульках, сделанных из коры веточек молодых лип, такую свистульку мог сделать любой мальчик лет десяти.

 

Приложение № 6.

Из коры молодой липы по весне заготавливали лыко, и в каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из этого материала, которые органично вписывались в интерьер избы. Что только не вязали: вязали корзины для пуха, шерсти, для,хранения угля, для вывозки навоза, корзины для сбора ягод, грибов, овощей. Очень легкими замечательными получались плетеные диваны, сундуки, стулья, кресла, столы.

Много столетий крестьяне не знали лучшей обуви, чем лапти, не зря же Русь называли лапотной. Удмуртские крестьяне отличались своим умением плести лапти. Они знали 13 разновидностей плетения лаптей: русские, удмуртские, чувашские, татарские. На базарах и ярмарках лапти были самым ходовым товаром. Плетением лаптей занимались целые деревни (их в шутку называли «заводами по изготовлению лаптей»). В таких деревнях лапти плели и мужики, и бабы и даже девки.

Приложение №7.

В начале 20 столетия Удмуртия занимала одно из ведущих мест по разделыванию мочала из коры старых лип. Заготовленную в зимний период липу, весной, когда начиналось сокодвижение, липу распиливали на бревна, гору снимали и в мае спускали эту кору в пруды, держали в воде целое лето, а в конце лета снимали с внутренней стороны мочало. Сушили, развешивая, а затем складывали в тюки. Сейчас всюду используются синтетические волокна, поэтому нужда заготавливать мочало отпала. В старину же мочало использовалось всюду: изготавливали дерюгу, коврики на пол, кисточки, вили веревки, также использовали, как повязочный материал. В крестьянских избах пол был некрашеный и для мытья полов использовали мочало. Из покрашенного мочала делали искусственные цветы.

Интересно то, что кору, которая оставалась после обдирания мочала, не выбрасывали, а крыли крыши сараев. Также эту кору, очистив от верхнего темного слоя, использовали вместо досок для перегородок.

Приложение №8.

Идет Великая Отечественная война ... Почти весь урожай, полученный с полей, отправляется на фронт: «Все для фронта, все для победы!». Оставленного зерна не хватало до нового урожая. Люди были вынуждены смешивать муку с лебедой, тертым картофелем и с другими примесями,-но это по весне и летом, а зимой люди ухищрялись примешивать в муку смолотое лыко, которое использовали для плетения лаптей. Из такой муки хлеб получался сдобный, пышный да вот беда, человек, питающийся таким хлебом, мучался страшными запорами. Но не смотря на это, липа помогла выжить в годы страшного лихолетия.

 


Литература

1.  Вахрушева А. И. Лыдзон книга, 3 класс, Ижевск: Удмуртия, 2005

2.   Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов, Ижевск: Удмуртия, 1991

3.   Родное слово // Научно-методический журнал, № 9-10, 2005

4.   Князев А. И. Заяц меняет шубу, Ижевск: Удмуртия, 1990

5.  Туганаев В. Природа Удмуртии, Ижевск: 1985


 

6.  Скачано с www.znanio.ru

Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы

Мастерская построения новых знаний по краеведению «Чудо дерево» для учащихся 3-4 классов начальной школы

Предлагаем прочитать приложение №7

Предлагаем прочитать приложение №7

Приложение №3.

Приложение №3.

Приложение № 6. Из коры молодой липы по весне заготавливали лыко, и в каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из этого материала, которые…

Приложение № 6. Из коры молодой липы по весне заготавливали лыко, и в каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из этого материала, которые…

Но не смотря на это, липа помогла выжить в годы страшного лихолетия

Но не смотря на это, липа помогла выжить в годы страшного лихолетия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020