Математические основы информатики
Оценка 4.9

Математические основы информатики

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
информатика +1
9 кл
20.06.2017
Математические основы информатики
Материал содержит разработку урока (уроков) по изучению правил записи и выполнения действий с числами, представленными в различных позиционных системах счисления. Примеры выполнения арифметических действий приведены для чисел, записанных в 10-, 2-, 8-, 16-ричной системах счисления, но правила вычислений могут быть перенесены на любую позиционную систему счисления. План урока представлен в соответствии с требованиями к уроку по ФГОС.
Математические_основы_информатики.docx
Тема: «Математические основы информатики» УМК. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. 2012г. Сайт book.kbsu.ru – электронный учебник. Л.З. Шауцукова. Тип урока. Открытие нового знания. Цель урока. Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях и правилах в позиционных системах счисления. Планируемые результаты. Личностные.  формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной  деятельности. Метапредметные.    умение определять понятия, создавать обобщения, переносить старые знания на новые, строить рассуждения, умозаключения; умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее развития; развитие ИКТ­компетенции. Предметные. Знать: определение системы счисления, основания системы счисления, правил арифметических действий в позиционных системах. Уметь: выполнять вычисления в различных позиционных системах счисления. Электронные образовательные ресурсы: Сайт book.kbsu.ru – электронный учебник. Л.З. Шауцуковой,  Глава 4. Арифметические основы компьютера. Этап урока 1. Этап мотивации к учебной  деятельности.  Цель: включение обучающихся в  деятельность на личностно­ значимом уровне. 2. Этап актуализации и пробного  учебного действия. Цель: подготовка учащихся и  организация осознания ими  Ход урока Деятельность обучающихся 1 обучающийся пишет ответы по  д/з на доске. Самопроверка выполненного  домашнего задания, выявление  затруднений и потребности в их  решении. Разбор затруднений у доски. Проговаривание правил и  определений ранее изученного. Написание на доске: 10­чная система счисления. Цифры: 0, 1, …, 9. Основание: 10. 2­чная система счисления. Цифры: 0, 1. Основание: 2. 8­ричная система счисления. Цифры: 0, 1, …, 7. Основание: 8. 16­ричн. с.сч. Цифры: 0, 1, …, 9, А, …, F. Основние: 16. Пользуемся 10­чной с.сч. Арифметические действия:  сложение, вычитание, умножение, деление. У доски 1 ученик (остальные в  тетради) выполняет сложение  двух десятичных чисел. Результаты деятельности Саморегуляция (Р) Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К) Деятельность учителя Здравствуйте. У кого есть  вопросы по д/з?  Вызвать одного обучающегося к  доске для написания ответов по  д/з: переводы чисел в  позиционных системах счисления. У кого ответы получились  другими? (Вызвать одного  обучающегося из тех, у кого есть  вопрос или у кого могут быть  затруднения, но он отмалчивается для одного из переводов в 10­ную систему счисления). Опрос учащихся: Дайте  определение позиционной  системы счисления, основания  системы счисления. Какие цифры допустимы для написания чисел в 10­чной, 8­ричной, 16­ричной  системах счисления? Какой  системой мы пользуемся в быту?  Какие действия можно выполнять над числами? Как сложить два 10­чных числа 23510  и 64910 ­ на доске записать. Вызвать 1 ученика к доске. Постановка и решение проблемы  (П) Выражение своих мыслей,  аргументация действий, учет внутренней потребности к  построению учебных действий,  фиксирование индивидуальных  затруднений в проблемном  действии. 3. Этап выявления места и  причины затруднения.  Цель: осознание того, в чем  именно состоит недостаточность  знаний. 4. Этап построения проекта  выхода из затруднения. Цель: реализация построенного  проекта  Учащиеся осознают то, что им  недостаточно знаний для  вычисления в различных  позиционных системах счисления. Обучающиеся совместно с  учителем формируют тему урока. Совместно с учителем  проговаривают известные им  правила сложения 10­чных чисел. Совместно с учителем переносят  старые знания на новые,  определяя способ построения  нового знания (на основе знаний  правил в 10­чной системе  счисления) А как сложить двоичные числа? Сколько будет 112 + 112? разных мнений (К). Планирование целеполагания (Р) Смыслообразование (Л) Умение выражать мысли (К) Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели (П) Самостоятельное создание  способа решения проблемы  поискового характера (П) Давайте определим с вами цель  наших будущих учебных  действий. Какие правила нам необходимо  сегодня разработать на уроке  (определяется совместно тема  урока: Арифметические действия в позиционных системах  счисления). Давайте рассмотрим детально,  как мы складывали два 10­чных  числа?    23510    64910    88410 Начинаем с младшего разряда: 5+9=14 Максимальная цифра в системе  счисления = 9. 14>9. 14 ­ число, не цифра. Уменьшаем 14 на 10 (основание  10­чной системы счисления). 14­10=4 (1) 4 пишем и 1 в уме (переносим в  следующий разряд, подписываем  сверху): 3+4+1=8 – допустимая цифра 2+6=8 – допустимая цифра. Попробуем перенести известное  нам правило на 2­чную систему  счисления. Попробуем сейчас сложить       112      112    1102 1+1=2. Максимальная цифра 1.  2>1. Уменьшаем 2 на значение  основания. 2­2=0. 0 пишем, 1 в уме (переносим в  следующий разряд). 1+1+1=3. 3>1(максимальная  цифра) 3­2(основание)=1(пишем) и 1(в  уме)­в следующий разряд. Этот разбор должен быть на  доске и переписан в тетрадь. Давайте сложим два 8­ричных  числа 2378  и 6458 Кто желает решить пример на  доске? (вызвать желающего, кто  быстрее и правильно решает в  тетради – получает возможность  получить «5» в конце урока). Сложить два 16­ричных числа  (аналогично, учитывая, что  основание=16, а максимальная  цифра 15=F) A3F16 + 4516 1 ученик у доски, остальные  решают в тетради и сверяют. Затем аналогично  рассматриваются правила  5. Этап реализации построения  проекта. Цель: Обеспечение восприятия,  осмысления, первоначального  закрепления учащимися основных понятий. 1 ученик решает на доске,  проговаривая каждое действие и  прописывая его сбоку:      2378      6458    11048 7+5=12 12>7 (максимальная цифра) 17­8(основание)=4пишем (1 в  уме) 3+4+1=8; 8>7; 8­8=0(1) 2+6+1=9; 9>7; 9­8=1пишем(1 в следующий  Общеучебные (П) Аргументация своего мнения и  позиции, учет разных мнений (К) разряд) Сверяет ответ с ответами других  учащихся. При появлении  затруднений останавливаются и  решают возникшую проблему. 1  ученик аналогично решает пример у доски, остальные в тетради,  сверяют, находят затруднения и  устраняют проблему. Решение примеров на умножение  и вычитание в различных  системах счисления на доске  (несколько человек) и в тетради. За компьютерами выходят на сайт book.kbsu.ru. Рассматривают (с  учителем) последовательно  примеры арифметических  действий сложения, умножения,  вычитания в различных системах  счисления. Проговаривают  выполнение действий. Выполнение в группах (по 2  человека) и индивидуально  типовых заданий на новый способ  действий.  Решение примеров в тетради. Сверяют свое решение с  6. Этап первичного закрепления с  проговариванием во внешней  речи. Цель: Обеспечение восприятия,  осмысления и первичного  закрепления основных понятий и  правил действий. 7. Этап самостоятельной работы  по эталону с самопроверкой. умножения и вычитания (начиная  с 10­чного числа на доске,  написанного учителем,  совместный перенос знаний на 2­ чные числа и решение  обучающимися на досках (можно  несколько человек) и на местах 8­ ричных и 16­ричных чисел. Выйти на сайт (с использованием  проектора) book.kbsu.ru.  Рассмотреть с обучающимися и  проговорить правила выполнения  арифметических действий. Выбор эффективных способов  решения (П) Оценивание усвоенного  содержания (Л) Перейти на страницу  Упражнения, дать учащимся  задания для решения и  самопроверки (ответы есть). Записать на доске примеры на  сложение, умножение и  Общеучебные (П) Рефлексия способов и условий Цель: интерпретация нового  способа действия и  исполнительская рефлексия  достижения цели пробного  учебного действия, применение  нового знания в типовых  заданиях.  8. Этап включения в систему  знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление  изученного и подготовка к  изучению следующего раздела. 9. Этап рефлексии учебной  деятельности. Цель: осознание обучающимися  своей учебной деятельности,  самооценка результатов  деятельности своей и других. правильным решением. Обобщить полученные знания и  проговорить общие правила  вычислений. Ответы: складывать, умножать и  вычитать числа в различных  позиционных системах счисления. При делении необходимо знать  действия умножения (по сколько  берем) и вычитания (сколько в  остатке). Запись д/з. действия (П) Оценка, выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено  и что еще подлежит усвоению,  осознание качества и уровня  усвоения (Р) Формирование и аргументация  своего мышления (К) Рефлексия способов и условий  действий, контроль и оценка  результатов деятельности (П) Самооценка, понимание причин  успеха или неуспеха в УД (Л) Выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и  аргументация действий (К) вычитание (в 2­чной, 8­ричной,  16­ричной системах счисления по  одному). Контроль за выполнением  (учитель ходит и смотрит, как  обучающиеся выполняют  задание). В конце выборочно вызывает по 1  ученику к доске для написания  решения. Посмотреть с обучающимися  решение примеров на доске,  проговорить еще раз ход решений. Чему мы сегодня с вами  научились? Какая у нас сегодня цель? Мы ее достигли? Как выполняется деление чисел? Какие правила надо знать? Д/з на сложение, вычитание,  умножение. Дополнительное задание на  деление (кто сможет перенести  полученные знания на новое  действие). Оценки за урок.

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Математические основы информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017