Математическое образование в кадетских корпусах
Оценка 4.8

Математическое образование в кадетских корпусах

Оценка 4.8
docx
математика
27.06.2024
Математическое образование в кадетских корпусах
Математическое образование в кадетских корпусах.docx

                      Математическое образование в кадетских корпусах

 

Первый русский учебник математики — «Арифметика» Леонтия Магницкого — был опубликован в 1703 году. Составитель книги — учитель Леонтий Телятин. Фамилию «Магницкий» ему даровал лично Петр I — за то, что «как магнит привлекал к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». В 600-страничном учебнике по математике Магницкий знакомил детей с десятичным исчислением, сложением, вычитанием, дробями, основами геометрии и тригонометрии. По «Арифметике» учились в России более 200 лет. Михаил Ломоносов назвал ее «вратами учености». Все задания в книге построены на бытовых и жизненных сюжетах.

15 декабря 1752 г. Высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны создан Морской кадетский корпус.

Кроме математики, которую мы теперь называем элементарной, начиная с 60-х гг. в Морском кадетском корпусе для старших воспитанников читался курс высшей математики.

Начало этому положил академик С.К. Котельников, который излагал старшим кадетам разделы высшей математики и специально для корпуса выпустил "Первых оснований математических наук" (Спб., 1766); часть I, впрочем, содержала в себе арифметику.

В конце XVIII в. курс математики был существенно пополнен аналитической геометрией и математическим анализом и поручен академику Н.И. Фуссу.

Морской шляхетный кадетский корпус умел привлечь для преподавания первоклассных математиков своего времени, которые к тому же выполняли его заказы на создание современной учебной математической литературы. В других профессиональных учебных заведениях математическое образование не имело такого высокого уровня.

В 1838 году была издана новая арифметика, автор Цылов – «Арифметика, составленная для руководства кандидатов артиллерийского училища». Этот учебник принадлежит к лучшему числу учебников, написанных русскими авторами.  В нем есть как плюсы, так и минусы. К плюсам относится доступность изложения, к минусам отсутствие логического смысла изложения.

1878 год. Курс арифметики Евтушевского. Курс Евтушевского представляет шагать вперед, развивая теорию (следовательно, математическое развитие). Курс разбит на две части: первая часть – элементарный курс или подготовительный, рассчитан на 3 года; вторая часть – систематический, рассчитан на 2 года. Необходимость такого разделения курса Евтушевский мотивирует тем, что «при обучении детей от семилетнего возраста и до окончания ими общеобразовательного курса нужно различать два периода: накопление понятий и вообще материала, в строгом порядке, для самостоятельного мышления и приучение ученика относиться ко всему изучаемому с охотой, вниманием, желанием постигнуть изучаемое». Данная методика преподавания имела много негативных нападок со стороны учителей. «Автор смотрит на учеников как на идиотов». Это заключалось в слабости теоретических оснований метода.

Преподавание математики страдало от предрассудка, будто этот предмет требует особых способностей. Поэтому все внимание было направлено на способных учеников, т.к. дар математических способностей встречается нечасто.

Но в дальнейшем пришли к другому выводу, что для школьного изучения математики нет надобности в особых способностях. Успех учащихся в данном предмете зависит от учителя. Учитель должен развивать способности всех учащихся. Поддерживать успех в каждом ребенке. Главное для учителя вызвать интерес к предмету и тем самым развивать способности. Отсутствие интереса к предмету и ведет к неуспеху. В математике, более чем в других учебных предметах, успеху мешают недостатки учебного метода.

Образовательно-воспитательная цель математики заключалась:

1) В ознакомлении учеников с общим научным методом с точки зрения установления основных понятия, построения системы определении, развития отчетливой и непрерывной дедукции и пользования символами, как средствами обобщения (средние и старшие классы).

 

2) В никотором приучении учеников к индуктивному методу (младшие классы).

3) В привития ученикам способности к точности, строгости и доказательности суждении с логической стороны (воспитание суждения).

4) В приучении воспитанников к точному и краткому устному и письменному выражение своих мыслей.

5) В развитии функционального мышления, устанавливающего зависимость одного явления от другого, с умением оценить количественную сторону простейших явлений, изучаемых в области физики, химии, космографии, артиллерии и пр.

6) В некотором развитии воображения (пространственная интуиция).

7) В развития навыков - считаться с условиями вопроса, с границами, в которые он поставлен, с данными, имеющимися для его решения, с предыдущими связями его и пр. Изучение математики должно привести к приобретении способности думать покойно, самостоятельно и правильно, к осторожности в суждениях, к точной постановке вопросов, к расчленению их на части, к сдержанности в обобщениях, к постоянному самоконтролю, к уважению истины; вместе с тем оно должно способствовать развитию воображения учащихся, приучать их к напряженному вниманию и к укоренению привычек изящества и аккуратности.

Для достижения этих целей математика, как учебный предмет, должна удовлетворять следующим требованиям:

1) Курс должен быть возможно систематический и обоснованный.

2) Распределение и обработка материала должны соответствовать психологическим особенностям каждого возраста, при чем в младших классах на первый план выступают наглядность и осязательность приемов обучения, а в старших - точность, строгость и изящество выводов.

3) При разработка учебного материала в классе первостепенное значение должна иметь самостоятельная работа учеников.

Практическая цель сводится к приобретению воспитанниками известной суммы математических представлений, понятий, знаний, навыков, умений и интересов, необходимых всякому образованному человеку вообще и будущему офицеру в частности. При этом преподавателям следует проникнуться тем, всеми в настоящее время признанным положением, что общеобразовательный курс математики вполне соответствует силам среднего ученика и что так называемые «неспособные к математике» представляют крайне редкое исключение. В большинстве случаев предполагаемая неспособность объясняется пробелами в предыдущих знаниях, плохою работоспособностью, медленностью соображения и пр.

Концепцию развития математического образования в Российской Федерации приняли 24 декабря 2013 г. В документе отметили проблемы мотивации, содержания и кадрового обеспечения математического образования в Российской Федерации на всех уровнях.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации ставит перед следующие задачи:

-модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

-обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей и др.

     Время бежит, а задачи остаются такими же.

     Современные образовательные тренды: автоматизация, цифровизация, экологизация на фоне усложняющейся реальности — приводят школу в ситуацию постоянной гонки за изменениями в содержании математического образования, формах, методах и подходах в обучении.

      Живя в ситуации неопределённости и усложняющейся реально­сти, мы призваны развивать способности детей, чтобы они смогли самоопределиться, самореализоваться и преобразовать мир, «уме­ние мыслить математически — одна из благороднейших способно­стей человека» (Бернард Шоу).

Литература и источники:

Педагогический сборник, 1876

Российское математическое образование/Ред. и сост. А.П.Карп, Б.Вогели. —- М., МПГУ, 2017.

Развитие математического образования в современной школе: сборник статей учителей, методистов, преподавателей вузов, руководителей образовательных организаций города Новосибирска / отв. ред. М. Ю. Тумайкина. — Новосибирск: ГЦРО, 2019. — 148 с.

https://rg.ru/documents/2013/12/27/matematika-site-dok.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Математическое образование в кадетских корпусах

Математическое образование в кадетских корпусах

В нем есть как плюсы, так и минусы

В нем есть как плюсы, так и минусы

В никотором приучении учеников к индуктивному методу (младшие классы)

В никотором приучении учеников к индуктивному методу (младшие классы)

При этом преподавателям следует проникнуться тем, всеми в настоящее время признанным положением, что общеобразовательный курс математики вполне соответствует силам среднего ученика и что так называемые…

При этом преподавателям следует проникнуться тем, всеми в настоящее время признанным положением, что общеобразовательный курс математики вполне соответствует силам среднего ученика и что так называемые…

Живя в ситуации неопределённости и усложняющейся реально­сти, мы призваны развивать способности детей, чтобы они смогли самоопределиться, самореализоваться и преобразовать мир, «уме­ние мыслить математически — одна…

Живя в ситуации неопределённости и усложняющейся реально­сти, мы призваны развивать способности детей, чтобы они смогли самоопределиться, самореализоваться и преобразовать мир, «уме­ние мыслить математически — одна…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024