Математика. 1 класс. 1 часть.
Урок 26.
Учитель: Решенок Марина Николаевна.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Число и цифра 5».
Основные цели:
Образовательные.
1) сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его
записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать представление о составе числа 5, способность к сложению и вычитанию в
пределах 5;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 4;
4) сформировать представление о пятиугольнике.
Воспитательные.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, чувства взаимопомощи, любовь к
родному краю.
проявлять учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности;
осознавать целостность мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
дать возможность научиться писать цифру пять, складывать и вычитать в пределах 5.
Личностные:
Универсальные учебные действия:
регулятивные
познавательные
находить информацию для решения учебных и жизненных задач;
анализировать, обобщать, делать выводы о результате совместной работы класса и
учителя;
создавать модели объектов;
определять цель деятельности на уроке;
учиться работать по плану;
выдвигать версии.
коммуникативные
слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с
одноклассниками;
учиться работать в паре.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение,
сравнение, аналогия.
Оборудование.
Мультимедийная установка.
Демонстрационный материал:
1) картинки с предметами (одна шишка, две ягоды, три ореха, четыре жёлудя, пять
листочков);
2) графические модели чисел 1, 2, 3, 4, 5;
3) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; 4) карточкилистики с примерами: 3 + 1; 3 1; 4 + 1
5) образец написания цифры 5;
6) эталон числового отрезка;
7) эталон числового отрезка (образование числа 5);
8) 5 грибов;
9) цифры и знаки для составления равенств;
10) образец выполнения задания (уч.с.43 №4, №3);
11) рисунки: белочка, ручеёк, мостик, ёжик, зайчик.
Раздаточный материал:
1) сигнальные линейки.
2) числовые отрезки для решения выражений.
3) картинкипризы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Дети стоят около своих мест.
Ребята, вы любите путешествовать. Давайте отправимся в осенний, сказочный лес.
(Слайд 1).
Старичок лесовичок в лесу за порядком следит, нарушать его никому не велит. Скоро
зима. Дел у него много. Он волнуется, хорошо ли звери готовятся к зиме. Нас просит о
помощи. Готовы отправиться в путь. Проверьте, всё ли вы приготовили на партах.
Итак, в путь!
(Слайд 1, анимация 12). Дети садятся на свои места.
II. Актуализация знаний.
1.Устный счёт.
Мы по лесу пойдём и весёлый счёт начнём.
( Дети считают по цепочке от 1 до 10 и обратно).
А считать через два можете? Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями
и сказать «два». Хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться ладонями и сказать «четыре» и т. д.
Хорошо получилось.
2. Нумерация.
Ручеёк бежит, журчит,
С камушками играет
Нас приглашает.
А камушки необычные – все математические.
(На доске карточкикамушки с цифрами 1, 2, 3, 4)
Расположите числа в порядке возрастания.
Назовите наименьшее число.
Какое число является последующим числу 1? Как получить последующее число?
На сколько больше последующее, чем предыдущее?
Назовите наибольшее число.
Какое число является предыдущим числу 4? Как получить предыдущее число?
На сколько меньше предыдущее число, чем последующее?
Назовите «соседей» числа 3.
Что знаете о числе 4? (стоит четвёртым в числовом ряду, предыдущее – 3, чтобы
получить число 4, надо к 3 прибавить 1)
Где мы можем встретить в жизни число 4. Послушаем, что нам ребята приготовили.
(Домашний минипроект:4 времени года, 4времени суток,4 стороны света, 4
конечности у зверей, 4 колеса у машины, четырехугольник, 4 в комнате угла).
Молодцы!
3. Соотнесение количества с графической моделью числа и с цифрой. Ой, смотрите, кто это?
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч, скачет по лесу
Рыжий циркач.
Белочка зиму ещё ни разу не видела, как к зиме готовиться не знает. Заглянем в дупло к
Белочке! Какие предметы у неё есть? (Дети хором перечисляют: 1 шишка, 2 ягоды, 3
ореха, 4 жёлудя, 5 листочков).
Наведём порядок, соединим предметы с нужной карточкой! (Ученики выходят к доске и
соединяют картинки с предметами с графической моделью числа, остальные
«сигналят» линейкой: зелёный цвет согласны, красный нет).
Обозначим предметы цифрами. (Дети выходят к доске и помещают нужную цифру у
предметов).
Ребята, а для всех ли предметов хватила графических моделей и цифр?
Почему? (Нет модели числа 5. Нет цифры 5).
Сформулируйте тему урока. (Число и цифра 5).
III. Новые знания.
1.Место числа 5 на числовом отрезке.
Ребята, что вы уже можете сказать о числе 5? После какого числа при счёте стоит число
5? (4)
А какое число будет следующим?(6) С числом 6 мы будем знакомиться на последующих
уроках.
Где мы можем встретить число 5? (5 пальцев на руке, 5 лучей у звезд, отметка в школе,
монета 5 рублей, геометрическая фигура: пятиугольник).
Чему мы должны постараться научиться? (Строить графическую модель числа, узнать
состав числа 5, писать цифру 5, узнать состав числа 5, складывать и вычитать в
пределах 5 с помощью числового отрезка).
2.Модель числа 5.
Обсудите в парах, какую лучше использовать модель числа 5? (Четыре точки ставим в
углу квадрата, а пятую в центр).
Соотнесём модель с картинкой.
Сколько листочков? (5). Какой цифрой нужно обозначить? (5).
Умеем правильно писать цифру 5?
3. Письмо цифры 5.
Давайте поучимся писать цифру 5 и самую красивую «подарим» Белочке.
1)подготовка рук к письму, стоя
Разотру ладошки сильно, На замочек их закрою
Каждый пальчик покручу. И тепло поберегу.
Поздороваюсь с ним сильно Выпущу я пальчики,
И вытягивать начну. Пусть бегут, как зайчики.
2)образец написания цифры
На стр. 42 внизу найдите образец написания цифры 5.
Давайте рассмотрим образец. Какие элементы цифры 5 есть у других цифр? (2, 3, 4)
3)письмо
(Слайд №2. Письмо по воздуху с комментированием и показом учителя, письмо на
ладошке, письмо по опорным точкам, сверить с образцом, продолжить
самостоятельно).
– Точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем
вниз в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От
рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь, Спиною к стульчику прижмусь,
Ногами в пол упрусь,
За работу я возьмусь.
Найдите самую красивую цифру и подчеркните её.
5самая отличная, а какая любит лентяев?(2).
Письмо цифр 2 5, чередуя, через клетку.
Физкультминутка.
Упражнения для глаз и для рук, стоя.
3.Числовой отрезок. Вычислительные навыки .
Ребята, посмотрите, через ручеёк раскинулся мосток. Что это за мосток, что напоминает?
(Числовой отрезок).
Как расположены числа на числовом отрезке? (В порядке возрастания).
Что можно сказать о частях числового отрезка между числами? (Они равны между
собой).
Что он нам поможет сделать? (Решить примеры).
Как мы прибавляем с помощью числового отрезка? (От нужного числа отложить
вправо одну единицу)
Какое число получается? (Последующее число).
Как вычитаем? (От нужного числа отложить влево одну единицу).
Какое число получается? (Предыдущее).
Вычислите, используя числовой отрезок.
На доске эталон числового отрезка.
1, 2, 3, 4, 5.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять.
А отрезок не простой,
Он, конечно, … числовой.
Учитель открывает на доске карточкилистики с выражениями и числовыми
отрезками:
3 + 1 =
222
3 – 1 =
У детей на листах числовые отрезки и выражения, где они выполняют действия в
парах. 2 человека у доски. Проверка по сигнальным линейкам.
4 + 1
Прочитайте выражение.
Попробуйте решить его с помощью нашего числового отрезка.
Анализ работы.
Поднимите руку, кто решил пример с помощью числового отрезка.
А у кого не получилось?
Почему?
Какие будут предложения, как получить число 5 на числовом отрезке? (Продолжить на
1 единичный отрезок).
Продлите числовой отрезок.
Какое число получится? (5) Как его получили? (К 4 + 1) А если нужно будет получить
число 6? 7?
Дети встают.
Итак, 5 – это 4 + 1 или 1 + 4 (хором проговорить).
На доске открывается состав числа: 4 + 1, 1 + 4 4.Состав числа 5.
Ребята, мы с вами трудимся, а по нашему мостику Ёжик идёт, и для Белочки грибочки
несёт. Он к зиме засыпает, ему они не пригодятся.
Физкультминутка.
Ёжик шелшелшел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Три грибок, четыре – грибок,
Вот и пятый грибок.
Положил их в кузовок.
Вот какой у Белочки дружок.
Сколько всего грибов? (5) Какие они? (2 больших и 3 маленьких).
По какому признаку Ёжик разложил их? (По размеру)
Поможем Ёжику составить числовые равенства? (Да)
Составим. Где части, где целое? Как называются части при сложении? Целое?
(Ученик у доски).
Проверка («сигналят»).
Составьте второе равенство. Какое правило помогло? (От перестановки слагаемых…)
(один хором)
(Ученик у доски)
Проверка («сигналят»).
Итак, как ещё можно получить число 5? (2+3 или 3+2)
(Помещается на доску: 2+3, 3+2)
Встаньте. Хором: 5 – это 2+3, 3+2, 4+1, 1+4.
Где нам поможет знание состава числа 5? (В решении примеров)
IV. Включение в систему знаний и повторение.
1.№ 4. Стр.43.
А вот зайка бежит
И ушами шевелит.
Он в лесу искал каштаны,
Чтобы Белке подарить.
Помогите уму правильно их разложить.
Какое задание? (Дорисовать точки на свободных половинках до5.)
Сколько точек справа? (4)
Сколько надо дорисовать, чтобы всего в круге стало 5 точек? (1)
Какой цифрой обозначим? Какой пример можно записать? (4+1)
Продолжайте выполнять задание самостоятельно.
Коллективная проверка. Эталон.
Что закрепили? (Состав числа 5)
2.№3. Стр. 43.
Какое задание? (Выполнить действия на числовом отрезке)
Кто решит раньше, встаёт. Дополнительно можно дать задание № 5 стр. 43.
Коллективная проверка. Эталон.
«Просигнальте»: у кого всё правильно – зелёным, у кого были вопросы – красным.
Исправьте, используя образец на доске.
V. Рефлексия.
1. Молодцы, ребята! Очень хорошо поработали. Белочке помогли. Теперь она спокойна.
Запасов на зиму хватит.
А какое число было у нас в гостях и тоже нам помогало? (5)
На доске полный эталон числа 5. Как получить число 5?
Какой цифрой обозначаем число 5? (Цифрой 5). Напишите его по воздуху.
2. – Оцените свою работу! (сигнальные линейки)
Если всё хорошо поняли, со всеми заданиями справились, то зелёный цвет. Если остались
вопросы, жёлтый цвет.
Как много зелёного цвета! Даже дождик перестанет литьполивать. Солнышко порадует
ещё нас и лесных зверят своим теплом. Да и на уроках будет светло и радостно. (Слайд 4)
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Математика. 1 класс. Урок 26. Тема: «Число и цифра 5». Тип урока: ОНЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.