Математика
Единицы стоимости. Рубль. Копейка.
2 класс
Цели:
• познакомить с единицами стоимости – рублем и копейкой
• учить проводить расчёт монетами разного достоинства, выполнять преобразования величин
• совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Оборудование:
• презентация, компьютер
• монеты разных достоинств
• кукла Буратино
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Ребята сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей.
- Садитесь, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Решите задачи. Обоснуйте ответ.
Математика
Единицы стоимости. Рубль. Копейка.
2 класс УМК «Школа России»
Цели:
познакомить с единицами стоимости – рублем и копейкой
учить проводить расчёт монетами разного достоинства, выполнять преобразования
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
величин
Оборудование:
презентация, компьютер
монеты разных достоинств
кукла Буратино
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ребята сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь,
поприветствуйте гостей.
Садитесь, ребята!
1
2. Актуализация знаний.
Решите задачи. Обоснуйте ответ.
В сборочный цех поступило 40 ведер и 50 ручек к ним. Сколько готовых ведер
можно из них сделать? (40)
На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького
трехзначного? (10099=1)
Какое сегодня число?
Какой день недели по счету?
Как он называется?
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
29 сентября
Классная работа.
3. Индивидуальная работа по карточкам.(приложение)
4. . Устный счет.
А) 1 испытание «Вспомните состав чисел».
Откройте учебник на странице 16.
Задание №8.
Надо заселить числовые домики. (записывать будем простым карандашом).
Возьмите в руки простой карандаш.
Б) 2 испытание – «Вспоминай – и быстрее называй»
Слайд 3,4,5,6,7 Внимание на экран.
На экране задание
5. Самоопределение к деятельности.
Слайд 8
Узнать, куда мы сегодня отправимся, вы сможете, если расшифруете слово. Для
этого вам нужно разложить каждое из чисел, которые записаны на доске, на
разрядные слагаемые. Затем найти в крайнем правом столбце число, обозначающее
количество десятков в данном числе, а в верхней строке – число, обозначающее
количество единиц в данном числе, и записать букву, находящуюся на пересечении
этих чисел.
Какое слово у вас получилось? (буфет)
Что нужно взять с собой, отправляясь в буфет? (деньги)
Математики – королева наук!
Без нее не летят корабли
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что по чем не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
Сегодня Буратино принес нам еще один математический секрет, а разместился он в
этом мешочке. Интересно, что там такое?
(Учитель показывает мешочек, который принес Буратино).
Что бы этот секрет узнать, Буратино готов вам помочь.
2
6. Работа над новой темой.
Готовы ли узнать новый секрет?
(Учитель потряхивает мешочек)
Ваши предложения, что там?
Без чего не купишь конфет?
Не заплатишь за вкусный обед? (Без денег)
(Учитель высыпает содержимое мешочка, демонстрирует монеты).
Какие монеты вы знаете? (Дети отвечают) Слайд 9,10
Вот мы и познакомились с новыми величинами.
Есть у нас копейки, есть рубли.
Что больше 1 рубль или 1 копейка?
Слайд 11
Игра «Буфет». Выбирается продавец. На экране продукты для покупки. Выходит
покупатель. Выбирает товар, платит деньги. Возникает затруднение, связанное с
необходимостью сдачи.
Каких знаний нам не хватает? (мы не знаем, сколько копеек в 1 рубле)
Кто знает это?
Как можно получить 1 руб. другими монетами? Слайд 12
А) Внимание на экран. Назовите монеты, которые изображены.
50
ко
п
10
ко
пп
5
ко
п
1
ко
п
Прочитайте задание.
Сколько надо взять монет по 50 коп, 10 коп, 5 коп, 1 коп, чтобы получился 1 рубль?
2 по 50 коп.
10 по 10 коп.
20 по 5 коп.
100 по 1 коп.
Запомним это Слайд 13
Б) Работа по учебнику – страница 16 (устно).
Ребята, найдите задание №1 на странице 16.
Прочитайте задание.
Как узнать, сколько стоит конверт?
А 100 копеек можно заменить одной монетой в 1 рубль?
Так сколько копеек в одном рубле?
Запишите в тетрадях 1 рубль = 100 копеек
В) Задание следующее. №3 стр.16, №3 стр.17
3
50
ко
п
5
ко
п
50
ко
п
10
ко
п
1
ко
п
Задание 1.
Сколько монет и сколько копеек в 1 кошельке?
Задание 2.
Сколько монет и сколько копеек во 2 кошельке?
7. Физкультминутка.
Мы решали, мы решали.
Что – то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
8. Закрепление пройденного материала.
Ребята, из скольких частей состоит задача.
Назовите эти части.Условие, вопрос, решение, ответ.
А) Решение задачи № 4 на стр.16 на доске.
Прочитайте задачу №4 (Хором)
Напишите – Задача 4.
О ком говорится в задаче?
Что о ней известно? Запиши.
Было ? 5руб и 2 руб.
Израсходовала – 6 руб.
Что значит израсходовала 6 руб? (отдала 6 руб)
Что надо узнать в задаче? (Сколько осталось рублей и Иры?)
Осталось ?
Кто догадался во сколько действий будет решаться задача?
Составим программу решения задачи.
Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
Что для этого надо знать? (Сколько рублей было у Иры всего?)
Можем узнать сколько рублей было у Иры? (да)
Каким действием?
1) +;
А потом можем узнать сколько рублей осталось у Иры? (да)
Каким действием?
2) ;
Программу решения составили, теперь будем решать задачу.
Что узнаем первым действием?
1) 5 + 2 = 7 (руб) – было.
Что узнаем вторым действием?
2) 7 – 6 = 1 (руб) – осталось.
Б) Решение задачи №5 на странице 16 на доске.
Найдите задачу №5.
Прочитайте задачу №5 (хором)
Про кого говорится в задаче?
Что они делали? (читали книги)
Какой вопрос поставим к задаче?
Кто пойдет решать задачу к доске?
Ребята давайте составим модель этой задачи.
Как изобразим книги? (0)
Сколько книг прочитал Саша? (10)
Нарисуйте 10 кружков.
4
С
А что сказано про Лену?
Что значит на 4 книги меньше?
( Это значит 10 без 4)
Как изобразим сколько книг прочитала лена?Л.
?
А известно, сколько книг прочитала Лена? (нет, это нужно узнать)
Поставим ?.
Как узнать сколько книг прочитала Лена?
10 – 4 = 6 (к)
Ответ: 6 книг.
Какой еще можно поставить вопрос к задаче? (Сколько всего книг)
Тогда задача будет решаться во сколько действий?
Кто ответит на вопрос – Сколько книг прочитали Саша и лена вместе?
10 + 6 = 16 (к) – всего.
9. Творческая работа над задачей.
Внимание на экран.
Ребята надо выбрать модель к задаче.
Прочитайте задачу.
Задача: На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9.
Сколько птиц сидело на ветке?.
1) 5
9
5
?
?____
5
5_____
9
?
2)
4)
9
3)
9
?
5
(Если не принимать во внимание отношения больше/меньше при сравнении отрезков,
изображающих слагаемые 9 и 5, то правильными являются 2 последние модели.
Однако мы считаем надо обращать внимание на эти отношения слагаемых, чтобы
подчеркнуть возможность перестановки слагаемых в нахождении суммы).
Сравните 3 и 4 модель.
Может быть 5 9 (нет)
Значит подойдет только 4 модель.
Давайте к 4 модели составим 5 модель
5 9
?
10. Домашнее задание. Слайд 14
А) Задача 6 – прочитать
Б) № 7 – преобразовать величины.
11. Закрепление.
А) задача. За питание в школьной столовой вам надо заплатить 68 рублей. Вы принесли
70 рублей. Сколько вам должны дать сдачи? (2 руб) Слайд 15
Какими монетами это сделают?
2 руб, 1 руб и 1 руб.
4 монеты по 50 коп.20 монет по 10 коп.
40 монет по 5 коп.
200 монет по 1 коп.
12. Оценки за урок.
13. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Что особенно понравилось? Что осталось непонятным.
14. Работа в тетради на печатной основе.
А) стр. 20 №50
Список литературы
“Энциклопедия Кирилл и Мефодий” Издательство “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.
Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Учебное пособие “Начало экономики”, М.: Вита
Пресс, 2001 г.
“Большая советская энциклопедия” (БСЭ) Издатель “Новый диск”, 2002 г.
Моро Математика 2 класс Часть 1,2. Просвещение , 2009 г.
6