Конспект открытого урока по математике в 3 классе
МБОУ «ООШ мкр. Керва г. Шатуры
в рамках школьного семинара практикума по теме
«Современный урок в свете внедрения и реализации ФГОС»
Дата проведения: 22 декабря 2015 г.
Учитель: Астахова Наталья Игоревна
Тема урока: Доли
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование урока:
§ компьютер
§ мультимедиапроектор
§ карточки для работы в парах,
§ карточки для фронтальной работы
§ м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
§ презентация к уроку
§ раздаточный материал: полоски, круги и прямоугольники для практической работы
Ход урока
1. Организационный момент.
ü Приветствие.
ü Подготовка рабочих мест.
ü Позитивный настрой на работу.
2. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
ü Чистописание
ü Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
ü Формулирование темы и целей урока.
3. Изучение новых знаний и способов действий.
ü Постановка проблемы, введение нового понятия.
ü Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
4. Первичная проверка понимания изученного.
ü Упражнения в определении долей. Презентация
ü Поиск долей в пословицах.
5. Применение знаний и способов действий.
ü Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
ü Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
ü Первичное закрепление умения сравнивать доли.
ü Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
ü Работа в парах (творческая работа, коллективная проверка).
6. Подведение итогов.
ü Домашнее задание.
7. Рефлексия деятельности.
ü Зафиксировать новое знание.
ü Организовать рефлексивный анализ деятельности.
ü Самооценка деятельности.
Этап урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места. -
Доброе утро всем!
|
|
Личностные (Действие смыслообразования) |
2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока |
1) Минутка чистописания 12 21 - в тетради по образцу - Дайте характеристику кждому числу.
- Проверим ребят, которые работали у доски. - Запишите в тетрадях решение задачи выражением. Прочитайте.
2)Актуализация опорных знаний. Устный счет. - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила. _ Запишите только ответы в строчку, через запятую. * Произведение чисел 6 и 4. * Сумма чисел 45 и 6 *1 множитель – 3, второй – 9. Найдите произведение. *9 умножить на 1. *100 уменьшить на 8. * Найдите частное чисел 16 и 2. *90 умножить на 0 * Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 3 и 4 см - Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось? 2) Формулирование темы и целей урока. -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Посмотрите м/ф!
-Почему рассердился волк?
-В чем его ошибка?
-Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске) Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать») - Учиться образовывать и называть …? - Учиться сравнивать …. (Карточки на доске) - Запишите в тетради тему урока «Доли» |
В это время 2 уч-ся у доски (задача и примеры) Сигнальные круги.
На доске карточки: 51 - П 92 - Ь 82 - К 9 - Л 0 - И 24 - А 8 – С 12 - Н 4 - У 27 - Е
Апельсин
Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»
-Ему не досталось апельсина. -Он не умеет дружить. -Дольку апельсина
-Доли -Узнать что такое доля.
ДОЛИ |
Познавательные (общеучебные)
Коммуникативные
Регулятивные (целеполагание)
|
3.Изучение новых знаний и способов действий |
1) Постановка проблемы, введение нового понятия. - Прочитайте задачу. (На доске)
-Кто сможет решить эту задачу? -Что вам мешает, что вы не знаете? -Хорошо, вернемся к задаче в конце урока.
Беру яблоко и говорю: -С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать?
На доске:
-Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей?
- Как назовем долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? -Какая доля получилась? - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.
На доске дети видят следующую запись: ¼
- Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли» - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. На доске: «Одна какая» Физкультминутка (спортивная под муз.запись)
2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей. -А теперь вы разделите одну полоску на две доли. - Как сделаем?
- Сколько таких долей во всей полоске?
- Какие они между собой? - Заштрихуйте часть. - Как назовем долю? - Кто сможет написать название второй части? - Что обозначает эта запись?
- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. - Как это сделать? - Какие доли между собой? - Заштрихуйте одну четвертую долю. - Напишите на этой части её обозначение. - Что обозначает эта запись?
- Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? - Какие доли между собой? - Как назвать одну долю? - Как записать её название математически? - Что обозначает эта запись?
- Заштрихуйте долю и запишите её название.
|
-Доля-это часть.
-Разрезать.
-Нет. -Нет. Части не равные. -Части должны быть равные.
-Доля-это равная часть.
-Сначала разрезать пополам
-На две доли. Одна доля из двух. Вторая.
- На четыре.
Четвертая (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)
(Мнения детей.)
(Мнения детей.)
(Мнения детей.)
Перегнем полоску пополам. Две
Равные
Одна вторая ½ Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Сложить пополам, а затем еще раз пополам. Равные
¼ Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть Ответы детей. Проверка практическим способом. Равные. Одна восьмая ⅛ Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) |
Познавательные (общеучебные |
4. Первичная проверка понимания изученного |
1) Упражнения в определении долей. Презентация материала.
2) Поиск названия долей в пословицах - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут.
Физкультинутка (танцевальная) |
Устно: ½ 1/5 1/8 |
Регулятивные (контроль, коррекция)
Познавательные
|
5. Применение знаний и способов действий |
1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей. - У вас на партах прямоугольники. Найдите периметр и площадь.
- 1 группа сложите прямоугольники на 2 части, 2 группа – на 4 части. - Чьи части будут больше? 2) практическая работа в сравнении долей. - Найдите площать 1 гр. - одной второй, 2 гр. – одной четвертой. - Кто решит 2 способом? - Какой вывод? 3) Работа по учебнику (стр.92 №2,3, стр. 93 №8)
|
Запись решения в терадях. Взаимопроверка. По 1 уч-ся запись на доске 1ой группы
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля Запись на доске и в тетрадях ½ > ¼ |
Познавательные (действие постановки и решения проблем)
Регулятивные (контроль, коррекция)
Коммуникативные
|
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия |
1)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены? - Что такое доля? - Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей?
- Как сравнить доли?
Урок целей достиг. - Где вы можете использовать полученные новые знания?
2)Домашнее задание Вернемся к задаче про орехи? Теперь сможем ее решить? Это будет дом. зад., придумайте свою задачу про доли. Самооценка успешности - На доске пустая корзинка. Положите в неё зрелый апельсин те, кому урок понравился и вы считаете, что материал вами понят; зеленый апельсин – кому еще надо поработать дополнительно… |
Часть целого Равные части. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
|
Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.