Государственное общеобразовательное автономное учреждение
Амурской области
«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Выступление на МО:
«Коррекционно-развивающая работа на уроках математики»
Подготовила учитель
первой квалификационной
категории: Кислова Л.Г.
2019 год
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому я ищу такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.
При изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости» (7класс), дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие умножения или деления им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы. В связи с этим я использую на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей. Очень часто дети даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый для изучения данной темы.
Во избежание грубейших ошибок, использую упражнения на знание единиц измерения и их соотношения.
Приведу примеры таких упражнений:
1) На наборном полотне выставляю обозначения единиц измерения длины (массы, стоимости);
2) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной;
3) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой.
С целью формирования реального представления о единицах измерения, рекомендую выполнять следующие упражнения:
1) Покажи на руках 1см, 1мм, 1 дм, 1м, 1км;
2) Почему нельзя показать на руках 1км;
3) Продолжи выражение: масса 1 яблока …; масса арбуза …; масса вагона угля …;
4) Продолжи выражение: ширина спички …; длина карандаша …; длина класса ….; расстояние до Челябинска … .
Следующие два задания направлены на развитие воображения и мышления: 1) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3м, масса тыквы – 7кг, цена ручки – 5руб.;
2) Придумай и назови число, полученное при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например, расстояние до леса – 1км 400м, масса картошки – 70кг 800г, стоимость шоколада – 25руб. 70коп.
Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаются упражнения, сопровождающиеся действиями:
1) Заполни пропуски на магнитной доске: 1м =…см; 1кг =…г; 1р =…коп; 1км =…м; 1т =…ц; 1дм =…см; 1ц =…кг; 1см =…мм;
2) Поставь знаки <, >, = (на магнитной доске): 1м … 100см; 1кг…1000г; 1р….1коп; 1км…1000см; 1ц …100кг; 1м…1км; 1кг…1ц.
Затем предлагаю упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины, массы, стоимости.
Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. Например,
1) Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ:
2) Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ (работа на наборном полотне):
3м45см Ответы: 345см; 3045см
7км2м Ответы: 72м; 7002м
9кг60г Ответы: 9060г; 960г
5р7к Ответы: 57к; 507к
С целью активизации умственной деятельности выполняются упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления. Например,
Реши задачу устно:
а) Ваня и Андрей сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1м 20см, а у Миши 120см. Чья скамейка длиннее? Почему?
б) Ученики 8А и 8Б класса пошли в поход. Дети из 8А прошли 9км 500м, а из 8Б – 9500м. Кто ушёл дальше? Почему?
в) Даша и Маша помогали собирать морковь. Даша собрала 12кг 700г, а Маша – 12700г моркови. Кто собрал больше? Почему? и т. п.
На уроках по данной теме также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления.
На этапе объяснения нового материала, формулировка правила несколько упрощена, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию. Правило представлено в виде алгоритма, что также облегчает процесс запоминания. Оно представлено в следующем виде:
Чтобы выполнить действия с числами, полученными при измерении необходимо:
1. Выразить число в мелких мерах,
2. Выполнить действие (умножение или деление).
3. Выразить полученный ответ в крупных мерах.
Правило в полном объеме используется только на первых уроках, затем учащиеся видят только первые фразы алгоритма, что заставляет включать процессы памяти. На следующих уроках текст правила не вывешиваю.
Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками по данной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.
Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений на этапе актуализации знаний, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.
Четко продуманная система коррекционно-развивающих упражнений, включение в обучение дополнительных программированных и занимательных материалов, позволяют учащимся быстрее и успешнее овладеть математическими знаниями и умениями по теме « Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости».
Активизация
познавательной деятельности учащихся- одна из актуальных проблем на современном
уровне развития педагогической теории и практики.
Успех - важнейший стимул активной деятельности
человека.
Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета. В методах обучения и воспитания учитель переходит с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организует творческие, самостоятельные работы, создает ситуацию успеха, т.е. задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции. Приведу некоторые пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе:
Доброжелательное требование выполнения задания.
Особое внимание уделяю началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно провожу устный счет — «гимнастику ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты. Ребята сами или взаимопроверкой оценивают свои знания.
Познавательный интерес - высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение. В начале урока, чтобы активизировать внимание, я предлагаю занимательные задачи и ребята сразу включаются в работу. Например:
-Назовите наименьшее однозначное число.
-Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
-Если температура воздуха была – 8°, а потом потеплело на 6°, положительной ли стала температура?
-Сколько человек в трех квартетах?
-Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.
-Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна сторона квадрата?
-Сколько лет было совершеннолетнему три года назад?
-Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в 9 утра?
-Сколько ступенек у лестницы, где средняя – 8-я ступенька?
-Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
-Если бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, сколько бы ему осталось искать?
И таких занимательных вопросов у нас в копилке предостаточно. На уроках СБО использую викторины, кроссворды, аппликации, рисование по теме «Посуда».
Организовываю работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник или учитель, чтобы можно было спросить, выяснить непонятные задания. Этому способствует групповая, коллективная форма работы.
Проверку домашнего задания провожу в начале или в конце урока. Задания для проверки также составляю сама, они зависят от темы урока и состава класса. Например:
а) прочитать примеры по- разному;
б) назвать только четные числа, которые получились в ответах
( нечетные, однозначные...);
в) составить подобный пример и объяснить его решение;
г) ответы первого столбика увеличить в 10 раз.
д) найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика;
е) из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются
ответами 1 столбика.
ж) хлопком определить правильный ответ из названных учителем.
Устные задания даю учащимся в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, с разрезными цифрами.
а) Игра «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе установления аналитико-синтетической связи между компонентами:
- назвать только знак;
- назвать только действия;
- назвать только компоненты;
- назвать только результат действия.
б) Многофункциональное упражнение «Числовой ряд».
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом:
61, 329, 736, 50, 314, 75, 90
-назвать только двузначные;
-назвать только трехзначные;
-назвать только круглые десятки;
-назвать число, в котором 3 сот. и 9 ед и т.д.;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
Делаем вывод:
- Сколько чисел записано на доске?
- Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел?
- Отличие числа от цифры.
Задачи на расположение
1. Расположите три одинаковых квадрата таким образом, чтобы получилось семь квадратов.
2. Расположите три прямые таким образом, чтобы образовались шесть острых, шесть тупых углов.
3. Расположите два острых угла таким образом, чтобы образовались четыре тупых угла.
4. Расположите семь окружностей таким образом, чтобы образовались 12 восьмерок.
5. Расположите пять треугольников и три круга в четыре ряда таким образом, чтобы в каждом ряду было две фигуры одного вида и одна фигура другого вида.
Задачки- шутки.
1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге встретил три легковые автомобили и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
5. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кто Васька подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке?
6. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из противников?
7. Пара лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
8. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет он весить, стоя на двух ногах?
9. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось?
10. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?
11. Два отца и два сына поймали трех зайцев - каждый по одному. Как это могло быть?
Математические задания выстраиваю таким образом, чтобы максимально стимулировать интеллектуальную активность, анализирующее наблюдение, формирование и развитие логических приемов умственных действий — сравнения, обобщения, синтеза, анализа, классификации, систематизации.
Оценивая результаты обучения математике, я хотела бы отметить, что детям очень нравится такая работа – они ждут уроков математики, готовы заниматься ею дополнительно по собственному почину и многие ребята предпочитают математику всем другим урокам.
Основные задачи
специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление
недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно
отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде,
социальная адаптация в условиях современного общества.
При определении задач обучения математике учащихся школы VIII вида необходимо
исходить из этих главных задач. Добиться овладения учащимися системой доступных
математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в
будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю
жизнь, — главная общеобразовательная задача обучения математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.