27.04.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:
М. Сервантес Саведра. "Дон Кихот". Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.
Образ Санчо Пансы.
Цель урока: познакомить учащихся створчеством Сервантеса Сааведра; прочитать и проанализировать отдельные главы из романа «Дон
Кихот»; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать
способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить
слабого.
Задачи:
развивающая развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать
образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного
текста с учетом его смысла и чувств.
выводы; развивать творческие способности.
Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие
лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной
мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают
целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся
проникаются пониманием, что поэзия это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно
выразительных средств по законам стихосложения.
Метапредметные: Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к
их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме,
читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать
правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Универсальные учебные
действия
I.
Мотивация
познавательной
деятельности.
Оргмомент.
Актуализация опорных
знаний
Подготовка к уроку. Приветствие.
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу
хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я
хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас
новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы
друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Проверка домашнего задания
Учащиеся приготовились к
уроку, проверили
принадлежности.
Слушаем пересказ прочитанных
глав
П:
формулирование
познавательной цели
К: оформлять свои Постановка цели и задач
урока
Воспринимают информацию
мысли в устной
форме;
П: ориентирование в
своей системе
знаний;
осуществление
анализа объектов.
П: осознанное
построение речевого
высказывания в
письменной форме
Р: Проговаривание
последовательности
своих действий
П:(общеучебные)
определение
основной
информации,
извлечение
Кто такой Дон Кихот, знает любой образованный
человек: Дон Кихот – это человек, который ради
достижения высоких целей готов идти наперекор
общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами,
преодолевать любые преграды, даже если результат его
усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах
окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится
выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как
он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных
представлений о добре, красоте, благородстве.
Дон Кихот – рыцарь Печального Образа, пусть и
смешной. Но далеко не каждый читал роман Мигеля де
Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот,
точнее 50летний идальго (мелкопоместный дворянин)
Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов,
возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший
себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот
Ламанчский (ЛаМанча – область на юговостоке Кастилии,
центральной провинции Испании; именно там находилось
безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор
Алонсо).
Герой отделился от романа и зажил отдельной
жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином. Но,
как писал в начале ХХ в. испанский философ Хосе Ортега
иГасет, гдето на небесах Сервантес, творец «Дон Кихота»,
с печальной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы
понять его. А чтобы понять Сервантеса, надо прежде всего
прочитать роман. При этом читателю надо сосредоточить
внимание не только на том, что делают Дон Кихот и другие
персонажи, но и на том, что они говорят; по мнению одного из критиков, «Дон Кихот и Санчо не делают ничего важнее
того, что говорят друг с другом».
Итак, на заре XVII века в испанской литературе
появились две довольно странные фигуры: нескладный
рыцарь на тощем коне и толстенький оруженосец на
упитанном ослике. Они вошли в жизнь людей, чтобы
надолго стать олицетворением человечности, благородства,
честности, отзывчивости и доверчивости. Это, как вы уже
поняли, Дон Кихот и Санчо Панса. Вот так рядом и идут
они через столетия, вызывая порой насмешки, порой
восхищение, а порой и просто недоумение, а за ними всегда
следует писатель, придумавший их, – Мигель де Сервантес
Сааведра (имя этого испанского писателя записано на
доске). Так и идут они вместе в веках, автор и его герои.
II. Организация
познавательной
деятельности
Работа над темой урока
Запись в тетради даты и темы урока.
Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие
записи.
Н а д о с к е :
«Свобода… есть одна из самых драгоценных
щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут
сравниться никакие сокровища».
Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат
главному герою романа Сервантеса «Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский». Ведь не случайно, определив себя
в странствующие рыцари, Дон Кихот так формулирует свою
цель: защищать тех, «кого Господь и природа создали
свободными». Это тем более показательно, если учесть, что
Сервантес начал создавать свое творение в 1602 году,
находясь в… тюремной камере.
В поисках заработка Сервантес переезжает в
Сообщение учащихся
Работают со статьей
учебника
П:
осознанное
построение речевого
высказывания
в
письменной форме
Р:
Проговаривание
последовательности
своих действий
П:(общеучебные)
определение
основной
информации,
извлечение
информации Севилью, большой портовый город, поступает на службу. К
составлению счетов и деловых бумаг Сервантес не имел
навыков, поэтому он дважды попадал в тюрьму: то его
обвиняли в недозволенной покупке, то в растрате казенных
денег, так как банк, где хранились собранные им налоги,
обанкротился. Во время одного из таких пребываний за
решеткой писателю, по его признанию, и явился образ
человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и
отправившегося совершать подвиги в подражание героям
любимых книг.
В 1605 году первая часть романа вышла в свет и
имела огромный успех. С тех пор это произведение
настолько прочно вошло в сокровищницу мировой
литературы, что даже трудно представить себе человека,
который бы не был с ним знаком. Интересно отметить и то
влияние, которое оно оказывало на русских писателей. О
«Дон Кихоте», например, Пушкин писал Гоголю и
советовал, когда создавались «Мертвые души», брать
пример с Сервантеса.
Испанцы встретили роман с улыбкой, они были
убеждены, что Сервантес написал этот роман главным
образом для того, чтобы высмеять рыцарские романы и
навсегда отбить у соотечественников охоту их читать,
потому что это чтение было похоже на эпидемию,
сравнимую, пожалуй, только с повальным увлечением
детективами наших современников.
Что же такое «рыцарский роман»? Как правило, в
нем доблестный рыцарь совершает неслыханные подвиги во
славу Прекрасной Дамы,
сражается с опасными
чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит
на помощь обиженным. Таким образом, рыцарские романы
развлекают и взывают к добрым чувствам. Они написаны
доступным языком, динамичны, притягивают извечно
волнующими темами – смертельной опасности и любви. Работа над романом «Дон
Кихот»
«Почему же это надо было пародировать, что не устраивало
в рыцарских романах?» – можно задать такой вопрос. По
мнению автора, в них не затрагивались животрепещущие,
вечные темы; читателю, погружаясь в мир рыцарского
романа, не приходилось много думать.
Произведение Сервантеса сначала воспринимается
как забавное, необычное чтение, но со временем сюжет
уступает место образу. Становится понятным, что главное в
романе – не события и их последовательность, а образ
совершенно необычного человека, настолько необычного,
что его имя стало символом. Поэтому при чтении очень
важно обращать внимание на то, как к своему герою
относится автор, Мигель де Сервантес.
Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы,
который обладает всеми положительными качествами
человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью,
мудростью,проницательностью и правильным ощущением
жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота
из корыстных соображений (желает стать губернатором
острова), то,испробовав эту должность на себе, мудро
изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для
которого родился, и отказывается отгубернаторства.
Под влиянием дон Кихота душа Санчо Пансы становится
тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл»
уступает место народной мудрости, герой понимает, что
«делать добро всегда правильнее, нежели зло».
В романе звучит вера автора в неисчерпаемую мощь
духовных возможностей человека, его способности к
ясному и трезвому познанию действительности.
Следует порекомендовать для обязательного чтения при
подготовке к урокам прочитать главы
I—IV, VI—VII, XVII, XXVII, XL, L—LII, LVII.
Читают роман по главам
– Р: волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения;
– П: анализ,
обобщение,
классификация;
– П: извлечение из
текстов
необходимой
информации;
– П: установление
причинно
следственных связей;
– К: выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью;
– К: Чтение романа «Дон Кихот» (VI—VII глава)
Физминутка.
Подведение итогов
Рефлексия.
Оценки за урок.
1. «Микрофон»
– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания
учащихся.)
Как вы себя оцениваете?
Что вам удалось сегодня, а что требует доработать?
Выставление и комментирование оценок.
Учащиеся высказывают свое
мнение, аргументируя свой
ответ.
Домашнее задание.
Читать роман по главам
Записывают домашнее
задание в дневник.
формулирование и
аргументация своего
мнения в
коммуникации;
– Л: осознание
ответственности за
общее дело;
– П: выполнение
действий по
алгоритму.
– Р: контроль,
коррекция, оценка;
– П: рефлексия
способов и условий
действия.
– Л: самооценка на
основе критерия
успешности;
– К:формулирование
и аргументация
своего мнения, учет
разных мнений;
– П: построение
логической цепи
рассуждений,
выведение
следствий;
П: умение делать
выбор и
обосновывать его.
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы для уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.