14.03.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:
Нравственный выбор в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.
Цель урока: формировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить
положительные и отрицательные черты подросткового периода; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные
качества в учениках.
Задачи:
1. Образовательные
1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.
2. Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя и сравнительной характеристики героев.
3. Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.
2. Развивающие
1. Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах
2. Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.
3. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа героев.
4. Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.
3.Воспитательные
1. Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают
целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к
их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме,
читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать
правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: комбинированный.Технологическая карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные
действия
I.Мотивация познавательной
деятельности.
Оргмомент.
Постановка цели и задач урока
Приветствие. Поверка
отсутствующих.
Учитель: Отрочество… Именно
тогда познаются первые уроки
добра и зла, потому что каждый
подросток делает свой выбор. Я
думаю, что многие из вас слышали
выражение «сделать свой выбор».
Как вы понимаете это выражение?
Тема нашего урока «Нравственный
выбор моего ровесника в
произведениях В. Астафьева и В.
Распутина». Подберите
однокоренные слова к слову
«нравственный».
Определите цели нашего урока. О
чем мы сегодня будем говорить?
Чему должны научиться? Что для
себя понять?
Учащиеся приготовились к уроку,
проверили принадлежности.
Ученик: Это совершенный поступок,
хороший или плохой.
Ученик: Нравственность, нрав.
П: ориентирование в своей
системе знаний;
осуществление анализа
объектов.
Р: Проговаривание
последовательности своих
действий
П:(общеучебные)
определение основной
информации, извлечение
Определяют цели урока
Сопоставив героев произведений В.
Астафьева и В. Распутина, мы
определим, какие выборы в отношениях
со сверстниками и взрослыми делаютII. Организация познавательной
деятельности
Работа над темой урока
герои произведений и почему? Что
положительного и отрицательного несут
их поступки?
П: осознанное построение
речевого высказывания в
письменной форме
Р: Проговаривание
последовательности своих
действий
Работа с толковым словарем
Ученик: Это поступки, совершаемые
человеком в соответствии с теми
правилами поведения, которые приняты
в обществе.
П:(общеучебные)
определение основной
информации, извлечение
информации
Изучение нового материала.
Обратимся к «Толковому
словарю» Ожегова и определим
лексическое значение слова
«нравственность»
Нравственность правила,
определяющие поведение,
духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе,
а также выполнение этих правил
поведения.
Что же такое «нравственный
выбор»?
Учитель: Исследователь русской
литературы Ю. В.Лебедев
утверждает: «Два свойства
детской души дороги:
непосредственная чистота
нравственного чувства и
способность легко и свободно
восстанавливать гармонию во
взаимоотношениях с миром».
Насколько прав исследователь
русской литературы в своемвыводе? На этот вопрос мы
ответим сегодня. Я же предлагаю
вам вспомнить эпизоды из
прочитанных произведений и
проанализировать жизненные
выборы главных героев.
Эти мальчишки общаются с
разными людьми: со сверстниками,
родителями (или другими
родственниками), и учителями.
Герои произведений ваши
ровесники.
Чье мнение для них и для вас
более важное, а чье менее
значительно?
Учитель: Перед вами – таблица, в
которую мы будем записывать
выводы. (Таблица продублирована
на доске).
Герой В. Астафьева общается с
левонтьевскими ребятами.
Обратимся к эпизоду
«Левонтьевские мальчишки
предлагают обмануть бабушку».
Прослушайте пересказ этого
эпизода и подумайте над вопросом
«Как ведет себя герой? Почему он
не смог дать отпор левонтьевским
мальчишкам?»
Учитель: Запишем вывод в
таблицу
Ученик: Более важно мнение
сверстников, менее важное других
людей.
Заполнение сравнительной таблицы
Ученик: Для него мнение сверстников
было важнее, чем мнение взрослых
людей, поэтому он решил доказать
ребятам, что не боится бабушку.Учитель: Продолжим наши
наблюдения. Обратимся к эпизоду
из рассказа Распутина «Игра
подростков в «чику». Прослушайте
этот эпизод и подумайте над
вопросом «Принимает ли главный
герой правила игры, навязанные
сверстниками? С чем он не может
смириться?»
Чтение по ролям эпизода из
рассказа Распутина «Игра
подростков в «чику».
Учитель: Как ведут себя герои в
отношениях со сверстниками?
Учитель: Как правило, каждый
поступок имеет свои последствия.
Это находит отражение в
отношениях со взрослыми как в
школе, так и дома. Вспомните, к
чему привел обман героя рассказа
«Конь с розовой гривой»? Найдите
в тексте строки, которые говорят о
душевных переживаниях героя.
Учитель: Скажите, как повлияла
эта история на его дальнейшие
Ученик: Этот мальчик не принимает тех
условий, которые ему навязывают Вадик
и ребята, поэтому оказывается избитым.
Ученик: Для героя Астафьева мнение
левонтьевских ребят значимо, поэтому
он «идет у них на поводу», а герой
рассказа Распутина более независимый в
своих решениях: терпит побои, защищая
правоту своих взглядов.
Ученик: (Чтение эпизода со слов «
Бабушку надул…»поступки?
Учитель: Герой рассказа
Распутина старается быть честным,
но обманывает учительницу Лидию
Михайловну. Как он это делает и
почему?
Учитель: Ребята, нужно ли
обманывать взрослых? А почему
это делают дети?
Учитель: А как вы думаете,
взрослым обманывать можно?
Почему Лилия Михайловна пошла
на обман? Имела ли она право это
делать?
Учитель: Как вы думаете,
возможны ли дружеские отношения
между учителем и учеником? А
как сам автор отвечает на этот
вопрос?
Какие выборы в отношениях со
взрослыми и сверстниками
делают герои произведений и
почему? Что положительного
и отрицательного несут их
Ученик: Эта история не прошла для него
даром: случай он запомнил на всю жизнь.
Чтение эпизода со слов «Сколько лет с
тех пор прошло!»
Ученик: Она была человеком из другого
мира. Чтение эпизода со слов «Она
сидела передо мной…». Мальчик боялся
правды, ему было стыдно: его могли
выгнать из школы! Стыдно ему было и
изза того, что он был бедным, и голод
заставлял его идти на это
«преступление».
Ученик: Нет, но дети заблуждаются,
ошибаются, поэтому и обманывают
взрослых.
Ученик: Она не нашла другого способа,
чтобы помочь этому мальчику. И этот ее
обман можно оправдать.
Ученик: Да, если учитель помогает
ученику.
Ученик: Делает обобщение по
материалам таблицыпоступки?
Но оба героя обманывают
взрослых: один бабушку, другой
учительницу.
И «находят в себе смелость»
признать свои ошибки, получают
уроки на всю жизнь.
Учитель: Произведения, которые
мы с вами прочитали, являются
автобиографическими, то есть
написанными на основе событий из
собственной жизни авторов. Как вы
думаете, зачем о своих не оченьто
хороших поступках авторы нам
рассказали?
Оба героя примерно одного возраста.
Они общаются с ребятами как в школе,
так и во дворе. Мнение сверстников для
героя рассказа В. Астафьева «Конь с
розовой гривой» важно: он хотел
доказать левонтьевским ребятам, что не
боится бабушку и может ее обмануть. А
вот герой рассказа В. Распутина «Уроки
французского» не терпит обмана в игре с
Вадиком и другими мальчишками,
отстаивает свою точку зрения. Он более
сильный и независимый.
Ученик: Мы должны учиться на чужих
ошибках и не совершать собственных.
Физминутка
Подведение итогов
Рефлексия.
«Микрофон»
Учащиеся высказывают свое мнение,
– Р: контроль, коррекция,Оценки за урок.
Но герои этих произведений –
люди другой эпохи. Кто из них
более близок вам? (Голосование с
обоснованием).
аргументируя свой ответ.
Домашнее задание.
Написать сочинение
«Нравственный выбор моего
ровесника в произведениях В.П.
Астафьева и В.Г. Распутина».
Записывают домашнее задание в
дневник.
оценка;
– П: рефлексия способов и
условий действия.
– Л: самооценка на основе
критерия успешности;
– К: формулирование и
аргументация своего мнения,
учет разных мнений;
П: умение делать выбор и
обосновывать его.