Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"
Оценка 4.6

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
25.05.2017
Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"
формирование информационной компетентности.docx
Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и  пользоваться  полученными знаниями,   т.е.   как   сформулировал   фр   политич.   деятель   Жак   Делор   –  научиться   познавать, делать, жить и жить вместе. Задача    образования   в   информационном   обществе   –   воспитать   ученика,   обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а   роль   ученика   из   ведомого   учителем   –   в   роль   партнёра   в   процессе   обучения.   Руководящая, информационная,   контролирующая   функция   процесса   традиционного   обучения   в   условиях информационного   общества   преобразуется   в   ориентирующую,   презентационную   функцию   ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­  Вместо   передачи   суммы   знаний   –  развитие  личности  учащегося   на   основе   освоения способов деятельности. Основным   непосредственным   результатом   образовательной   деятельности   становится формирование ключевых компетентностей. Формирование   у   учащихся   ключевых   компетентностей   в   учебном   процессе   называется компетентностным   подходом.   Внедрение   данного     подхода   –   это   важное   условие   повышения качества   образования.   А   одной   из   главных   ключевых   компетентностей   в   подходе   является информационная компетентность.        Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная   компетентность   ­   это   способность   и   умение   самостоятельно   искать, анализировать,   отбирать,   обрабатывать   и   передавать   необходимую   информацию   при   помощи устных   и   письменных   коммуникативных   информационных   технологий.   Другими   словами, информационная   компетентность   ­   это   свойство   личности,   проявляющееся   в     способности находить,   хранить   и   применять   информацию   в   различных   её   видах   (вербальном,   графическом, символическом, цифровом).        Какое отражение данная  проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные   результаты  освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,     передачи   информации   в соответствии   с     коммуникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями   учебного предмета. Кроме того, отмечается, что  предметные результаты  освоения основной образовательной программы начального общего образования  с учётом специфики содержания предметных областей, включающих   в   себя   конкретные   учебные   предметы,   должны   отражать:   умение   самостоятельно выбирать  интересующую   литературу:  пользоваться   справочными  источниками  для   понимания  и получения дополнительной информации.  Таким   образом,   информационная   грамотность   в   новом   образовательном   стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.        Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника? Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную,   так   и   внеурочную   деятельность,   так   как   эти   виды   деятельности   взаимодополняют   и взаимообогащают друг друга.  В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов»  заключается в том, чтобы   ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как?   Почему?   В   результате   ученики   структурируют     текст   и   в   дальнейшем   опираются     на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет  справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём   «антиципации»,   предвосхищения,   интуитивного   предвидения   возможных   будущих событий.  Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема   ученики   устанавливают   соответствие   между   имеющимся   собственным   опытом   и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо.  Приём «синквейн».  Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации,   подготавливает   к   исследовательской   работе   в   будущем   и   обеспечивает   развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами»  предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают  текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём   «ведения   дневника   или   бортжурнала»  позволяет   в   ходе   изучения   темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла  в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют   информацию   в   виде   связного   устного   или   письменного   текста,   объясняя   логику выбора   оснований,   демонстрируют   операционно­деятельностную   составляющую информационной компетентности.   т.е. Приём «водопад»  позволяет получить информацию от детей   по теме или относительно какого­либо   понятия   с   целью   структурирования.   Например,   на   доске   слово   «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения,  которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый   ­   между   старыми,   уже   усвоенными   знаниями   и   новыми   фактами.   На   уроке окружающего   мира   по   теме   «Домашние   и   дикие   животные»   в   1   классе   детям   предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого   и   более   высокого   уровня.   Во   2   классе   на   уроке   русского   языка   по   теме   «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась. И  приём   несоответствия  между  научными  знаниями  и   житейскими,  благодаря  которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом   использования   этого   приема   является   способность   учащихся   к формулированию   собственной   аргументированной   позиции,   исходя   из   собственного   опыта   и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент.  Приём «Выбор задания».  Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам  воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы».   Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный.  Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является  создание проблемной ситуации  .  С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой   Еленой Леонидовной.   является   применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который    должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для   формирования   информационной   компетентности   важным   Весьма   эффективным   методом   формирования   информационной   компетенции   является проектный   метод.   Под   проектом   понимается   специально   организованный   учителем   и самостоятельно   выполняемый   детьми   комплекс   действий,   завершающихся   созданием   продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.  Здесь   необходимо   отметить     позволяют поддерживать высокий уровень  мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.    использование   учащимися   ИКТ,   которые    Как   измерить   сформированность   информационной   компетентности   учащихся   начальных За   2   года   ведения   кружка   "Инфознайка"   учащиеся   познакомились   с   программами: графический редактор  MS  Paint,  Текстовый редактор  MS  Word, редактор  MS  Power  Point;   MS Excel,   научились   работать   в   Интернете.   Использование   ИКТ   открывает   новые   возможности   не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности.  Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.       классов? На данном этапе в основном   велась работа по формированию информационной компетентности.   В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью   "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса  и  "Комплексных работ", которые   состоят из текста и 12 заданий, содержательно   связанных   с   текстом.   Выполнение   заданий,   в   основе   которых   использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной  компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того,   насколько   сегодня   эта задача   будет реализована  в  практику   работы школы,   зависит  успешность социализации учащихся в будущем.

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"

Материалы по теме "Формирование информационной компетентности у школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017