Материки и океаны.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан». 2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur28.doc
Окружающий мир (2­й класс). Урок 28. Тема: Материки и океаны.  Цели: 1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».  2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 3  3  4 Повторение. – Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, что  изображают на карте и глобусе; о значении цвета на карте.) – Тогда возьмите листочки с заданием и придумайте загадку­описание, а  остальные группы их разгадают. 1­я группа                        2­я группа © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы.3­я группа                          4­я группа На доске появляются слова: Ось вращения, меридианы, параллели, полюса. – Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии и точки, придуманные   человеком   для   того,   чтобы   проще   было   ориентироваться   на поверхности нашей планеты.) – В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (В путешествии.) – А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие? –  Мы разделимся на две команды. Одна будет передвигаться по Северному тропику,   другая   –   по   Южному.   Какой   транспорт   выберем?   Посмотрите   на карту. (Наверное, корабль.) – В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло   в   дороге,   или   о   том,   что   встретилось   на   пути.   Возьмите   свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.  1­я встреча.             Название_______________ суша или вода 2­я встреча.             Название_______________ суша или вода 3­я встреча.             Название_______________ суша или вода 4­я встреча.             Название_______________ суша или вода 5­я встреча.            Название_______________ суша или вода 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 20126­я встреча.            Название_______________ суша или вода 1­я команда. –  Мы   обнаружили   Атлантический   океан,   Северную   Америку,   Тихий   океан, Евразию, Индийский океан, Африку. 2­я команда.   –  Мы   обнаружили   Атлантический   океан,   Южную   Америку,   Тихий   океан, Австралию, Индийский океан, Африку. –  Перечислите   разные   названия   географических   объектов,   с   которыми   вы встретились.   (Атлантический   океан,   Северная   Америка,   Южная   Америка, Тихий океан, Евразия, Австралия, Индийский океан, Африка.) – На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.) – Опишите увиденные вами участки воды. Что в них общего? – Какое общее название они имеют? – Раньше они были предметом нашего обсуждения? – Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (Актуализация знаний.) – Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? – Какое общее название они имеют? –  Как   вы   думаете,   чему   сегодня   будет   посвящён   наш   урок?   (Мы   будем знакомиться   с   названием   участков   суши   и   воды.   Ответим   на   вопрос,   как называются участки суши, окружённые со всех сторон водой.)         © ООО «Баласс», 2012План (примерный).   3   3 Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? ΙΙ . Совместное  ΙΙ. Совместное  открытие знаний.  1 4 3 3 4 3 1  3  3  4  3 – Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?  Проверим свои предположения по учебнику на с. 96. (Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.) – Все ли материки повстречались нам в пути? (Мы не встретили Антарктиду.) –  Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по Северному Ледовитому океану.) –  Давайте   рассмотрим   материки   и   попробуем   сравнить   их.   Откройте   карту полушарий на с. 128–129. Какой материк самый большой? (Евразия.) – Какой материк самый маленький? (Австралия.) – Чем Евразия и Северная Америка похожи? (Они располагаются в Северном полушарии.) – Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? (Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.) – На каких материках много равнин? (Это Южная Америка и Евразия.) – Где самые высокие горы? Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты © ООО «Баласс», 20121. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. –  Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? (Они располагаются в Южном полушарии.) Учитель   предлагает   показать   материки   на   карте   полушарий   у   доски   и поместить   на   них   заранее   вырезанные   контуры   из   цветной   бумаги   (с помощью магнитов). Это облегчает их показ (по контуру легче показывать). – Найдите самый большой и самый маленький океан. – В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? – Какой океан омывает сразу четыре материка? – А какой океан омывает пять материков? – Сколько материков омывает Атлантический океан? – Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? – Почему его называют самым необычным океаном, вы можете узнать на  с. 101. – А кто знает, какая вода в океанах и морях? Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски. – Только ли материки встречаются на океанском просторе? – Далеко ли от материков располагаются острова? –  Как   называются   большие   части   суши   вместе   с   островами?   Поищите   в учебнике   на   с.   97.   Сколько   таких   частей   существует?   (Такие   участки называются  частями   света.   Частей   света   шесть:   Европа,   Азия,   Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.) – Какая часть света состоит из двух материков? – Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? © ООО «Баласс», 2012– Подготовьте свои рассказы. 1­я группа. Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский  океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света:  Америку, Азию, Африку. 2­я группа. Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? .ΙΙΙ Самостоятельное применение знаний. 1. Работа в группах.   4 – Ребята, выберите сами интересный материал и расскажите:               – о самом большом материке;               – в каких частях Евразии с древних времён селились люди;               – о материках в Южном полушарии;               – о материках в Западном полушарии.  © ООО «Баласс», 20122. Работа в Рабочей тетради.  – Выполните задание 1 и 2 в Рабочей тетради. М Каждая   группа   может   взять   листок   для   любознательных   и   выбрать самую интересную информацию. 1. Побывав на Земле примерно 250 млн лет назад, мы бы обнаружили на ней только   один   материк   –   суперконтинент   Пангею.   Через   50   млн   лет   она раскололась  на  два   материка:  Лавразию  и  Гондвану.  Первая  тяготела  к северу, а вторая к югу. Они, в свою очередь, постепенно раскалывались на части   и   расходились   в   разные   стороны   или   сближались   друг   с   другом, нанося сокрушительные удары, – это одна из причин появления некоторых гор,   –   пока   не   образовались   современные   материки   и   океаны.   И   сейчас материки очень медленно перемещаются друг относительно друга. 2.   Легенда   рассказывает,   что   у   финикийского   царя   Агенора   была   дочь Европа. Всемогущий Зевс похитил прекрасную деву и переправил на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор так и называется.  Азия   –   имя   одной   из   дочерей   бога­титана   Океана.   Так   же   именовались племена за Каспием. В XIII веке эту часть света называли Катаем, и только со времён Великих открытий вернулись к старому греческому названию. 3. Как известно, вода в океане солёная. Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности земной суши, то она окажется покрытой слоем соли толщиной около 150 метров. © ООО «Баласс», 2012V.Ι  Итог урока. – Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Деятельность учеников:  перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте.  Понятия: часть света, материк, океан (ученики осваивают эти понятия к концу года).   Как устроена поверхность Земли  Энциклопедическая справка Большая   часть   поверхности   Земли   покрыта   водой.   Суша   распределена   очень   неравномерно,   её   отдельные   массивы разобщены широкими морскими и океаническими пространствами.  © ООО «Баласс», 2012Такое распределение суши и моря оказывает большое влияние на движение воздушных масс, морские течения и в целом на климат Земли. Материки   объединяют   в   две   группы.   Южную   группу   составляют   Африка,   Австралия   и   Южная   Америка.   Многие географы включают в эту группу и Антарктиду, которая, как и все уже названные, входила в состав Гондваны. В северную группу входят Северная Америка и Евразия. Северные материки протянулись от жаркого пояса освещённости до поляр­ ного, а южные большей частью расположены в жарком поясе. Каждый материк имеет свои особенности, отличающие его от других. Двух одинаковых материков нет. Евразия – самый большой по площади материк с очень разнообразной природой, Северная Америка отличается большими контрастами в природе,  Южная Америка  – самый увлажнённый и «зелёный»,  Африка  – самый жаркий,  Австралия  – самый сухой, Антарктида – самый холодный, покрытый льдом материк. Часть света – это материк или часть материка с прилегающими к нему островами. Частей света, как и материков, шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия с Океанией и Антарктида. Географическое   положение   определяется   по   отношению   к   экватору,   тропикам, географическим объектам.  Главное отличие нашей планеты – обилие океанов, составляющих единый Мировой океан. Первое деление океана на части провёл в 1650 году голландский географ Варений. Океанов на нашей планете пять.  Южный океан  омывает берега Антарктиды. Северную границу его проводят по условной линии схождения вод полярных и умеренных широт (между 50" и 60" ю. ш.).1 В   жизни   планеты   роль   океана   огромна.  Океан  –   накопитель   тепла   на   планете,   что   определяется   замечательными свойствами воды. Поверхность океана поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Океан поставляет  в атмосферу влагу, питает осадками сушу. Во взаимодействии океана и суши особенно велика роль воздушных масс.  Огромную роль во взаимодействии океана и суши играют океанические течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между ними. Течения от экватора к полюсам переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мировой круговорот воды обеспечивает  поступление воды с океана на сушу. Эта вода стекает в реки, озёра, образует часть  полярным   кругам,   крупным 1 В учебнике для 2-го класса использовано традиционное деление Мирового океана на четыре океана. © ООО «Баласс», 2012подземных вод, увлажняет почвы, обеспечивает жизнь различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан, взаимодействуя с сушей, определяет облик всей нашей планеты. © ООО «Баласс», 2012