М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Оценка 4.9

М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература
08.02.2020
М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.rtf

Урок литературы в 7 классе

Тема : "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Подготовила Свешникова О.Н.

школа №5 поселка Алмазар Чиназского района Ташкентской области

 

Технологическая карта урока Тип урока : конкурс и    аналитическая беседа

Цели урока:1) обучающая: изучение новых понятий и терминов, детальное изучение содержания произведения;2) развивающая: овладение навыками анализа текста,  развитие самостоятельного независимого мышления, овладение навыками выразительного чтения ;3) воспитательная: воспитание уважения к мнению другого человека, толерантного отношения к окружающим, приобретение навыков работы в коллективе.

Наглядности и оборудование: иллюстрации к произведению Н.Муратова, , Кукрыниксов, рисунки учащихся, карточки с вопросами, проектор.

Методы урока: метод Блума, работа в группах.

ХОД УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. Учитель отмечает отсутствующих учеников.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1)Один из учеников рассказывает по кластеру, составленному на прошлом уроке об основных этапах жизни и творчества Салтыкова-Щедрина

(слайд№1)

2) Второй ученик пересказывает содержание прочитанной дома сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».(слайды №2, №3, №4)

3) Ученики показывают рисунки, выполненные ими по содержанию произведения и рассказывают по ним изображенный сюжет в своем понимании.

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Класс делится на три группы, которые называются: «Гротеск», «Аллегория» и «Гипербола». Далее урок будет проходить в форме конкурса между этими группами.

1.Команды по-очереди представляются, дают определение своего названия, которое все остальные учащиеся записывают в тетрадь.Кроме того, ребята должны выделить элементы названного литературного приема в тексте.

Например:1)Гротеск-это изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.В сцене «остервенения генералов» один генерал у другого откусывает орден.Здесь предельное увеличение, доведенное до абсурда-орден воспринимается генералами как часть тела.

2)Аллегория-иносказательное изображение предмета, явления, с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.Здесь: генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.

3)Гипербола-чрезмерное преувеличение свойства изображаемого предмета. Генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.

2.На дом было дано задание: выяснить значение непонятных слов из текста.Учитель раскладывает карточки со словами и по одному ученику из каждой группы вытягивают билет и сразу же отвечают на вопрос.

Карточка №1: Объясните, что означает слово ОКАЗИЯ(Ответ:1.Удобный случай для отправки чего- нибудь с кем-нибудь;2.Редкий, необычный случай.)

Карточка №2: Каково значение слова РЕГИСТРАТУРА?(отдел учреждения, где производится регистрация кого-нибудь, чего-нибудь.)

Карточка №3: Что такое КАЛЛИГРАФИЯ и РАНДЕВУ?(Каллиграфия-искусство красивого и четкого письма;Рандеву-свидание (с франц.)

3.Группам учащихся предлагается выделить в тексте элементы сказки и реальности.Каждая из групп составляет таблицу письменно, затем работа сдается учителю для оценивания, а на экране появляется Слайд №5:

Реальное в повести: генералы, регистратура, пенсия.

Сказочное в повести: сказочные формулы-«жили-были», «по-щучьему велению, по моему хотению», «сказано-сделано», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Проводится сравнение с работами учащихся.

4.Далее- беседа по вопросам, записанным на карточках:

1)Как жилось генералам до того, как они попали на остров?

2)Как чувствуют себя генералы на острове? Какие чувства они испытывают?

3) О чем пишут в газете, которую генералы нашли на острове? Как это на них действует?

4)Какие чувства охватывают генералов, когда они находят мужика?

5) Как мужик смог накормить генералов?

6) Почему мужик при всем изобилии еды взял себе одно кислое яблоко?

7)С какими словами обращаются генералы к мужику после того, как наелись?

8)Как, по вашему мнению, автор относится к своим героям?

9)Почему «сказки для детей изрядного возраста»?

10)Что делает «Повесть…» похожей на басню?

11)Есть ли в произведении фантастическое?

12)Для чего используются автором гротеск, аллегория, гипербола?

13)Какие человеческие пороки высмеивает автор?

14)Как автор относится к своим героям?

15)Какие именно моменты выделяют художники? Почему?

После обсуждения учащиеся записывают определение сатиры. Сатира- это беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. Гротеск, гипербола, аллегория- сатирические методы.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Объявление итогов конкурса, выставление и комментирование оценок.

Учащимся, которые хотят повысить свой балл предлагается ответить на вопрос:

-Какой можно сделать вывод по произведению?(Автор обличает пороки современного ему общества: тупость, неприспособленность генералов к жизни, рабская покорность все умеющего мужика, угодничество, психология раба, низкий уровень самосознания, неумение постоять за себя.)

-Чем заканчивается сказка? Соблюдена ли в концовке традиция сказки?

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить 5 тестов по содержанию сказки и ответить на вопрос: Актуально ли, по- вашему, это произведение в наши дни? Свой ответ аргументировать.

Урок литературы в 7 классе Тема : "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок литературы в 7 классе Тема : "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Например:1)Гротеск-это изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде

Например:1)Гротеск-это изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде

Почему мужик при всем изобилии еды взял себе одно кислое яблоко? 7)С какими словами обращаются генералы к мужику после того, как наелись? 8)Как, по вашему…

Почему мужик при всем изобилии еды взял себе одно кислое яблоко? 7)С какими словами обращаются генералы к мужику после того, как наелись? 8)Как, по вашему…

М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020