М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
Оценка 4.6

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.02.2017
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
Цель: • Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века; • Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; • Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора; • Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма; • Совершенствовать навыки конспектирования. Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы. Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»Разработка урока по литературе
Салтыков - Щедрин.docx
Тема: М.Е. Салтыков­Щедрин. Жизнь и творчество писателя. Цель: ∙        Рассказать об общественно­исторической жизни России конца 70­х годов XIX века; ∙        Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова­Щедрина; ∙        Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя­ прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора; ∙        Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова­Щедрина –  идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма; ∙        Совершенствовать навыки конспектирования. Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы. Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции  учителя. Устные ответы по плану. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами  М.Е.Салтыкова­Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь  и творчество М.Е.Салтыкова­Щедрина» Ход урока I.                  Организационный момент. II.               Словарная работа. Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола, гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика. III.           Характеристика общественно­исторической жизни России 70­х  годов XIX века. В конце 60­х, в 70­е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов.  Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и  покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии,  «хроническое голодание». Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу.  Его протест  выразила революционная молодежь 70­х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход  борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата. Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ»,  рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они  заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное  крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А  царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в  тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку. Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на  Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни  организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам»  Салтыкова­Щедрина (апрель 1884). Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков­Щедрин в 70­е годы продолжили дело Чернышевского и  Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей­ разночинцев. Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные  произведения Салтыкова­Щедрина. В те же 70­е годы  Л.Н.Толстой публикует роман  «Анна Каренина», во второй половине 60­х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70­е гг. – романы «Идиот», «Бесы»,  «Подросток», «Братья Карамазовы». IV.            Актуализация эмоционального восприятия учащихся. Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины». V.               Мотивация учебной деятельности. О значении и характере творчества М.Е. Салтыкова­Щедрина. Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству  почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло  русское общество. (М. Горький)          Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова­Щедрина  – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России  50­60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий  представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий  психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему  великих писателей­психологов.          Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал  высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг  уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и  основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и  буржуазного хищничества, как Салтыков­Щедрин. VI.            Работа над темой урока. Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы  самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он  писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть  еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние  годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в  «Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и  общества…» Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спас­угол Тверской губернии в семье  богатых помещиков. В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой  купеческой семьи, «кулак­баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на  ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила  состояние семьи. Жестокость помещицы­крепостницы сочеталась в ее характере с  умелой хваткой буржуа­накопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей:  «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец  вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того,  необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не  загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то  чтобы скупость, а какое­то упорное скопидомство». Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее  силы были направлены на приобретательство. Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на  котором выделялись большие, выпуклые, не по­детски суровые глаза под густыми  бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и  бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его.  Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за  смелость и независимость характера. Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в  миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за  собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у  крепостных, но и у членов семьи. Позднее родные – мать, братья, сестры, ­ а знакомые помещики послужили Салтыкову­ писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана.  Многие образы жестоких помещиц­накопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В  произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых  проходило его детство. Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал  грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил  в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился  читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре  мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших  детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона. В 1826г. Салтыков­Щедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт,  созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты­ декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др.  Экзамены сдал сразу в 3 класс. В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников  был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские  науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по  его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и  выразилось усиленною стихотворною деятельностью. Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика»­ наполнено глубокой любовью к Пушкину.  Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой  деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других  стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор  поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет. После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного  министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком  Петрашевского. М.В. Петрашевский (1821­1866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения  французских социалистов­утопистов, ратовали за уничтожение крепостнических  порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г.  Кружок петрашевцев был разгромлен. В 1847­1848гг. под влиянием В.Г.Белинского Салтыков­Щедрин начинает писать  рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. –  начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается  повесть «Противоречия» под псевдонимом  М.Непанов. И по проблемам и по образам  повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно  видно и влияние гоголевской натуральной школы. В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» ­ еще более резкая и  определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России  конца 40­х годов XIX века. Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть  немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку.  Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении  жандарма на обязательную службу. За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий.  «Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», ­ писал Салтыков 22 декабря 1852г. Брату Дмитрию. Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти  Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько  месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного  обличителя самодержавно­крепостнического государства. В журнале «Русский вестник» были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин. В 1856г. Салтыков­Щедрин женится на дочери вятского вице­губернатора Елизавете  Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая  его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого  сатирика. Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыков­Щедрин провел  на государственной службе. Был вице­губернатором в Твери и Рязани, председателем  казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был  прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вице­губернатора  Салтыкова стали называть «вице­Робеспьером». Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в  литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек  горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости. В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в  то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется  против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать  революционно­демократические взгляды Чернышевского и Добролюбова. В 1868 г. Салтыко­Щедрин окончательно оставляет службу, убедившись в  безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым,  который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные  записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни. 28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателя­демократа. Творчество щедрина отразило все важнейшие общественно­политические процессы  второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы  щедринской сатиры по­прежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного  обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017