М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.02.2017
Цель:
• Рассказать об общественно-исторической жизни России конца 70-х годов XIX века;
• Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;
• Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя-прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;
• Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество Салтыкова-Щедрина – идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;
• Совершенствовать навыки конспектирования.
Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.
Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции учителя. Устные ответы по плану.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»Разработка урока по литературе
Салтыков - Щедрин.docx
Тема: М.Е. СалтыковЩедрин. Жизнь и творчество писателя.
Цель:
∙ Рассказать об общественноисторической жизни России конца 70х годов XIX века;
∙ Сообщить основные сведения о жизни и творчестве М.Е. СалтыковаЩедрина;
∙ Дать представление о многосторонности творческой деятельности писателя
прозаика, драматурга, критика, публициста, редактора;
∙ Сказать о тех идеалах, которые освещали все творчество СалтыковаЩедрина –
идеалах нравственной чистоты, гуманности, гражданственности, демократизма;
∙ Совершенствовать навыки конспектирования.
Тип урока: урок сообщения новых знаний; лекция с элементами беседы.
Основные виды работы и формы контроля. Аудирование. Запись плана лекции
учителя. Устные ответы по плану.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация с портретами
М.Е.СалтыковаЩедрина работы И.Н.Крамского и иллюстрированным альбомом «Жизнь
и творчество М.Е.СалтыковаЩедрина»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Мировоззрение, гражданственность, скопидом, невежда, невежа, ретроград, гипербола,
гротеск, «эзопов язык», парадокс, обыватель, солидарность, типический, фантастика.
III. Характеристика общественноисторической жизни России 70х
годов XIX века.
В конце 60х, в 70е годы в России поднимается очередная волна крестьянских бунтов.
Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть остатков крепостничества и
покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут еще неурожаи, эпидемии,
«хроническое голодание».
Бунтующее крестьянство не было способно на организованную борьбу. Его протест
выразила революционная молодежь 70х годов – НАРОДНИКИ. Веру в успешный исход
борьбы вселяла Парижская Коммуна, легендарная борьба французского пролетариата.
Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей «пошли в народ»,
рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую революцию. Они
заблуждались. Далекое от идей социализма, сплошь неграмотное, нищее, озлобленное
крестьянство не поняло и не приняло народников. Это был их идейный разгром. А
царское правительство довершило разгром: сотни народников были заключены в
тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.
Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено покушение на
Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр III начал с казни
организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик реакции раскручивался
все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по «Отечественным запискам»
СалтыковаЩедрина (апрель 1884).
Н.А.Некрасов и М.Е. СалтыковЩедрин в 70е годы продолжили дело Чернышевского и
Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую группу писателей
разночинцев.
Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо», основные
произведения СалтыковаЩедрина. В те же 70е годы Л.Н.Толстой публикует роман
«Анна Каренина», во второй половине 60х гг. Ф.М.Достоевский создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70е гг. – романы «Идиот», «Бесы»,
«Подросток», «Братья Карамазовы».
IV. Актуализация эмоционального восприятия учащихся.
Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполины».
V. Мотивация учебной деятельности.
О значении и характере творчества М.Е. СалтыковаЩедрина.
Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству
почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло
русское общество. (М. Горький)
Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича СалтыковаЩедрина
– явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России
5060 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий
представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий
психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему
великих писателейпсихологов.
Продолжив и углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал
высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг
уничтожающей критике не только государственное устройство России II века XIX, но и
основы эксплуатарского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы
второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и
буржуазного хищничества, как СалтыковЩедрин.
VI. Работа над темой урока.
Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы
самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В.Короленко: «Был он
писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть
еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние
годы мы знаем лишь то, что он писал. Да едва ли было что узнавать: он жил в
«Отечественных записках»… Болело у него то, что болело у русской печати и
общества…»
Родился М.Е. Салтыков 27 января 1826г. В селе Спасугол Тверской губернии в семье
богатых помещиков.
В доме полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой
купеческой семьи, «кулакбаба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на
ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила
состояние семьи. Жестокость помещицыкрепостницы сочеталась в ее характере с
умелой хваткой буржуанакопителя. Щедрин так характеризовал своих родителей:
«Отец был по тогдашнему времени порядочно образован, мать – круглая невежда; отец
вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того,
необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не
загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то
чтобы скупость, а какоето упорное скопидомство».
Мать, как и отец – Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее
силы были направлены на приобретательство.
Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на
котором выделялись большие, выпуклые, не подетски суровые глаза под густыми
бровями. Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и
бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его.
Братья и сестры не очень любили Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за
смелость и независимость характера. Крепостное «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в
миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за
собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у
крепостных, но и у членов семьи.
Позднее родные – мать, братья, сестры, а знакомые помещики послужили Салтыкову
писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. Так, братья Дмитрий
и Илья явились прототипами Иудушки Головлёва, брат Николай – прототипом Степана.
Многие образы жестоких помещицнакопительниц навеяны его матерью и знакомыми. В
произведениях Салтыкова изображены также крепостные, в окружении которых
проходило его детство.
Домашнее воспитание Салтыкова было весьма скудным. Шестилетнего Мишу обучал
грамоте крепостной художник Павел, трагическую судьбу которого Салтыков изобразил
в «Пошехонской старине». Мальчик очень любил своего учителя, но когда он научился
читать и писать, для продолжения «образования» пригласили священника. А вскоре
мать и вовсе отказалась от мысли нанимать учителей: воспитание Миши и младших
детей она возложила на дочь Надежду, вернувшуюся из пансиона.
В 1826г. СалтыковЩедрин сдал экзамены в Московский дворянский институт,
созданный недавно из Университетского благородного пансиона, где учились поэты
декабристы, Лермонтов, Грибоедов, Вяземский, Жуковский, Баратынский и др.
Экзамены сдал сразу в 3 класс.
В1838г. Волею начальства и по настоянию матери Щедрин как один из лучших учеников
был отправлен в Царкосельский лицей казеннокоштонным пансионером. Лицейские
науки не смогли увлечь Салтыкова, и он не только «пристрастился к чтению» но и, по
его собственным словам, почувствовал решительно влечение к литературе, что и
выразилось усиленною стихотворною деятельностью.
Первое стихотворение Салтыкова – «Лирика» наполнено глубокой любовью к Пушкину.
Стихотворение «Наш век» проникнуто чувством острой неудовлетворенности, жаждой
деятельности. В нем сильно влияние Лермонтова, которое сказывалось и на других
стихах Салтыкова. В эти же годы Салтыков переводит из Байрона, Гюго, Гейне. Выбор
поэтов свидетельствует не только о большой начитанности лицеиста, но и о серьезности
его интересов. Однако строгий к себе Салтыков вскоре критически пересматривает свое
поэтическое творчество и по выходе из лицея стихов больше не пишет.
После окончания лицея в 1844г. Салтыков был зачислен в канцелярию военного
министерства, но интересы его совсем иные. Он еще теснее сближается с кружком
Петрашевского.
М.В. Петрашевский (18211866гг.) и его единомышленники были сторонниками учения
французских социалистовутопистов, ратовали за уничтожение крепостнических
порядков и за установление в России республиканского способа правления. В 1849г.
Кружок петрашевцев был разгромлен.
В 18471848гг. под влиянием В.Г.Белинского СалтыковЩедрин начинает писать
рецензии на книги для детей и книги, посвященные вопросам воспитания. 1847г. –
начало литературной деятельности. В журнале «Отечественные записки» печатается
повесть «Противоречия» под псевдонимом М.Непанов. И по проблемам и по образам
повесть очень близка к «Герою нашего времени» Лермонтова, хотя в ней явственно
видно и влияние гоголевской натуральной школы.
В марте 1848 г. Была напечатана повесть «Запутанное дело» еще более резкая и
определенная оценка непримиримых классовых противоречий самодержавной России
конца 40х годов XIX века.
Это были дни революционных событий во Франции, напугавшие Николая I. Повесть
немедленно заметила царская охранка, рассмотрела её вместе с повестью «Противоречия», и 27 апреля царь лично подписал указ о ссылке Салтыкова в Вятку.
Двадцатидвухлетнего юношу отправляют в мае 1848г. В Вятку в сопровождении
жандарма на обязательную службу.
За восемь лет ссылки Салтыков повидал многое, столкнулся со множеством безобразий.
«Провинциальная жизнь – великая школа, но школа очень грязная», писал Салтыков 22
декабря 1852г. Брату Дмитрию.
Разрешение о возвращении из ссылки было получено Салтыковым только после смерти
Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько
месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного
обличителя самодержавнокрепостнического государства. В журнале «Русский вестник»
были напечатаны «Губернские очерки» под псевдонимом Н. Щедрин.
В 1856г. СалтыковЩедрин женится на дочери вятского вицегубернатора Елизавете
Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился в ссылке. Красивая, но не разделяющая
его интересов светская женщина не стала единомышленником и другом великого
сатирика.
Почти десять лет (с 1854 по 1868гг. с небольшим перерывом) салтыковЩедрин провел
на государственной службе. Был вицегубернатором в Твери и Рязани, председателем
казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.
Решительный и требовательный, не терпящий никакого подхалимства, Салтыков был
прям и резок с вышестоящим начальство. Вскоре в губернии вицегубернатора
Салтыкова стали называть «вицеРобеспьером».
Люди, близко знавшие Салтыкова, с уважением говорили, что в службу, как и в
литературу, он вкладывал всю свою страстную душу. Этот внешне суровый человек
горел, волновался, бушевал по поводу всякой, даже самой малой несправедливости.
В начале 1862 г. Салтыков вошел в состав редакции журнала «Современник», как раз в
то время, когда Н.Г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость. Вместе с
редактором журнала Н.А. Некрасовым он преодолевает гонения цензуры, борется
против либеральной группировки внутри редакции, продолжая отстаивать
революционнодемократические взгляды Чернышевского и Добролюбова.
В 1868 г. СалтыкоЩедрин окончательно оставляет службу, убедившись в
безнадежности своих усилий облегчить жизнь народа. Он снова вместе с Некрасовым,
который после закрытия «Современника» стал редактором журнала «Отечественные
записки». Щедрин связывает свою судьбу с этим журналом почти до конца жизни.
28 апреля 1889г. Перестало биться сердце великого писателядемократа.
Творчество щедрина отразило все важнейшие общественнополитические процессы
второй половины XIX века. Его сатира провидела далеко вперед. Проблемы и образы
щедринской сатиры попрежнему актуальны. На долгом пути социального и духовного
обновления человечества Щедрин неизменно будет нашим соратником.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.