Механизм функционирования рынка
Оценка 4.7

Механизм функционирования рынка

Оценка 4.7
Лекции
docx
правоведение
Взрослым
05.01.2017
Механизм функционирования рынка
Тема: Механизм функционирования рынка Введение…………………………………………………………………………...3 1.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………..4 2.Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие достижения равновесия на рынке………………………………………………..7 3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя……………..13 4. Неравновесное состояние рынка. Государственное регулирование экономики и равновесие………………………………………………………...15 Заключение……………………………………………………………………….21 Список литературы………………………………………………………………22 Рынок всегда представляет отношения между двумя сторонами: со стороны производителя выступает продавец, со стороны потребителя - покупатель. Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами - законом спроса и законом предложения. Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
механизм функцион рынка.docx
Содержание                        стр. Тема: Механизм функционирования рынка  Введение…………………………………………………………………………...3 1.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………..4 2.Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие  достижения равновесия на рынке………………………………………………..7 3. Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя……………..13 4. Неравновесное состояние рынка. Государственное регулирование  экономики и равновесие………………………………………………………...15 Заключение……………………………………………………………………….21 Список литературы………………………………………………………………22 2 Введение Рынок   всегда   представляет   отношения   между   двумя   сторонами:   со стороны   производителя   выступает   продавец,   со   стороны   потребителя   ­ покупатель. Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами ­ законом спроса и законом предложения. Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно­технического прогресса, интенсификации производства   и,   в   конечном   счете,   для   более   полного   удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое   преимущество   в   использовании   побудительных   стимулов   к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рыночная   система   обладает   определенным   внутренним   порядком   и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать. Рыночный механизм ­ это механизм формирования цен и распределения ресурсов,   взаимодействия   продавцов   и   покупателей   товаров   и   услуг   по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона   стоимости,   законов   спроса   и   предложения,   закона   убывающей предельной   полезности,   закона   убывающей   отдачи   и   т.д.   Действие   этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка. Цель работы: Изучить механизмы функционирования рынка. Задачи: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования 2. Рассмотреть вопросы взаимодействия спроса и предложения, рыночное равновесие, основы рыночного ценообразования. 3 3. Изучить   равновесие   рынка,   неравновесное   состояние   рынка. Государственное регулирование экономики и равновесие. 1.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие  между  спросом   и предложением   лучше  всего   можно понять,   если   рассматривать   кривые   спроса   и   предложения   совместно.   В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке E, в которой пересекаются кривые спроса Dи предложения S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена ­ равновесной (рис. 1). Точка равновесия характеризует такое состояние рынка, когда объем спроса   на   товар   равен   объему   его   предложения,   а   установившаяся   цена устраивает   одновременно   и   продавца,   и   покупателя.   Если   предложение превысит   спрос,   то   товар   перестанут   покупать,   и   поэтому   продавцы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысится [3]. При   ценах   ниже   равновесной   имеет   место   избыточный   спрос, означающий   превышение   объема   спроса   над   объемом   предложения.   Это обстоятельство   находит   выражение   в   дефиците   товаров.   При   ценах   выше равновесной   существует   избыточное   предложение   (излишек),   означающее превышение объема предложения над объемом спроса [8]. Если рынок не находится в состоянии равновесия, то цены движутся в направлении к равновесному уровню. Когда имеет место избыточный спрос, производители (продавцы), обладая рыночной властью, 4 Рис. 1. Рыночное равновесие могут   диктовать   условия   купли­продажи   потребителям   (покупателям) поднимать цены и при этом продавать столько продукции, сколько хотели бы по более высоким ценам. Такая ситуация на рынке характеризуется как рынок продавца. Когда   на   рынке   наблюдается   значительное   превышение   предложения   давление   со   стороны над   спросом   (избыточное   предложение), нереализованных   товаров   заставляет   производителей   снижать   цену,   а потребители   получают   возможность   широкого   выбора   товаров.   Такая ситуация получила название «рынок покупателя». Саморегуляцию рынка и восстановления равновесия (на прежнем или новом уровне) А. Смит описал как действие «невидимой руки». Таким образом, при взаимодействии спроса и предложения на рынке возможны следующие ситуации: 1.   Ситуация   неудовлетворенного   спроса   (избыток   –   дефицит):   Qd   >   Qs дефицит = Qd ­ Qs (цена повышается); 2. Избыточное предложение (перепроизводство): Qd < Qs перепроизводство = Qs – Qd (цена понижается); 3. Рыночное равновесие по Маршаллу: Qd = Qs справедливо в долгосрочном периоде. Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение определенных условий. 5 Во­первых,   равновесие   рассматривают   по   отношению   к   какому­либо отдельному   виду   товаров,   а   от   изменения   цен   других   товаров   при   этом абстрагируются, считая их цены неизменными. Ясно, что в жизни, в реальном рыночном   механизме   это   условие   не   соблюдается.   Но   тем   не   менее,   для теоретического   анализа   приходится   рассматривать   сначала   явления обособленно [3]. Во­вторых, следует учитывать, что при этом не происходит увеличение доходов покупателей, цены товаров, конкурирующих с данным товаром, не меняются и т.п. Обычно, когда фиксируют изменение спроса и предложения, а также   условий   рыночного   равновесия,   то   оговаривают,   что   указанные соотношения имеют место только «при прочих равных условиях». Эта фраза как раз и указывает, что рассматриваемые рыночные отношения применимы к некоторому   идеальному   рынку   совершенной   конкуренции,   в   котором отсутствуют монопольные цены.  Кроме   того,   имеется   в   виду,   что   другие   факторы   при   этом   не учитываются. Поэтому равновесие между спросом и предложением в данном случае   принято   называть   частичным,   поскольку   оно   касается   только некоторого   частного   товара   и   не   рассматривает   процесс   изменения равновесной цены с течением времени. Сущность  рыночного   равновесия  заключается   в   том,   что   в   этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают [4]. Равновесие не является математическим равенством. На практике такое равновесие почти не может быть достигнуто, в таком живом организме,  как экономика.   Поэтому   рыночное   равновесие   рассматривается   как   гармония интересов продавцов и покупателей или как отсутствие диспропорции между спросом и предложением. Она может существовать до тех пор, пока данное состояние   рынка   соответствует   интересам   продавцов   и   покупателей.   При 6 любом другом положении на рынке (изменение цен или объема) он выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В этом случае, и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия [3]. В   экономической   науке   известны   два   альтернативных   подхода   к достижению равновесия: Подход Л. Вальраса; Подход А. Маршала. Проблему изменения равновесной цены в зависимости от временного периода   подробно   исследовал   А.   Маршалл,   который   ввел   понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. 2.Основы рыночного ценообразования. Равновесная цена как условие достижения равновесия на рынке Развитие   рыночной   системы   в   России   определяет   динамичный,   влияющей   на развивающийся   характер   нормативно­правовой   базы, ценообразование.   Это   вызывает   необходимость   отслеживания   законов   РФ,   инструкций указов   Президента, Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию   постановлений   Правительства, свободных   и   регулируемых   цен, регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием [10].   налогообложению,   таможенному Цена  ­   многофункциональное   экономическое   явление,   ведущая рыночная   категория.   Изменение   цены   часто   влечет   за   собой   серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней   и   объективной   информации   о   ценах,   в   глубоком   анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. Цена ­ сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. 7 Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают   товары   и   услуги.   Продавцы   и   покупатели   планируют   свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой цене люди планируют купить или продать определенные количества товара. На   каждом   рынке   существует   множество   продавцов   и   покупателей, каждый   из   которых   планирует   свои   действия   независимо   от   других.  Если планы   продавцов   и  покупателей   совпадают,  то   никому   не   приходится   эти планы   изменять,   устанавливается   равновесная   цена,   которая   устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж ­ такое равенство существует при любой цене. При   цене   равновесия   количество   продукции,   в   пределах   которого потребители   намерены   продолжать   делать   закупки,   будет   соответствовать тому  количеству  продукции, которое  производители   намерены  продолжать поставлять на рынок [10]. Однако, равенство спроса и предложения ­ это скорее теоретическая абстракция,   позволяющая   нам   выявить   наиболее   важные   закономерности функционирования   рыночного   механизма,   ибо   в   реальной   хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах: 1)  избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение   товарных   запасов   (т.е.   тех   фондов   товаров,   которые   уже произведены   и   готовы   к   оперативной   продаже   или   использованию)   и появление   очередей   в   сфере   услуг   (т.к.   запасы   невозможны   в   таких заведениях как парикмахерские, прачечные); 2)  избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения ­ 8 рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных   изменений   спроса)   и   появление   очередей   предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги [6]. Если  рыночная  цена  превышает  равновесное  значение,  то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если   рыночная   цена   ниже   равновесного   значения,   то   имеет   место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом   случае,   продавцы   и   покупатели   имеют   определенные   ожидания относительно   рыночной   цены.   В   состоянии   экономического   равновесия хозяйствующий субъект ­ производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению   своего   экономического   поведения.   Если   же   рыночная   цена   не равна   равновесной,   то   действия   покупателей   и   продавцов   двигают   ее   в направлении равновесной цены [10]. Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены: 1. Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным   эквивалентом   товара   или   услуги.   В   цене   учитываются   затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление  товара. Кроме  того, цена определяет   размер   прибыли,   получаемой   предприятием   после   реализации товара.   В   условиях   рыночной   экономики   соотношение   цены   и   издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке [1]. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества,  производители  ­  в увеличении  объемов  сбыта  и  прибыли. Кроме того,   в   условиях   конкуренции,   для   того   чтобы   успешно   противостоять конкурентам,   производители   вынуждены   постоянно   контролировать   свои 9 издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики. 2. Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство   продукции   через   закладываемый   в   них   уровень   прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно­технический прогресс, изменять   структуру   производства   и   потребления,   улучшать   качество продукции.   Для   России   первостепенное   значение   имеет   стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта. 3.  Распределительная   функция.   Эта   функция   связана   с   колебаниями цены   под   воздействием   рыночных   факторов.   С   помощью   этой   функции осуществляется   распределение   и   перераспределение   национального   дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами   населения.   В   случае,   когда   требуется   быстрое   изменение приоритетов   и   пропорций   развития   экономики   допускается   введение государственного   регулирования   цен,   а   в   крайних   случаях   и   прямое установление   цен   государственными   органами.   Система   налогообложения, включающая   НДС,   возможность   установления   акцизов   и   других   видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот [1]. 4. Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике   осуществляется   связь   между   спросом   и   предложением   и следовательно между производством и потреблением. В случае отклонения цены   от   ее   реального   рыночного   значения,   возникают   диспропорции   в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного   предложения.   Возврат   к   состоянию   равновесия   может   быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства. 10 5.  Функция   цены   как   инструмента   рационального   размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы   в   другую.   При   этом   решение   об   изменении   вида   деятельности принимается   предприятием   самостоятельно,   исходя   из   ожидаемых результатов бизнеса [9]. В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство   связано   с   более   долгим   сроком   окупаемости   вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства. Равновесие   на   рынке  (рыночное   равновесие)   того   или   иного   товара представляет   собой   такое   состояние   этого   рынка,   на   котором   количество спрашиваемого товара по конкретной цене равно количеству предлагаемого товара по той же цене (это количество товара называют равновесным). Рыночное равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести на рынке данный товар по цене  Р – приобретут его, а все продавцы, желающие и готовые продать товар по цене Р – продадут его. При этом   на   рынке   не   будет   ни   дефицита,   ни   излишка   данного   товара.   В экономической   теории   подразумевается,   что   состояние   равновесия (равновесное состояние) – обычное для товарных рынков [4]. На   равновесном   рынке   действует  равновесная   цена,  т.е.   такая,   при которой   количество   предложенного   на  рынке   товара   равно   количеству,   на который предъявлен спрос. Цена устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения. На рис. 2 представлен график равновесия. При данной 11 равновесной   цене   желание   и   готовность   покупателей   приобрести   товар,   а также желание и готовность продавцов его продать совпадают. Рис. 2 Равновесие на рынке: Р – равновесная цена; Q – равновесный объем продаж Что   произойдет,   если   цена   повысится   и   станет  P1?  В   этом   случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы продать товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить количество  Q2.  Продукция в объеме  Q2  –  Q1  представит собой излишек на рынке,   который   не   будет   куплен.   Как   поступят   продавцы?   С   тем   чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р. Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е.  Р2.  Несовпадение   интересов   продавцов   и   покупателей   выразится   в возникновении   дефицита   в   объеме  Q2  –  Q1.   Желающие   приобрести недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р. В экономике действует ценовой механизм, который состоит: •   цена   на   рынке   стремится   к   тому   уровню,   при   котором   спрос   равен предложению; • если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. 12 Предположим, что спрос на некий товар А повысился, т.к. этот товар стал более модным [4]. Повышение спроса на рис. 3 отразится как сдвиг кривой спроса вправо (с D1, до D2). В результате установится новая равновесная цена Р3, которая выше  цены  первоначального  равновесия  Р1,  а  продавцы  начнут  предлагать больше товара  Q2.  Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых производителей   и   продавцов   к   производству   и   продаже   товара  А,  что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (с S1, до  S2). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q3).   Такие   изменения   на   рынке   происходит   постоянно,   поэтому   понятие равновесной   цены   может   быть   применимо   только   к   данному   конкретному моменту времени. Рис. 3. Спрос, предложение, цена 3.Равновесие рынка и рента (излишек) продавца и покупателя Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.  На   рынке   блага   действующими   лицами   являются   продавцы   и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, 13 если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.  Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к   продаже   ровно   такое   количество   блага,   которое   покупатели   решают приобрести (объем спроса равен объему предложения) [2].  Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости  от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.  Цена,   вызывающая   совпадение   объемов   спроса   и   предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.  В условиях равновесия происходит так называемое  очищение рынка  = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из­за отсутствия продавцов).  Таким   образом,  чтобы   найти   равновесие   на  рынке   некоторого   блага, нужно   определить,   какая   цена   вызовет   на   этом   рынке   такой   объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы   принесут   на   рынок   ровно   столько   произведенного   ими   блага, сколько   покупатели   захотят   унести.   Такая   цена   называется   равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложения [7].  Существуют   различные   методы   и   средства,   с   помощью   которых достигается   такое   равновесие   или   баланс  на   рынке.  Причем   данные механизмы   функционируют   вне   зависимости   от   того,   какой   именно   товар продается или какая именно услуга исполняется. Так, в том случае, если на 14 рынке   имеется   слишком   большое   количество   определенного   товара, формируются его излишки, это скажется на стоимости. Продавцы не смогут его   реализовать,   будет   падать   спрос   на   товар   по   причине   наличия альтернативных предложений. В таком случае они будут вынуждены снижать стоимость данного товара. Именно это обстоятельство обусловит или может обусловить увеличение спроса на товар. С другой стороны, нехватка того или иного товара обуславливает повышение на него стоимости. Существуют   различные   критерии   разделения   равновесия.   Так,   оно бывает неустойчивым и устойчивым. В частности, устойчивым называют такое состояние равновесия, которое появляется после того, как равновесие рынка нарушается,   но   спустя   некоторое   время   устанавливаются   прежние равновесные   объем   и   цена.   В   том   же   случае,   если   после   такого   сбоя равновесия рынка равновесные цена и объем нарушаются и приходят новые показатели, такое равновесие следует считать неустойчивым [2]. Добровольный   обмен   взаимовыгоден.   Выгода   участников   обмена выражается   понятиями   ­   избыток   (рента),   излишек   потребителя   и производителя (иногда их называют излишками покупателя и продавца, что более точно отражает содержание этих понятий). Избыток   покупателей   проистекает   из   того,   что   они   оплачивают   все единицы   товара   по   единой   рыночной   цене,   а   не   по   ценам   спроса.   Он характеризует   чистую   выгоду,   получаемую   потребителями   от   покупки   и потребления данного товара (ΔАРЕЕ на рис. 4.). Избыток продавцов проистекает из того, что они продают все единой цене, а не по ценам предложения (ΔВРЕЕ на рис. 4.). 15 Рис.4. Излишек покупателя и продавца Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (англ. social gain), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать   тот   или   иной   товар,   то   есть   в   связи   с   существованием   рынка (ΔАВЕ). Рассмотренные   понятия   могут   быть   эффективно   использованы   при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке   эффективности   сооружения   за   счет   государственного   бюджета, объектов инфраструктуры и в ряде других случаев [5]. 4.Неравновесное состояние рынка. Государственное регулирование экономики и равновесие Рыночное   равновесие   означает,   что   при   сложившейся   цене   у покупателей и продавцов нет стимулов менять данную ситуацию. Но такое положение достигается не всегда – существует множество ситуаций, когда, по определенным   причинам,   покупатели   или   продавцы   имеют   стимулы   к изменению рыночной ситуации.  Дефицит  –   ситуация   на   рынке,   при   которой   объем   спроса   больше объема предложения при данном уровне цены.  Дефицит на рынке  График показывает,  что при  цене  P1  объем спроса  превышает  объем предложения.   При   указанной   цене   предложения   продавцов   не   достаточно, чтобы покрыть желание покупателей купить товар. Отрезок (Qd ­ Qs) является 16 размером дефицита. Рыночное равновесие в этом случае находится в точке 0, то есть на рынке покупается и продается товар в объеме Qs по цене P1.  В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина   спроса   превышает   величину   предложения,   будут   иметь   стимулы продавать   больше   товара   по   большей   цене.   Если   на   рынке   не   будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы   воспользуются   наличием   дефицита   для   достижения   своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше   товара   по   более   высокой   цене,   и   тогда   вырастет   величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей [1].  Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Как мы увидим чуть позже, это может случаться в силу государственного   регулирования   рынков,   например,   когда   государство ограничивает   цены   от   роста.   Чем   плох   дефицит?   Покупатели   не   могут удовлетворить   свои   потребности.  Но   также,   и   часть   фирм,  которая   могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать.  Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов   в   экономике.   Когда   цены   ограничены   от   роста,   а   за   товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае 17 продавец   престает   заботиться   о   качестве   товара,   начинает   работать «формально».  Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам,   то   предприимчивые   торговцы,   при   наличии   неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике Советского Союза существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из под полы», продажа по связям и договоренностям [2].  Рассмотрим простую модель теневого рынка. Пусть имеется рынок с имеющимся ограничением максимального уровня цены (потолок цены), и как следствие, с устойчивым дефицитом:  При существующем потолке цен  P1  объем покупок и продаж на рынке равен QS, то есть минимальному из объемов спроса и предложения, а размер дефицита равен (Qd ­ QS). В этом случае продавцы могут обнаружить, что на рынке   присутствует   неудовлетворённый   спрос,   и   будут   иметь   стимулы насытить его по цене, превышающей установленное ограничение. При этом продавцы будут продавать товар по цене не ниже набора цен своей кривой предложения.   В   этом   случае   теневой   рынок   может   быть   представлен заштрихованным   на   графике   треугольником.   Любая   точка,   находящаяся   в этом треугольнике, удовлетворяет желаниям покупателей купить и желаниям продавцов продать товар [8]. 18 Избыток   (затоваривание)  ­   ситуация   на   рынке,   при   которой   объем предложения больше объема спроса при данном уровне цены.  Наличие избытка объясняется тем, что существующая на рынке цена, по тем   или   иным   причинам,   оказывается   выше   возможной   равновесной. Например,   это   может   быть   в   силу   наличия   ограничения   на   минимально допустимый уровень цены (ценовой пол). Как мы увидим позднее, это может быть одной из мер государственного регулирования рынков. В этом случае объем предложения оказывается больше объема спроса, и на рынке возникает затоваривание (избыток). Его размер равен (Qs ­ Qd). В этом случае на рынке продается   и   покупается   объем  Qs  по   цене  P1.   То   есть   как   и   в   случе   с дефицитом, объем продаж равен меньшему из объемов спроса и предложения [2]. В ситуации избытка товара, как и в случае дефицита, может возникнуть теневой   рынок.   В   данном   случае   часть   продавцов   будет   иметь   стимулы продавать товар по ценам ниже официально установленных, то есть «в тени»  Как в случае избытка, так и в случае дефицита, объем продаж на рынке всегда   равен   минимальному   значению   из   величины   спроса   и   величины 19 предложения   (объему   спроса   в   случае   избытка   и   объему   предложения   в случае дефицита). Под государственным регулированием экономики понимается комплекс мер,   действий,   применяемых   государством   для   коррекций   и   установления основных экономических процессов. В   современной   развитой   экономике   основу   жизнедеятельности составляет   рынок.   Государство   же   в   принципе   подчиняется   рыночным правилам   игры,   основанным   на   правах   собственности.   Но   государство   не пассивный   наблюдатель   за   экономическими   процессами   в   рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономических) и так далее. В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, то есть правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов. Формы взаимодействия государства и рынка, границы государственного вмешательство   в   экономику   остаются   в   центре   внимания   многих экономических теорий [4]. Государство   есть   организация   оседлого   населения,   занимающего определенную   территорию   и   подчиняющегося   одной   и   той   же   власти.   В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как   форму   человеческого   общежития   или   как   среду,   в   которой   человек находит   условия   существования.   По   словам   Аристотеля,   «средой   вполне 20 счастливой   жизни»,   где   государство   воспитывает   человека   в   добродетели, именно в этом назначение государства. Государство   ­   продукт   экономического   и   социального   развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций,   обеспечивающих   ее   выживание   и   развитие.   Государство   никоим образом   не   представляет   из   себя   силы,   извне   навязанной   обществу. Государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом   раскололось   на   непримиримые противоречии   с   самим   собой, противоположности,   избавиться   от   которых   оно   бессильно.   А   чтобы   эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила,   стоящая,   по­видимому,   над   обществом,   сила,   которая   бы   умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство [6]. Сегодня   государство   представляет   собою   стержень   существующей   санкционирует   оно   концентрирует   власть, общественной   системы, существование   всех   других   негосударственных   институтов.   Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу   институциональной   иерархии.   Государство   породило   новую   форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия [5].  21 Заключение В   результате   работы   над   исследованием   изучены   механизмы функционирования   рынка.   Проанализирована   литература   по   проблеме исследования. Рассмотрены вопросы  взаимодействия спроса и предложения, рыночное   равновесие,  основы   рыночного   ценообразования.  Изучено равновесие   рынка,   неравновесное   состояние   рынка.   Государственное регулирование экономики и равновесие. Выводы: 1. Рынок обеспечивает воспроизводственный процесс, соединяя производство с потреблением. 2.   Рынок   стихийно   регулирует   весь   воспроизводственный   процесс: стимулирует   развитие   технического   и   технологического   оснащения производства,   формирует   цены   на   товары;   концентрирует   информацию   о движении   товаров   и   уровне   цен;   подталкивает   передвижение   капитала   в отрасли с недостаточно развитым производством; очищает рыночную сферу от побежденных в конкурентной борьбе. 3.   Рынок   –   это   постоянное   взаимодействие   трех   явлений':   спроса, предложения, цены. Рыночная цена ­ это равновесие между экономическими интересами потребителей и производителей. 4.   Спрос   и   предложение   ­   явления,   отражающие   поведете   покупателей   и продавцов.   Всякое   изменение   их   поведения   проявляется   как   эластичность спроса или предложения. 22 Список литературы Бутырнова, Т.С. Экономика: Учебное пособие / Т.С. Бутырнова. ­ М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. ­ 364 с. Видяпина,   В.И.   Экономическая   теория/   В.И.   Видяпина   и   др.   –   М.: ИНФРА­М, 2000.­298с. Герасимов,   Б.И.  Экономическая   теория.  Ч.1.   Введение   в   экономику. Микроэкономика Тамбов.: ТГТУ, 2009. ­ 232 с. Ильинская,   Е.М.   Экономическая   теория.   Микроэкономика:   учеб. пособие/ ГУАП. СПб., 2006. Ч. 1. – 192 с. Курс   экономической   теории:   Учебник./Под   ред.   М.   Н.   Чепурина,      Е.А. Киселевой, Киров, 2004. 672 с. Муталимов, М.Г. Основы экономической теории: Учеб. метод. пособие/ М.Г. Муталимов. ­ Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. ­128 с. Нуреев, Р. Н. Курс микроэкономики, М., 1999. – 327с. Экономическая теория./Под ред. Добрынина, Л. С. Тарасевич, С. – П., 2001. ­ 544 с. Экономическая теория./ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой, М., 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2000.  – 298с. 10. Шеховцева,   Л.С.  Основы   рыночного  ценообразования:  Курс   лекций  / Калинингр. ун­т. ­ Калининград, 19с. 23

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка

Механизм функционирования рынка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017