"Метапредметный подход как основное требование ФГОС НОО"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
3 кл
04.04.2017
Представлен материал из опыта работы по внедрению в образовательный процесс в начальной школе метапредметного подхода, являющегося основным требованием ФГОС НОО. Описана актуальность использования новых технологий обучения, место и формат их в уроке. А также в качестве средства реализации метапредметного подхода представлен УМК "Перспектива".
метапредметный подход.docx
Метапредметный подход как основное средство реализации ФГОС НОО
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что говорим,
90%того, что мы говорим и делаем.
Задача начальной школы заключается в формировании у школьников
целостной картины мира посредством реализации учебных программ НОО.
Решение этой задачи возможно в условиях реализации метапредметного подхода в
обучении.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические
корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. Но хотя термин
«метапредметность» возник давно, ученые и разные научные школы еще не
сошлись в его единой трактовке. “Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее,
интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение
(метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами.
Иногда – мыследеятельностью.
ФГОС интерпретирует
формирующий
теоретическое и критическое мышление учащегося, его индивидуальные и
коммуникативные виды деятельности, способные обеспечить целостную картину
мира учащегося.
метапредметность как способ,
Соответственно, идеи метапредметного подхода состоят в следующем:
Он способствует развитию способностей каждого учащегося использовать
полученные знания, а также решать различного рода задачи.
С помощью данного подхода учащийся запоминает, понимает и
отслеживает происхождение важных терминов, определяющих текущую
предметную область.
Он способствует избеганию опасностей в изучении узко предметных
специализаций, но не отвергает предметную форму.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и
и повышение
качественное обновление педагогической деятельности,
качества образования.
При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и
групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный
стиль общения между учителем и учеником. С внедрением метапредметного
подхода в обучении среди всех результатов обучения на первое место вышли
метапредметные результаты.
Метапредметные результаты образовательной деятельности во ФГОС
понимаются как «способы деятельности, применимые не только в процессе обучения, но и при решении жизненноважных проблем, освоенные в рамках
одного, двух или всех учебных предметов».
Стандарты устанавливают, что метапредметные результаты освоения
основной образовательной программы образования должны отражать:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Метапредметные результаты достигаются путем формирования у учащихся
обобщенных, универсальных способов деятельности (УУД).
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы
понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какието их грани. Для этого на сегодняшний день у учителя появляются хорошие помощники – это
новые технологии обучения. Я стараюсь активно использовать их в своей
педагогической деятельности, а именно:
Технология системно – деятельностного подхода
Этот подход (в моём понимании) предполагает усвоение новых знаний в
деятельности: выполняя определённые действия, к концу работы ребёнок получает
определённый продукт своей деятельности – реальный результат своими руками,
будь то рисунок, поделка, заполненная таблица, кластер или удачно выполненная
самостоятельная на новую тему.
Технологии проектирования.
Позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных
дисциплин между собой.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения
практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из
различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль
разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Совместно с учениками мы создали несколько проектов: «Мои домашние
питомцы», «Кодекс рыцаря», газета на тему «Добро и зло», «Родословное древо» и
«Цветок моей семьи».
Проблемное обучение
на уроке осуществляю через решение
сочетаются
проблемных задач, логических заданий, в которых
систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность
учащихся. Так, например, практически никогда не сообщаю тему урока сразу
и сама. Предлагаю детям задания, которые вызывают затруднения при
выполнении и наталкивают на необходимость изучения нового материала:
1) Прочитайте предложенные слова: говорил, поёт, мечтает, спал,
наступит, заиграет, живу, буду читать. Что между ними общего? Какой
частью речи они являются? Разделите их на три группы. (вывод: глаголы
изменяются по временам).
2) При изучении темы «Вычисления вида 48:2, 57:3» записываю такие
выражения на доске и предлагаю детям самим найти способ их решения.
3) Также использую для постановки проблемы музыкальные или
художественные произведения.
Групповые технологии обучения
Технология АМО: кластеры, схемы, таблицы и т.д.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною
на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку
дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи,
рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать
и презентовать групповой проект на заданную тему. Кроме этого, наш УМК «Перспектива» создаёт все условия для этого, важно
только верно выстроить траекторию урока и включить в неё предложенные в
учебнике и в рабочей тетради задания.
Приведу несколько примеров:
Расстояние от Москвы до Ярославля 270 км, до Углича на 30 км меньше,
чем до Ярославля, до Старого Оскола на 380 км больше, а до Иваново на 30 км
больше. Сколько км от Москвы до Углича? До Иванова? Заполни пропуски на
карте (схема) – связь математики с географией.
Масса хомяка 400 г, а масса мышки в 2 раза меньше. Найдите массу
мышки – связь математики с биологией.
«Это замечательное название возникло не случайно. Сверкающее кольцо
России образуют прекрасные древние города Руси: Сергиев Посад, Переславль –
Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль. В истории
Русской земли они занимают особое место. Здесь складывалось единое Русское
государство». Выпишите названия городов, входящие в Золотое кольцо России –
связь русского языка с историей.
С помощью взрослых исследуй историю жизни одного из своих
родственников по плану. Запиши свой рассказ – окружающий мир + развитие
речи.
Знакомство с термометром – шкала – окружающий мир +
математика и физика.
Рабочие тетради по окружающему миру предполагают большое
количество практических работ, в конце которых предлагается оценить свои
успехи, поставив + в квадратики возле соответствующих утверждений:
1) Мы верно выбрали предметы для ухода за зубами
2) Мы успешно освоили движения зубной щётки при чистке зубов
3) Мы научились пользоваться зубной нитью
4) Мы научились пользоваться жидкостью для полоскания рта.
Это и есть регулятивные УУД, которые позволяют отрефлексировать свою
деятельность на уроке.
Бернард Шоу высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к
знанию, – это деятельность!”
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, я стараюсь искать
эффективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы
проблемности, поиска, исследования. Разрабатываю нестандартные уроки с
использованием электроннообразовательных ресурсов, которые представляю
педагогическому сообществу через публикацию материалов в Интернетсайтах.
"Метапредметный подход как основное требование ФГОС НОО"
"Метапредметный подход как основное требование ФГОС НОО"
"Метапредметный подход как основное требование ФГОС НОО"
"Метапредметный подход как основное требование ФГОС НОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.