Примеры использования ситуативных упражнений в 57 классах
Приложение 8
Класс
5 класс
Речь
Тема
Стили речи
Типы речи
Описание предмета
Описание животного
Пример ситуативного упражнения
Вы пришли в библиотеку. Охарактеризуйте
условия общения: с кем и зачем вы общаетесь,
как передаете речь, как воспринимает ее
собеседник, какова причина общения.
Разыграйте диалог.
1.Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию,
в которой может быть использован каждый из
предложенных текстов.
2. Ваш класс едет в выходной в театр. Вам
нужно: а) объявить об этом на классном часе;
б) сказать об этом родителям. Составьте оба
текста
1. Прием фотографирования.
Перед вами три текста. Представьте, что вам
нужно рассказать о животном не словами, а
при помощи фотоснимков. Содержание
какого вы смогли бы отразить на одном
снимке? Почему? В каком случае вам
придется сделать несколько снимков?
Почему? Содержание какого высказывания
вам не удастся сфотографировать? Почему?
2. Вам нужно рассказать о том, как прошел
день в школе. Каким типом речи вы
воспользуетесь? Почему?
3. Вам нужно объяснить, почему в слове
участник пишется буква «т». Каким типом
речи вы воспользуетесь? Почему?
4. Напишите о любимом животном для
альбома «Наши любимые животные». Какой
тип речи вы выберете? Приложите к работе
фотографию животного.
1. Подготовьте материалы для игры «Угадай.
кто это или что это?» Каким типом текста вы
будете пользоваться?.
2. У вас пропала собака и вам надо написать
объявление. Какой тип речи вы выберете?
Приготовьте рассказ о вашем домашнем
любимце для школьного альбома «Наши
1друзьяживотные»
6 класс Научноделовой стиль
речи
1. Вам нужно для похода приготовить
несколько подвижных игр и познакомит ребят
с их правилами. Текст какого стиля вы
используете? Напишите текст.
2. Расскажите о своем классе в деловом
стиле.
7 класс Публицистический стиль 1. Упр.62. Может быть предложена другая
ситуация, например: составьте
информативную заметку, в которой вы
публично сообщите о том, как ваш класс
участвовал в сборе средств для приюта.
Используйте предложения эмоционально
окрашенные.
2. Упр. 71. Подумайте, кому и зачем вы
будете рассказывать о своем крае?
Представьте, что вам нужно выступить перед
учениками лицея, чтобы привлечь внимание к
состоянию леса, окружающего школу.
Упр.129. Сочинение по фотографии.
Напишите заметку в сборник «Портреты
дорогих людей».
Упр.146. Приготовьтесь к конкурсу в классе
«Угадай, кто это?» Подумайте, в какой
жизненной ситуации нам может пригодиться
описание внешности человека.
Упр. 217. Подготовьте устное выступление
для классного часа «Прозвища опасны или
неопасны?»
Упр.240.Напишите заметку для
родительского собрания: «Как мы трудимся
на уроках технологии».
2
Описание внешности.
Рассуждение
Описание действий.