«Функциональная грамотность на уроках математики»
Методическая разработка урока математики для обучающихся 5 класса
по теме: «Проценты. Нахождение процентов от числа».
Пояснительная записка методической разработки урока математики для обучающихся 5 класса
по теме: «Проценты. Нахождение процентов от числа».
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием процента, а также формирование умения решения простейших задач на нахождение процента от числа.
Задачи урока:
· обучающие: создать условия для формирования умения записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов, обучения решения задач на нахождение нескольких процентов от числа; совершенствования вычислительных навыков учащихся; показать значимость процента в практической деятельности и повседневной жизни с использованием такого вида функциональной грамотности, как финансовая, рассматривая понятия семейный бюджет, доходы и расходы;
· развивающие: развивать внимание, познавательную активность, логическое и образное мышление, фантазию детей и их способность рассуждать, навыки самостоятельной работы; расширить умственный кругозор учащихся по вопросам финансовой грамотности;
· воспитывающие: воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; интерес к математике как жизненно необходимой дисциплине в жизни человека; формирование культуры финансового поведения.
Планируемые результаты:
· предметные: обучающиеся умеют в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умеют решать простейшие задачи на нахождение процента от числа;
· личностные: вступают в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимают и продвигают предлагаемые идеи, аргументируют свою точку зрения, умеют анализировать и интерпретировать финансовую информацию;
· метапредметные: умеют воспроизводить смысл понятия проценты; умеют обрабатывать информацию, выбирать алгоритм решения задач; умеют контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Место урока в образовательном процессе: первый урок по теме: «Проценты. Нахождение процентов от числа» при изучении главы «Десятичные дроби».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; парная.
Необходимое оборудование: Проектор и экран; мультимедийная презентация; карточки.
Учебник: А.Г.Мерзляк, Математика: 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана – Граф.
Актуальность и обоснование выбранной темы урока: тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает в частности финансовую сторону нашей жизни.
План урока:
1. Организационный этап (1 мин)
2. Подведение под тему урока (2 мин)
3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)
4. Актуализация опорных знаний (4 мин)
5. Объяснение новой темы. Усвоение новых знаний (8 мин)
6. Применение знаний и умений (4 мин)
7. Физкультминутка (2 мин)
8. Закрепление. (6 мин)
9. Проверка понимания: самостоятельная работа (6 мин)
10. Рефлексия. (3 мин)
11. Информация о домашнем задании (1 мин)
12. Итог урока (1 мин)
Структура и ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
1.Организационный этап
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель демонстрирует слайд № 2.
Посмотрите, все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Здравствуйте мои, друзья! Прошу Вас присесть. |
Приветствуют учителя.
|
||
2. Подведение под тему урока.
|
Римский писатель Гай Петроний писал: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». Это и будет девизом нашего урока. Учитель демонстрирует слайд № 3.
Вы ходите в школу, а ваши родители на работу. А зачем мамы и папы ходят на работу? Да, вы правы, в основном, чтобы обеспечить свою семью в финансовом плане и позаботиться о ее бюджете. Что такое бюджет? Обратимся к слайду (Слайд № 4).
А что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? (Слайд № 5). Чтобы узнать тему нашего урока посмотрите на экран (слайд 6).
На нем представлена диаграмма структуры расходов одной российской семьи. Заметим, что для наглядности использовали числа с одним математическим знаком. Кто знает, как он называется? Как вы думаете, какова тема нашего урока. Правильно, ребята! Но урок у нас будет необычным. Давайте попробуем связать тему урока с доходами и расходами семьи. |
Слушают учителя, включаются в деловой ритм урока.
Дают ответы и предположения.
Состоит он из двух частей. Первая часть содержит источник формирования семейного бюджета - доходы, вторая - расходы семьи.
Около каждого числа написан знак процента.
Процент. |
||
3. Целеполагание и мотивация |
Сколько денег человек расходует на жизнь, зависит от очень многих факторов. Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы – это те, без которых обойтись просто невозможно (например, расходы на питание, оплата коммунальных услуг). Желательные расходы – это расходы на такие товары и услуги, без которых прожить вообще-то можно (например, сотовая связь, Интернет, украшения). Неразумные расходы - это расходы на такие товары и услуги, без которых можно легко обойтись, но их активно призывают купить различные рекламные объявления. И устоять перед рекламой многие не могут. Представьте, что вы пришли в магазин, и там идёт распродажа. Посмотрите на экран (слайд № 7). Можете ли вы сейчас ответить на вопрос такой задачи?
Какую цель и мы можем с вами поставить на урок? Правильно, ребята! Молодцы! Откройте тетради, подпишите число, классная работа и тему: «Процент. Нахождение процентов от числа" (слайд 8)
|
Нет
Примерные ответы учащихся: узнать, что такое процент; как вычислять проценты; научиться решать задачи на проценты. Ребята подписывают в своих тетрадях. |
||
4.Актуализация опорных знаний. |
А чтобы приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим. Вспомните: § Правило умножения десятичной дроби на 100; § Правило деления десятичной дроби на 100; Слайд № 9
§ Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг? § Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см? Слайд № 10
|
Отвечают правила.
Решают устно. |
||
5. Объяснение новой темы.
|
Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью. Сотая часть любой величины принято называть процентом. Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты. Для обозначения процента используется знак %. Слайд № 11 и 12.
Рассмотреть примеры:
Слайд № 13.
Вывод: 1) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. 2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Слайд № 14
Предлагаю поработать в парах. Разберите примеры № 1 - № 3 из учебника (стр. 253 – 254) и составьте алгоритм нахождения процентов от числа и попробуйте сделать вывод. Алгоритм решения задач на нахождение процентов от числа: 1 способ. Перевести проценты в десятинную дробь, для этого разделить количество процентов на 100. Умножить данное число на десятичную дробь. 2 способ. Найти сколько приходится на один процент. Умножить данное число на данное количество процентов. Слайд №15
|
Учащиеся находят определение процента в учебнике (стр. 252), читают и запоминают. В тетради записывается:
Вывод: 1 кг – 1% центнера; 1 см – 1 % метра;
Записывают в тетрадь примеры
Читают и запоминают.
Работают в парах. Находят алгоритм нахождения процентов от числа при решении задач. |
||
6. Применение знаний и умений
|
Вернемся к нашей задаче. Попробуем ее решить по любому алгоритму. Слайд № 16.
У этой задачи есть еще один способ решения? Кто предложит? Разберём устно. |
Решают и записывают в тетрадь решение задачи.
Рассказывают устно: 1) 100 – 28 = 72 % - скидка 2) 2000:100*72 = 1440 (руб.)-будет стоимость.
|
||
7. Физкульт- минутка
|
Слайд № 17. Проведем физкультминутку «Считаем денежки»
|
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
|
||
8. Закрепление. |
Семейный бюджет нужно планировать. При долгосрочном планировании неопределёнными являются как расходы, так и доходы семьи. Для того чтобы человек был материально готов к различным изменениям, он должен научиться откладывать часть своей текущей зарплаты, формируя резервный фонд. При этом в повседневной жизни человек очень часто сталкивается с понятием процента. Давайте поработаем над тремя задачами, связанными с финансами, и в которых требуется найти процент от числа. Слайд № 18. 1 ряд – первая задача, 2 ряд – вторая задача, 3 ряд – третья задача.
1 ряд. Зарплата родителей составляет 70000 руб. Рассчитайте сумму, которую семья должна отложить ежемесячно в резервный фонд, если она составляет 10% от дохода. 2 ряд. Аванс работника 6000 рублей. Налог на доходы составляет 13%. Сколько рублей получит работник с учётом вычета налога? 3 ряд. 30000 руб. положила семья в банк под 6% годовых. Какова окажется величина вклада через год? |
От каждого ряда один ученик решает задачу на доске, другие ребята проверяют и анализируют. |
||
9. Проверка понимания: самостоятельная работа.
|
Проверим понимание темы. Предлагаю выполнить тест по вариантам. /Приложение №1/
Осуществим проверку. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Смотрим верные варианты решения теста. Слайд № 19.
Кто выполнил всё верно? Молодцы! Кто решил дополнительную задачу, сдайте, пожалуйста, ваши тетради с решением для проверки. Какие финансовые термины получили? А что такое займ, кто ответит? Нужно только понимать, что этот долг тоже следует обязательно отдавать, при этом обычно необходимо платить сумму, большую, чем взял человек первоначально, необходимо заплатить проценты по займу. При этом человек не должен брать займ необдуманно, он должен выбирать более выгодный для него вариант. А лучше его вообще не иметь. Когда в семье трудно с деньгами, надо найти в себе силы отказаться от необязательных покупок, не допускать лишних, иначе нечем будет платить за действительно необходимое. Слайд № 20. Итак, проценты помогают нам:
|
Учащиеся выполняют в тетради тест с помощью карточки по вариантам. Ребята осуществляют взаимопроверку.
ЗАЙМ и ДОЛГ Отвечают. Читают со слайда: это финансовая операция, состоящая в получении денег в долг на определённых условиях.
|
||
10. Рефлексия
|
Наш урок подходит к концу. Ребята, какую тему мы сегодня изучили? Какая цель была у каждого из вас? Чему вы научились? Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд № 21
Предлагаю вам продолжить предложения: На уроке я узнал …. На уроке я научился … На уроке я работал….. (активно/пассивно) Своей работой на уроке я…. (доволен/недоволен) Материал урока мне был…(интересен/скучен, лёгким/трудным) |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои достижения и затруднения. |
||
11. Информация о домашнем задании |
§37,вопросы 1 – 5, № 1063, 1065, 1068, 1070. Можно взять домой карточку по решению задач (желающим). /Приложение № 2/ А также можно желающим составить и решить 1-2 задачи на проценты, связанные с доходами и расходами семейного бюджета. Слайд № 22
|
Записыват задание в дневник. |
||
12.Итог урока |
Итак, проценты затрагивают многие сферы нашей деятельности, в частности на уроке мы рассмотрели задачи, связанные с совершением покупок, с доходами и расходами семейного бюджета. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не всё. Закончить урок я хочу словами немецкого писателя: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Слайд № 23.
Спасибо всем за урок! Слайд № 24.
|
Учащиеся (желающие) получают карточки с домашним заданием. |
Дидактический материал к уроку. Приложение №1
Тест Вариант 1. |
Тест Вариант 2. |
Выбери верный ответ в виде буквы. 1) Представить 9% в виде десятичной дроби А) 0,9 Г) 90 З) 0,09 Б) 900 2) Представить десятичную дробь 0,14 в виде процентов: А ) 14% С) 1,4% Т) 0,14% У) 140% 3) Найдите: 12% от 300 Й) 36 Б) 0,36 Н) 3,6 Г) 360 4) Решите задачу: Из семейного бюджета было решено потратить 100тыс. рублей на ремонт дома, в результате экономии было потрачено 80% этих денег. Сколько денег было потрачено на ремонт? Ф) 8тыс. руб У) 20тыс. руб. Х) 800тыс. руб. М) 80 тыс. руб. |
Выбери верный ответ в виде буквы. 1) Представить 19% в виде десятичной дроби С) 0,19 Д) 0,19 У) 19 Ф) 190 2) Представить десятичную дробь 0,04 в виде процентов: О) 4% Л) 0,4% М) 0,04% Н) 40% 3) Найдите: 13 % от 200 Л) 26 Б) 0,26 А) 2,6 Ш) 260 4) Решите задачу: У покупателя в кошельке имелось 500 рублей. На покупки было потрачено 90% всех денег. Сколько рублей потратил покупатель? Ф) 90 руб. У) 400 руб. Х) 45 руб. Г) 450 руб. |
Дополнительные задачи для домашнего выполнения (желающим). Приложение №2
№1. В банке по некоторому вкладу начисляют 8 % годовых. Это значит, что внесённая сумма через год увеличится на 8 %. На сколько рублей увеличится вклад, составляющий 25000 рублей?
№ 2. Человек хочет сдать квартиру за 20000 рублей в месяц. На сколько рублей в этом случае увеличится его годовой доход, если он уплатит с него налог в 13 %?
№ 3. Плата за телефон составляет 210 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 10 %. Сколько рублей придётся платить ежемесячно в следующем году?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.