Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская художественная школа»
г. Вуктыла
Методическая разработка на тему:
Разработка сюжетной композиции «Птица дивная» в технике городецкой росписи
Выполнила:
Виляева Юлия Александровна,
преподаватель изобразительного искусства
Вуктыл
2021 год
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена изучению и систематизации материала по городецкой росписи, а так же созданию, на основе анализа, набора разделочных досочек и разработке урока изобразительного искусства, с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. В первой главе изучается история городецкой росписи, инструменты и приспособления, технологические приёмы, используемые в данной росписи.
Во второй главе представлены основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи,разработан эскиз для росписи «Птица дивная» с обоснованием выбора материалов и инструментов для создания сюжетной композиции «Птица дивная» в технике городецкой росписи.
Втретьей главе представленосодержание рабочей программы по изобразительному искусству, краткий анализ учебника. Разработан конспект урока изобразительного искусства по теме «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла» и обучающая презентация к уроку изобразительного искусства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………....……………………................…...5
ГЛАВА 1. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА……………………….………………………………………………………...7
1.1.История городецкой росписи на основе теоретической проработки библиографических источников………………………………………………………7
1.2.Инструменты и приспособления, технологические приёмы, используемые в данной росписи……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА «ПТИЦА ДИВНАЯ» ДЛЯ РОСПИСИ ДЕРЕВЯННЫХ ДОСОЧЕК И ВОПЛОЩЕНИЕ В ГОТОВОМ ИЗДЕЛИИ………………………...………15
2.1. Основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи……..15
2.2.Разработка эскизов для росписи досочек«Птица дивная»……………………21
2.3.Обоснование выбора материалов и инструментов для создания сюжетной композиции «Птица дивная» в технике городецкой росписи……………………24
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА И ОБУЧАЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………………………………….…………...27
3.1.Разработка конспекта урока изобразительного искусства по теме «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла»…………………………………………….29
3.2. Разработка обучающей презентации к уроку изобразительного искусства в 5 классе…………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..……………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..46
ВВЕДЕНИЕ
Всем нам известно, как важно формирование разносторонне развитой, высоконравственной и духовно богатой личности. Образованная, уважающая художественное наследие, традиции и культуру народов личность – важна не только для школы, но и для общества, государства в целом. Потому важно использовать образовательные и воспитательные аспекты художественного творчества для формирования духовной культуры, творческого развития современного школьника [11].
Эффективным средством рaзвития личности является нaродное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа приобщает детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства и способствует сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых школьник овладевает навыками работы и получает возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа [5]. Декоративно-прикладное искусство сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые изделия, выполненные мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много и каждый из них своеобразен. Овладеть искусством промысла дело сложное, занимает много времени [16]. Городецкaя роспись является доступным для изучения видом декоративно-прикладного искусства. На занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, являющиесяважной частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности работы.
Объект исследования – набор разделочных досочек, выполненных в технике городецкой росписи, а так же методика обучения школьников городецкой росписи на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования –Городецкая роспись.
Цель: разработать практические задания по теме «Городецкая роспись».
Задачи:
– изучить историю городецкой росписи, а также инструменты и приспособления, технологические приёмы, используемые в данной росписи;
– рассмотреть основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи
– разработать эскизы для росписи досочек«Птица дивная», воплотить их в готовом изделии и обосновать выбор материалов и необходимого оборудования для изготовления сюжетной композиции;
– проанализироватьсодержание рабочей программы по изобразительному искусству, составить краткий анализ учебника;
– разработка конспекта урока изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла» ;
– разработать обучающую презентацию к уроку изобразительного искусства.
Практические методы:изучение педагогической литературы;анализ программ, учебников.
Практическая значимость работы: В результаты выполнения работы разработанконспект урока изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла», обучающая презентация к урокуи выполнена роспись трёх разделочных досочек «Птица дивная».
Глава 1. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА
1.1. История городецкой росписи на основе теоретической проработки библиографических источников
Так как предметом моего исследования является городецкая роспись, для начала изучу её историю, выясню, где зародилась роспись, как она возникла и рассмотрю её сюжеты.
Небольшой приволжский городок Городец стал в наши дни центром развития разнообразных народных ремесел: это и резьба, и инкрустация по дереву, и своеобразная вышивка. Но более всего известен Городец росписью деревянных изделий.
Городецкая роспись возникла в связи с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных недалеко города. Производство донец способствовало появлению оригинального местного живописного стиля. Кареты, барыни, всадники, солдаты, кавалеры, собачки – этооснова образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных Городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц [6].
По композиции поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, укорнях древа изображали собачек.Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе располагались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор имеются в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе [20]. В середине XIX века инкрустация донец переходит к их росписи. Процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.
Более свободная техника росписи позволила создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, который позволял писать без предварительного нанесения контура.
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Время сложения Городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные. Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками[15].
В итоге, я пришла к выводу, что в результате производства деревянных прялочных донец в городке Гордец появился оригинальный местный живописный стиль – Городецкая роспись.Кареты, барыни, всадники, солдаты, кавалеры, собачки являются основой образов, создаваемых при помощи техники и стиля резных Городецких донец.До сих пор имеются в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Далее инкрустация донец переходит к их росписи. Более свободная техника росписи позволила создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка. Так складывается стиль Городецкой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.
1.2.Инструменты и приспособления, технологические приёмы, используемые в данной росписи
Выполнение росписи невозможно без анализа инструментов и приспособлений, используемых для ее создания. Кроме того, следует выяснить, какие технологические приёмы используются в данной росписи.
Материалы, которые используются в технологическом процессе Городецкой росписи, очень разнообразны. Это связано с тем, что роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях лучше всего использовать гуашь.
Ниже представлю рецепты приготовления тех или иных материалов:
Олифа натуральная. Ее можно купить в магазине или сварить самим.
Скипидар. Его используют для разбавления масляных красок. Художественный скипидар (пинен) можно купить в художественном магазине.
Шпатлевка №1. Делают её из 20 г сухого столярного или рыбьего клея и подогревают, так как остывший клей представляет собой желеобразную массу.
Шпатлевка №2. В весовых частях смешивают: 17 ч. Смолы МФ или 40 ч. Смолы УКС, 2 ч. Олифы льняной, 23 ч. Талька, 33 ч. Стеклопорошка, 8ч.10% раствора щавелевой кислоты, 10 ч. каолина.
Все сыпучие компоненты, просеянные через сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте.
Также используют готовые шпатлевки НКШ.
Грунтовка №1 готовится по следующему рецепту. Смешивают в весовых частях 5 ч. сухого столярного клея, 95 ч. воды, 50-60 ч. меда, 0,05 ч. фенола.
Грунтовку №2 делают из картофельного крахмала. Сухой крахмал замачивают в теплой воде, добавляют кипяток и подогревают на огне до кипения (по принципу варки киселя). "Кисель" должен быть достаточно крут и без комков.
Помимо этого используют готовую грунтовку ПМ-1, П-46 или водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки этой краски.
Краски. Как уже говорилось, в технологическом процессе городецкой росписи используют масляные, казеиново-масляные и гуашевые краски.
Масляные краски приобретают в художественных магазинах. На занятиях в учебных заведениях более всего подходит гуашь. Лучше всего покупать комплект гуаши из 12 цветов.
Лаки. Для лачения изделий с Городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки.
Древесина. Для росписи нужна древесина. Для Городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев [2].
В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.
Технологическая последовательность выполнения Городецкой росписи.
Городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовительных операциях данного технологического процесса.
При росписи казеиново-масляными красками основу готовят следующим образом: деревянную основу шлифуют шкурками с различным зерном, для того чтобы загладить её. Подготовленное таким образом изделие покрывают порозаполнителем. Теплый клей наносят плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре. После просушки поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом. Столярные и токарные изделия, в зависимости от качества их поверхности, грунтуют щетинным флейцем от одного до трех раз с промежуточной и окончательной сушкой. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного светлеют, но покрытие лаком вновь восстанавливает их первоначальный цвет [1].
Высохшую роспись покрывают оливой. Но так как она долго сохнет, то в современном производстве ее заменяют масляными и нитроцеллюлозными лаками. Лаки делают высококачественное покрытие и предохраняют роспись от повреждений как механических, так и химических.
При выполнении росписи масляными красками основу следует также тщательно подготовить под роспись. Небольшие дефекты заделывают шпатлевкой. Лучше всего применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Шпатлевку можно приготовить самим. Ее наносят с промежуточной и окончательной сушкой в течении 2 - 3 часов при комнатной температуре.
Прошпаклеванную и просушенную поверхность тщательно шлифуют шкуркой, чтобы убрать излишки шпатлевки и выровнять поверхности изделия.
Подготовленное таким образом изделие грунтуют. Для этого применяют грунтовку ПМ - 1, ею покрывают изделие дважды с сушкой каждого слоя при температуре 18 - 23 с в течении часа. Грунтовку ПФ - 86 наносят в один слой, и высыхает она за 10 часов при той же температуре. Затем изделие снова шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный ворс.
Подготовленную основу расписывают масляными красками фабричного производства. Для разбавления красок применяют очищенный скипидар [2].
В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевыми красками. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны для учащихся[11].
Подготавливаемую под роспись основу следует отшлифовать шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы или выбоины, их следует заделать шпатлевкой, можно сразу приступить грунтовке изделия. Для этого используйте грунтовку, полученную из картофельного крахмала. Остывшую грунтовку наносят в два - три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают как следует просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать также жидко разведенный клей ПВА. Грунтуют им так же, как картофельным крахмалом.
Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того, чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхание не подымали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.
Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком. Лаки наносятся в два - три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений [1].
Техника выполнения Городецкой росписи.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется "оживкой" и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания изделие можно покрыть бесцветным лаком [15].
Приемы росписи. Процесс Городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисункас помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, оживкамотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.
Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного Городецкого цветка — фантастической розы-купавки, бутонов.
В Городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки, торцовая часть которых дает фактурную пунктирную спиральку или ровный кружок, сплошь залитый цветом.
Применение таких простых приемов и последующие поиски новых их разновидностей значительно обогатят роспись [21].
Таким образом,существуют различные виды материалов для выполнения городецкой росписи. Роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевымикрасками, потому что они наиболее доступны для учащихся. Для начала подготавливают под роспись основу и отшлифовывают шкурками с различным зерном, чтобы выровнять все неровности на поверхности. Затем грунтуют изделие в два - три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать жидко разведенный клей ПВА. Приступая к росписи, нужно карандашом наметить композицию узора. Затем, широкой кистью наносятся основные пятна. Заключительный этап – оживка.Наносятся черной и белой краской штрихи и точки. Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком.Изменяя в мотивах отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм.В Городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки.
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА «ПТИЦА ДИВНАЯ» ДЛЯ РОСПИСИ ДЕРЕВЯННЫХ ДОСОЧЕК И ВОПЛОЩЕНИЕ В ГОТОВОМ ИЗДЕЛИИ
2.1. Основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи
Чтобы выполнить роспись трёх разделочных досочек «Птица дивная» мне нужно рассмотреть основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи. В начало работы над изделием входит выбор сюжета, за которым следует составление эскиза. Чтобы далее я смогла выполнить эскиз, в этом пункте стоит обратить внимание на то, какие элементы встречаются в городецкой росписи, рассмотреть мотивы и композиции росписи.
Наиболее часто встречаются в городецкой росписи цветы (розы, купавки)и животные (конь, птица) [16].
Рассмотрим три вида композиции в городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Иллюстрации взяты с интернет-ресурсов. Ссылки представлены ниже.
Таблица 1
Виды композиции в Городецкой росписи
Композиция |
Изображение |
№ рисунка |
Ссылка |
Цветочная роспись |
|
Рис.1 |
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html |
Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица" |
|
Рис.2 |
http://www.liveinternet.ru/users/bahera/rubric/4244551/ |
Сюжетная роспись |
|
Рис.3 |
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html |
Конечно, такое деление росписи является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. Даже если изделия выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу заметить сходство.
Цветочная роспись.
Это наиболее простой в исполнении вид росписи и встречается довольно часто. На работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг [19].
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся типы орнамента:
«Букет». Изображается симметрично. Часто встречается на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда». Это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре и в разные стороны от них расходятся более мелкие цветы. Такой вид композиции цветочного орнамента используется при росписи разделочных досок, шкатулок, блюд, мебели.
«Цветочная полоса». Этот вид цветочной росписи сохранился в Городецком промысле еще с расписных прялок, где он разделял верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии пишут «цветочную полосу», она может представлять ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветы одного размера, но разные по рисунку; цветы одного размера, но разные по цвету; цветы, разные по рисунку, цвету и размеру.
«Венок». Напоминает предыдущий вид цветочной росписи, но только цветы замкнуты по краю блюда или крышки шкатулки.
Цветочные композиции обычно симметричны по мотивам и распределению цвета [6].
Иллюстрации взяты с интернет-ресурсов. Ссылки представлены ниже.
Таблица 2
Виды цветочной росписи
Название Цветочной росписи |
Изображение |
№ рисунка |
Ссылка |
«Букет» |
|
Рис.4 |
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html |
«Гирлянда» |
|
Рис.5 |
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=377188489&journalid=3834864&go=prev&categ=0 |
«Цветочная полоса» |
|
Рис.6 |
http://festival.1september.ru/articles/650334/ |
«Венок |
|
Рис.7 |
http://www.e-kklesia.ru/images/4/49/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8_(%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA).pdf |
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Бывает, среди симметрично написанного цветочного орнамента расположены две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различающиеся по цвету.
Изображения «петух» и «конь» являются символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей [6].
Иллюстрации взяты с интернет-ресурсов. Ссылки представлены ниже.
Таблица 3
Виды цветочной композиции с включением мотива «конь» и «птица»
Название цветочной росписи с включением мотива |
Изображение |
№ рисунка |
Ссылка |
Цветочная композиция с включением мотива «конь» |
|
Рис.8 |
http://festival.1september.ru/articles/650334/ |
Цветочная композиция с включением мотива «птица» |
|
Рис.9 |
http://www.liveinternet.ru/users/bahera/rubric/4244551/ |
Сюжетная роспись. Выполняют такую роспись на крупных изделиях. Например, панно, сундуках, разделочных досках или блюдах. Роспись в два-три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой и т.п., в нижней изображаются сюжеты, которые помогают раскрыть данную тему). Средняя часть, которая разделяет ярусы, представляется в виде цветочной полосы. Возможен и другой изображение: основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер.Включает сцены застолья, чаепития, свадьбы. Выполняются на фоне окна с изображением стола. На столе стоит самовар или ваза с цветами (символ богатства и достатка). В композиции могут изображаться шторы и часы.
Лица людей обращены к зрителю. Редко встречаются изображения, расположенные в три четверти.
Экстерьер. Включает дома с резными ставнями, с печными трубами, с резными петухами, с колодцами, украшенными головами коней. Изображаются сцены гуляния, выездов и свиданий. На панно размещаются целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Часто с главными героями можно встретить изображения животных. Таких как собаки, кошки, петухи, цыплята. При этом главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи [17].
Таблица 4
Виды сюжетной росписи
Название сюжетной росписи |
Изображение |
№ рисунка |
Ссылка |
Интерьер |
|
Рис.10 |
http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_dom.html |
Экстерьер |
|
Рис.11 |
http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gorodets.html |
«Древо жизни» |
|
Рис.12 |
http://smittik.livejournal.com/82396.html |
В этом пункте работы я выяснила, что наиболее часто встречаются в городецкой росписи цветы (розы, купавки)и животные (конь, птица) и рассмотрели три вида композиции в городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица", сюжетная роспись. К цветочному орнаментуотносятсятакиетипы орнамента как «Букет», «Гирлянда», «Цветочная полоса», «Венок». Цветочные композиции обычно симметричны по мотивам и распределению цвета.Следующий вид композиции в городецкой росписи- цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Сюжетную роспись выполняют на крупных изделиях, и неё входит интерьер, экстерьер и «Древо жизни».Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи. Таким образом, я рассмотрела основные мотивы, характерные для городецкой росписи и остановились на цветочной композиции с включением мотива «птица». Также я определила, что композиция будет симметричной.
2.2. Разработка эскизов для росписи «Птица дивная»
Так как я уже определилась с композицией досочек, можно приступать к разработке эскизов.В этой главе рассмотрию специфику городецких цветов и птичек,выполню эскизы для дальнейшей работы над досочками «Птица дивная» и воплотим данные эскизы в готовом изделии.
Цветы - это символ здоровья.
Они являются неотъемлемой частью любой городецкой работы. Городецкие цветы начинают изображатьс цветных кружочков (это является подмалевком). Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, и возможно создать необычную композицию. Впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске — красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные. Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми. Цветы в городецкой росписи не похожи на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и делается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением[4].
Птица является символом семейного счастья.
У городецких птиц всегда толстый животик. Птица в данной росписи имеет характерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище — черное, хвост — вишневый (краплак), крыло зеленое. Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая — намешивается. Здесь вы можно использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.
В городецкой росписи встречаются и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые "курочки Рябы", черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множетсво необычных, сказочных птиц [4].
Я остановилась на следующих птицах для набора досочек: павлин, петух и голубь.
Таблица 5
Этапы выполнения досочек «Птица дивная»
Этап |
Описание |
||
«Павлин» |
«Петух» |
«Голубь» |
|
Рис.13 |
Рис.14 |
Рис.15 |
Разрабатываем эскиз на листочке. |
Рис.16 |
Рис.17 |
Рис.18 |
Карандашом переносим наш эскиз на досочку. |
Рис.19 |
Рис.20 |
Рис.21 |
Наносим основные элементы и цвета будущего орнамента, этот этап называется замалёвком. |
Рис.22 |
Рис.23 |
Рис. 24 |
Выполняем разживку или оживку. К орнаменту добавляем блики и мелкие детали (чаще белого цвета) как бы оживляя рисунок. |
Таким образом, я рассмотрела специфику городецких цветов и птичек и выяснили, что Городецкие цветы являются неотъемлемой частью любой Городецкой работы. Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, и возможно создать необычную композицию, благодаря их разнообразной окраске. Цветы в городецкой росписи не похожи на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. У городецких птиц всегда толстый животик. Птица в данной росписи имеет характерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди, хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Я остановилась на следующих птицах для нашего набора досочек: павлин, петух и голубь. Опираясь на изученный материал, выполнила эскизы для работы над досочками «Птица дивная» и воплотила их в готовом изделии.
2.3.Обоснование выбора материалов и инструментов для создания сюжетной композиции «Птица дивная» в технике городецкой росписи
Для работы над созданием сюжетной композиции «Птица дивная» я определилась с материалами и инструментами, которые необходимы.
Городецкая роспись — это роспись по дереву.Расписывают такие изделия как хлебницы, пирожные и разделочные доски, наборы для чая и специй, поставки, шкатулки, солонки, декоративные настенные панно, детские игрушки, мебель [2].Каждое из таких изделий является неповторимым произведением искусства. Я, для воплощения своих эскизов, взяла набор разделочных досочек.
Разделочная доска — очень важный инструмент на кухне, без неё сложно приготовить завтрак, обед или ужин. Всегда приходится что-то измельчать, шинковать, резать, рубить, строгать и выполнять множество других необходимых действий.Пожалуй, нет на свете ни одной хозяйки, которая не использует на своей кухне данный атрибут. Но разделочные доски могут служить не только для того, чтобы защищать поверхности от царапин и порезов, но и отличным украшением для кухонного помещения. Для того, чтобы наши досочки украшали кухню, мы продумали и разработали сюжетную композицию «Птица дивная» и выполнили её в технике городецкой росписи.Наши разделочные досочки сделаны из березовой фанеры. Размер каждой досочки29,7х18,5.
Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. Я выполняю роспись гуашью из школьного набора (12 цветов). Как мы уже упоминали выше, она наиболее доступна для учеников.
В процессе работы городецкий художник использует довольно большое количество кистей разных размеров [6]. Их число и величина зависят и от масштаба задуманной работы и от тех живописных приемов, которые художник будет использовать именно сегодня. Ведь работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Отобранные для работы кисти обычно размещают на специальных деревянных подставках.
Я же для росписи взяла три кисти: нейлон №7, белка №1и №3.№1 - для контурной работы (оживка), №7 и №3 - для замалёвка.
Чтобы закрепить работу, необходим лак для покрытия разделочных досочек. Ниже в таблице представим виды лаков, а также их положительные и отрицательные стороны.
Таблица 6
Вида лаков, их плюсы и минусы
Вид лака |
Минусы |
Плюсы |
Алкидно-уретановый глянцевый лак |
При нанесении имеет запах |
Быстро сохнет, обладает значительно высокой износостойкостью, после высыхания безопасен для человека. |
Акриловый лак на водной основе |
Смазывает красочный слой, высокая цена. |
Быстро сохнет, экологичный,не пахнет. |
Аэрозольный акриловый лак |
При нанесении имеет запах. Появление капелек, подтеков, если переборщить с лаком, а если нанести меньше, то может образоваться не гладкая поверхность. |
Прост в применении и равномерно ложится на сухие и подготовленные поверхности. Это бесцветный лак, быстро сохнущий. Образует прочное прозрачное глянцевое покрытие. Надежно защищает поверхность от влаги, механических повреждений, царапин, сколов краски. |
Проанализировав таблицу, я остановилась на алкидно-уретановом глянцевом лаке. После высыхания лака получается ровное, однородное глянцевое покрытие с легким желтоватым оттенком. К достоинствам состава относятся: отличная защита от истераний, водостойкость и стойкость к воздействиям моющих средств, а также хорошая твердость и прочность. На дереве внутри помещения он прослужит не мало лет. Меры предосторожности: при применении рекомендуется обеспечить хорошую вентиляцию. Не работать вблизи открытого огня.
Таким образом,для работы над созданием сюжетной композиции «Птица дивная» я определилась с материалами и инструментами, которые нам необходимы. Это разделочные доски (3шт.) из березовой фанеры. Размер каждой досочки29,7х18,5.Гуашь из школьного набора (12 цветов). Три кисти: нейлон №7, белка №1 и №3. №1 - для контурной работы (оживка), №7 и №3 - для замалёвка. И алкидно-уретановый глянцевый лак для закрепления краски, который служитотличнойзащитой от истераний, водостойкий и стойкий к воздействиям моющих средств, а также обладает хорошей твердостью и прочностью.
Глава 3. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА И ОБУЧАЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
3.1. Разработка конспекта для урока изобразительного искусства
на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла»
На уроках изобразительного искусства учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники, в том числе получают представление о Городецкой росписи. В этом пункте я разработаю урок изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла».
Предмет, класс: Изобразительное искусство
Тип урока: урок изучения нового материала;
Тема урока: Городецкая роспись;
Материалы: - для учителя: презентация, таблицы с элементами городецкой росписи и эскизом разделочной досочки, заготовки для продуктивного задания.
- для учащихся: бумага, гуашь и кисти разных размеров.
Таблица 8
Урок «Городецкая роспись»
Этапы
|
Содержание |
УУД
|
|
Для учителя |
Для учеников |
||
1. Создание проблемной ситуации |
Учитель приветствует класс, предлагает поработать, затем открывает презентацию. На слайде выведены изображения предметов, расписанных городецкими мастерами. Учитель просит ответить школьников на вопросы: – Ребята, кто мне может сказать, где используют эти вещицы? Есть ли такие у вас дома? – Что вас удивляет? Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или пофону, легко и уверенно нанося мазки и без прорисовки контура.П2,Р1, К1. |
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. - Используют в быту. На доске режут овощи, в хлебнице хранится хлеб, в шкатулку мама складывает украшения и т.д. - Необычные узоры. |
Познавательные УУД 1.Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного 2. Делать выводы оперируя предметами и образами 3. Небольшой пересказ текста Регулятивные УУД 1.Совместно с учителем определить цель действия, проговаривать план, версии, выбор 2.Работать по предложенному плану, использовать учебник 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки Коммуникативные УУД 1.Высказывать мысли вслух, вступать в беседу 2. Слушать и понимать других 3.Договариваться,учиться выполнять роль в группе Личностные УУД 1.Оценивать однозначные поступки как «плохие», так и «хорошие» с позиции нравственных и эстетических качеств 2.Объяснять оценки 3.В предложенных ситуациях делать моральный выбор 4.Развитие самостоятельности в поиске изображаемых задач 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству к своему так и других людей 6. Осознавать и показывать свои личностные качества, черты характера, эмоции, мотивы, цели |
2.Формулирование проблемы |
В чем жеволшебствогородецкихузоров? П2,К1,К2. |
Отвечают на вопрос. - Красивые цвета, необычная форма, маленькие детали. |
|
3. Поиск решения Проблемы |
Учитель предлагает рассмотреть таблицы с элементами городецкой росписи и эскизом разделочной досочки. (См. приложение 1) и ответить на вопросы: – Что необычного в городецких элементах? – Какие элементы росписи вы видите? Давайте выясним, при помощи каких красок городецкие мастера создают нарядные узоры. – Какие цвета использовали мастера? Красок - то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная ибелаядля оживки.П2,Р2,К1,К2. |
Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы. – Красивая форма и необычная роспись. – Цветы, птицы листочки, рамочки, лошадка. – Чёрный цвет для птиц, коней, красный и синий для цветов, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей.
|
|
4. Выражение решения проблемы |
Учитель рассказывает историю городецкой росписи и просит открыть учебник на стр. 74-77, чтобы ребята рассмотрели иллюстрации. Все дело в том,какие краски рядом положить, чтобы получиласьгармония цвета. - Расскажите о роли белой краски, для дополнительного получения цветов.П1, П2,Р2, К1,К2. |
Слушают учителя, отвечают на вопрос. - Белый плюс синий – голубой и т.д |
|
5. Применение знаний (продуктивное задание) |
Выбери понравившуюся заготовку и укрась ее городецкими узорами(См. приложение 2). Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хорошийпoдapoк маме. И на кухне будет красиво, и польза есть.Л4,Л6. |
Выполняют задание |
|
6. Итог урока (рефлексия) |
Ребята, вы молодцы, посмотрите, как хорошо мы с вами поработали. Давайте придумаем название нашим работам. Аможет быть, устроим выставку своих работ?Р3,Л2,Л4,Л5. |
Ребята придумываю название своим работам и приносят учителю для выставки. |
|
7. Домашнее задание |
Принести материалы на следующий урок |
Записывают |
|
Ниже представлю иллюстрации из учебника.
Рис.25 Рис.26 Рис.27
Таким образом, я разработала урок изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла», в результате которого учащиеся усвоят основную информацию об истории городецкой росписи, её орнаменте и технике её выполнения. Кроме того, урок предполагает самостоятельное выполнение росписи разделочной досочки по заготовке.
3.2. Разработка обучающей презентации
к уроку изобразительного искусства.
Как я писала в пункте 3.1., презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами: облегчает работу учителя;урок проводится на высоком эстетическом уровне (благодаря анимации);появляется возможность усилить мотивацию учения;в процесс урока включаются все дети; чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.
Ниже представлю разработанную обучающую презентацию для урока по изобразительному искусству на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла», составленную в дополнение к конспекту урока.
Слайд 1 Слайд 2
Рис.28 Рис.29
Слайд 3 Слайд 4
Рис.30 Рис.31
Слайд 5Слайд 6
Рис.32 Рис.33
Слайд 7Слайд 8
Рис.34 Рис.35
Слайд 9Слайд 10
Рис.36 Рис.37
Слайд 11Слайд 12
Рис.38 Рис.39
Слайд 13Слайд 14
Рис.40 Рис.41
Слайд 15Слайд 16
Рис.42 Рис.43
Слайд 17Слайд 18
Рис.44 Рис.45
Слайд 19Слайд 20
Рис.46 Рис.47
Слайд 21 Слайд 22
Рис. 48 Рис.49
В последнем пункте я разработала обучающую презентацию для урока по изобразительному искусству на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла» в дополнение к составленному конспекту урока, что облегчит работу учителя на уроке и усилит мотивацию учения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Городецкая роспись является одной из тем при обучении учащихся на уроках изобразительного искусства.
Всем нам известно, как важно формирование разносторонне развитой, высоконравственной и духовно богатой личности. Эффективным средством рaзвития личности является нaродное декоративно-прикладное искусство.Народных промыслов на территории России существует достаточно много и каждый из них своеобразен. Городецкaя роспись является доступным для изучения видом декоративно-прикладного искусства. На занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, являющиесяважной частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности работы.
Объектом исследования является набор разделочных досочек, выполненных в технике городецкой росписи и методика обучения школьников городецкой росписи на уроках изобразительного искусства.Предметом исследования –городецкая роспись.
Цель работы: разработать практические задания по теме «Городецкая роспись».
В работе были поставлены такие задачи, как изучить историю городецкой росписи, инструменты и приспособления, технологические приёмы, используемые в данной росписи; рассмотреть основные мотивы, композиции, характерные для городецкой росписи;разработать эскиз для росписи «Птица дивная» и обосновать выбор материалов и необходимого оборудования для изготовления сюжетной композиции; проанализировать содержание рабочей программы по изобразительному искусству; разработать конспект урока изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла»; разработать обучающую презентацию к уроку изобразительного искусства.
Практические методы: изучение педагогической литературы; анализ программ, учебников.
В результате производства деревянных прялочных донец в городке Гордец появился оригинальный местный живописный стиль – Городецкая роспись.Кареты, барыни, всадники, солдаты, кавалеры, собачки являются основой образов, создаваемых при помощи техники и стиля резных Городецких донец.До сих пор имеются в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Далее инкрустация донец переходит к их росписи. Более свободная техника росписи позволила создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка. Так складывается стиль Городецкой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.
Существуют различные виды материалов для выполнения городецкой росписи. Роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевыми красками, потому что они наиболее доступны для учащихся. Для начала подготавливают под роспись основу и отшлифовывают шкурками с различным зерном, чтобы выровнять все неровности на поверхности. Затем грунтуют изделие в два - три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать жидко разведенный клей ПВА. Приступая к росписи, нужно карандашом наметить композицию узора. Затем, широкой кистью наносятся основные пятна. Заключительный этап – оживка.Наносятся черной и белой краской штрихи и точки. Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком.Изменяя в мотивах отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм.В Городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки.
В слудующем пункте работы я выяснила, что наиболее часто встречаются в городецкой росписи цветы (розы, купавки)и животные (конь, птица) и рассмотрели три вида композиции в городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица", сюжетная роспись. К цветочному орнаментуотносятсятакиетипы орнамента как «Букет», «Гирлянда», «Цветочная полоса», «Венок». Цветочные композиции обычно симметричны по мотивам и распределению цвета.Следующий вид композиции в городецкой росписи- цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Сюжетную роспись выполняют на крупных изделиях, и неё входит интерьер, экстерьер и «Древо жизни».Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.Таким образом, мы рассмотрели основные мотивы, характерные для городецкой росписи и остановились на цветочной композиции с включением мотива «птица». Также мы определили, что наша композиция будет симметричной.
Я рассмотрела специфику городецких цветов и птичек и выяснила, что Городецкие цветы являются неотъемлемой частью любой Городецкой работы. Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, и возможно создать необычную композицию, благодаря их разнообразной окраске. Цветы в городецкой росписи не похожи на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается.У городецких птиц всегда толстый животик. Птица в данной росписи имеет характерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди, хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги.Мы остановились на следующих птицах для нашего набора досочек: павлин, петух и голубь.Опираясь на изученный материал, я выполнила эскизы для дальнейшей работы над досочками «Птица дивная» и воплотила их в готовом изделии.
Для работы над созданием сюжетной композиции «Птица дивная» я определилась с материалами и инструментами, которые необходимы. Это разделочные доски (3шт.) из березовой фанеры. Размер каждой досочки29,7х18,5. Гуашь из школьного набора (12 цветов). Три кисти: нейлон №7, белка №1 и №3. №1 - для контурной работы (оживка), №7 и №3 - для замалёвка. И алкидно-уретановый глянцевый лак для закрепления краски, который служит отличнойзащитой от истераний, водостойкий и стойкий к воздействиям моющих средств, а также обладает хорошей твердостью и прочностью.
В данной работе я разработала урок изобразительного на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла», в результате которого учащиеся усвоят основную информацию об истории городецкой росписи, её орнаменте и технике её выполнения. Кроме того, урок предполагает самостоятельное выполнение росписи разделочной досочки по заготовке.
В последнем пункте работы я разработала обучающую презентацию для урока по изобразительному искусству на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла» в дополнение к составленному нами конспекту урока, что облегчит работу учителя на уроке и усилит мотивацию учения.
Практическая значимость курсовой работы: В результаты выполнения работы разработан конспект урока изобразительного искусства на тему «Искусство Городца. Истоки и развитие промысла», обучающая презентация к урокуи выполнена роспись трёх разделочных досочек «Птица дивная».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арбат, Ю.А. Русская народная роспись по дереву[Текст]:/Ю.А. Арбат. - М.: Изобраз. искусство,1970.– 199 с.
2. Волков, И. П.Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы [Текст] / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 22.11.2015).
4. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство[Текст]: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : Учебник для 5 класса общеобразовательныx учреждений I Учебник для 5 класса общеобразовательныx учреждений; Под редакцией Б. М. Неменского. - 6-е изд. - М .: Просвящение , 2007. - 176 с. : ил. - ISBN 978-5-09-017886-0.
5. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи[Текст]:методическое пособие / М. Ильченко, С. Мишин. –М.: ИД "Грааль", 2002 г.- 44 с.
6. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие / В.С. Кузин – М.: Просвещение, 1984. – 121с.
7. Кузин, B.C. Психология [Текст]: учебник / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М..: АГАР, 1997. - 304 с, ил.
8. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / В.С. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 224 с. (Серия "Педагогическое образование".)
9. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства[Текст]:/Ю.В. Максимов - М.: Просвещение, 1983. – 184 с.
10. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.М. Кушаев [и др.]; под ред. Н.М. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240с.
11. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости и металла. Керамическая игрушка [Текст]: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин [и др.]; под ред. В.А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., ил.
12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Н.М.Сокольникова. – М.: Академия,1999. – 368с., ил.
13. Субочева, Е. Городец [Изоматериал]: книжка-раскраска / Е. Субочева. - М.: Околица, 2000. —20 с.
14. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 120с., ил. (Серия "Кем быть!?")
15. Супрун,Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. [Текст] / Л.Я. Супрун. М.: Культура и традиции, 2006. – 148 с.
16. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил
17. Позднякова, Т.С. Молодежь и изобразительное искусство [Текст] / Т.С. Позднякова, О.Ф. Петрова. – Л.: Знание, 1986. – 32с. (Серия "Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами изобразительного искусства")
18. Попова, Е.Городецкие чудеса[Изоматериал]: альбом для раскрашивания/ Е.Попова,И. Андреева – М.: Малыш, 1997. – 20с.
19. Пряник, прялка и птица Сирин [Текст]: книга для учащихся старших классов / С.К. Жегалова [и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1983. – 192с., ил.
20. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с., ил.
21. Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст]: учеб.пособие /С.К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблицы с элементами городецкой росписи и эскизом разделочной досочки.
Приложение 2
Заготовки для росписи
1 2 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.