Методическая разработка открытого урока на тему "Сварка стыковых швов в нижнем положении шва"
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока на тему "Сварка стыковых швов в нижнем положении шва"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
16.03.2024
Методическая разработка открытого урока на тему "Сварка стыковых швов в нижнем положении шва"
Разработка урока Сварка стыковых швов в нижнем положении шва_.docx

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока производственного обучения по профессии «Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки)»

 

 

Тема урока: Сварка стыковых швов в нижнем положении шва.

 

 

Мастер производственного обучения

 Халиуллин Р.Х.

 

 

 

 

 

 

2022 г

План-конспект открытого урока

производственного обучения по профессии

«Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки))»

 

ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.

МДК.01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование

Тема 1.2. Техника и технология выполнения ручной дуговой сварки (ММА)  в нижнем положении шва.

Тема урока: Сварка (ММА) стыковых швов в нижнем положении шва.

 

Цели урока:                                                         

·         обучающаяФормирование умений и навыков самостоятельного проведения сварки пластин  встык в нижнем положении сварного шва,  с обеспечением  провара основного металла;

·         развивающая:  развивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при выполнении дуговой сварки;

развивать логическое самостоятельное мышление, самооценку и самоконтроль.

·         воспитательнаявоспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в команде, бережное отношение к материалам и инструментам, ответственность за выполняемую работу.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ПК.1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.  Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Место проведения урока: сварочные мастерские.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Вид урока: комбинированный.

Методы урока:

·         обучения: диалогический, показательный;

·         преподавания: объяснительный, инструктивный;

·         учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Межпредметные связи: Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки». Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».

Внутрипредметные связи: «Режимы сварки», «Колебательные движения электродом».

Материально-техническое оснащение урока: посты для ручной дуговой сварки; источники питания сварочной дуги; электрододержатели; шлакоотделители; металлические щетки; мерительный инструмент; электроды УОНИ 13/45 Ø 3- 4 мм.; МР -3р Ø 3- 4 мм Детали заготовки: пластины из углеродистой стали 100 х 250 х 3 мм100 х 250 х 6 мм; 100 х 250 х 4 мм.; образцы стыковых швов; комплект учебно-наглядных пособий по сварке; инструкционно-технологические карты

Литература

1. Маслов В.И. Сварочные работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.И. Маслов, - 14-е изд., стер, - М. : Издательский центр «Академия», 2018 -288 с.

2. Овчинников В.В. Подготовительно-сварочные работы:  учебник для нач. проф. образования, Издательский центр «Академия», 2018 -208 с

3. В.В. Овчинников. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Овчинников, - 2-е изд., испр, - М. : Издательский центр «Академия», 2018 -304 с.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

1. Контроль посещаемости и готовности к уроку(наличие специальной формы).

2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

3. Распределение по рабочим местам.

II. Вводный инструктаж (50 мин.)

1. Сообщение темы и цели урока (3 мин.)

1.1. Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.

2. Опрос – актуализация (5 мин.)

2.1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?

2.2. Как правильно выбрать режим сварки?

2.3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов?

2.4. Что подразумевают под геометрическими размерами шва?

2.5. Какие требования предъявляют к геометрическим размерам шва?

2.6. Что называется корнем шва?

2. 7. От чего зависит глубина проплавления металла?

4. Мотивация учащихся (3 мин.)

4.1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).

4.2. Показ готовой продукции, которую обучающиеся должны произвести на уроке

5. Формирование практических знаний и способов действий (25 мин.) Изложение нового материала (Приложение 1)

5.1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ.

5.2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке. 

5.3. Сварка пластин без разделки кромок. 

5.4. Возможные дефекты сборки и сварки пластин, способы их устранения

5.5 Практический показ технологического процесса сварки конструкции согласно инструкционной карте.(Мастер п/о показывает необходимые инструменты и оборудование;

объясняет последовательность и технику  выполнения  трудовых приёмов и операций;

объясняет способы контроля и самоконтроля;  (Приложение 4)

Типичные затруднения и ошибки студентов при выполнении упражнений по сварке пластин встык, меры их предупреждения.

5.6. Повторение  одним (вторым учащимся) приемов выполнения сварки стыковых швов в нижнем положении.

5.6.1 Создание проблемной ситуации (Отсоединить обратный провод).

5.6. Решение проблемы с помощью «Мозгового штурма» (Приложение 2)

5.7 Сообщить учащимся о критерии оценок (Приложение 5)

6. Закрепление материала вводного инструктажа (5 мин.)

Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе производственного обучения с личным показом мастера.

Задание учащимся:

6.1. Подготовка рабочего места, сварочного оборудования.

6.2. Подготовка металла к сварке.

6.3. Сборка пластин встык с помощью прихваток.

6.4. Односторонняя сварка пластин S = 3 мм встык.

6.5. Двусторонняя сварка пластин S = 6 мм встык.

6.6. Контроль качества сварных соединений

 

III. Текущий инструктаж (4 ч. 30 мин.)

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.

Целевые обходы:

1.      Проверка организации рабочего места.

2.      Проверка соблюдения правил техники безопасности.

3.      Индивидуальная демонстрация приемов подготовки, сборки, прихватки и сварки пластин в нижнем положении.

4.      Проверка правильности выполнения процесса сварки и уяснения вводного инструктажа.

5.      Обход рабочих мест с целью оказания помощи слабоуспевающим обучающимся.

6.      Проверка правильности использования инструмента и оборудования.

7.      Проверка выполнения нормы времени.

8.      Проверка качества конечного результата труда.

IV. Заключительный инструктаж (25 мин.)

1.      Прием и оценка контрольных образцов.

2.      Подведение итогов и объявление оценок.

Анализ ошибок, допущенных во время урока  (Приложение 4)

3.      Демонстрация лучших работ обучающихся.

4.      Выдать домашнее задание: повторить теоретический материал «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва».

5.      Уборка рабочих мест.

 

 

 


Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Время

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

I

Организационный этап

2 мин

Приветствовать обучающихся, проверить:

- готовность к уроку;
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное состояние.

Выполнить запись в журнале.

Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности обучающихся к уроку.

II

Вводный инструктаж

50 мин

 

 

1

Сообщение темы и цели урока

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений

3 мин

Сообщение темы и формы занятия, формулирует производственную ситуацию, нацеливает на задачу

Цель урока: технологически правильно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла.

Распределение по парам. Обучающиеся слушают и анализируют.

2

Актуализация ранее изученного материала

Повторение

пройденного

материала

5 мин

Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на уроках по «Технология сварки покрытыми электродами»

Ответить на заданные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?

1. Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла.

2. Как правильно выбрать режим сварки?

2. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода, в зависимости от толщины металла,  и выбору  силы сварочного тока.

3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов.

3. Силу сварочного тока выбирают в зависимости от марки и диаметра электрода, при этом учитывают: положение шва в пространстве, вид соединения, толщину и химический состав свариваемого металла, температуру окружающей среды.  Диаметр электрода выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла, типа сварного соединения, положения шва в пространстве, размеров детали, состава свариваемого металла.

4. Что подразумевают под геометрическими размерами шва?

4 Ширину и высоту шва.

5. Какие требования предъявляют к геометрическим размерам шва?

5. Шов должен быть ровным по ширине и высоте. Усиление шва не должно превышать 3 мм.

6. Что называется корнем шва?

6. Часть сварного шва, наиболее удаленная от его лицевой поверхности

7. От чего зависит глубина проплавления металла?

7.От силы сварочного тока, угла наклона электрода, длины дуги, скорости сварки.

3

Обобщение ответов по изученному материалу

2 мин

Обобщить полученные ответы, сделать заключение по теоретической подготовке по предметам:

« Технология сварки покрытыми электродами»

Обратить внимание на то, что все эти знания будут востребованы на уроке.

Выслушать обобщение, принять к сведению.

Изложение нового материала

4

Мотивация обучающихся

3 мин

1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок в нижнем положении шва).

2. Показ готовой продукции, которую обучающиеся должны произвести на уроке.

Выслушать и принять к сведению.

5

Теоретическая часть. Инструктажи.

Формирование ориентировочной основы деятельности

15 мин

Инструктирование обучающихся по материалу урока.

План объяснения:

-организация рабочего места

- правила безопасности при ведении электросварочных работ (плакаты)

-выбор диаметра электрода;

 -выбор силы сварочного тока;
- подготовка металла к сварке;

- сборка стыкового соединения без разделки кромок перед сваркой.
-  сварка пластин без разделки кромок в нижнем положении шва ниточным швом и валиком;

- заварка кратера;

- контроль швов после сварки, устранение дефектов .

Слушают, запоминают, повторяют.

Технологическая карта (анализируют)

6

Практическая часть

инструктажа

Формирование практических знаний и способов действий

15 мин

Показать:

-  - -организацию рабочего места

-    -подготовку металла к сварке

-  технику и  технологический процесс выполнения стыкового соединения пластин в  нижнем положении

- Типичные затруднения и ошибки студентов при выполнении упражнений по сварке пластин встык, меры их предупреждения.

-  возможные виды дефектов   ( на заготовленных образцах)

П

Заслушать объяснения, пронаблюдать за

работой мастера производственного

обучения.

Проговаривают последовательность

операций

Предлагаю повторить одному из учащихся

приёмы сварки соединения пластин встык в  НП .

Коментирую правильность действий

наблюдают, запоминают, делают замечания

Выстраивают под руководством мастера логическую цепочку способов практического выполнения задания

Создание проблемной ситуации:  незаметное отключение обратного провода (отсутствие тока в сварочной цепи)

Решают проблему с помощью «Мозгового штурма»

Обучающиеся учувствуют в интерактивной беседе

Выдвигают гипотезы по проблеме и предлагают способы ее решения

7

Закрепление материала вводного инструктажа

5 мин

Вопросы к обучающимся по вводному инструктажу:

1. Какой должна быть длина дуги  при сварке стыкового соединения? вертикальных швов?

  2.Какой должна быть величина сварочного тока при выполнении стыковых швов в НП.?

3. Для чего выполняют колебательные движения  электродом при сварке?

Ответить на вопросы.

III

Текущий инструктаж

4 ч.30 мин

 

 

1

Содержание и порядок проведения сварочных работ.

10 мин

Инструктирование по содержанию и порядку проведения упражнений.

1.Выполняют подключение и настройку оборудования.

2. Выполняют сварку стыковых соединений покрытыми электродами.

3. Следят за организацией рабочего места.

4. Контролируют ход выполнения работы по инструкционной карте.

5. Соблюдают технику безопасности при проведении сварочных работ

 

2

Целевые обходы

4 ч.20 мин

Проводит целевые обходы

1. Проверить организацию рабочих мест.

2. Проверить правильность настройки оборудования.

3. Проверять правильность выполнения задания.

4. Проверять соблюдение охраны труда и техники безопасности.

5. Индивидуальное инструктирование с отстающими учащимися, дополнительное задание наиболее успевающим учащимся.

6. Проверять аккуратность и правильность ведения сварочных работ.

7. Проведение повторного группового инструктажа для предупреждения и исправления типичных ошибок или для повторного показа (при необходимости)  

IV

Заключительный инструктаж

25 мин

1. Приемка и оценка контрольных образцов.
2. Подведение итогов и объявление , с обоснованием, выставленных

оценок.

3.Продемонстрировать лучшие работы, отметить, кто из учащихся добился отличного качества в работе;

4.Разобрать  вместе с обучающимися и дать анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указать пути и методы их устранения;

5.Раскрыть экономическую сторону урока, рациональный расход материала;

6.Подвести итоги занятия в целом.

- оценивают работу друг друга при помощи дефектовочных ведомостей.

- производят анализ ошибок, допущенных во время урока, используя схему «Фишбоун»

- анализируют достижение поставленных целей, какие умения и практический опыт по сварке получили на уроке

- осуществляют самооценку;

Выслушвают комментарии мастера производственного обучения по итогам за урок.

Убирают рабочие места

 

 

 


 

Методическая разработка открытого урока производственного обучения по профессии «Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки)»

Методическая разработка открытого урока производственного обучения по профессии «Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки)»

План-конспект открытого урока производственного обучения по профессии «Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки))»

План-конспект открытого урока производственного обучения по профессии «Сварщик (частично-механизированной сварки (наплавки))»

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Контроль посещаемости и готовности к уроку(наличие специальной формы)

Контроль посещаемости и готовности к уроку(наличие специальной формы)

Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе производственного обучения с личным показом мастера

Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе производственного обучения с личным показом мастера

Технологическая карта урока №

Технологическая карта урока №

Как правильно выбрать режим сварки? 2

Как правильно выбрать режим сварки? 2

Обобщение ответов по изученному материалу 2 мин

Обобщение ответов по изученному материалу 2 мин

Практическая часть инструктажа

Практическая часть инструктажа

Какой должна быть величина сварочного тока при выполнении стыковых швов в

Какой должна быть величина сварочного тока при выполнении стыковых швов в

Целевые обходы 4 ч.20 мин

Целевые обходы 4 ч.20 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024