Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
11 кл +1
13.01.2020
Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"
Студенты выбирают по одному русскому композитору, изучают биографию, учат одно произведение и на открытом уроке, нарядившись, соответственно стилю эпохи, исполняют произведение.
Методическая разработка.docx

 

Министерство образования и науки УР

БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т. К. Борисова»

 

 

 

 

 

Методическая разработка по дисциплине

«История музыки и музыкальная литература»

для специальности  53.02.01 «Музыкальное образование»

разработчик: Сажина Наталья Викторовна, преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можга, 2019г.

 

 

 К 215 –летию со дня рождения выдающегося русского композитора, основоположника  русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

«Музыку создает народ, а мы, художники, ее только аранжируем»

                                                                                           М. И. Глинка

Тема  урока: «За руку с композитором»

Цель урока: закрепление знаний о творчестве  русских композиторов и применение знаний на практике.

В открытом уроке принимают участие студенты специальности «Музыкальное образование». Каждый студент создает образ того или иного композитора, подбирает элементы одежды, прически, характерные эпохе, в которой жил композитор, изучает его творческую биографию, цитаты, исполняет его музыку.

Звучит полонез из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки

 

Шел 1884 год.

В одну из пасмурных осенних пятниц на квартире у Митрофана Петровича Беляева собралось, как обычно,  много музыкальной интеллигенции, и вот бы уж приступить к  музицированию, но что-то Николай Андреевич запаздывает. Вот он появляется в дверях и ведет с собой незнакомого доселе человека.

Беляев: «Проходите, проходите, уважаемые! Не изволите ли сначала испить горячего чаю, поменять калоши, такая непогода нынче?»

Римский-Корсаков: «Да уж, пожалуй!»

Вот, дорогой Митрофан Петрович, представляю вам своего ученика, с еще горячим дипломом - Анатолий Лядов-Талантлив несказанно!  Какие у него миниатюры, песни, романсы!

Лядов: По правде говоря, я давненько потерял вкус к романсовой лирике, да и слава, приобретенная романсами, — дешевые лавры. Вот бы симфонию сочинить!

Римский-Корсаков: Ну, не скромничай Толя, не скромничай! Вы только послушайте, что за чудо эта его «табакерка»!

Звучит «Музыкальная табакерка»

Беляев: Весьма недурно! А, что, Николай Андреевич, назначим ваших  учеников Сашу Глазунова и Толю Лядова художественными руководителями издательской и концертной деятельности? Под вашим чутким руководством, разумеется!

Римский-Корсаков: Вы как всегда смотрите вдаль, Митрофан Петрович!

А я вот приметил еще одного талантливого музыканта! Вот он, этот скромный  на вид молодой человек.  А сколько внутренней мощи в нем! Мамонтов его уже определил дирижером в свою Частную оперу. Ты видел его руки. Про них, непременно когда-нибудь  скажут: что «Они стоят миллионы!»  

Не каждому под силу исполнить его музыку! Сергей Васильевич, будьте любезны, порадуйте нас.

Звучит «Итальянская полька» Рахманинова

Рахманинов: Спасибо Петру Ильичу!

Беляев: Да, да. Дипломная работа Сергея опера «Алеко» привлекла к себе пристальное и восторженное внимание П. И. Чайковского.  Петр Ильич столь эмоционально воспринял творение юного композитора, что за экзамен поставил пять и три плюса.  Не правда ли маэстро?

Чайковский:  Да. Я внимательно слежу за успехами Сереженьки  и предсказываю ему великое будущее! Помню себя в молодости, когда Николай Григорьевич окружив меня отцовской заботой, каждое мое новое произведение   немедленно «преподносил» Москве. Какие были времена!

Римский: А не  тряхнуть ли вам стариной Петр Ильич!

Чайковский:   С удовольствием! Что-нибудь из раннего, любимого.

Звучит « Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года»

Беляев: Ну что, теперь, когда все в сборе, недурно  и вспомнить нашего музыкального  гения, отца русской классики – непревзойденного Михаила Ивановича Глинку!  Все-таки 80 лет со дня рождения, а скольким талантам он проложил дорогу………

Римский: А какой фурор произвела его опера «Жизнь за царя»! Поэты так и бросились поэмы сочинять!

 

По поводу премьеры оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин" почитатели Глинки устроили чествование композитора. В честь Глинки друзья сочинили канон.

 

Автором первого куплета был композитор М.Ю.Виельгорский:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!

 

Автором второго куплета был П.А.Вяземский:

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

 

Третий куплет сочинил сам В.А.Жуковский:

В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвеину стакан.

 

А четвёртый куплет принадлежал А.С.Пушкину:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

 

Беляев: Жаль рано ушел от нас Михаил Иванович, но музыка его с нами на веки…… Надежда Васильевна. Спойте!

Романс  «Не говори, что сердцу больно»

 

Беляев: Но друзья, не будем забывать и про нашего Мусорянина! Ему бы нынче 45 было, эх совсем молод был …

Рахманинов:   Да, столько шедевров осталось в черновиках.  Вот послушайте «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Звучит «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Беляев:  Довелось мне в Вене на балу у Франца Иосифа слушать изумительную музыку Иоганна Штрауса.   Сколько блеска,  чувства, фантазии в  его вальсах. Вот уж  действительно заслужил звание короля вальсов! Я не мог не пригласить маэстро к нам. Друзья, знакомьтесь - Иоганн Штраус!

звучит  вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Римский: А ведь вальсами  в начале века вся Европа увлекалась! И Шопен, и Шуман и Шуберт! Да, кстати, среди наших гостей есть истинные ценители венского вальса!  Давайте же поприветствуем наших гостей!

Входят   Мендельсон, Григ  и Клара Вик.

Чайковский: Вот так встреча! Эдвард, как я рад! Друзья,  а ведь не так давно мне и   Эдварду  было присвоено  почетное  звание  Доктора  Кембриджского университета! Вот счастье снова встретиться с вами, любезный друг!

Григ: Да, Петр Ильич, я долго вспоминал наше знакомство, те счастливые обстоятельства, при которых мы встретились и мне весьма лестно ваше посвящение, ваш подарок . Музыка увертюры « Гамлет» как нельзя лучше рассказывает  о внутреннем родстве наших музыкальных натур. Спасибо дорогой друг!  Примите мой презент на память

Звучит «Ариетта» Грига.  

Мендельсон: Хороши ваши пятницы Митрофан Петрович! Что ни гость,  то глыба! Прав Стасов Владимир Васильевич, Могучая вы нация!  С размахом живете! Душевные все люди собираются!

Надо отметить, наши  Шубертиады нынче пополнились новыми звездами!

Вот молодую талантливую ученицу с консерватории привез. Знакомьтесь Клара Вик. Как она Шуберта играет, послушайте.

Звучит «Серенада» Ф. Шуберта

Римский: А что у вас  в руках, Феликс? Позвольте полюбопытствовать?

Мендельсон:  Удивительное явление в нашей музыкальной жизни!

 «Новая  музыкальная газета».  Увлекательно  пишут, о реформах, о новых музыкальных веяниях, о романтизме.  Загадочный писатель, то Флорестан, то Эвсебий, то просто напишет «22». Вот почитайте…(Мендельсон раздает лепбуки о композиторах).

Мендельсон: А я вот все в глубину вглядываюсь, к предкам нашим, ностальгирую  ….сколько музыки забыто….

 Звучит «Песня без слов»  Мендельсона   

Беляев: Полно вам Феликс, грустить. Лучше покажите что отыскали, порадуйте шедеврами.

Мендельсон: Прошу, господа, присаживайтесь! Начинаем  концерт старинной музыки!

А. Вивальди «Сицилиана»

К. Глюк ария Орфея из оперы «Орфей»

И. Бах Ария из французской  сюиты

Л. Бетховен «Романс» из сонатины соль мажор

В. Моцарт   Соната  до мажор

Беляев: Спасибо вам Феликс! Вашими стараниями довелось нам слышать великую музыку давно ушедших времен! 

 Римский: А мы понесем в будущее все то великое и могучее, что оставил нам отец русской музыкальной культуры Михаил Иванович Глинка! С юбилеем, господа!

Звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

 

 

 

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки и музыкальная литература"

Методическая разработка открытого урока "За руку с композитором" по дисциплине "История музыки  и музыкальная литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020