Конспект урока по литературному краеведению.
Николай Михайлович Языков (1803-1847). Пейзажная лирика в творчестве Н.М. Языкова.
6 класс.
цели урока:
ОБУЧАЮЩИЕ: 1. Сформировать у учащихся знания о биографии
H.M. Языкова и его пейзажной лирике, новаторской поэтике и особенностях изображения природы;
2. Сформировать умение работать над приёмами поэтической речи.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Воспитывать патриотические чувства, вызвать чувство
гордости за земляка-поэта, за красоту родного края.
2. Пробуждать в детях чувство любви к родному краю.
3. Воспитывать интерес к поэзии.
РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Развивать навыки анализа поэтического текста.
Метод: Комбинированный (беседа, сообщение учителя, чтение поэтического текста).
Оборудование:
1. Портреты H.M. Языкова.
2. Фотография с изображением дома, в котором жил поэт в Языкове.
3. Выставка материалов о Языкове.
4. Сообщение учителя о H.M. Языкове.
5. Выставка книг о Языкове.
Оформление доски:
Слева: Тема: Пейзажная лирика в творчестве H.M. Языкова. Справа: Портрет поэта. Иллюстрации к стихам H.M. Языкова, выполненные детьми. Определение термина «пейзаж».
План урока:
1. Организационный момент — 1 минута.
2. Вступительное слово учителя – 3 минуты.
3. Сообщение учителя - 15 минут.
4. Чтение стихотворений учащимися - 10 минут.
5. Анализ стихотворений -10 минут.
6. Подведение итогов – 4 минуты.
7. Домашнее задание – 2 минуты.
Ход урока:
Организационный момент: Здравствуйте! Садитесь!
Цель нашего урока: познакомится с жизнью и творчеством нашего земляка Н.М. Языковым. Сегодня мы рассмотрим его пейзажную лирику и проанализируем несколько его стихотворений.
Вступительное слово учителя.
16 марта 2007 года исполнилось 204 года со дня рождения нашего замечательного земляка, одного из крупнейших поэтов-лириков пушкинской поры Николая Михайловича Языкова.
Память о нем чтится в нашем городе. И мне бы хотелось, чтобы вы тоже открыли для себя этого поэта.
Н.М. Языков (показать его портрет) родился в 1803 году в Симбирске в состоятельной дворянской семье, но каждое лето семья проводила в родовом имении Языково (показать фотографию дома Языковых). Для Николая это была самая лучшая пора. Здесь было, где разгуляйся, покупаться, спрятаться от солнца в гуще деревьев, помечтать. Самые отрадные впечатления оставались в памяти от прогулок по окрестным полям, лугам и лесам. Не случайно, будучи уже известным поэтом, заброшенный волей судеб на далекую чужбину, Н.М. Языков не раз обращался к отчему симбирскому краю, где весенние цветы ему дарила жизнь младая.
Край прелестный – это ты,
Где видением игривым
Каждый день мой пролетал,
Каждый день меня счастливым
Находил и оставлял!
Проучившись в гимназии в Симбирске, в 1814 году Николай отправляется учиться в Петербург в горный кадетский корпус, а затем в институт путей сообщения, но здесь он не доучился и осенью 1822 года уехал в город Дерпт, где поступил в университет на философский факультет и провел около 7 лет. Современники так отзывались о нем:
«Сама наружность Николая Михайловича Языкова вызывала симпатию у каждого, кто с ним соприкасался. Выше среднего роста, широкоплечий, с выдающейся вперед грудью. Лицо – кровь с молоком. Непокорные светло-каштановые кудри над открытым широким лбом, слегка вздернутый нос, добродушно улыбающийся довольно широкий рот с пухлыми губами и, по выражению современника, шутовски веселые серые глаза».
Учитель: В Дерптские годы по-настоящему развернулся его талант, были созданы лучшие стихи. Они стремительны, задорны. «Вдохновенный» – таково его прозвище. Пишет он застольные студенческие песни, элегии, дружеские послания. Но мы остановимся на пейзажной лирике поэта. Ч то такое пейзаж?
Ученики: варианты ответов.
Учитель: Пейзаж - это 1. общий вид какой-нибудь местности (например, Волжский пейзаж).
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
Н.М. Языкова можно считать основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая, в отличие от пушкинской, подчеркивает не скромную невзрачную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость. Особенно это прослеживается в период раннего творчества.
Чтение и анализ стихотворений.
Самые яркие образы этого пейзажа представлены в стихотворениях «Моя родина» (1822), «Чужбина» (1823), «Родина» ( 1825). Оказавшись на чужбине, лирический герой тоскует по своей земле, которая для него не просто родная, но в отдалении наполняется светом и звоном, становится лучше и краше всех других земель.
Языков подчеркивает, что пейзаж родного края не похож на природу других стран, его лирический герои любуется ее красотой и величием. Давайте послушаем эти стихотворения и отзыв учащихся о прочитанном.
Учащиеся читают стихотворения «Чужбина», «Утро» (1831).
Учитель: Летом 1824 года Н.Языков, приехав на каникулы из Дерпта в Языково, вынужден был задержаться здесь на целых полгода. Этот период не был наполнен поэтическим творчеством. Но, вернувшись в Дерпт 25 января 1825 года, он выслал сестре стихотворение «Родина», навеянное пребыванием в симбирском крае. Давайте прочитаем это стихотворение.
Ученик: читает стихотворение «Родина»
Учитель: 1824-1826гг. были временем творческого взлета Языкова, ознаменованного, в частности, его «пушкинским циклом».
Знакомство А.С. Пушкина с Н.М. Языковым.
Наконец-то состоялась долгожданная встреча А.С. Пушкина с Н.М. Языковым. Языков летом 1826 года вместе со своим другом по университету Вульфом приехал в имение его матери Тригорское, где по соседству, в Михайловском, находился в ссылке А.С. Пушкин. Намереваясь провести здесь несколько дней, Языков задерживается в Тигорском на целый месяц. Там и состоялось знакомство Пушкина и Языкова.
А.С. Пушкин к тому же чрезвычайно высоко ценил в волжанине его редкостный поэтический дар. Много времени в этот период проводили они вместе, этому способствовала и теплая ясная погода, стоявшая тем летом на Псковщине. Под благотворными солнечными лучами буйно расцветало и благоухало все растительное царство. Местность была чрезвычайно живописная: над извилистой рекой Соротью стояли три холма, парки, открытые площадки. Языков не раз любовался прозрачно-голубой Соротью, пойменной растительностью, крестьянскими полями и запечатлел все это в поэме «Тригорское», которую посвятил хозяйке имения Осиновой Прасковье Александровне. Этот период творчества Н.М. Языкова можно отразить его же словами: «Огнем стихов ознаменую те достохвальные края...»
Давайте послушаем отрывки из поэмы «Тригорское».
Ученики (6): читают пейзажные зарисовки поэмы.
Учитель: Теперь сделайте устный анализ услышанных отрывков. Как Языков изображает здесь природу?
Ученики: Он изображает природу, как правило, в нарастающем движении, то есть, прежде всего, ее явления (восход солнца, полуденный зной, сумерки, грозу и т.д.), которые, как и подобает природным явлениям, совершаются величественно.
Учитель: В поэме «Тригорское» Н.М. Языков показал себя мастером пейзажной лирики. Хотя возможно, что приемам описания пейзажа Языков учился у Пушкина, однако, несомненно, при этом его поэтическое своеобразие. Как говорит здесь поэт?
Ученики: Поэт говорит о них пламенно и торжественно.
Учитель: Правильно. Как сам он пишет в письме к брату, используя слова торжественной лексики. Давайте теперь прочитаем стихотворения «Две картины» (1825г.) и отрывок из стихотворения «Островок» (1824г.). Проанализируем их, высказав своё впечатление.
Ученики (2): читают и анализируют стихотворение.
Учитель: В 1829 году, тяжело заболев, Языков покинул Дерпт и приехал в Москву. Поступив в 1831 г. на службу в Межевую канцелярию, он в 1833 году подает в отставку и на пять лет уезжает в Симбирскую губернию. Но здоровье его резко ухудшилось. По совету врачей поэт отравился в 1938 году на лечение за границу, жил на курортах Германии, Франции, посетил Италию.
В 1839-1842г.г. появляются у Н.Языкова произведения, как правило, с пейзажной основой, в которых очень сильно были выражены простые, обыденные чувства («Кручина», «Тоска неугомонная»): томление и скука человека, которого злые обстоятельства все держат и держат на ненавистной чужбине.
В этих стихотворениях лирический герой практически смыкается с самим поэтом в конкретной жизненной ситуации. Болезнь заставляет его переезжать с курорта на курорт в поисках исцеления, испытывать боли и дорожные неудобства. Он то надеется на выздоровление, то отчаивается и всюду возит с собой тоску по родине. Скучными глазами смотрит он на новые места, чаще всего пейзажи, и сравнивает их с русской природой, бытом, возвращаясь к мысли о России. Зачитаем стихотворение «Элегия» (10 июня 1843г.) и кратко проанализируем его.
Ученики: читают стихотворение «Элегия» и анализируют его.
Учитель: Осенью 1842 года Н.М. Языков вместе с Н.В. Гоголем отправляются в Рим, надеясь, что зимовка в Риме благотворно скажется на здоровье. Однако зима в Риме, выдалась холодная, сырая и ветреная, но в начале марта в городе заметно повеяло весной, настроение Языкова улучшилось, и он, как подметил Н.В. Гоголь, принялся за перо. Так родилось стихотворение «Весна», которое оказалось яркой поэтической картиной, так, что читатель, не ведавший о недугах автора, мог подумать, что поэт, написавший «Весну», это человек, пышущий здоровьем.
Ученик: читает стихотворение «Весна».
Учитель: Душа поэта пела еще и потому, что настала заветная пора сборов в дорогу. Он спешит домой. В мыслях он уже на родине, хотя путь еще долог. Одна за другой рождаются элегии, через пейзаж передающие настроение и чувства поэта.
Ах, горы, горы! Прочь скорее
От них домой! Не их я сын!
На Русь! Там сердцу веселее
В виду смеющихся долин!..
Ученик: читает стихотворение «Элегия» от 16 июня 1843г..
Учитель: Какое настроение отразил поэт в стихотворении?
Ученики: В стихотворении с пейзажной основой, прежде всего, выражены чувства самого поэта. Вынужденный из-за болезни находиться за границей, поэт тоскует по родине. И именно свою тоску он передает в этом стихотворении. Поэта угнетает пейзаж, горы, от которых ему душно и тесно и которые как бы заслоняют ему путь домой своей суровостью и неприступностью.
Учитель: Хотелось бы еще остановиться на одном мотиве.
Н.М. Языков непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека. Этой теме посвящена почти половина всех пейзажных стихотворений Н.М. Языкова (около 20). Особенно любима поэтом Волга (6 стихотворений, больше, чем у кого-либо из крупных русских поэтов).
Плавание, купание, ныряние, прямое телесное соприкосновение супругами волнами, заражающее бодростью и весельем, – наиболее характерный мотив, разрушающий прежнюю статичность водного пейзажа. Именно у Языкова впервые в отечественной поэзии запечатлен прямой осязательный контакт человека с природой: не видение или слышание, а прикосновение, объятие, слияние с силами природы.
Особенно дорог Языкову образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии, с которой мерится силами его лирический герой. «Будет буря: мы поспорим // и по мужествуем с ней». Давайте послушаем стихотворения, посвященные этой теме: «Морское купание», «Море», «Буря».
Ученики: читают и дают краткий анализ стихотворений.
Учитель: Незадолго до смерти, а умер он 7 января 1847 года (новый стиль), вышли в свет два поэтических сборника стихов Языкова: «56 стихов Н. Языкова» и «Новые стихотворения».
Подведение итогов.
Учитель: Подведём итог урока, ответив на следующие вопросы. Как вы думаете, для чего нужна пейзажная лирика?
Ученики: Чтобы уметь видеть и чувствовать прекрасное, она помогает глубже понять состояние человека.
Учитель: Какие пейзажи лучше всего, на ваш взгляд, удалось передать Языкову?
Ученики: Водные пейзажи.
Учитель: Какие картины пейзажа чаще всего отражает Языков: мрачные или светлые?
Ученики: Светлые.
Учитель: Какие выразительные средства он чаще всего использует?
Ученики: Эпитеты.
Учитель: Приведите примеры запоминающихся эпитетов.
Вывод: Сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством Н.М. Языкова. Прочитали и проанализировали стихотворения, посвященные пейзажной лирике: «Чужбина», «Родина», «Утро», отрывки из поэмы «Тригорское», «Весна», «Элегия» 10 июня 1843 г, «Элегия» от 16 июня 1843г., «Морское купание», «Море», «Буря».
Оценивание.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.