МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №89 Г. СОЧИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЖИГУЛЕНКО ЕВГЕНИИ АНДРЕЕВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности»
Автор-составитель:
Костина Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
2021 г.
Содержание.
Стр.
1. Введение.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Причины нездоровья школьников:
- нервно-психические нагрузки
-болезни органов пищеварения
- слабый иммунитет
- снижение остроты зрения
- нарушение осанки
- ухудшение показаний физического развития
Здоровьесберегающая педагогика. Что ж это такое? Каковы её цели? Востребована ли она современной школой?
На наше с вами здоровье влияют несколько факторов– 50% занимает непосредственно образ жизни человека, 10 % - здравоохранение и по 20% берут на себя наследственность и окружающая среда.
В настоящеее время школа идёт по пути осознанного усиления валеологического компонента в воспитательной деятельности по сохранению физического здоровья учащихся.
Таким образом, проблема организации помощи ребёнку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.
Здоровьесберегающая педагогика нацелена на устранение здоровьеразрушающих факторов образовательного процесса и активизация здоровьесозидающих ресурсов образования.
Здоровье-основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
2. Цели и задачи педагогического опыта
Цель методической разработки: предоставление всех возможностей для формирования здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека;
Задачи:
- Формирование потребности здорового образа жизни;
- формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
- организация оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
· мотивация обучающихся на ЗОЖ;
· сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения; сформированность общеучебных умений и навыков;
· общая успешность обучения учащихся – не ниже 75 %
Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Вот основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю:
-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
-возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
Работа над опытом проводится в начальных классах: поэтапно с момента появления противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.
Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время, опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
3. Теоретическая основа опыта.
3.1. Здоровьесбергающие технологии в образовательном учреждении.
Понятие «здоровьесберегающие технологии», направления работы.
Что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Использование таких технологий должно предусматривать два направления работы:
· формирование у школьников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
· организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
· закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
· повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
· проведение профилактической оздоровительной работы;
· ознакомление кольников с принципами ведения здорового образа жизни;
· мотивация детей на здоровый образ жизни;
· формирование полезных привычек;
· формирование валеологических навыков;
· формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
· воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
3.2. Виды современных здоровьесберегающих технологий.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья учащихся, требуемого по ФГОС, в общеобразовательных учреждениях используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей: организация мониторинга здоровья школьников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития школьников (ведение дневников здоровья); организация контроля в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды
2. Физкультурно-оздоровительные технологии в образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья школьников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий осуществляется в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3. Здоровье сберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
6. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия или внеклассного мероприятия.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю.
Занятия из серии «Здоровье». Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями.
В работе с родителями можно использовать следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; дневник - здоровья; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье школьников.
3.3 Внедрение здоровьесберегающих технологий.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
•предметную;
•исследовательскую;
•игровую;
•творческую.
Работая по здоровьесбережению, я основываюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка.
Руководствуюсь психологическими принципами развивающего обучения И.С. Якиманской, которая считает, что необходимо создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. А отметка ученика должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
Внедряю элементы методики В.Ф. Базарного:
* Методы простейших зрительно - координаторных тренажей.
А) Упражнения со зрительными метками. В различных участках класса
фиксируются разноудаленные привлекающие внимание объекты - яркие зрительные метки. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения необходимо выполнять в положении "стоя". Дети фиксируют зрение на метках по команде учителя. Продолжительность - 1-2 мин.
Б) Выполнение тренажей с помощью плана-схемы зрительно- двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против часовой стрелки; по "восьмерке". Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторить 10-15 раз.
* Активизация функционального состояния детей с помощью построения занятий в режиме динамических поз. Формирование у детей тонко координированных зрительно-рабочих движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма. При этом одним из наиболее эффективных способов такой активизации оказалась периодическая смена поз (в частности, перевод детей из позы "сидя" в позу "стоя"). Планирую построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения "сидя" в положение "стоя", Кратность подъемов и продолжительность пребывания в положении "стоя" зависит от характера урока.
4. Практическая часть.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Родители старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья), в школьных мероприятиях («Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»),в тестировании (приложение 1).
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
1.Интенсификация обучения.
2.Снижение двигательной активности.
3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
4.Нарушение зрения и осанки.
5.Ухудшение нервно-психического здоровья.
Как говорил профессор Смирнов Н.К.: «Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.»
Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 2).
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки, (приложение 3)
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.
3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра (приложение 4);
- урок-путешествие;
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
В 1-2 классах можно применять сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:
-Как вы думаете, что такое умножение?
-С каким арифметическим действием оно связано?
-Для чего нам нужно умножение?
В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые
При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания.
Пример вариантов: С. Михалков «А что у вас?» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворения.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
В мою программу здоровьесбережения я включаю ещё программу «Краеведение». Программа разбита на блоки, каждый из которых предусматривает теоретические и практические занятия. Весь теоретический и практический комплекс полученных знаний закрепляется на уроках, в походах, путешествиях, экскурсиях по родному краю. В процессе реализации программы используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, художественная. Теоретические знания учащихся проверяются тестами, устным опросом, контрольными уроками, викторинами. Практические навыки проверяются на занятиях, экскурсиях, походах.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и технология. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями краеведческой тематики (мифами, повестями, рассказами, стихами, легендами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
5. Результативность опыта
Работая по данной проблеме на уроках и во внеурочное время, сделаны выводы, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию учения (следствие этого – повышение качества знаний учащихся), активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Проводились родительские собрание на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Активный отдых – залог здоровья», «Разговор о правильном питании» и др.
Качество знаний учащихся
На каждом уроке я создаю
здоровьесберегающую среду, чтобы ученики сохранили свое здоровье.
А здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Результаты психолого-педагогической диагностики
Анкета склонностей и увлечений для учащихся 1 классов показала, что 85 % учащихся нравятся уроки.
Анкета оценки уровня мотивации на уроках показала следующие результаты:
Уровень мотивации
Формирование физически, нравственно, духовно здоровой личности младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему творчески обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и при необходимости корректируя учебный процесс. Оно требует знания возможностей учеников, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и обучаемого.
Но ходе работы встретилась и с рядом трудностей:
- проводить работу в системе;
- постоянное отслеживание результатов;
- оформление дополнительного дидактического материала;
-не все здоровьесберегающие технологии удалось применить.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей.
2. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ОУ.
3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления школьников.
4. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ОУ и семье;
6. Список используемой литературы.
1. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.- с. 38-40.
2.Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. - Волгоград.- 2003.- 56с.
3.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии. -Волгоград.-2009.
4.Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
5.Разговор о правильном питании.-М.-2005.-с.60-61.
6.Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.
7.Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2002.
8. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.
9. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
10 . Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.
11. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1989.
12. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992.
13. Зиганов М. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
14. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
15. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.
16. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.
17. http://pedsovet.org
18. http://festival.1september.ru
19. http://www.ychitel.com
7. Приложение 1
Вопросы для родителей:
- Ваш ребенок в последнее время часто сидит без дела, погруженный в собственные мысли, или делает уроки, перескакивая с одного предмета на другой, не успевая завершить предыдущий?
- Ребенок не может заставить себя заниматься. А если все же садится за письменный стол, то делает все очень быстро и некачественно, лишь бы побыстрее отвязаться от домашнего задания, хотя раньше за ним такое не наблюдалось?
- В последнее время ребенок стал засыпать в непривычное время - слишком поздно или, наоборот, слишком рано?
- Ребенок делает нелепые ошибки при подготовке домашнего задания по тем предметам, в которых раньше он был очень даже успешен и которые давались ему легко?
- Вы отметили изменения в поведении ребенка, он стал излишне плаксивым, раздражительным, обидчивым или сонливым?
- В последние месяцы ребенок стал часто болеть, «подхватывает» любую инфекцию?
- Ребенку свойственны частые жалобы на плохое общее самочувствие и головную боль во второй половине дня? - Ребенок в последнее время стал более грубым и агрессивным?
- Вы отметили появление темных кругов под глазами малыша
- Ваш ребенок начал прогуливать уроки в школе?
- Попросите малыша нарисовать любой рисунок, который ему захочется, цветными карандашами. Преобладают ли в рисунки черные, серые и коричневые оттенки?
- Заметили, что скорость реакции ребенка заметно снизилась - он реагирует не сразу, когда к нему обращаются?
- Полистайте школьные тетради своего малыша. Можно ли сказать, что он часто меняет почерк?
- Когда ребенок сидит на стуле, принимает ли он такую позу: одна нога поджата под себя, а другая спокойно свешивается вниз, рука вытянута на столе, а голова на руке?
Результаты теста:
За каждый ответ “да» - 3 балла, за ответ «нет» - 0 баллов, если вы затрудняетесь ответить – 1 балл.
14-42 балла. Вам необходимо насторожиться и начать принимать соответствующие меры. Ваш ребенок сильно устал, ему необходим отдых. Вы должны устроить ему небольшие каникулы. Постарайтесь договорить с классным руководителем и устройте ребенку выходные с пятницы по понедельник. Проведите эти дни вместе с малышом, устройте семейный выезд на природу, отдохните на даче или просто погуляйте. Пусть в эти дни ребенок больше спит, дышит свежим воздухом и правильно питается. Не заставляйте его в эти три дня заниматься домашней работой или уроками. Пусть просто отдохнет. Этих мер для большинства детей будет достаточно, чтобы вернуться к нормальному состоянию, получить запас необходимой энергии, восстановить работоспособность. Если вы заметили, что все ваши старания ни к чему не привели, то не стоит дальше пускать ситуацию на самотек. Обратитесь вместе с ребенком к невропатологу или психологу. Специалист выявит причины такого состояния вашего малыша и предложит способы выхода из него.
7-14 баллов. Вы не уделяете должного внимания состоянию своего малыша. Такой результат, скорее всего, говорит о том, что несмотря на то, что ребенок пока справляется со всеми нагрузками, у него далеко не все идет гладко. Вы видите только благополучную внешнюю сторону ситуации и потому потеряли бдительность. Между тем, ваше чадо учится на пределе возможностей. Это может привести к серьезному срыву. В борьбе за успеваемость, малыш преодолевает большие нагрузки, которые не проходят для него бесследно. Не заметили ли вы, что в последнее время потеряли дружеский контакт со своим ребенком? Если это так, то необходимо немедленно исправлять ситуацию. Так и вам будет легче следить за состоянием малыша, да и ему проще будет справляться со своими обязанностями. Постарайтесь хотя бы ненадолго немного облегчить жизнь своего чада, не перегружайте его домашней работой, адекватно относитесь к его школьным неудачам.
0-7 баллов. Вас можно поздравить. Ваши внимательность и чуткость вас не подвели, и у вашего ребенка все идет хорошо. Он легко справляется с учебой, а домашняя работа не превращается для него в тяжелое испытание. Вам можно пожелать только одного: продолжать в том же духе. Старайтесь и в будущем также активно участвовать в жизни своего ребенка и помогать ему там, где вы можете. Кроме того, не забывайте об элементарном общении, чаще разговаривайте с малышом, слушайте его, давайте советы иу вас все получится!
Приложение 2
Дыхательная гимнастика.
Правила выполнения.
1.Во время упражнений дышать только через нос.
2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.
3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и» -вдох, «цифра»-выдох).
4.Вдох делается одновременно с движением.
5.Минимальное количество упражнений-3.
Кинезиологические упражнения
1. Мудра "ЖИЗНИ". Полезна при быстрой утомляемости. Улучшает остроту зрения, лечит болезни глаз. Выравнивает энергетический потенциал всего организма, улучшает самочувствие, повышает жизненные силы, работоспособность, дает бодрость и выносливость. Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены.
2. Мудра "энергии". Показана при заболеваниях мочеполовой системы и позвоночника, повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов. Подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединяем вместе, оставшиеся пальцы выпрямлены.
3. "Три колонны космоса". Обновляет силы, восстанавливает обменные процессы, повышает иммунитет. Средний и безымянный пальцы правой руки накладываем поперек на соответствующие пальцы левой. Тыльной стороной левого мизинца прижимаем основание тыльной поверхности правого среднего и безымянного пальцев. Правым мизинцем фиксируем эту фигуру (прижимаем кончик левого мизинца). Концевую фалангу правого указательного пальца зажимаем между левыми большим и указательным пальцами.
4. "Черепаха". Помогает при астении, переутомлении, нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы. Сохраняет энергию, повышает жизненный тонус. Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединяем.
5. "Раковина". Показана при всех заболеваниях горла, гортани. Выполнение этой мудры усиливает голос, поэтому особенно рекомендуется певцам, артистам, учителям. Четырьмя пальцами правой руки обнимаем левый большой палец. Подушечки правого большого и левого среднего пальца соприкасаются.
6. "Голова дракона". Способствует профилактике и лечению простудных заболеваний, болезней легких, верхних дыхательных путей и носоглотки. Правым средним пальцем обхватываем и прижимаем концевую фалангу указательного пальца той же руки. Аналогичную комбинацию выполняем пальцами левой руки. Далее большие пальцы обеих рук соединяем боковыми поверхностями. Остальные пальцы скрещены между собой.
Приложение 3
Упражнения для формирования правильной осанки
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Приложение 4
Фрагмент интегрированного урока краеведения и трудового обучения в 1 классе по теме «Лес – это богатство и краса Земли».
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в одно царство. А сейчас немного пофантазируем и закроем глазки. Давайте представим, что солнечный луч проник в наше сердце и наполнил его теплотой, светом, радостью, любовью, нам с вами хорошо, тишина, где то слышен голос птиц, шум деревьев…. Сейчас открыли глазки, давайте посмотрим, где же мы оказались? (в лесу). Все живое и травы и цветы, деревья. Все они реагируют не только на действия, но и на мысли человека, его сердца (звучит фонограмма пения птиц).
Выходит ведущая, и начинается сказка (Сказка о вырубленном лесе (К. Лойд).
Вопросы по сказке.
Учитель: Прослушав сказку, вы ребята поняли, что Земля – живое существо и может чувствовать боль.
1. Скажите, когда люди причиняют Земле-матушке боль? (когда дерутся, ругаются, мусорят и т.д – происходят на Земле ураганы, землетрясения, наводнения, цунами, всякие катастрофы).
2. Как можно помочь Матушке-Земле?
а) Следить за собой (не кричать друг на друга, не драться, не злиться – создавать гармоничное пространство в школе).
б) Пойти всем вместе с пакетами вокруг школы и убрать мусор.
Учитель: Автор сценария долго думал, как назвать эту сказку. Давайте ему поможем. Как бы вы назвали? (варианты детей).
Учитель: Мне понравилось название – «Лес – это богатство и краса Земли». (плакат с названием на доске). Лес - это наряд нашей земли. Там где лес – там чистый воздух. Сегодняшняя практическая работа является итогом, обобщением всей нашей работы. Вот вы видите у меня в коробочке лежат ваши заготовки (цветы, деревья, птицы, бабочки). Мы сегодня должны отобразить всю красоту нашей природы вот на этом большом листе, то есть сделать портрет нашей матушки-земли. (На предыдущих уроках ученики изготавливали цветы, деревья, птицы, бабочки в технике оригами).
Работа за столом коллективно.
Показ и обсуждение эскиза работы.
Итог урока.
Закройте глаза (под космическую музыку) представьте нашу маленькую планету Земля – беззащитную в огромном Космосе. Мы берем в руки этот прекрасный голубой шар, прижимаем к сердцу и мысленно произносим: «Я люблю тебя, Матушка-Земля! Я всегда буду надежным твоим защитником», – тихонечко отпускаем шар, открываем глаза.
Приложение 5
Фрагменты интегрированного урока краеведения и математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление».
Сообщение темы урока.
Учитель держит в руках «туристическую путевку» в виде открытки, сделанную из фотографии с изображением моря. На открытке напечатано:
«Круиз по Черному морю» Особые условия: 1. Быть внимательным, активным, знающим учеником. 2. Хорошо знать животный мир Черного моря. |
Учитель: Ребята, вы знаете, что это? Нашему классу досталась туристическая путевка в круиз по Черному морю. Но здесь особые условия, которые выдвигает фирма, предоставившая нам круиз.
1.В круиз отправятся только самые внимательные, активные, знающие ученики, которые будут определены по наличию у них особых фишек.
2.Разрешено брать с собой только тех учеников, которые хорошо знают животный мир Черного моря.
Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее, а именно приемы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через десяток.
Минутка чистописания.
Учитель: Нам предстоит путешествие по одному из прекрасных морей земного шара. Запишите цифру 6. Что может означать число 6?
Ученики: 6 месяцев длятся полгода, в 6 лет дети идут в школу.
Учитель: Еще оно означает, что Черное море окружают 6 стран: Россия, Украина, Грузия, Турция, Румыния, Болгария. Охарактеризуйте число 6.
Ученики: Число 6 стоит на 6 месте в натуральном ряду чисел, предыдущее число - 5, последующее 7. Число 6 четное.
Учитель: Запишите через клетку число 9 . Что может означать данное число?
Ученики: Учебный год длится 9 месяцев. Вокруг солнца движется 9 планет.
Учитель: Из 13 морей, омывающих нашу страну, Черное море занимает 9 место по площади. Дайте характеристику этому числу.
Ученики: Число 9 стоит на 9 месте в натуральном ряду чисел, предыдущее число – 8, следующее 10.
Учитель: Используя эти цифры, запишите двузначные числа.
Дети записывают числа 69 и 96.
- Чем похожи эти числа?
Ученики: Для их записи использовались одинаковые цифры.
Учитель: Чем различны эти числа?
Ученики: Единичным составом. В числе 69 - 6 десятков и 9 единиц, а в числе 96 - 9 десятков и 6 единиц. Еще число 69 меньше числа 96 .
Учитель: Запишите еще одно число.
Учитель показывает карточку с числом 180.
Ученики: Это число 180.
Учитель: Чем оно отличается от предыдущих?
Ученики: Это число трехзначное, так как для его записи потребовалось 3 цифры. Оно больше всех остальных.
Учитель: Что же означает это число? Например, то, что в нашем море водится 180 видов рыб, начиная от малюсенького бычка и заканчивая гигантской белугой.
- Запомните эти числа. Что они обозначают? Новыми знаниями поделитесь дома с родными.
- Итак, еще одна задача нашего урока – мы будем заниматься математикой и говорить о животном мире Черного моря, выполнять условие туристической фирмы: хорошо знать Черное море.
Индивидуальная работа.
Ученики: Каждое путешествие должно быть тщательно подготовлено. Нам помогут ребята. Они будут работать на закрытой части доски.
Ученик 1.
Карточка 1 По берегу Черного моря от Адлера до 73 км расположено 7 железнодорожных остановок, а в Лазаревском районе расположено 22 остановки. Сколько всего железнодорожных остановок расположено от Адлера до Магри? |
Ученик 2.
Карточка 2 По максимальной глубине Черное море занимает 5 место из 14 морей, омывающих нашу страну. Сколько морей являются мельче нашего моря? |
Дети записывают решение, ответ и составляют схемы обратных задач, не решая их.
Устный счет.
Учитель: Глубина Черного моря больше, чем глубина Азовского моря. Значит, какова глубина Азовского моря?
Ученики: Глубина Азовского моря меньше, чем глубина Черного моря.
Учитель: Устрицы живут на 20 лет больше, чем мидии. Значит, сколько лет живут мидии?
Ученики: На 20 лет меньше, чем устрицы?
Учитель: Молодцы, ребята, устрицы живут 30 лет, а мидии соответственно 10.
- Морской окунь живет 15-20 лет. Самец окуня весит 18 кг, а самки – 50 кг. На сколько кг самка тяжелее самца?
Ученики: На 32 кг.
Учитель: Как вы узнали? Докажите.
Ученики: 50 – 18 = 32 (кг), самец весит меньше, поэтому надо вычитать.
Учитель: Одной из самых больших рыб Черного моря являются белуги и тунцы. Тунца называют «золотой рыбкой» за его вкусное мясо. А белуги, помимо огромного веса (до 800 кг) отличаются долголетием. Белуги живут 80 лет, а дельфины – 30 лет. Кто живет дольше и на сколько?
Ученики: Белуга живет дольше на 50 лет.
Учитель: Молодцы, объясните прием вычитания и запишите решение в тетрадь.
Дети записывают: 80 - 30 = 50 (лет)
Решение задач.
Учитель: Вернемся опять к рыбам. Мы уже знаем, что в Черном море водится 180 видов рыб. Среди них промысловое значение имеют белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса, шпрот, тюлька, кефаль, барабуля, ставрида, скумбрия, камбала, пеламида, тунец. Кроме них в Черном море водятся еще очень много живых организмов: медузы, рачки, моллюски, осетр, окуни, морские коньки, рыба-меч, крабы, дельфины, даже тюлень-монах, акула – катран, скат - хвостокол и др.же знаем, что в Чёрном море водится 180 видов рыб. лько ответы. м объясняя друг другуия.
- Нам предстоит решить экологическую задачу. Прочитайте ее текст на доске.
В Черном море водятся примерно 30 видов промысловых рыб, а сорных (не имеющих ценности) – примерно на 70 видов больше. Сколько всего промысловых и сорных видов рыб водится в Черном море? |
Учитель: Прочитайте задачу, выбрав главные слова для составления краткой записи. Что у вас получилось?
На доске:
Промысл. – 30 в. ? Сорных - ? на 70 в. б. |
Учитель: Повторите условие задачи по краткой записи. Какие два числа мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
Ученики: Сколько сорных видов и сколько промысловых.
Учитель: Сколько промысловых видов рыб?
Ученики: 30 видов.
Учитель: А сорных?
Ученики: Неизвестно, на 70 видов больше.
Учитель: Можем узнать, сколько сорных видов рыб? Как?
Ученики: 30 + 70.
Учитель: А потом мы сможем узнать сколько всего промысловых и сорных видов рыб водится в Черном море?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
Дети выполняют задание.
За полные правильные ответы дети получают фишки в виде рыбы.
- Я говорю, что эта задача экологическая. Вспомните, сколько видов рыб всего обитает в Черном море?
Ученики: 180 видов рыб.
Учитель: А мы ведем речь только о 130. А что же с остальными?
Дети высказывают свои предложения, учитель выслушивает, пока кто-то не скажет, что они исчезающие.
Учитель: Умницы. А сколько получается исчезающих видов рыб? Это много или мало?
Ученики: Много видов рыб может исчезнуть.
Учитель: Что необходимо делать?
Дети высказывают свое мнение о бережном отношении к природе.
Учитель: Черное море просит помощи. И будет ли оно жить, зависит от нас. Учитель: Прочитайте текст следующей задачи у вас на карточках.
Карточка В Черном море живут дельфин афалина, медуза аурелия, акула – катран, морской конек. Акула – катран не самое крупное животное, но крупнее конька и медузы, а медуза меньше афалины, но больше конька. Расположи рыб в порядке уменьшения их размера. Ответы запиши. 1._____________________________________________ 2._____________________________________________ 3._____________________________________________ 4._____________________________________________ |
Дети работают в группах по четыре человека, ответ обосновывают, и один ученик из группы защищает свое решение.
Итог урока. (2мин)
Учитель: Ребята, как вы думаете, мы выполнили условия фирмы, которые были поставлены перед нами?
Ученики: Да.
Учитель: Мы теперь лучше знаем Черное море?
Выслушиваются высказывания детей.
Учитель: Действительно, мы узнали совсем немного, и нам еще предстоит изучать Черное море. Расскажите дома своим родным, что нового вы узнали сегодня.
Приложение 6
Конспект занятия – игры «Завтра в поход».
Цели: познакомить детей с флорой своей местности, ее разнообразием, учить заботиться и сохранять природные богатства;
· дать представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены в походе из пищевых продуктов и дикорастущих растений;
· расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ;
· научить детей правильно подготовиться к походу;
· повторить правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.
Оборудование: карта местности, фотографии природных экскурсионных объектов, карточки с названиями медикаментов, снаряжения, фотографии или репродукции растений, растущих в лесу, рецепты блюд, сообщения о лекарственных растениях, карточки с названиями продуктов.
I. Организационный момент.
II. Ведение в тему.
Класс делится на группы по 6 человек. Учитель объявляет тему и цели урока.
Исполняется песня «Если с другом вышел в путь».
III. Актуализация знаний.
Вспоминаем, какие природные достопримечательности можно посетить в нашем районе, затратив на это один выходной день. (Используется карта и фотографии).
Выбираем маршрут – экологическая тропа. Эта тропа идет от школы по поселку в лес. Маршрут удобен тем, что не связан с транспортом и не сложен в преодолении.
Маршрут выбран. Теперь каждая группа выбирает себе командира, завхоза, медика, снаряженца, повара, натуралиста. (Повара и натуралисты готовились к уроку заранее).
IV. Физминутка.
Цель упражнений: развитие учащихся к совместным двигательным упражнениям, формирование культуры совместных действий, развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, с помощью движений.
Учитель говорит, что в лесу надо быть очень внимательными, осторожными, чтобы не навредить флоре и фауне и себе тоже. Будем учить действовать совместно и тихо.
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть;
- встать;
- встать на цыпочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене и наоборот.
Ребята должны выполнять команды слаженно и очень тихо.
V. Работа по теме урока.
После распределения обязанностей, дети пересаживаются уже в другие группы: командиры вместе, медики вместе и т.д. Это нужно для того, чтобы правильно подготовиться к походу.
Задача командиров – правильно вести команду по маршруту, избегая опасные участки; помогать и координировать действия других участников.
(Они работают по карте местности и фотографиям с экологической тропы)
Медики подбирают содержимое мед.аптечки. На столе лежат карточки с названиями лекарств. Надо выбрать только те, которые необходимы. Каждый медик выбирает для своей группы то, что считает нужным.
(Перевязочные материалы: бинты стерильные и нестерильные, вата, лейкопластырь простой, лейкопластырь бактерицидный, йод, раствор зелени бриллиантовой, перманганат калия, перекись водорода, жгут резиновый, спирт медицинский, салфетки бумажные, полотенце вафельное. Успокаивающие средства: валериана, валидол, валокордин.
Жаропонижающие, противопростудные: анальгин, аспирин, мукалтин (от кашля), галазолин, нафтизин.
Желудочно-кишечные средства: сода, смекта, имодиум, уголь активированный, фестал, мезим форте. Спазмолитики: баралгин или спазмалгон, но-шпа.
Противовоспалительные кожные средства: стрептоцид, крем детский, мазь синтомициновая, «Спасатель», «звездочка».
Прочие средства: термометр в чехле, пипетки, ножницы в чехле, перчатки резиновые.)
Аналогичная работа у снаряженцев. Они выбирают необходимое турснаряжение для похода.
(Палатка, тент, подстилки, примусы, тросики для костра, костровые рукавицы, котелок, колышки для палатки, компасы, карта, веревка, карабины, фонарь, топор, пила, саперная лопатка, канистра для воды, половник, консервный нож, средство для мытья посуды, спички, губки посудные).
Снаряженцы выбирают только то снаряжение, которое необходимо для данного похода.
Завхозы составляют список продуктов для однодневного похода, учитывая то, что придется перекусывать по дороге, потом на месте готовить обед и ужин. Список завхозы делают совместно на листах бумаги.
Перекус: колбаса с\к, сыр, сок, минеральная вода, яблоки.
Обед: сахар, хлеб, зелень, крупа, картофель, морковь, лук, масло подсолнечное 50г, чай, печенье, тушенка говяжья, соль, специи, бульонные кубики.
Ужин: картофель, лук, зелень, специи, соль, чай, печенье, конфеты, тушенка говяжья, овощи.
Поварам досталась самая интересная работа. Они должны были дома подумать, какие блюда можно приготовить на костре и быстро, и вкусно. Они делятся друг с другом своими рецептами.
Натуралисты готовят сообщения о растениях, произрастающих в нашем лесу, которые можно употреблять в пищу и тех, которые лучше даже не трогать. Они должны рассказать, как надо вести себя в лесу, как собирать и использовать дары леса. Натуралисты должны брать с собой фотоаппараты в поход, чтобы снимать интересные фрагменты.
(Сообщения о лекарственных травах дети готовят дома).
Группы работают 10 минут.
VI. Физминутка.
Дети встают, кладут руки друг другу на плечи и имитируют движение животных, живущих в наших лесах: змеи, зайца, волка, медведя, лягушки.
При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие – слаженное и четкое выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств и движений.
Затем учащиеся пересаживаются к своим группам, и каждый докладывает своему командиру о выполненной работе. Повара, изучив список продуктов, предложенных завхозами для перекуса, обеда и ужина, предлагают группе выбрать подходящий рецепт блюд.
Группы работают 5 минут.
VII. Закрепление полученных знаний.
Командир одной из групп оглашает полный список, необходимый для похода. Остальные командиры сверяют свои списки, корректируя, где надо, недостатки.
Выбирается окончательное блюдо на обед и ужин.
Дальше выступают натуралисты со своими сообщениями.
VIII. Итог занятия.
- Для чего мы пойдем в поход?
- А что нужно знать, чтобы принести себе пользу, укрепить здоровье и не нанести вред природе?
- Какие продукты надо брать в однодневный поход, чтобы приготовить вкусное и питательное блюдо и не тащить много продуктов?
Исполняется песня «У похода есть начало…» Все участники групп получают оценки за работу на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.