Методическая разработка практического занятия с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры на тему Создание баз данных
Оценка 4.7

Методическая разработка практического занятия с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры на тему Создание баз данных

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл—11 кл +1
13.06.2022
Методическая разработка практического занятия с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры на тему Создание баз данных
Практическое занятие с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры на тему Создание баз данных
Метод разработка урока.doc

 

ПЛАН  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

Группа (ы)

 

Дата

 

Дисциплина

 Информатика

Тема урока

 Возможности систем управления базами данных.

 

Тип  урока

 практическое занятие

Цели урока:

 

                       Учебные:

 закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных.

 

          Воспитательные:

 развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.

               Развивающие:

 развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

 

Формируемые компетенции

осознание своего места в информационном обществе; − готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; − умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций

Метод (ы) и приемы проведения занятия:

 практическое занятие с применением проектно-исследовательской технологии с элементами деловой игры

 

Междисциплинарные связи (МДС):

 

С дисциплинами, изучаемыми ранее

Математика, обществознание

 

Опережающие

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Оснащенность занятия средствами обучения

компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office; доступом в интернет;

большой экран;

 

Список используемых источников

Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии [Электронный ресурс] : учебник для СПО / М. В. Гаврилов, В. А. Климов, 2019. - 1 on-line, 383 с. 2. Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов : : в 2 ч. Ч. 1, 2019. - 1 on-line, 108 с. Агальцов В. П. Базы данных. В 2-х кн.: учебник / В. П. Агальцов. - М.: ИД "Форум"; М.: ИНФРА-М.Кн.1: Локальные базы данных. - 2013. - 352 с.

 


 СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

 

Наименование структурных элементов урока

Время,

 мин.

Используемые

приемы и методы,  средства, поставленные цели 

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.                  Организационный момент:

-                      проверка явки студентов на урок

-                      готовность к уроку

-                      озвучивание плана урока

3

Цель: контроль явки студентов на урок, настраивание на работу

Проверяет явку и  уровень (степень) готовности студентов к уроку

Готовятся к уроку

2.                  Повторение теоретических основ темы (тестирование в MS Teams) (10 мин).

 

12

Цель: контроль освоения теоретических основ темы через тестирование

Контроль прохождения тестирования

Выполняют тест в MS Teams

3.                  Работа по группам. 

40

Цель: создать базы данных. Убедится в том, что теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Расширить навыки использования возможностями СУБД Access для создания баз данных. Метод обучения – проблемный. Форма- практикум. Средство – компьютер с установленной программой  MS Access

Выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы

Студенты разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из описания базы данных. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства. Распределяют обязанности каждого члена группы

4.                  Отчет групп.

30

Цель: предъявление результатов проделанной работы, их обсуждение и оценка в форме беседы.

Принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

 

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану: Оставшиеся учащиеся, выполняют роль клиентов и экспертов.

 

5.                  Подведение итогов урока.

 

5

Цель: анализ проделанной работы

Анализирует и оценивает проделанную студентами работу

Принимают участие в анализе и оценке работы


 ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Преподаватель: Не секрет, что рынок труда сейчас переполнен кадрами, и очень сложно найти в нем свое достойное место. Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий. Итак, тема сегодняшнего урока: “Создание баз данных”.

Цель: создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится четыре группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, а именно:

1.Строительство

Строительной фирме нужно хранить в базе данных информацию о составе бригад рабочих (во главе с бригадиром) о том, какая бригада какие заказы выполняла, и сведения о заказах (место, содержание работ, цена). Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.

2.Продажа квартир

 В агентстве недвижимости решили спроектировать базу данных, в которой хранятся сведения о квартирах, продавцах и агентах, которые занимаются продажей. Каждый продавец может продавать несколько квартир, квартиры различаются по категориям (1-комнатные, 2-комнатные и т.п.). Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.

3. Гостиничный бизнес

В базе данных гостиницы должны храниться данные о номерах (они различаются по категориям: «эконом», «бизнес», «люкс» и т.п.) и всех постояльцах, которые в них останавливаются. Кроме того, нужно предусмотреть бронирование номера на определённые даты. Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных.

4.Продажа автомобилей

В   базе данных автосалона хранятся сведения о продавцах (фирмах и частных лицах), автомобилях (модель, год выпуска, цвет, цена, госномер) и наличии автомобиля.

5.Создать базу данных "Библиотека". Библиотека ведет пополнение и учет библиотечного фонда, а также выдачу книг читателям. Книги распределены по рубрикам (экономика, юриспруденция, психология, информатика и т.д.). Учет книг. Учет читателей. Учет выдачи книг читателям. Подсчитать общее количество книг всего в библиотеке и по каждой рубрике. По заявке читателя узнать имеется ли книга в наличии или у кого она на руках. По заявке читателя получить список книг по данной рубрике, определенного автора, издательства или года выпуска. По запросу библиотекаря узнать, какие книги числятся за читателем.

Проанализировав материалы сети интернет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 5 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный проект подгруппе, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками от 1 до 16. Каждый из вас вытащит карточку с номером.

Те, кому достались карточки с цифрами 1  образуют первую группу, кому достались карточки 2  – вторую, 3– третью, 4 – четвертую,5 – пятую.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички “Группа 1”, “Группа 2”, “Группа 3”,“Группа 4”, “Группа 5”.

В сетевой папке Задания для каждой группы выложено задание по созданию базы данных.

На работу в группах вам отводится 40 минут. Время распределяется следующим образом:

1.                  Анализ представленной информации (5 мин).

2.                  Продумывание и создание структуры БД (10 мин). Результат- структура БД (таблицы и связи между ними в документе Word или Paint).

3.                  Заполнение базы данных в MS Access – таблицы, схемы, запросы (20 мин).

4.                  Подготовка доклада для выступления. Результаты работы копируются в сетевую папку. В папке с названием группы (например, Группа 1) размещаем: 1. Визитную карточку; 2. Структуру БД; 3. Созданную в MS Access базу - (3 мин).

5.                   Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (2 мин).

 Работа в группах

Студенты разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из описания базы данных. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства. Распределяют обязанности каждого члена группы:

1.                  Фиксирование структуры БД в документе Word.

2.                  Создание таблиц в режиме конструктора в MS Access.

3.                  Заполнение полей таблиц (не менее 10 записей)

4.                  Создание визитной карточки вашего предприятия, содержащего название, род деятельности, контактные данные (MS Publisher).

Студенты занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, справкой MS Access. Преподаватель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например, необходимо выполнить запрос о всех заказах, выполненных бригадой под руководством определенного бригадира в конкретную дату).

Освободившиеся студенты осуществляют рекламное сопровождение проекта. Задачей которого является создание визитной карточки компании. Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп.

Выступление каждой группы.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

1.                  Представление агентства.

2.                  Название базы данных.

3.                  Количество и состав таблиц в базе данных.

4.                  Типы полей, их свойства

5.                  Количество записей.

6.                  Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

7.                  Обсуждение проекта

Остальные студенты выполняют роль клиентов и экспертов.

Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

III. Выступление каждой группы.

Учитель: Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

1.                  Представление агентства.

2.                  Название базы данных.

3.                  Количество и состав таблиц в базе данных.

4.                  Типы полей, их свойства

5.                  Количество записей.

6.                  Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

7.                  Обсуждение проекта

Остальные студенты выполняют роль клиентов и экспертов.

Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

Слово предоставляется ребятам.

Преподаватель: Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема “ Возможности систем управления базами данных” вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.

Приложение 1

Рекомендации при работе в группах:

1. Разобрать предложенный материал, проанализировать информацию, которую можно почерпнуть из описания задания и образцов типичных запросов. Определить, какие поля должна содержать база данных, их свойства

2. Создать базу данных по доставшейся отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов.

Как правило, на первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных, часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных.

Отчет групп:

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

1.                  Представление агентства

2.                  Название базы данных.

3.                  Количество и состав таблиц полей в базе данных.

4.                  Типы полей, их свойства

5.                  Количество записей.

6.                  Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

7.                  Обсуждение проекта

На работу в группах вам отводится 40 минут. Время распределяется следующим образом:

1.                  Анализ представленной информации (5 мин).

2.                  Продумывание и создание структуры БД (10 мин). Результат- структура БД (таблицы и связи между ними в документе Word или Paint).

3.                  Заполнение базы данных в MS Access – таблицы, схемы, запросы (20 мин).

4.                  Подготовка доклада для выступления. Результаты работы копируются в сетевую папку. В папке с названием группы (например, Группа 1) размещаем: 1. Визитную карточку; 2. Структуру БД; 3. Созданную в MS Access базу - (3 мин).

5.                   Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (2 мин).

Приложение 2

Задание и рекомендации для работы рекламного агента:

1.                  Для каждой компании создать: визитную карточку и рекламу в программах (на выбор) пакета MS Office (на выбор): Publisher, Word, Power Point, Paint.Сохранить под именами компаний/

2.                  Демонстрировать результаты своей работы перед защитой созданной базы данных каждой из групп

При работе можно взаимодействовать с членами групп, учитывать их пожелания и предложения

Вы работаете с агентствами:

«Строительная фирма», “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, «Гостиница».

Приложение 3

Рекомендации для клиентов и экспертов:

В качестве клиентов и экспертов выступают участники групп, не представляющие в данный момент свою работу

- Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.

 -Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

 

Контрольные вопросы

1.                  Что такое таблица базы данных? Способы создания таблиц.

2.                  Что такое поле таблицы?

3.                  Что такое тип данных поля? Какие существуют типы данных?

4.                  Что такое свойства поля таблицы? Какие существуют свойства поля таблицы? Зависят ли свойства поля от типа данных поля?

5.                  Что такое ключевое поле? Для чего оно используется? Допустимо ли использовать несколько полей таблицы в качестве ключевого поля? Особенности ключевого поля с типом данных Счетчик?

6.                  Что такое запись таблицы?

7.                  Что такое поле записи?

8.                  Что такое ячейка таблицы?

9.                  Что такое значение поля записи?

10.             Отличие режима таблицы от режима конструктора?

11.             Что такое межтабличная связь? Какие существуют типы межтабличных связей? Что такое линия связи в схеме данных? Каковы требования к связываемым полям?

12.             Что такое первичный ключ и внешний ключ?

13.             Что такое главная и подчиненная таблица? Может ли главная таблица одновременно быть и подчиненной таблицей? Какова очередность заполнения главной и подчиненной таблиц? Чем это вызвано?

 


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Формируемые компетенции осознание своего места в информационном обществе; − готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; − умение использовать…

Формируемые компетенции осознание своего места в информационном обществе; − готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; − умение использовать…

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Работа по группам. 40Цель: создать базы данных

Работа по группам. 40Цель: создать базы данных

Отчет групп. 30 Цель: предъявление результатов проделанной работы, их обсуждение и оценка в форме беседы

Отчет групп. 30 Цель: предъявление результатов проделанной работы, их обсуждение и оценка в форме беседы

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент

Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных

Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных

В сетевой папке Задания для каждой группы выложено задание по созданию базы данных

В сетевой папке Задания для каждой группы выложено задание по созданию базы данных

На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными

На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными

Учитель: Итак, начинаем отчет групп

Учитель: Итак, начинаем отчет групп

Слово предоставляется ребятам.

Слово предоставляется ребятам.

На работу в группах вам отводится 40 минут

На работу в группах вам отводится 40 минут

В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы

В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022