Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49» г.Печора, Республика Коми |
|
|
Номинация: «Методическая разработка»
Методическая разработка серии уроков математики в 6 классе
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Разработчик: Патратий Е.В., учитель математики МОУ «СОШ №49»
г. Печора 2020 год
|
Аннотация
Методическая разработка представляет собой один из способов организации изучения темы «Сложение чисел с разными знаками» в курсе математики 6-го класса. Данный методический материал предназначен для учителей математики и его применение будет способствовать повышению эффективности учебного процесса и расширению перечня предлагаемых заданий, опираясь на специфику и возможности конкретного класса.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
Введение |
4-5 |
Основная часть(Характеристика темы) |
6-7 |
Урок 1 |
9-22 |
Приложение |
23 |
Урок 2 |
24-34 |
Приложение |
35 |
Урок 3 |
36-41 |
Приложение |
42-44 |
Заключение |
45 |
Список литературы |
46 |
ВВЕДЕНИЕ
Математика является одним из самых значимых школьных предметов с точки зрения её вклада в развитие интеллекта учащихся. Школьное математическое образование «ум в порядок приводит», развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
Выбор данной темы я связываю с тем, что эта тема «Сложение чисел с разными знаками» играет существенную роль в изучении последующих тем, с помощью которых решаются многие задачи из школьной программы и реальной жизни.
Данная тема прослеживается красной линией на итоговой аттестации школьников за курс основной и старшей школы.
Уроки построены мною с позиций метапредметности и личностноориентированного обучения и спроектированы так, чтобы каждый ученик смог создать свой, индивидуальный смысл изучаемого понятия благодаря выходу за рамки предмета и возможности сотрудничества с учителем и одноклассниками. На уроке созданы атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя:
•оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
•поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
•создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
•создание ситуации выбора и успеха;
•создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
•создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Учебная деятельность на уроке спланирована, с учётом здоровье - сберегающей технологии обучения, способствует сохранению здоровья детей
• доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
• чёткая организация учебного труда;
• антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся;
• смена видов деятельности учащихся.
Целью моей работы является изучение и внедрение в собственную педагогическую деятельность современных педагогических технологий , методов и приемов,позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее и эффективнее.
Цель методической разработки: представить используемые технологии на уроках математики и показать эффективность их применения.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- представить технологии, соответствующие основным требованиям ФГОС,
- познакомить с опытом применения технологий на уроках математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками» на примере трех уроков.
Образовательный процесс, представленный в методических разработках, построен с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся.Отличительной особенностью младшего подросткового возраста (учащиеся 5-6 классов) является то, что основной вид деятельности школьника является пока еще игра. Поэтому игровые технологии становятся одним из ведущих.
Новизна разработки заключается в том, что отражает новые подходы к изучению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика темы
На изучение темы § 6 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» отводится 11 часов, предлагаемые уроки являются 5-7 часами по этой теме, т.е 1-3 часами по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел».
В центре внимания моих разработок лежат личностно-ориентированные технологии (ЛОТ). Данная технология отвечает требованиям ФГОС ООО, которая позволяет ученику проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.
Урок №1- урок открытия нового знания. На уроке учащиеся познакомились с правилом вычитания рациональных чисел. В процессе урока ученики самостоятельно выводят алгоритм сложения положительных и отрицательных чисел через технологию критического мышления. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности и формированию умений самостоятельной работы. Главной деятельностной целью этого урока является формирование у учащихся универсальных учебных действий, направленных на умение поставить задачу, проанализировать объем своих знаний, попробовать найти решение, из предложенных решений выбрать правильные и корректные, найти наиболее рациональный способ, использовать полученные знания для решения задач, а так же использовать умение аналитически мыслить в различных жизненных ситуациях. Для повышения умственной работоспособности детей , предупреждения преждевременного наступления усталости, предусмотрена физкультминутка. Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранить и укрепить здоровье школьников.
Урок №2 - Тип урока определен как урок урок формирования и применения знаний, умений, навыков , так как многократная смена видов деятельности характерная для этого типа уроков позволяет создавать условия для быстрого применения новых знаний, предусматривает обратную связь при применении технологии проблемного изучения.
Форма проведения урока в виде урока решения познавательных задач была выбрана не случайно. Такая структура урока позволяет сформировать умение переносить знания в новую нестандартную ситуацию. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Технология проблемного обучения позволяет повысить у учеников активную поисковую деятельность в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач
Урок №3- Данный урок является заключительным при изучении темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и ставит целью обобщение знаний учащихся по данной теме. В основе урока лежит собственная деятельность учащихся, поэтому он построен в форме урока-путешествия «Космическое путешествие», реализуя информационно-коммуникационную технологию. Приемы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, составление плана, выполнение практической работы, анализ выполненного задания. Контроль и коррекция знаний на каждом этапе урока осуществлялись через самоконтроль и взаимоконтроль. В конце урока сделана рефлексивная оценка деятельности каждого учащегося. Данный урок направлен на развитие личностных качеств учащихся: самостоятельности, осознанности, осмысленности процесса учения, уверенности в своих силах, самоуважения. В результате выполнения практических заданий учащиеся могут самостоятельно закрепить навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел и расширить свой кругозор.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
|
Тема и номер урока в теме |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, Тема: Сложение чисел с разными знаками, Урок №1 |
|
Базовый учебник |
Математика 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд |
Цель:
-обучающие: ввести правило сложения чисел с разными знаками; сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками;
Ожидаемые результаты:
Ученик научится:
· применять сложение чисел с разными знаками для нахождения значения выражений и решения задач.
· уметь выслушивать мнение членов группы, не перебивая, принимать коллективное решение.
· выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач.
· выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
· получит возможность оценить свой учебный труд, труд одноклассников.
Познавательные УУД:
-самостоятельное выделение познавательной цели;
-умение устанавливать аналогии;
-умение действовать по алгоритму;
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками;
-умение слушать и понимать речь других;
-умение классифицировать и систематизировать;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- внутренняя позиция школьника;
- формулирование и аргументация своего мнения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, лист успешности, сигнальные карточки, термометр, листы рефлексии.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организацион ный момент (2 мин) |
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Как вы думаете, что нужно для урока? 1) Настроение; 2) Уважение друг к другу; 3)Дисциплина; 4)Смелость, чтобы доказать, что ты прав. У вас у всех есть “ Листок успешности”, куда вы будете заносить свои оценки за каждый этап урока, а затем подведете итог и выставите итоговую оценку за урок, которая пойдет в журнал. Подпишите свои листки (Приложение1).
Для того чтобы хорошо ориентироваться в мире положительных и отрицательных чисел необходим определенный багаж знаний. Давайте проверим, есть ли он у вас? 1. Разминка. (3мин) 1.Прочитайте
слова: Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг А сейчас внимание на доску. 1) -5; 7,3; -12; -1,6;-18. 2)3,6;-8,7;14;-3,6;8,7. 3)-5,3;16;-12;14;0;7;-1. Какой вопрос я должна задать к 1 заданию? Почему? Какой вопрос я должна задать ко 2 заданию? Почему? Назовите противоположные числа. Какой вопрос я должна задать к 3 заданию? Почему? Кто прав? Какие же числа называются целыми?
|
Взаимоприветсвие. Включаются в деловой ритм урока.
Ребята выполняют предлагаемые задания.
Отвечают на вопросы. |
Личностные: -осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ( 5мин) |
4. Найдите значение выражения: -15 + (-24) -51 + (-42) -36 + (-78) - 2 + (-123) -546 + 187 До последнего примера оцените себя по 5 бальной шкале. Поднимите руку, кто оценил себя на "5", "4" и т.д. - Почему не смогли сложить последние два числа? Давайте попробуем сложить с помощью координатной прямой. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать. Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
· Найти правило, которое нам поможет научиться складывать числа с разными знаками. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, а «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Дьёрдь Пойа) Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или вместе? Работаем в группах. Вы должны определиться, кто из вас будет выступать с отчетом по проведенному исследованию. Девиз урока: Торопись, ведь дни проходят, Ты у времени в гостях. Не рассчитывай на помощь, Помни, все в твоих руках! Как вы понимаете этот девиз? |
Выполняют задания, осознают, что знаний недостаточно для верного выполнения задания.
Формулируют цель учебной деятельности
Учиться складывать числа с разными знаками.
|
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - организовать выполнение заданий учителя; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3)Актуализа ция знаний. Исследовательская работа (10 мин)
|
Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните исследовательскую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. 1 группа. (Математики) Проводит исследование с помощью координатной прямой. Сложить числа и заполнить таблицу: -4+3= 6+(-4)= -4+7= 8+(-5)= -6+2=
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, какой знак может получиться? С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? 2группа. (Метеорологи) Проводит исследование с помощью термометра. Сложить числа и заполнить таблицу: -4+3= 6+(-4)= -4+7= 8+(-5)= -6+2=
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, какой знак может получиться? С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? 3 группа. (Финансисты) Проводит исследование с помощью понятий «доходы» и «расходы» : -4+3= 6+(-4)= -4+7= 8+(-5)= -6+2=
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, какой знак может получиться? С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Выполняя исследование разными способами, пришли к одному правилу. -В результате сложения чисел с разными знаками может получиться как положительное, так и отрицательное число. -Как узнать знак суммы? Учитель: -Внимательно посмотрите на получившиеся результаты и попытайтесь сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовем гипотезой. Обучающие, выдвигают свои гипотезы: 1. Из большего модуля вычесть меньший. 2. Поставить знак большего модуля. 3. Знак суммы совпадает со знаком слагаемого с большим модулем Учитель: -Сверим вашу гипотезу с правилом в учебнике: стр. 180. Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно ученым обозначили проблему, наметили цель, выдвинули гипотезу и открыли новое правило. Как вы хотите назвать это правило? Оцените себя на этом этапе работы.
|
В задании имеются примеры, в которых складываются числа с разными знаками.
Решают примеры в группах и замечают, что не все примеры можно решить, используя координатную прямую.
Формулируют цель урока: научиться складывать числа с разными знаками. |
Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Первичное усвоение новых знаний. (5 мин)
|
- Вернёмся к проблеме. Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности? -546 + 187 - Вы составили алгоритм сложения чисел с разными знаками. - Проверим, как он действует. Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать с помощью сигнальных карточек? -12 + 5 = -7 34 + (-49) = 15 -11 + 18 = 7 47 + (-35) = 8 -53 + 19 = -72 -41 + 33 =- 8
|
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Записывают тему урока в тетрадь.
|
Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. Коммуникативные: -умение устанавливать аналогии; -умение классифицировать и систематизировать. Личностные: -самоопределение-мотивация учения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5) Первичная проверка понимания(5 мин)
|
Тренировочные задания 1. Определите знак суммы: а) -12 + 7; б) -8 + 3; в) 15 + (-8); г) (-24) + 19; д) 37 + (-84); е) 8 +(- 4). Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +. 2. Выполните действия: № 1066(а -г) . Оцените себя на этом этапе работы. Критерии: 9-10 баллов -«5», 7- 8 баллов-«4», 5-6 баллов-«3», менее 5 баллов-«2» Ставим оценку за этот этап работы. - Молодцы! Вместе все умеете работать. Значит, и дружить умеете!
|
Работают у доски. Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками Каждый решает самостоятельно примеры. Самопроверка. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -умение классифицировать и систематизировать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6). Физкультурная минутка (2 минуты).
|
- Пора немного отдохнуть, но отдыхать мы будем не совсем обычным способом. А продолжая разговор о дружбе. Я буду называть качества, которым должен обладать друг, а вы если согласны, то сидите, если не согласны, то встаете. Друг должен быть: 1. Оказывать помощь. + 2. Равнодушным. - 3. Уважать других. + 4. Требовательным к себе и к другу. + 5. Злым. - 6. Скрытным. - 7. Совестливым. + 8. Ненадежным. - 9. Добрым. +
|
Выполняют упражнения. |
Личностные: -осознают необходимость заботы о здоровье. Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7) Первичное закрепление. (4мин)
|
- Мы с вами выяснили, какими качествами должен обладать друг, а какими нет. Немного отдохнули. Теперь следующее задание. Тренировочное упражнение № 1066( н; л; о) н) -3 ¾+2½= л)-⅝+¾= о)-⅜+51/16=
|
Проговаривают правило, решают примеры.
|
Регулятивные: контролируют учебные действия. Познавательные: осуществляют действия по алгоритму. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8).Самостоятельная работа. (5 мин)
|
Взаимопроверка. Проверьте себя: Посчитайте общее количество заработанных баллов на уроке. Критерии оценок: 18 – 20 баллов - « 5"; 14– 17 баллов – « 4; 10 –13 баллов – « 3 »; Вариант1: Выполните действия: а) -35 +41 б) 16 + ( -31) в) + г) + () д) + Вариант2: Выполните действия: а)37 + ( -45) б)-42 + 55 в) + 5/7 г) + д) + |
Ученики решают и обмениваются тетрадями. |
Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом; Коммуникативные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять взаимный контроль; - логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос; Регулятивные УУД: - включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9)Домашнее задание. (1 мин)
|
П.33, № 1081(1столбик),1082. 1083 или творческое задание - придумать сказку на сложение чисел с разными знаками. |
Делают записи в дневниках |
Регулятивные: планируют необходимые действия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10). Рефлексия |
1. Что же изучили сегодня на уроке? 2. Кто желает сформулировать правило сложения чисел с разными знаками? - Скажите, каким был для вас урок? ( интересным, полезным). - С каким настроением вы уходите с урока вы выразите в виде смайликов. Закрасьте:
2 плюса, если ты работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. 1 плюс, если ты работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытал(а) чувство неуверенности, боязни, что ответишь неправильно. 1 плюс и 1 минус, если ты в целом разобрался в новой теме, но было много трудностей. 1 минус, если сегодня на уроке у тебя не было желания работать, ты не справился (лась) с большинством заданий. ·
- Ребята, представьте себе, что в левой ладошке те знания, с которыми вы пришли на урок, а в правой - те, которые получили сегодня. Соедините ладошки вместе. Смотрите насколько вы стали умнее. А если мы соединим все ваши знания вместе! Посмотрите, как много мы сегодня узнали, работая вместе и дружно. Спасибо вам за урок.
|
Анализируют свою работу на уроке. |
Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -рефлексия. Личностные: - смыслообразование; - проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности, оценка процесса и результатов деятельности. |
Приложение
Лист успешности учени____ 6 класса _____________________________________
Вид деятельности |
Разминка |
Исследовательская работа |
Тренировочные задания |
Самостоятельная работа |
Итог |
Оценка |
|
|
|
|
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
|
Тема и номер урока в теме |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, Тема: Сложение чисел с разными знаками, Урок №2 |
|
Базовый учебник |
Математика 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
|
Цели урока:
организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
предметных
- знать определения положительного и отрицательного чисел, правила выполнения действий сложения над ними;
-точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;
- выполнять устные и письменные вычисления с положительными и отрицательными числами.
метапредметных
- уметь понимать и использовать таблицы, как математическое средство наглядности ,развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
- развивать способности использовать простейшие алгоритмы при выполнении действий с положительными и отрицательными числами;
- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
Личностных
- формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, уметь работать в паре и группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
- развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений
Тип урока: урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, в группах, устная, письменная.
Оборудование урока: наглядный материал, карточки, презентация к уроку.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||
1.Организаци онный момент (2 мин) |
Здравствуйте, ребята, садитесь. - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте лежит лист настроения.
Я прошу выбрать рисунок по настроению. Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. А теперь пожелайте себе и другим хорошего настроения на уроке. Я тоже вам желаю, сегодня хорошей работы. |
Взаимоприветствие. |
Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
||||||||
2. Мотивация урока.
|
А начать урок мне хотелось бы со старой притчи: давным-давно жил один молодой человек, который очень стремился к знаниям. Как-то он услышал, что самый мудрый человек на земле живет на вершине высокой горы. Юноша решил, что доберется до вершины, чего бы это ему ни стоило. И пройдя через множество опасностей, он достиг своей цели. Истощенный долгим путешествием, он подошел к старцу и сказал: - О мудрый человек, я потратил целый год на путешествие сюда, я истощил все свои силы и запасы только для того, чтобы добраться до вас на вершину этой горы. Мудрец сказал: - Я очень польщен всем этим и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками на другой стороне скалы, вырубленными другими посетителями? - В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем по ступенькам добывать знания, а именно расширим наше представление о положительных и отрицательных числах. А сопутствовать нам будут такие слова: «Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего». (И. Павлов) - Что значат данные слова? (ответы детей) Ребята, что нам необходимо сделать на уроке по достижению данной цели?
|
Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Повторить… - Решить… - Найти интересные сведения... - Проверить… - Обобщить…
|
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; -
|
||||||||
3.Актуализация знаний учащихся
|
- Ребята! Над какой темой мы работаем? А что мы знаем об этой теме?
И что это значит? - Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: · Из большего модуля вычесть меньший. Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. Что же еще вы знаете? - Знаем правило сложения отрицательных чисел. Сформулируйте его. – Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: · Сложить модули этих чисел · Перед полученным результатом поставить знак «минус». Еще можете что-то дополнить по данной теме? Молодцы, ребята! (Выявлен уровень подготовленности детей к уроку (теоретический материал) А сейчас мы посмотрим, как вы применяете правила.
|
-Мы работаем над темой «сложение положительных и отрицательных чисел». - Мы знаем, что значит сложить числа с разными знаками. |
Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. |
||||||||
4. Устная работа.
|
1. Перед вами ряд чисел -5,6; 11,8; -0,5; 3,7; 7; -19; 0. (Запись на доске) Ответьте на вопросы: · Какое число в ряду наибольшее? · Какое число имеет наибольший модуль? · Какое число является наименьшим в ряду? · Какое число имеет наименьший модуль? · назовите все отрицательные числа среди них. Где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа? · Как сравнить два положительных числа? · Как сравнить два отрицательных числа? · Как сравнить числа с разными знаками? · Какие числа в ряду являются противоположными? · Назовите числа в порядке возрастания. 2. Вычислите: (запись на доске) а) -7 + 9 б)-6 +6 в)-4 + (-3) г)-7 + 4 д) -8 + 8 е) -7 + 9 ж)-2 + 8 е) -4 +3 3.Угадайте корень уравнения: а) у +(- 1) = 3 б)у +(-1 )= -2 4. Найдите значение выражения: (– 3,9 + 3,9) + (– 9,1) 5. Книга дороже альбома на 100%. На сколько процентов альбом дешевле книги?
|
Отвечают на вопросы, выполняют предлагаемые задания |
Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану;
|
||||||||
5. Закрепление материала |
1. Задание по карточкам. Графический диктант Верно или не верно: 1. Сумма двух отрицательных чисел всегда равна нулю. 2. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом. 3. У противоположных чисел всегда одинаковые модули. 4. Сумма двух любых чисел с разными знаками может быть положительным числом. 5. Сумма двух положительных чисел всегда больше нуля. 6. Сумма противоположных чисел всегда равна нулю. 7. -18+12 = -6 8. -18+(-12) = 30 9. -2,4 +(- 5,6) = - 8 10. – 6,7 + 6,7 = 0. Проверка: поменяйтесь тетрадями с соседом ( -, +, +, +, +, +, +, -, +, +.) 2 А сейчас игра, «Чей ряд быстрее» 1ряд 2 ряд
(примеры записаны на доске) вместо физ. минутки.
|
Выполняют задания, взаимопроверка |
Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие;
|
||||||||
6. Практическая часть. |
– Сейчас мы решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа. (все задачи выведены на слайды, в тетрадях записываем только решение) В биологии. Задача 1. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха – 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде ? Решение.Чтобы определить температуру в гнезде , нужно 1) - 35+49= 14°С. – температура в гнезде. Ответ: 14°С. Задача 2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы? Решение.Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4. 1) – 7,8 + 1,4 = - 6,4 °С выдерживают пчелы. Ответ: - 6,4°С. В географии. отрицательными числами обозначают глубину морей, а положительными –высоту гор. Задача 3. Черное море имеет глубину -2500м, а Средиземное море на 3000м глубже. Какая глубина Средиземного моря? Решение: 1) -2500+(-3000)= -5500м глубина Средиземного моря. Ответ:-5500м Задача 4. Марианский желоб имеет глубину -11000м, который глубже Каспийского моря на 10000м. Какова глубина Каспийского моря? Решение: 1)-11000+10000= -1000м глубина Каспийского моря. Ответ: -1000м. В жизни. Задача 5. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету? Решение.1)48 +(-84) = -36(р) баланс после разговора 2) – 36+100 = 64 (р) на счету Ответ: 64 рубля В истории. Задача 6. Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384г. до н.э. и прожил 62 года. В каком году умер Аристотель? Решение: -384+62 = -322 Ответ:В 322г. до н. э. родился Аристотель Задача 7. Пифагор умер в 500г. до н.э., а прожил 70 лет. В каком году родился Пифагор? Решение:-500+(-70)= -570 . Ответ: В570г до н. э. родился Пифагор. В медицине В медицине отрицательными числами выражают патологию глаза-близорукость(миопия). Это проявляется снижением остроты зрения. Для того, чтобы при близорукости глаз мог хорошо видеть отдаленные предметы применяют очки (линзы)
|
|
Познавательные УУД: - формировать навык поисковой деятельности; - осуществлять поиск информации в тексте; - выделять главную информацию в тексте; Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять взаимный контроль в парах; - осуществлять анализ учебного материала. |
||||||||
7. Рефлексия.
|
- А теперь давайте вернемся к притче, которую я вам зачитала в начале урока. В чем же ее смысл? - А что же нового вы узнали сегодня на уроке? - Довольны ли вы результатами? - Что понравилось в работе? - Какие трудности испытывали? - Как их преодолевали? - Покажите какое настроение сейчас у вас.
|
Анализируют свою работу на уроке, соотносят цель занятия с результатами, фиксируя степень их усвоения. |
Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности;
|
||||||||
8. Итог урока |
- Домашнее задание: №№822,830 -Какие оценки можно поставить за урок. Спасибо за урок. До свидания.
|
Записываю домашнее задание, оценивают себя. |
|
Приложение
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Веб-квест «Космическое приключение»
|
Тема и номер урока в теме |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, Тема: Сложение чисел с разными знаками, Урок № 3 |
|
Базовый учебник |
Математика 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд |
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: Предметные: обобщить и систематизировать знания о правилах сложения рациональных чисел.
Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Планируемые результаты: учащийся научится применять правила сложения рациональных чисел при решении различных задач.
Основные понятия: свойства сложения чисел на координатной прямой, правило сложения чисел с разными знаками, правило сложения отрицательных чисел, свойство сложения противоположных чисел.
Организационная структура урока
Этапы проведения урока |
Форма организации УД |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
||
Учебник |
Презентация |
Приложения |
||
1.Организационный этап |
||||
2. Правила путешествия |
Фронт. |
|
|
|
3.Актуализация знаний |
Фронт. |
Правила, стр.204 |
|
|
4. Проверка домашнего задания (готовность к полёту) |
Группа |
№ 959 (1-6) |
|
2 |
5.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Доклад в ЦУП) |
||||
6. Закрепление изученного материала |
||||
- Спецзадание ЦУПа (Отгадай позывной) |
|
|
|
3 |
- Посадка на Луну |
|
|
|
4 |
- Полёт на Марс |
|
№ 962 |
|
5 |
- Полёт на Венеру |
|
№ 964 |
|
6 |
- Возвращение на Землю |
|
№ 966 |
|
|
7. Информация о домашнем задании (Отчёт о путешествии) |
|
№ 963, № 965. |
|
7 |
8.Подведение итогов (Составление послания инопланетянам) |
инд |
|
|
9 |
9.Рефлексия учебной деятельности |
Инд. |
При выходе из кабинета выберите смайлик и прикрепить его на оценочный лист. |
|
8 |
Урок-путешествие по математике в 6 классе «Сложение рациональных чисел» проведён в 6 классе во время проведения Недели математики «Математическая вселенная»
Технологическая карта урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
2 |
Личностные: -осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
|
2. Актуализация знаний Проверка домашнего задания (готовность к полёту)-1 этап |
Правила путешествия, Проверка домашнего задания. |
Организация повторения, акцентуация на необходимых опорных знаниях |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, заполняют отчет |
3 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: формулирование своего мнения и позиции Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Определяют тему и цель урока. |
3 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Отгадай позывной-2 этап
Посадка на Луну-3 этап
Полёт на Марс-4 этап
Полёт на Венеру-5 этап
Возвращение на Землю-6 этап
Отчёт о путешествии-7 этап
Составление послания инопланетянам-8 этап |
Показать разнообразие заданий, обозначить этапы работы. Систематизировать и обобщить материал |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают над поставленными задачами.
Экипажи выполняют задание по допуску к путешествию в Космос. Каждый пилотируемый корабль имеет свой позывной- заполняют отчет Применение правил сложения рациональных чисел при решении уравнений -заполняют отчет
Применение правил сложения рациональных чисел при выполнении упражнений- заполняют отчет
Применение правил сложения рациональных чисел при решении задач-заполняют отчет
Применение правил сложения рациональных чисел при выполнении упражнений- заполняют отчет
Домашнее задание. № 963, № 965.
Заполнение оценочного листа. |
22 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и самоконтроль полученного результата, взаимоконтроль |
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
5 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы класса в целом. |
При выходе из кабинета выберите смайлик и прикрепить его на оценочный лист. |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
7. Информация о домашнем задании |
№ 963, № 965. |
Дает комментарий к творческому домашнему заданию |
Записывают в дневники |
2 |
|
Приложение 2.
Проверка готовности к полёту. Проверка домашнего задания. № 959.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Приложение 3.
Отгадай позывной. Требуется выполнить действия и составить слово.
1) (-7)+(-10)
А. -17; Б. +17; В. -3
2) (-15)+15
Г. 30; Д. -30; Е. 0
3) 12+(-3)
Ж. 15; З. -9; И. 9
4) 20+(-30)
К. -50; Л. -10; М. 10
5) -40+15
Н. 25; Ё. -55; О. -25
6) -17+30
П. 13; Р. -13; С. 47
7) 127+(-27)
Ф. 154; Х. 100; Ц. -154
13 |
-25 |
0 |
100 |
-17 |
-10 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
-25 |
0 |
100 |
-17 |
-10 |
9 |
П |
О |
Е |
Х |
А |
Л |
И |
Приложение 4.
Посадка на Луну. Решить уравнения:
а) х - 8= - 7; б) (а - (- 12)) - 13= - 14.
х = -7 + 8, а– (-12) = - 14 + 13,
х = 1. а – (-12) = - 1,
Ответ: 1 а = - 12 + (- 1),
а = - 13. Ответ: - 13.
Приложение 5.
Полёт на Марс
№ 962.
1) (7 + (- 20)) + 18 = - 13 + 18 = 5;
2) 7,9 + ( 2,1 + (- 10)) = 7,9 + ( - 7,9) = 0;
3)
Приложение 6.
Полёт на Венеру
№ 964.
1) 120+300+1270+650 = 2340 (руб.) выдано из кассы;
2) 460+530 = 990 (руб.) поступило в кассу;
3) 5000-2340+990 = 3650(руб) Ответ: 3650 рублей.
Приложение 7.
Возвращение на Землю
№ 966.
а= - 6,3, b = 2,7/
1) а + b =(-6,3) + 2,7 = - (6,3 – 2,7) = - 3,6; 4 ) = = = 3,6;
2) + b =+2,7 = 6,3 + 2,7 = 9; 5) = = 6,3 + 2,7 = 9.
3) а + = - 6,3 + 2,7 = - 3,6;
Приложение 8.
Смайлики.
Приложение 9.
Оценочный лист.
Фамилия, имя |
Класс |
Дата |
|||||||
|
|
|
|||||||
Домашняя работа |
Разгадка слова |
Решение уравнений. |
№962 |
№ 964 |
№966 |
Дополнения о планетах |
Общий итог. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование современных образовательных технологий дает свой положительный результат. Наряду со стабильным показателем качества знаний, положительной динамики развития умений учащихся по предмету, использование современных образовательных технологий повышает интерес к предмету, обеспечивают создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии при использовании презентаций с большим количеством примеров, схем, иллюстраций помогают образному восприятию.
Технология РКМ(развития критического мышления) через решение задач позволяет развивать самостоятельность мышления учеников.
Технологии деятельностного метода способствуют добыванию знаний в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Игровые технологии способствуют эффективности обучения в процессе игры, которая является естественной деятельностью детей, имеющей четры, как учения, так и труда.
Личносто-ориентированные технологии в соответствии с требованиями содержания ФГОС ООО предлагают методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Здоровосберегающие технологии позволяют абсолютному большинству школьников добиваться высоких результатов учебной деятельности.
Спмсок литературы
1. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся образовательных организаций, А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М: Вентана- Граф, 2014;
2. Занимательная математика. КВНы, викторины. Шатилова А.С., Шмидтова Л. М. - 3-е изд. – М: Айрис-пресс, 2004.
3. http://festival.1september.ru/articles/630735/Основные требования и идеи ФГОС на уроке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.