Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русский язык
8 кл—11 кл
19.01.2020
Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"
Цель данной разработки: совершенствование знаний об особенностях публицистического стиля речи. Результат: создание текста газетной статьи.
Пушина Н.В.Урок Статья.docx

 

Методическая разработка урока- исследования

по русскому языку

«Его Величество Факт или Малый газетный жанр»

 

Пушина Нина Вячеславовна,

 преподаватель

БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»

 

Цели:

-совершенствование  знаний  об особенностях публицистического стиля речи;

- развитие  интереса учащихся к жанрам публицистики;

-создание собственного текста публицистического стиля;

-развитие исследовательских умений анализировать и синтезировать информацию.

Ожидаемый результат: создание текста газетной статьи

Учитель:

«Нам бы работёнку эту!

Дело тихое, и нету чище.

Не то, что по кузницам отмахивать ручища.

Сиди в редакции в беленькой сорочке-

И гони  строчки.

Нагнал,

расставил запятые да точки,

подписался,

под подпись закорючку,

и готово:

строчки растут,  как цветочки.

Ручки в брючки,

в стол ручку, получил построчные –

и, ленивой ивой,

склоняясь над кружкой,

 дуй пиво».

Как Вы думаете, о ком идет речь, о какой профессии?

Да, действительно, так писал В. Маяковский о профессии журналиста. Но прав ли  был поэт? Так ли это просто на самом деле? Что по Вашему должен уметь делать журналист? (написать статью, подобрать интересные новости, грамотно оформить статью и т.д.).

- Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Для чего? (Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий).

- Из каких источников современный человек чаще всего узнаёт ту или иную информацию? (из средств массовой информации: телевидения, Интернета, газет, радио, журналов и т.д.).

- Какой функциональный стиль обслуживает СМИ и какова его главная функция? (Публицистический, главная функция которого- сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.)

 -Ребята, имеете ли Вы собственные странички Вконтакте, сайты, блоги? Заходите ли на сайт техникума? Какие газеты, журналы читаете? Какие жанры публицистики там, в основном, представлены? Приходилось ли вам публиковать где-то свои материалы? Встречались ли сложности в написании материала? Не хотели бы примерить на себя труд журналиста?

В техникуме  готовится к выпуску газета «Радуга», и я предлагаю вам выступить в роли журналистов, рассказав  о любом значимом событии в Вашей жизни, а это может быть и рассказ о полученной в упорной учебе пятерке,  об успешной сдаче норм ГТО, участии в творческом мероприятии, о важном событии в жизни друга и т.д. На сегодняшнем занятии каждый  сможет собрать  материал, который  поможет ему правильно выполнить творческое задание.

-Скажите, пожалуйста, какие основные жанры публицистического стиля вы знаете? Дайте им определение. Какой считается самым распространенным?

Учащиеся: Заметка- краткое сообщение о каком-то важном и новом факте (событии), интересном для читателя.  Репортаж- это сообщение, рассказ о событиях, свидетелем, очевидцем которых был обязательно сам автор. Интервью- предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким- нибудь лицом. Очерк- краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых. В основе очерка лежит такой тип речи, как описание. Статья  сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой.

Учитель: О каком жанре можно сказать «Его Величество «Факт»?  Почему? (О заметке, т.к. она оперативно отражает информацию, точна в фактах, обладает краткостью и ясностью изложения, актуальна.) Что такое заметка как жанр? Ответ на этот вопрос виден из самого названия. Заметить, т.е. «поставить метку»,-значит, выделить что-то из окружающего, из встреченного и обратить на это внимание.

Итак, начинаем деятельность в качестве журналистов. Предлагаю написать заметку о занятии, используя опорные слова (Приложение 1). Выберите, пожалуйста,  одну заметку от микрогруппы, зачитайте её вслух. Какой вид заметки у вас получился? Интересно ли  содержание новостей всем ученикам? Какую пользу принесет такая заметка? Что бы вы посоветовали изменить автору?  (заметка носит информационный характер, малоинтересна, надо побольше личных примеров, эмоций, без повторов и т.д.)

- Перед вами два вида заметок, взятых нами из прессы. В микрогруппе определите вид каждой. Ответ аргументируйте. Укажите основные структурные элементы. (Приложение 2)

Учащиеся: Первая заметка является информационной. Её основой является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как? Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.

Второй и третий вид - оценочно-информационные заметки, т.к. в них не только описан факт, но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение автора  к описанному в заметке явлению. Автор не только описывает событие, но и напоминает читателям общеизвестную истину.

Учитель: Ребята, можно ли заметку информационную превратить в оценочно-информационную? (Да, если к заметке добавить комментарии по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер).

- Ребята, что привлекло вас в этой заметке сразу? (У этого текста яркое название) С какой целью это сделано? (Чтобы привлечь внимание читателя.) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: тему или идею отражает заглавие? Каким должно быть название?

Специалисты подсчитали, что заголовки читают в пять раз большее число читателей, чем основной текст, особенно те, которые сообщают читателю полезную информацию, например, "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей"; «Папа может… и мамой быть»; «В парк- с саженцами и лопатами» и т.д.

Каков план заметки? (В основном, это вводная часть, описание события, информационная составляющая, заключительная часть)

Есть заметки, в самом начале которой  надо сообщить главное, а уж потом подробности. Структура такой заметки напоминает перевернутую пирамиду- начинается с опорного факта, содержащего новость, а далее детализирует её в последующих предложениях. Второй тип –когда вначале идут подробности, а потом главный, основной факт. Есть заметки, которые начинаются со вступительных, пояснительных фраз; главный факт сообщается в середине заметки, а далее следуют подробности.

Обратите внимание, во вводном абзаце отражается краткая суть статьи, он должен  заинтересовать человека продолжить чтение.

После вводного абзаца перечисляем в столбец тезисы, которые  будем  рассматривать. Распределяем их в пункты и подпункты. Добавляем в конце пункт «вывод» или «заключение» – вот и рабочий план готов.

 Теперь осталось подробно описать каждый из тезисов и связать их между собой по смыслу и вот она — ваша первая статья.

Чтобы текст получился, в так называемом «необходимом формате», достаточно соблюдать несколько правил:

а) даже если вы пишете о том, что делали сами, не делайте в статье упор на личность, т.е. на местоимение «Я»- лучше всего использовать безличные предложения или просто писать не от первого лица (не от «я», а от «мы»);

б) избегайте повторений, пользуйтесь синонимами, а так же не злоупотребляйте словами-паразитами;

в) помните,  что людей больше всего интересует происходящее там, где они живут или трудятся;

г) главное в заметке-  открытая авторская позиция. Как Вы думаете, в чем выражается  авторское «я»? (вопросно-ответной формой изложения; модальными словами (конечно, вероятно, возможно); отрицательными частицами при выражении несогласия; риторическими вопросами; специальными синтаксическими конструкциями (я думаю, я считаю, мне кажется и т.д.); побудительными предложениями со сказуемым в форме повелительного наклонения, сказуемыми в форме 3-го лица в сочетании с частицей «пусть», «давай». «давайте»; обращениями и др.).

Учитель: Сейчас я предлагаю вам возвратиться к первоначальным  вашим заметкам и, используя ту информацию, с которой вы только что познакомились, откорректировать их и превратить в достойнейшие перлы отечественной журналистики. После работы откорректированные статьи зачитываются в аудитории.(Приложение 3)

Так трудна или легка работа журналиста? В  стихах В.В.Маяковского мы найдём и такие строчки:

«Если встретите человека белее мела,

худющего,

худей, чем газетный лист, -

 умозаключайте смело:

или редактор,

или журналист».

В. Маяковский, пожалуй, был прав в одном. Журналистика – профессия творческая. Но, кроме умения писать, журналисту присущи огромное любопытство, тонкая наблюдательность, информированность, компетентность, плюс артистизм, оптимизм, коммуникабельность, умение видеть на перспективу.

Итак, вы решили о чем писать в нашу газету? Написать интересную заметку можно… про товарища, с которым дружишь много лет; про бабушку, лучше всех пекущую пирожки; про то, как выучил самую трудную тему курса. Про то, как научился кататься на коньках. Можно написать, как работал в каникулы, как было интересно летом в спортивном  лагере. Про… 

Теперь вы, конечно, поняли, что писать можно обо всем. Темы – буквально вокруг нас. Стоит только внимательно осмотреться. Написать заметку на интересующую Вас тему, это и будет Вашим домашним заданием.

Спасибо за урок.

 

 

Приложение 1

1) Соревнования, прыжки, мяч, сила, атлетический, бег.

2) Уравнения, математика, цифры, упражнения, расчет, состав.

3) Право, обязанности, общество, грамотность.

4)  Питание, эксперимент, химия, здоровье.

                                                                                                                                Приложение 2

1. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете).

2. Вдыхать или не вдыхать? Замеры, проведённые в десяти школах города, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз. (По материалам периодических изданий)

3. Благодарить за чистоту?

Часто придется наблюдать, как ученики в школе с неуважением относятся к техническим работникам. Конечно, уборщица — не престижная работа, но это не значит, что она не нужна и не достойна почета. Представим себе, что мы остались без техничек. Как будет выглядеть школа в конце рабочего дня? Каким будет воздух без влажной уборки?

Недавно я узнала, что за рубежом уборщики называются гордо — спасители от мусора. Я думаю, это вполне справедливо. И нам следует задуматься, кому должны сказать «спасибо» за сияющую чистоту в школе.

Приложение 3

1.Математика = здоровье.

Вчера на уроке математики мы решали задачи, связанные со здоровьесбережением. Вы можете спросить, какая связь у сухих цифр, процентов, различных знаков, графиков и здоровья человека? Возможно, кто-то скажет что никакой. Оказывается, самая прямая! Решая задачи по расчету калорийности завтрака старшеклассника, можно самому убедиться, что плотно есть с утра - здоровая привычка. Составляя круговую диаграмму по составу общеукрепляющего чая, можно расширить познания о видах целебных трав нашего региона, а разгадывание математического ребуса выдало известный лозунг: «Курить - здоровью вредить».

Вот тебе и «сухая» наука!

2.Веселые старты.

В последний день октября на уроке физкультуры команды юношей и девушек нашей группы соревновались в «Веселых стартах». Испытаний было немало: бег с мячом, прыжки со скакалкой, приседание с гирей, дартс, перетягивание каната…  Пришлось изрядно попотеть. Девушки неожиданно хорошо показали себя в силовых упражнениях, а юноши продемонстрировали нетипичную для них грацию в спортивных танцах. Сейчас, когда здоровым быть модно, спортивные мероприятия проходят с большим количеством участников и зрителей. Конечно, не все в дальнейшем будут заниматься профессиональным спортом. Но, мы считаем, поддерживать себя в хорошей спортивной форме должен каждый. Судьи были строги, но справедливы: пять против четырех в пользу юношей. Но никто не обиделся, ведь главное не участие, а победа.

3.Права или обязанности?

Человек так устроен, ему кажется, что он хорошо ориентируется в мире прав и обязанностей. И многие из нас так считали. Однако игра по обществознанию с одноименным названием, которая состоялась в декаду гуманитарных дисциплин, заставила усомниться в этом. Иногда ступор вызывали вопросы, связанные с нормативными документами, иногда сбивала с толку кажущаяся простота вопроса про сказочного героя (Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?), но труднее всего пришлось с ответами на вопросы о правах и обязанностях обучающихся, так как права мы знаем, а обязанности не очень. Или не хотим знать. Пришлось туго при решении ситуаций по юридической ответственности несовершеннолетних и наказаний родителей. Скучно не было, так как затронутые вопросы могут коснуться каждого из нас, независимо от того, ребенок это или взрослый. Так давайте же знать не только свои права, но и выполнять обязанности.

4.Все ли йогурты полезны?

Если любому из нас предложить йогурт, мы думаем, никто не откажется. И выбирая этот продукт в магазине, человек вряд ли дотошно изучает его состав, доверяя рекламе и производителю. А зря! Можно и ошибиться! Вчера на уроке химии мы в этом сами убедились. Оказывается не все йогурты - это, собственно говоря,  йогурты. Часть их смело можно отнести к йогуртной продукции, но это еще полбеды. Когда начались эксперименты, то стало еще печальнее - часть продукции не прошла контроля качества: обнаружились добавки не прописанные в составе продукта, реакция на полезные бактерии оказалась отрицательной и т.д. В результате лишний раз мы убеждаемся в правильности поговорки: «Доверяй, но проверяй». Давайте будем грамотными потребителями, и тогда наше здоровье не подвергнется опасности.

 

 

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"

Методическая разработка урока-исследования по русскому языку "Его Величество Факт или малый газетный жанр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020