Методическая разработка урока. Литература. 11 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка урока. Литература. 11 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
15.06.2022
Методическая разработка урока. Литература. 11 класс
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы А.М. Горького «На дне».
Методическая разработка урока литературы.docx

11 класс

Тема:

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы 

А.М. Горького «На дне».

 

Цели урока:

Образовательная

  • Выявить позиции героев пьесы по отношению к вопросу о правде; раскрыть отношение автора к героям произведения.
  • Обогащение словарного запаса старшеклассников.

Воспитательная

  • Воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру.
  • Воспитание бережного отношения к художественному слову.
  • Воспитание интереса к чтению произведений М. Горького.

Развивающая

  • Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Бубнова, Луки.
  • Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «правда».
  • Совершенствовать навыки работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, текст произведения.

Урок спланирован как совмещённый с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Планируемые результаты.

Учащиеся приобретут следующие умения:

Предметные:

Учащиеся научатся:

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять значение слова по определённым признакам;

- владеть выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.

Личностные:

Учащиеся научатся:

- проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;

- любить, уважать литературу, русский язык и его богатство;

- работать в сотрудничестве (работать в группах).

Метапредметные:

связь с русским языком;

- готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;

- владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

– учащиеся определяют тему, цель, проблему урока самостоятельно;

- учатся работать в группе по предложенному плану;

- оценивают устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Познавательные:

- ученик использует языковой материал для решения задач;

- делает выводы о результате совместной работы группы и класса.

Коммуникативные:

- ученик слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).

Содержание урока.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация к уроку

Методы: проблемный, эвристический, исследовательский, технологии критического мышления; технология самостоятельного оценивания работы на уроке

приемы:  обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности;  создание проблемной ситуации,  беседа по вопросам, обсуждение новых сведений, знаний;  анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения;  оформление выводов

 

Форма урока: урок-размышление

  

                       

                                                Ход  урока

 

            1. Организационный момент.

Сравнение высказываний:

  – Не всегда правдой душу вылечишь. (Лука)

 –Человек – вот правда! (Сатин)

 

2. Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Вспомним строчки из стихотворения Беранже, которое читает Актёр

 Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

 

Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале ХХ века. Писатели пытались найти ответ на вопрос о том, что может облегчить человеческие страдания, правда или ложь. А какова позиция Горького?

      Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя не отметить, что на  раннее  творчество Горького  весомое влияние оказала философия Ницше. ( В кабинете писателя висел портрет философа).  В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Это яркая личность, жизнь для него – борьба, он готов гордо умереть, если невозможно гордо жить.

 

Для героев пьесы существует три правды:

1. Для себя (Настя – выдуманная любовь, Барон –  его прошлое, Клещ –  «издыхать надо»)

2. Правда факта – Бубнов (циник, скептик)

3. Для утешения (Правда Луки: «Во что веришь – то и есть»).  

 ( Лука – евангелист, светлый. Лукавый – хитрый, «от лукавого»)       

 

Первое появление в ночлежке Луки. Когда появляется? О чем говорят ночлежники? Речевая характеристика. Дает утешение и надежду всем. Анне обещает блаженство после смерти, Пеплу рассказывает о свободной и честной жизни в Сибири, Актёру   дает надежду вылечиться от алкоголизма.

 

            Действие 3

Притча о праведной земле.

Для чего Лука рассказывает эту притчу?

Человек, узнав, что праведной земли не существует, повесился. Кто кончит тем же в пьесе? Когда это произойдёт? Актер тоже поймет, что нет надежды.

 Что рассказывает  Лука о себе?

Только намеки – Сибирь, мяли много, паспорта нет – почему?

Как Лука действует на ночлежников?

 Он в каждом видит человека, многим дарит надежду, старается всех помирить

           

Как вы думаете, врал ли Лука обитателям ночлежки?  («Много он врет…и без всякой пользы для себя…» - Бубнов о  Луке) Отправляется на каторгу Пепел. Исчезает Наташа. Вешается Актёр.

      Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей-то смертью.

Обсуждение: Горький противопоставляет правду и ложь, а правду и сострадание. Нужно ли жалеть человека? Горький убежден: необходимо. Без надежды, без помощи страдальца ждет судьба Актёра.

 

 Луку винят в том, что внушил ложную надежду, но ведь он просто показал каждому путь. С исчезновением странника надежда угасает. И Сатин в знаменитом монологе о человеке говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью ... уважать надо! – Это вроде иная жизненная позиция. Нечто «ницшеанское», потому и кончает с собой Актёр («Он – уйдёт!»), так, словно «готов гордо умереть, если невозможно гордо жить».

Итак, нужна ли правда человеку?

Вспомним рассказ Куприна «Святая ложь».

Иван Семенюта и его матушка.

«Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю – да. Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?»

 

 Домашнее задание:

Напишите небольшое рассуждение «Нужна ли правда человеку?»

Используйте два произведения: Драма М. Горького «На дне»

Рассказ А.И. Куприна «Святая ложь»

 

           

 

           

           

 

 

 


 

Тема: Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы

Тема: Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы

Метапредметные: - связь с русским языком; - готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности; - владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью…

Метапредметные: - связь с русским языком; - готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности; - владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью…

Организационный момент. Сравнение высказываний: –

Организационный момент. Сравнение высказываний: –

Притча о праведной земле. Для чего

Притча о праведной земле. Для чего

Методическая разработка урока. Литература. 11 класс

Методическая разработка урока. Литература. 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022