11 класс
Тема:
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы
А.М. Горького «На дне».
Цели урока:
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
Оборудование: раздаточный материал, учебник, текст произведения.
Урок спланирован как совмещённый с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Планируемые результаты.
Учащиеся приобретут следующие умения:
Предметные:
Учащиеся научатся:
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- определять значение слова по определённым признакам;
- владеть выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.
Личностные:
Учащиеся научатся:
- проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;
- любить, уважать литературу, русский язык и его богатство;
- работать в сотрудничестве (работать в группах).
Метапредметные:
- связь с русским языком;
- готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;
- владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
– учащиеся определяют тему, цель, проблему урока самостоятельно;
- учатся работать в группе по предложенному плану;
- оценивают устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Познавательные:
- ученик использует языковой материал для решения задач;
- делает выводы о результате совместной работы группы и класса.
Коммуникативные:
- ученик слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).
Содержание урока.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Методы: проблемный, эвристический, исследовательский, технологии критического мышления; технология самостоятельного оценивания работы на уроке
приемы: обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности; создание проблемной ситуации, беседа по вопросам, обсуждение новых сведений, знаний; анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения; оформление выводов
Форма урока: урок-размышление
Ход урока
1. Организационный момент.
Сравнение высказываний:
– Не всегда правдой душу вылечишь. (Лука)
–Человек – вот правда! (Сатин)
2. Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?
Вспомним строчки из стихотворения Беранже, которое читает Актёр
Господа! Если к правде святой
мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале ХХ века. Писатели пытались найти ответ на вопрос о том, что может облегчить человеческие страдания, правда или ложь. А какова позиция Горького?
Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя не отметить, что на раннее творчество Горького весомое влияние оказала философия Ницше. ( В кабинете писателя висел портрет философа). В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Это яркая личность, жизнь для него – борьба, он готов гордо умереть, если невозможно гордо жить.
Для героев пьесы существует три правды:
1. Для себя (Настя – выдуманная любовь, Барон – его прошлое, Клещ – «издыхать надо»)
2. Правда факта – Бубнов (циник, скептик)
3. Для утешения (Правда Луки: «Во что веришь – то и есть»).
( Лука – евангелист, светлый. Лукавый – хитрый, «от лукавого»)
Первое появление в ночлежке Луки. Когда появляется? О чем говорят ночлежники? Речевая характеристика. Дает утешение и надежду всем. Анне обещает блаженство после смерти, Пеплу рассказывает о свободной и честной жизни в Сибири, Актёру дает надежду вылечиться от алкоголизма.
Действие 3
Притча о праведной земле.
Для чего Лука рассказывает эту притчу?
Человек, узнав, что праведной земли не существует, повесился. Кто кончит тем же в пьесе? Когда это произойдёт? Актер тоже поймет, что нет надежды.
Что рассказывает Лука о себе?
Только намеки – Сибирь, мяли много, паспорта нет – почему?
Как Лука действует на ночлежников?
Он в каждом видит человека, многим дарит надежду, старается всех помирить
Как вы думаете, врал ли Лука обитателям ночлежки? («Много он врет…и без всякой пользы для себя…» - Бубнов о Луке) Отправляется на каторгу Пепел. Исчезает Наташа. Вешается Актёр.
Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей-то смертью.
Обсуждение: Горький противопоставляет правду и ложь, а правду и сострадание. Нужно ли жалеть человека? Горький убежден: необходимо. Без надежды, без помощи страдальца ждет судьба Актёра.
Луку винят в том, что внушил ложную надежду, но ведь он просто показал каждому путь. С исчезновением странника надежда угасает. И Сатин в знаменитом монологе о человеке говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью ... уважать надо! – Это вроде иная жизненная позиция. Нечто «ницшеанское», потому и кончает с собой Актёр («Он – уйдёт!»), так, словно «готов гордо умереть, если невозможно гордо жить».
Итак, нужна ли правда человеку?
Вспомним рассказ Куприна «Святая ложь».
Иван Семенюта и его матушка.
«Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю – да. Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?»
Домашнее задание:
Напишите небольшое рассуждение «Нужна ли правда человеку?»
Используйте два произведения: Драма М. Горького «На дне»
Рассказ А.И. Куприна «Святая ложь»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.