Методическая разработка урока. Литература. 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы А.М. Горького «На дне».
Иконка файла материала Методическая разработка урока литературы.docx

11 класс

Тема:

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы 

А.М. Горького «На дне».

 

Цели урока:

Образовательная

  • Выявить позиции героев пьесы по отношению к вопросу о правде; раскрыть отношение автора к героям произведения.
  • Обогащение словарного запаса старшеклассников.

Воспитательная

  • Воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру.
  • Воспитание бережного отношения к художественному слову.
  • Воспитание интереса к чтению произведений М. Горького.

Развивающая

  • Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Бубнова, Луки.
  • Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «правда».
  • Совершенствовать навыки работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, текст произведения.

Урок спланирован как совмещённый с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Планируемые результаты.

Учащиеся приобретут следующие умения:

Предметные:

Учащиеся научатся:

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять значение слова по определённым признакам;

- владеть выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.

Личностные:

Учащиеся научатся:

- проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;

- любить, уважать литературу, русский язык и его богатство;

- работать в сотрудничестве (работать в группах).

Метапредметные:

связь с русским языком;

- готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;

- владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

– учащиеся определяют тему, цель, проблему урока самостоятельно;

- учатся работать в группе по предложенному плану;

- оценивают устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Познавательные:

- ученик использует языковой материал для решения задач;

- делает выводы о результате совместной работы группы и класса.

Коммуникативные:

- ученик слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).

Содержание урока.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация к уроку

Методы: проблемный, эвристический, исследовательский, технологии критического мышления; технология самостоятельного оценивания работы на уроке

приемы:  обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности;  создание проблемной ситуации,  беседа по вопросам, обсуждение новых сведений, знаний;  анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения;  оформление выводов

 

Форма урока: урок-размышление

  

                       

                                                Ход  урока

 

            1. Организационный момент.

Сравнение высказываний:

  – Не всегда правдой душу вылечишь. (Лука)

 –Человек – вот правда! (Сатин)

 

2. Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Вспомним строчки из стихотворения Беранже, которое читает Актёр

 Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

 

Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале ХХ века. Писатели пытались найти ответ на вопрос о том, что может облегчить человеческие страдания, правда или ложь. А какова позиция Горького?

      Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя не отметить, что на  раннее  творчество Горького  весомое влияние оказала философия Ницше. ( В кабинете писателя висел портрет философа).  В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Это яркая личность, жизнь для него – борьба, он готов гордо умереть, если невозможно гордо жить.

 

Для героев пьесы существует три правды:

1. Для себя (Настя – выдуманная любовь, Барон –  его прошлое, Клещ –  «издыхать надо»)

2. Правда факта – Бубнов (циник, скептик)

3. Для утешения (Правда Луки: «Во что веришь – то и есть»).  

 ( Лука – евангелист, светлый. Лукавый – хитрый, «от лукавого»)       

 

Первое появление в ночлежке Луки. Когда появляется? О чем говорят ночлежники? Речевая характеристика. Дает утешение и надежду всем. Анне обещает блаженство после смерти, Пеплу рассказывает о свободной и честной жизни в Сибири, Актёру   дает надежду вылечиться от алкоголизма.

 

            Действие 3

Притча о праведной земле.

Для чего Лука рассказывает эту притчу?

Человек, узнав, что праведной земли не существует, повесился. Кто кончит тем же в пьесе? Когда это произойдёт? Актер тоже поймет, что нет надежды.

 Что рассказывает  Лука о себе?

Только намеки – Сибирь, мяли много, паспорта нет – почему?

Как Лука действует на ночлежников?

 Он в каждом видит человека, многим дарит надежду, старается всех помирить

           

Как вы думаете, врал ли Лука обитателям ночлежки?  («Много он врет…и без всякой пользы для себя…» - Бубнов о  Луке) Отправляется на каторгу Пепел. Исчезает Наташа. Вешается Актёр.

      Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей-то смертью.

Обсуждение: Горький противопоставляет правду и ложь, а правду и сострадание. Нужно ли жалеть человека? Горький убежден: необходимо. Без надежды, без помощи страдальца ждет судьба Актёра.

 

 Луку винят в том, что внушил ложную надежду, но ведь он просто показал каждому путь. С исчезновением странника надежда угасает. И Сатин в знаменитом монологе о человеке говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью ... уважать надо! – Это вроде иная жизненная позиция. Нечто «ницшеанское», потому и кончает с собой Актёр («Он – уйдёт!»), так, словно «готов гордо умереть, если невозможно гордо жить».

Итак, нужна ли правда человеку?

Вспомним рассказ Куприна «Святая ложь».

Иван Семенюта и его матушка.

«Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю – да. Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?»

 

 Домашнее задание:

Напишите небольшое рассуждение «Нужна ли правда человеку?»

Используйте два произведения: Драма М. Горького «На дне»

Рассказ А.И. Куприна «Святая ложь»

 

           

 

           

           

 

 

 


 

Посмотрите также