Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского
города Галича Костромской области
Методическая разработка урока литературного чтения (4 класс)
Тема: «Встреча с подземными жителями (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 4, 5)»
Составитель:
Смирнова М.А., учитель начальных классов
г. Галич
2019-20 учебный год
Урок 35.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Встреча с подземными жителями (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 4, 5)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
Проверка домашнего задания. – Какие сказки о курице вы вспомнили? – В каких сказках курица – хранительница и спасительница? – В каких она связана с иным миром? – Обыгрывается ли в сказках цвет курицы? О чём говорит чёрный цвет? (В русских поверьях именно чёрная курица связывается с подземным миром и водным царством.) – Как вы думаете, случаен ли выбор автором чёрной курицы как героини сказки? |
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
|
1. Работа с текстом сказки. 1. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания текста. – Прочитайте полное название сказки. – С Чернушкой мы уже знакомы. А с кем ещё только предстоит встретиться? – Какими вы представляете себе подземных жителей? Кто они? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение 4–5-й частей. – Что произвело на вас особенно сильное впечатление? – О чём хотите спросить? 2) Повторное чтение 4-й части. Самостоятельное ведение диалога с автором. Дети могут задать такие вопросы автору: – Почему мальчик удивился, услышав благодарность за спасение главного министра? – Что же могло случиться третьего дня на дворе? Кого и от чего спас Алёша? и др. – Какими Алёша увидел подземных жителей? Вопросы после чтения: – Что нового вы узнали об Алёше? (Добрый, честный, вежливый.) – Обдуманной ли была просьба Алёши? Удивляет ли она вас? – Докажите, что эта просьба огорчила короля. – Трудно ли будет выполнить условие, поставленное королём? 3) Выборочное чтение 5-й части. – Что из подземных редкостей больше всего поразило Алёшу? А вас? Зачитайте. – Почему не позволялось ничего брать с собой? Найдите два варианта ответа на этот вопрос. (1 – чтобы никто не узнал о подземных жителях; 2 – нельзя путать мир реальный и подземный, фрукты подземного царства не могут оставаться фруктами в мире реальном.) – Каждому ли показываются подземные жители? – От чего это зависит? – Искренне ли даёт честное слово Алёша? – На какие вопросы Алёша так и не получил ответа? Почему? – Останется ли сказка сказкой, если в ней не будет тайны? 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – Получить конопляное семечко и больше не учить уроки. Заманчиво? Но хорошо ли? Добром или злом, по вашему мнению, окажется для Алёши этот подарок короля? 2) Составление характеристики Алёши (до получения зёрнышка). Задание II.3 в тетради.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
ΙΙΙ. Итог.
|
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? |
|
IV. Домашнее задание.
|
Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей» (от лица Алёши). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.