Методическая разработка урока литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
02.03.2021
Методическая разработка урока литературного чтения по теме : Л. Н. Толстой "Прыжок"
Литер 3кл.docx

Тема:  Л. Толстой «Прыжок»

Цели: ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат    

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением кораблей.

 

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

- Дома вы готовили пересказ по одному из планов. Чем они

отличаются? (Пересказ текста по одному из планов на с. 156.)

 

III. Речевая разминка

Фотограф

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится еж, -

Если снимок не пришлешь».

В. Берестов

(Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям.)

- Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.)

 

IV. Введение в тему

1. Рассказ учителя о кораблях

(Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.) Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя - триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50 м, ширину 6 м, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII вв.

- Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних

морских плаваний. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н. Толстого
Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы
JRYПVLZРQWЫUIGЖSNОVDКRW (запись на слайде)

2.  Словарная работа.

- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Чтение слов: воз – вра – щал – ся                        пе – ре – драз – ни – ва – ла

                          за – бав – ля – ют – ся                    за – це – пив – шись

                          раз – за – до – ри – лась                о – пом – нил – ся

3. Чтение рассказа «Прыжок»

Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...») Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

Каков жанр произведения? (Рассказ)

Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)

Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)

 

V. Физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой топ, топ!

Правой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?

 

VI. Работа по теме урока

1. Чтение текста до конца

(Читают учитель и учащиеся.)

Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)

2. Работа над содержанием текста

Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком.Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

Сознавал ли мальчик  свои действия, когда ступил на перекладину?

Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

Кто же спас его? (Отец – капитан).

Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

 

VII. Рефлексия

 Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

Мне захотелось…

Я задумался…

Я понял (а)…

Я почувствовал (а)…

Я бы поставил (а)…

А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

VIII. Подведение итогов урока

Похожи ли эти два рассказа - «Акула» и «Прыжок»? (Примерный ответ. Похоже место действия - корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети находятся на волосок от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах - смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)

А в чем отличие рассказов? (Примерный ответ. В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика. Он сперва не знал, смеяться ему или сердиться, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и заметался - тут состояние и действия мальчика. В «Акуле» лучше показано состояние отца.)

Кто главные герои рассказа?

Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.)

Домашнее задание

Перечитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика. Какое         местоимение нужно использовать? (Я)

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

 

 

 

 


 

Тема: Л. Толстой «Прыжок»

Тема: Л. Толстой «Прыжок»

III. Речевая разминка Фотограф

III. Речевая разминка Фотограф

Два аршина - около полутора метров

Два аршина - около полутора метров

Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (

Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (

VIII. Подведение итогов урока

VIII. Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021