Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Черты народной сказки в "Сказке о царе Салтане..." А.С. Пушкина
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Черты народной сказки в "Сказке о царе Салтане..." А.С. Пушкина

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
чтение
4 кл
12.05.2024
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Черты народной сказки в "Сказке о царе Салтане..." А.С. Пушкина
Конспект урока
Конспект Черты народной сказки в Сказке о царе Салтане... А.С. Пушкина.pdf

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тема: Черты народной сказки в

             «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

 

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:   

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности Тип урока: обобщающий. 

Доп. материал: текст русской народной сказки «По колена в серебре…» №286 (см. ссылку https://clck.ru/3AYsTm)     

 

 

Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ..

-Рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. 

СЛАЙД 2

-Предлагаю поработать сегодня под девизом: «Мало уметь читать, необходимо уметь наблюдать, думать,…». Продолжите. (Например,  делать выводы, высказывать своё мнение.)

 

-Рассмотрите иллюстрации. Я считаю, что  все эти предметы имеют отношение к творчеству   А. С. Пушкина. Согласны? Докажите, что я права. 

 

-Предмета из какой сказки Пушкина на слайде нет? (Нет предмета из

«Сказки о царе Салтане…)

 

-Назовите предмет, которым вы бы обозначили эту сказку. (Например,бочка, корабль, орешки с золотой скорлупой).   

 

-С какой сказкой А. С. Пушкина мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков? 

 

-Давайте вспомним полное название произведения.

 

 СЛАЙД 4

 -Прочитайте название произведения, исправьте ошибки.

 

СЛАЙД 5

-Почему автор дал такое необычное название своей сказке? (Перечислил главных героев, дал им краткую характеристику).

 

 

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Назовите главных героев сказки. 

 

СЛАЙД 6

-Расскажите о персонаже по плану:

Характеристика главных героев

Имя героя.

Кем он является по отношению к другим персонажам сказки?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя?

Что лично вам понравилось или не понравилось в герое?

 

(Таким образом осуществляется проверка Д/З, которая выдавалась по группам. Один ученик рассказывает, группа дополняет. Подсказка для 3 и 4 вопросов:

Царь Салтан- незлопамятный (отпустил всех злодеек домой), верный (не женился второй раз, когда потерял жену).

 

Князь Гвидон- находчивый (придумал, как воссоединить родителей, живущих в разлуке, мстительный- превратившись в комара, муху, шмеля жалил своих тётушек, хвастливый- собирал на острове чудеса и хвастался ими перед корабельщиками).    

 

СЛАЙД 7

-Рассмотрите следующий слайд. О ком он рассказывает? Попробуйте объединить эти слова в небольшой рассказ. 

-Почему на уроке вспомнили об Арине Родионовне? (Читали народную сказку, близкую по содержанию к сказке о царе Салтане).  

-Как называется народная сказка? (По колена в серебре, по грудь   в золоте.)

СЛАЙД 8

 

 

4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

-Определите цель и задачи нашего урока. (Задачи:  провести исследование- сравнить сказку  Пушкина с народной сказкой «По колена в серебре…».

Найти общее и различное в этих произведениях.)

 

СЛАЙД 9

-Прочитайте высказывание С. Я. Маршака. Объясните значение слова «наследство». (Богатство,  полученное в дар от предыдущего поколения.) -Будем на уроке сравнивать два произведения. Выясним, что взял в наследство в своё произведение А. С. Пушкин.

 

-Ваше первое впечатление: сказки похожи по содержанию?

  

5.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А) СЛАЙДЫ 10, 11, 12

-Рассмотрите иллюстрации. Какой сказке они принадлежат? Зачитайте подходящие строки. (Девочки зачитывают отрывки из пушкинской сказки, мальчики- из народной.)

ВЫВОД: встречаются эпизоды полностью повторяющиеся.

 

Б) -Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните характерные особенности у народных сказок?

СЛАЙД 13,14

Троекратные повторы, три персонажа

Положительные и отрицательные герои

Волшебство (помощники, предметы)

Испытания

Добро побеждает зло

Поучение

 

-Найдите эти признаки в авторской и народной сказке. 

(1 ряд доказывает 1 и 2 пункты,  2 ряд- 3 и 4 пункты,  3 ряд- 5 и 6.) 

 

ВЫВОД: Пушкин вводит в своё произведение новых персонажей, наделяет их волшебной силой, добро в его сказке прощено, а не наказано.  

 

В) СЛАЙД 15

-Чем авторская сказка отличается от народной?

-Сравнить. 

ВЫВОД: сказка Пушкина написана в стихотворной форме, народная- в прозе. Автор больше использует описаний ОСТРОВА, ЦАРЯ САЛТАНА,  более подробно описывает диалоги корабельщиков.

 

 

6.                 ИТОГ.  СЛАЙД 16

 

-Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? (Сказка Пушкина написана по правилам народной сказки: сохраняется ее структура, элементы волшебства, автор использует эпитеты, повторы, волшебные числа. Есть зачин и концовка. Есть волшебство и волшебные герои. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной. Мы согласны с высказыванием  Самуила Яковлевича Маршака.)

 

7.                 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

СЛАЙД 17

-Внимательно рассмотрите портрет. Кто на нём изображён? (Жена

А.С.Пушкина- Наталья Николаевна Гончарова.)

- Какое отношение этот портрет может иметь к «Сказке о царе Салтане…»? (Есть предположение, что основные черты Царевны-Лебедь были списаны с жены поэта, Н. Н. Гончаровой.)

-Найдите в тексте сказки строчки, описывающие этот портрет. (Учащиеся должны зачитать описание Царевны- Лебедь.)

 

-Дома вы продолжите исследование: дадите характеристику ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДЬ по плану.  СЛАЙД 18

 

Характеристика главных героев

Имя героя.

Кем он является по отношению к другим персонажам сказки?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя?

Что лично вам понравилось или не понравилось в герое?

 

Предмет: Литературное чтение

Предмет: Литературное чтение

Предлагаю поработать сегодня под девизом: «Мало уметь читать, необходимо уметь наблюдать, думать,…»

Предлагаю поработать сегодня под девизом: «Мало уметь читать, необходимо уметь наблюдать, думать,…»

Почему автор дал такое необычное название своей сказке? (Перечислил главных героев, дал им краткую характеристику)

Почему автор дал такое необычное название своей сказке? (Перечислил главных героев, дал им краткую характеристику)

Почему на уроке вспомнили об Арине

Почему на уроке вспомнили об Арине

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сравнить. ВЫВОД: сказка Пушкина написана в стихотворной форме, народная- в прозе

Сравнить. ВЫВОД: сказка Пушкина написана в стихотворной форме, народная- в прозе

А.С.Пушкина- Наталья Николаевна

А.С.Пушкина- Наталья Николаевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024