Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Черты народной сказки в "Сказке о царе Салтане..." А.С. Пушкина

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 12.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока
Иконка файла материала Конспект Черты народной сказки в Сказке о царе Салтане... А.С. Пушкина.pdf

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тема: Черты народной сказки в

             «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

 

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:   

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности Тип урока: обобщающий. 

Доп. материал: текст русской народной сказки «По колена в серебре…» №286 (см. ссылку https://clck.ru/3AYsTm)     

 

 

Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ..

-Рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. 

СЛАЙД 2

-Предлагаю поработать сегодня под девизом: «Мало уметь читать, необходимо уметь наблюдать, думать,…». Продолжите. (Например,  делать выводы, высказывать своё мнение.)

 

-Рассмотрите иллюстрации. Я считаю, что  все эти предметы имеют отношение к творчеству   А. С. Пушкина. Согласны? Докажите, что я права. 

 

-Предмета из какой сказки Пушкина на слайде нет? (Нет предмета из

«Сказки о царе Салтане…)

 

-Назовите предмет, которым вы бы обозначили эту сказку. (Например,бочка, корабль, орешки с золотой скорлупой).   

 

-С какой сказкой А. С. Пушкина мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков? 

 

-Давайте вспомним полное название произведения.

 

 СЛАЙД 4

 -Прочитайте название произведения, исправьте ошибки.

 

СЛАЙД 5

-Почему автор дал такое необычное название своей сказке? (Перечислил главных героев, дал им краткую характеристику).

 

 

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Назовите главных героев сказки. 

 

СЛАЙД 6

-Расскажите о персонаже по плану:

Характеристика главных героев

Имя героя.

Кем он является по отношению к другим персонажам сказки?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя?

Что лично вам понравилось или не понравилось в герое?

 

(Таким образом осуществляется проверка Д/З, которая выдавалась по группам. Один ученик рассказывает, группа дополняет. Подсказка для 3 и 4 вопросов:

Царь Салтан- незлопамятный (отпустил всех злодеек домой), верный (не женился второй раз, когда потерял жену).

 

Князь Гвидон- находчивый (придумал, как воссоединить родителей, живущих в разлуке, мстительный- превратившись в комара, муху, шмеля жалил своих тётушек, хвастливый- собирал на острове чудеса и хвастался ими перед корабельщиками).    

 

СЛАЙД 7

-Рассмотрите следующий слайд. О ком он рассказывает? Попробуйте объединить эти слова в небольшой рассказ. 

-Почему на уроке вспомнили об Арине Родионовне? (Читали народную сказку, близкую по содержанию к сказке о царе Салтане).  

-Как называется народная сказка? (По колена в серебре, по грудь   в золоте.)

СЛАЙД 8

 

 

4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

-Определите цель и задачи нашего урока. (Задачи:  провести исследование- сравнить сказку  Пушкина с народной сказкой «По колена в серебре…».

Найти общее и различное в этих произведениях.)

 

СЛАЙД 9

-Прочитайте высказывание С. Я. Маршака. Объясните значение слова «наследство». (Богатство,  полученное в дар от предыдущего поколения.) -Будем на уроке сравнивать два произведения. Выясним, что взял в наследство в своё произведение А. С. Пушкин.

 

-Ваше первое впечатление: сказки похожи по содержанию?

  

5.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А) СЛАЙДЫ 10, 11, 12

-Рассмотрите иллюстрации. Какой сказке они принадлежат? Зачитайте подходящие строки. (Девочки зачитывают отрывки из пушкинской сказки, мальчики- из народной.)

ВЫВОД: встречаются эпизоды полностью повторяющиеся.

 

Б) -Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните характерные особенности у народных сказок?

СЛАЙД 13,14

Троекратные повторы, три персонажа

Положительные и отрицательные герои

Волшебство (помощники, предметы)

Испытания

Добро побеждает зло

Поучение

 

-Найдите эти признаки в авторской и народной сказке. 

(1 ряд доказывает 1 и 2 пункты,  2 ряд- 3 и 4 пункты,  3 ряд- 5 и 6.) 

 

ВЫВОД: Пушкин вводит в своё произведение новых персонажей, наделяет их волшебной силой, добро в его сказке прощено, а не наказано.  

 

В) СЛАЙД 15

-Чем авторская сказка отличается от народной?

-Сравнить. 

ВЫВОД: сказка Пушкина написана в стихотворной форме, народная- в прозе. Автор больше использует описаний ОСТРОВА, ЦАРЯ САЛТАНА,  более подробно описывает диалоги корабельщиков.

 

 

6.                 ИТОГ.  СЛАЙД 16

 

-Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? (Сказка Пушкина написана по правилам народной сказки: сохраняется ее структура, элементы волшебства, автор использует эпитеты, повторы, волшебные числа. Есть зачин и концовка. Есть волшебство и волшебные герои. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной. Мы согласны с высказыванием  Самуила Яковлевича Маршака.)

 

7.                 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

СЛАЙД 17

-Внимательно рассмотрите портрет. Кто на нём изображён? (Жена

А.С.Пушкина- Наталья Николаевна Гончарова.)

- Какое отношение этот портрет может иметь к «Сказке о царе Салтане…»? (Есть предположение, что основные черты Царевны-Лебедь были списаны с жены поэта, Н. Н. Гончаровой.)

-Найдите в тексте сказки строчки, описывающие этот портрет. (Учащиеся должны зачитать описание Царевны- Лебедь.)

 

-Дома вы продолжите исследование: дадите характеристику ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДЬ по плану.  СЛАЙД 18

 

Характеристика главных героев

Имя героя.

Кем он является по отношению к другим персонажам сказки?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя?

Что лично вам понравилось или не понравилось в герое?