Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тема: Черты народной сказки в
«Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.
Цели: провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.
Планируемы результаты:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.
Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности Тип урока: обобщающий.
Доп. материал: текст русской народной сказки «По колена в серебре…» №286 (см. ссылку https://clck.ru/3AYsTm)
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ..
-Рада всех приветствовать на уроке литературного чтения.
СЛАЙД 2
-Предлагаю поработать сегодня под девизом: «Мало уметь читать, необходимо уметь наблюдать, думать,…». Продолжите. (Например, делать выводы, высказывать своё мнение.)
-Рассмотрите иллюстрации. Я считаю, что все эти предметы имеют отношение к творчеству А. С. Пушкина. Согласны? Докажите, что я права.
-Предмета из какой сказки Пушкина на слайде нет? (Нет предмета из
«Сказки о царе Салтане…)
-Назовите предмет, которым вы бы обозначили эту сказку. (Например,бочка, корабль, орешки с золотой скорлупой).
-С какой сказкой А. С. Пушкина мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?
-Давайте вспомним полное название произведения.
СЛАЙД 4
-Прочитайте название произведения, исправьте ошибки.
СЛАЙД 5
-Почему автор дал такое необычное название своей сказке? (Перечислил главных героев, дал им краткую характеристику).
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-Назовите главных героев сказки.
СЛАЙД 6
-Расскажите о персонаже по плану:
Имя героя. |
Кем он является по отношению к другим персонажам сказки? |
Какие поступки совершает? |
Какой характер у героя? |
Что лично вам понравилось или не понравилось в герое? |
(Таким образом осуществляется проверка Д/З, которая выдавалась по группам. Один ученик рассказывает, группа дополняет. Подсказка для 3 и 4 вопросов:
Царь Салтан- незлопамятный (отпустил всех злодеек домой), верный (не женился второй раз, когда потерял жену).
Князь Гвидон- находчивый (придумал, как воссоединить родителей, живущих в разлуке, мстительный- превратившись в комара, муху, шмеля жалил своих тётушек, хвастливый- собирал на острове чудеса и хвастался ими перед корабельщиками).
СЛАЙД 7
-Рассмотрите следующий слайд. О ком он рассказывает? Попробуйте объединить эти слова в небольшой рассказ.
-Почему на уроке вспомнили об Арине Родионовне? (Читали народную сказку, близкую по содержанию к сказке о царе Салтане).
-Как называется народная сказка? (По колена в серебре, по грудь в золоте.)
СЛАЙД 8
4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
-Определите цель и задачи нашего урока. (Задачи: провести исследование- сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «По колена в серебре…».
Найти общее и различное в этих произведениях.)
СЛАЙД 9
-Прочитайте высказывание С. Я. Маршака. Объясните значение слова «наследство». (Богатство, полученное в дар от предыдущего поколения.) -Будем на уроке сравнивать два произведения. Выясним, что взял в наследство в своё произведение А. С. Пушкин.
-Ваше первое впечатление: сказки похожи по содержанию?
5.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
А) СЛАЙДЫ 10, 11, 12
-Рассмотрите иллюстрации. Какой сказке они принадлежат? Зачитайте подходящие строки. (Девочки зачитывают отрывки из пушкинской сказки, мальчики- из народной.)
ВЫВОД: встречаются эпизоды полностью повторяющиеся.
Б) -Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните характерные особенности у народных сказок?
СЛАЙД 13,14
Троекратные повторы, три персонажа |
Положительные и отрицательные герои |
Волшебство (помощники, предметы) |
Испытания |
Добро побеждает зло |
Поучение |
-Найдите эти признаки в авторской и народной сказке.
(1 ряд доказывает 1 и 2 пункты, 2 ряд- 3 и 4 пункты, 3 ряд- 5 и 6.)
ВЫВОД: Пушкин вводит в своё произведение новых персонажей, наделяет их волшебной силой, добро в его сказке прощено, а не наказано.
В) СЛАЙД 15
-Чем авторская сказка отличается от народной?
-Сравнить.
ВЫВОД: сказка Пушкина написана в стихотворной форме, народная- в прозе. Автор больше использует описаний ОСТРОВА, ЦАРЯ САЛТАНА, более подробно описывает диалоги корабельщиков.
6. ИТОГ. СЛАЙД 16
-Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? (Сказка Пушкина написана по правилам народной сказки: сохраняется ее структура, элементы волшебства, автор использует эпитеты, повторы, волшебные числа. Есть зачин и концовка. Есть волшебство и волшебные герои. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной. Мы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака.)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
СЛАЙД 17
-Внимательно рассмотрите портрет. Кто на нём изображён? (Жена
А.С.Пушкина- Наталья Николаевна Гончарова.)
- Какое отношение этот портрет может иметь к «Сказке о царе Салтане…»? (Есть предположение, что основные черты Царевны-Лебедь были списаны с жены поэта, Н. Н. Гончаровой.)
-Найдите в тексте сказки строчки, описывающие этот портрет. (Учащиеся должны зачитать описание Царевны- Лебедь.)
-Дома вы продолжите исследование: дадите характеристику ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДЬ по плану. СЛАЙД 18
Имя героя. |
Кем он является по отношению к другим персонажам сказки? |
Какие поступки совершает? |
Какой характер у героя? |
Что лично вам понравилось или не понравилось в герое? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.