Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Н.Рубцов "Берёзы"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Н.Рубцов "Берёзы"

Оценка 4.7
Документация
docx
чтение
4 кл
11.03.2022
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Н.Рубцов "Берёзы"
План - конспект урока, нацелен на реализацию гражданско - патриотического воспитания учащихся.
Урок литературного чтения. Н. Рубцов Берёзы..docx

Урок литературного чтения.

Класс: 4

Тема: Н.Рубцов «Берёзы» (урок, нацеленный на реализацию гражданско-патриотического воспитания, в рамках модуля «Школьный урок»)

Цели урока:

- учить работать с художественным и учебным  текстом, формируя все виды УУД (выделять запрошенную информацию,  преобразовывать её в разные виды представления: иллюстрация, таблица, соотносить прогнозирование с полученной новой информацией);

- развивать умение различать образ и чувства, навыки групповой работы;

- воспитывать патриотизм.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

 - Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения?

 - Оценивают свою готовность и настрой на работу.

 2. Актуализация знаний.

- А сейчас я предлагаю прослушать фрагмент песни и определить тему нашего урока.

- Скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о берёзе).

- Что мы знаем о берёзе?

- Разве на уроке литературного чтения мы говорим о берёзе как о дереве?

- Какие вопросы вы услышали в песне?

(Отчего так в России берёзы шумят?

 Отчего белоствольные всё понимают?

- Какой ответ мы можем дать на этот вопрос?

- Мне хотелось бы знать что такое: «А на сердце опять горячо, горячо», на ваш взгляд?

- А почему автор сравнил себя с листочком? От чего они оторвались?

- Человек  испытывает чувство тоски,  когда что-то теряет: близкого человека,  родные с детства места.

3. Новая тема.

- У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился. Поэтому при слове Родина перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.

                  - Что же это «самое дорогое, заветное и родное?»

                 ( широкое поле,  полноводная река, нескончаемая дорога, летящий в небе журавлиный клин, синие дали,  белая, тонкая, зелёная, шумящая листвой    берёза…)

            - Что скрыто в этих привычных для русской поэзии образах? (ощущение Родины, её просторов; в них приметы нашей родины)

       Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси. Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи!

- Послушайте стихотворение  Николая Михайловича Рубцова  «Берёзы»  и постарайтесь уловить настроение автора.

- Какие чувства у вас  возникли?

- Какие воспоминания пробуждают березы у поэта?

- Почему при виде берёз «набегают слёзы»?

- Прочитайте, кто автор этого стихотворения? Что вы знаете о нём?

- Каким вы себе его представляете?

- Прочитайте о нем.

- Оправдались ли ваши предположения? Что вас удивило?

- Как вы понимаете слова Виктора Астафьева о поэте?

- Прочитайте ещё раз стихотворение и найдите строки, в которых автор говорит о своих чувствах к Родине.

- Теперь я предлагаю вам найти в стихотворении рифмующиеся строки, и определить какую рифму использовал автор: прямую или перекрёстную.  1 вариант работает с 1 и 2 строфой, 2 вариант с 3 и 4. На это задание – 3  минуты.

- От чьего имени написано это стихотворение?

- Что значат берёзы для автора?

- А что для вас значит слово «Родина»? Какие чувства вы испытываете к Родине?

- В этом стихотворении есть строка «На войне отца убила пуля…»

- Как вы понимаете эти слова? Про какую войну говорит Николай Михайлович Рубцов?

- С какой страной тогда вёл войну Советский Союз?

- В той войне наша страна одержала победу. Я вам говорила, но повторю, что в той войне погибло 26 миллионов человек, жителей Советского Союза. Это были не только солдаты, которые защищали нашу Родину, но и мирные жители: старики, женщины и дети. И мы с вами помним, и будем помнить тех людей, которые защищали свою Родину. Во время ВОВ многие юноши, которым ещё не исполнилось 18 лет, прибавляли себе 1 год и шли на войну, также было много добровольцев, которые шли защищать свою страну. Даже дети принимали участие в борьбе против фашистских захватчиков. Как вы думаете, почему люди это делали?

- Вы бы пошли защищать свою Родину?

- Вот и отец Николая Михайловича исполнил свой долг, пошёл на войну и не вернулся, автор это отобразил в своём стихотворении.

4. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- А сейчас я предлагаю поработать в группах, подготовить выразительное чтение стихотворения. Повернитесь друг к другу, распределите, кто какое четверостишье будет читать, и подготовьте выразительное чтение своего четверостишья. На это задание 5 минут. Не забываем про паузы.

- Но не только поэты писали стихи про берёзы, русские художники тоже очень любят берёзы. Как вы думаете почему?

- Посмотрите на слайды.

5. Творческая работа учащихся.

- Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников-иллюстраторов, и оформить обложку к книге Н.Рубцова «Берёзы». Я для вас приготовила заготовки будущих книг. Ваша задача оформить обложку для этой книги и оборот обложки. На эту работу – 5 минут.

- А теперь устроим выставку наших работ.

4. Рефлексия.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чём стихотворение «Берёзы»?

- Как вы относитесь в своей Родине?

Домашнее задание.

На выбор. Стр. 108-109 выразительно прочитать или выучить.

- Всем спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения. Класс: 4

Урок литературного чтения. Класс: 4

Почему при виде берёз «набегают слёзы»? -

Почему при виде берёз «набегают слёзы»? -

Домашнее задание. На выбор

Домашнее задание. На выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2022