Урок литературного чтения.
Класс: 4
Тема: Н.Рубцов «Берёзы» (урок, нацеленный на реализацию гражданско-патриотического воспитания, в рамках модуля «Школьный урок»)
Цели урока:
- учить работать с художественным и учебным текстом, формируя все виды УУД (выделять запрошенную информацию, преобразовывать её в разные виды представления: иллюстрация, таблица, соотносить прогнозирование с полученной новой информацией);
- развивать умение различать образ и чувства, навыки групповой работы;
- воспитывать патриотизм.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения?
- Оценивают свою готовность и настрой на работу.
2. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю прослушать фрагмент песни и определить тему нашего урока.
- Скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о берёзе).
- Что мы знаем о берёзе?
- Разве на уроке литературного чтения мы говорим о берёзе как о дереве?
- Какие вопросы вы услышали в песне?
(Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего белоствольные всё понимают?
- Какой ответ мы можем дать на этот вопрос?
- Мне хотелось бы знать что такое: «А на сердце опять горячо, горячо», на ваш взгляд?
- А почему автор сравнил себя с листочком? От чего они оторвались?
- Человек испытывает чувство тоски, когда что-то теряет: близкого человека, родные с детства места.
3. Новая тема.
- У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился. Поэтому при слове Родина перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.
- Что же это «самое дорогое, заветное и родное?»
( широкое поле, полноводная река, нескончаемая дорога, летящий в небе журавлиный клин, синие дали, белая, тонкая, зелёная, шумящая листвой берёза…)
- Что скрыто в этих привычных для русской поэзии образах? (ощущение Родины, её просторов; в них приметы нашей родины)
Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси. Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи!
- Послушайте стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Берёзы» и постарайтесь уловить настроение автора.
- Какие чувства у вас возникли?
- Какие воспоминания пробуждают березы у поэта?
- Почему при виде берёз «набегают слёзы»?
- Прочитайте, кто автор этого стихотворения? Что вы знаете о нём?
- Каким вы себе его представляете?
- Прочитайте о нем.
- Оправдались ли ваши предположения? Что вас удивило?
- Как вы понимаете слова Виктора Астафьева о поэте?
- Прочитайте ещё раз стихотворение и найдите строки, в которых автор говорит о своих чувствах к Родине.
- Теперь я предлагаю вам найти в стихотворении рифмующиеся строки, и определить какую рифму использовал автор: прямую или перекрёстную. 1 вариант работает с 1 и 2 строфой, 2 вариант с 3 и 4. На это задание – 3 минуты.
- От чьего имени написано это стихотворение?
- Что значат берёзы для автора?
- А что для вас значит слово «Родина»? Какие чувства вы испытываете к Родине?
- В этом стихотворении есть строка «На войне отца убила пуля…»
- Как вы понимаете эти слова? Про какую войну говорит Николай Михайлович Рубцов?
- С какой страной тогда вёл войну Советский Союз?
- В той войне наша страна одержала победу. Я вам говорила, но повторю, что в той войне погибло 26 миллионов человек, жителей Советского Союза. Это были не только солдаты, которые защищали нашу Родину, но и мирные жители: старики, женщины и дети. И мы с вами помним, и будем помнить тех людей, которые защищали свою Родину. Во время ВОВ многие юноши, которым ещё не исполнилось 18 лет, прибавляли себе 1 год и шли на войну, также было много добровольцев, которые шли защищать свою страну. Даже дети принимали участие в борьбе против фашистских захватчиков. Как вы думаете, почему люди это делали?
- Вы бы пошли защищать свою Родину?
- Вот и отец Николая Михайловича исполнил свой долг, пошёл на войну и не вернулся, автор это отобразил в своём стихотворении.
4. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- А сейчас я предлагаю поработать в группах, подготовить выразительное чтение стихотворения. Повернитесь друг к другу, распределите, кто какое четверостишье будет читать, и подготовьте выразительное чтение своего четверостишья. На это задание 5 минут. Не забываем про паузы.
- Но не только поэты писали стихи про берёзы, русские художники тоже очень любят берёзы. Как вы думаете почему?
- Посмотрите на слайды.
5. Творческая работа учащихся.
- Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников-иллюстраторов, и оформить обложку к книге Н.Рубцова «Берёзы». Я для вас приготовила заготовки будущих книг. Ваша задача оформить обложку для этой книги и оборот обложки. На эту работу – 5 минут.
- А теперь устроим выставку наших работ.
4. Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чём стихотворение «Берёзы»?
- Как вы относитесь в своей Родине?
Домашнее задание.
На выбор. Стр. 108-109 выразительно прочитать или выучить.
- Всем спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.