Методическая разработка урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» для 2 класса

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения урока по дисциплине «Литературное чтение». Тип урока: открытие новых знаний по теме «В. Драгунский «Тайное становится явным». Актуальность и практическая значимость работы: способствовать воспитанию норм морали, нравственности и честности, доброжелательного отношения к окружающим; развитию внимания, навыка правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умения подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умения анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас; ориентироваться в содержании прочитанного текста самостоятельно и применять полученную информацию в практической деятельности.
Иконка файла материала Тайное становится явным.docx

 

Учитель начальных классов

 1 квалификационной  категории

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна,

МБОУ СОШ №5

с углубленным изучением

отдельных предметов

Бугульма, Республика Татарстан

Методическая разработка урока литературного чтения

«В. Драгунский «Тайное становится явным»  для 2 класса

I. Введение

          Данная методическая разработка раскрывает методику проведения урока по дисциплине «Литературное чтение». Тип урока: открытие новых знаний по теме «В. Драгунский «Тайное становится явным». 

Актуальность и практическая значимость работы: способствовать воспитанию норм морали, нравственности и честности, доброжелательного отношения к окружающим; развитию внимания, навыка правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умения подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умения анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас; ориентироваться в содержании прочитанного текста самостоятельно и применять полученную информацию в практической деятельности.

          Урок  рекомендован для учащихся 2 класса. Разработка предназначена для учителей начальных классов.

         Цель написания методической  разработки – улучшение качества преподавания путём развития смыслового чтения и коммуникативных  навыков общения, накопления социокультурного опыта учащихся.

Методическая разработка содержит следующие разделы: титульный лист; введение; аналитическая часть; практическая часть; заключение; список литературы; приложения.

Для реализации цели и задач урока запланированы 5 основных этапов урока:

1) мотивация к учебной деятельности; 

2) актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию текста;  фиксация затруднения в пробном учебном действии, предвосхищение содержания нового материала;

3) формирование  и  совместное открытие новых знаний. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания;

4)первичное закрепление, включение в систему знаний и повторений. На этом этапе урока применила разные способы в форме коммуникации: фронтальная работа, парная работа,  индивидуальная работа.

 5) Рефлексия и самооценивание.

Структура занятия

№ этапа урока

Этапы урока

Методы обучения

Планируемое время

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 

словесный          

2 мин

2

Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Работа в группах.  Работа с информацией.

словесный          

10 мин

3

 

Поиск решения проблемы. Совместное открытие новых знаний.

Работа в группах.  Работа с информацией.

Словесный, практический

 

20 мин

 

4

Первичное закрепление.  Работа в парах.

Словесный, практический

10 мин

5

Рефлексия

 

3 мин

 

1.Организация начала урока-                                                                        1 мин.

2.Проверка домашнего задания-                                                                   6 мин.

3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока-                                     1 мин.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала-            12 мин.

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами-         14мин.

6.Обобщение и систематизация знаний-                                                      4 мин.

7.Итоги урока-                                                                                                 1 мин.

8.Сообщение домашнего задания-                                                                1 мин.

 

Структура урока описывает порядок распределения элементов урока, время на каждый из них, а также методы обучения.

Заключение  содержит  итоги проведенного урока.

 

II. Аналитическая часть

Тема:  В. Драгунский «Тайное становится явным

Цели: обучающие - создать условия для формирования представления о творчестве В. Драгунского и его рассказе  «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух; расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся; освоение социокультурной категории «вежливое поведение», «доброжелательное отношение к окружающим», «честность».  Освоить алгоритм  работы в ресурсном круге, в паре, в группе.

развивающие – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь,  коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся,

развивать познавательный аппарат, память, мышление.

воспитывающие - способствовать воспитанию норм морали, нравственности и честности.

здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Формирование УУД:

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Основные понятия: рассказ, автор, тайное, явный, интеллигентность, клевета, главная мысль, описание героя.

Межпредметные связи: окружающий мир, история, литературное чтение

Ресурсы:  компьютер; мультимедийный  проектор; тест;  компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); толковые словари для поиска лексического значения слов; карточки для самооценки учащихся.

Сценарий урока  литературного чтения подготовлен для проведения  во 2 классе по программе «Школа России» и учебнику авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,  Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. В ходе данного урока используются интерактивные методы (работа в мини-группах), а также медиа - ресурсы (презентация).

 Формы организации работы детей: парная и групповая работа, поисковая работа, работа с информацией, самопроверка.

Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций, деятельностный метод.

Структура урока подчиняется  целям и задачам урока и содействует достижению конечного результата.   Обучающимся  предлагается  активная познавательная деятельность в виде работы с информацией. Созданы условия  для  сотрудничества и коммуникации. Межпредметные связи,  раздаточный материал и мультимедийная поддержка, структура урока  позволяет добывать полезный, нужный материал для данного урока и подводит  учащихся к воспроизведению учебного материала, повысить уровень осмысления и закрепления.   

     «Изюминкой»  этого урока является использование интересных исторических  фактов о Кремле, толковых словарей, использование Википе́дии — общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии со свободным контентом, которые нестандартным подходом должны повысить интерес к чтению.

ІІІ. Практическая часть

Ход урока

1.     Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети! Я очень хочу начать работу с вами! А вы этого желаете? Тогда вперед!

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

2.     Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)

-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)

-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)

-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)

-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)

-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.

-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).

- Прочитайте имя автора (Виктор Юзефович Драгунский)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».

- Как вы думаете, это произведение какого жанра? ( рассказ)

4.     Поиск решения проблемы. Совместное открытие новых знаний.

Речевая разминка

-Прочитайте  весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.

«Шило в мешке не утаишь»

-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Прочитайте название рассказа, который мы сегодня будем читать.

-Как вы понимаете смысл этих слов?

- Тайное, это,  значит какое?

- Назовите синонимы к слову «тайное».

 (закрытое, молчание, скрытое, неизвестное, секрет)          

-Как вы понимаете слово «явное»?

   (правда, понятно,  открыто, видно, известно)

Проверка по эталону.

Используем толковый словарь.

Точное значение терминов в словаре синонимов С. Ожегова,  Н. Ю. Шведовой

Тайна

-ы, ж. 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной. 2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Хранить тайну. Держать в тайне. Сердечные тайны. 3. Скрытая причина че-го-н. Г. успеха. В чём т. её обаяния?

Явный

-ая, -ое; явен, явна. 1. Не скрываемый, открытый, видимый. Явные и таимые причины. Явная вражда, 2. Совершенно очевидный. Явная ложь. Он явно (нареч.) неправ. К сущ явность, -и, ж.

 

В пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет известна. В жизни мы для этого используем такие пословицы:

«Шило в мешке не утаишь», либо «Тайное становится явным».

Но прежде чем прочитать рассказ, давайте поговорим об авторе этого рассказа.

В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.

Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.

- Почему  же этот рассказ назван «Тайное становится явным»,  мы узнаем, послушав аудиозапись.   (с. 161-167) Следим пальцем и после ответим на вопросы. В процессе прослушивания мы уточним значение некоторых слов.

-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)

Словарная работа проводится во время прослушивания рассказа

Используем  Википе́дию— общедоступную  многоязычную универсальную интернет-энциклопедию со свободным контентом.

Московский Кремль[1] — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации.

 

Вид на Кремль и Большой Каменный мост

Город

Москва

Год постройки

14821495

Площадь кремля

27,7 га (0,277 км²)

Протяженность стен

2235 метров

Высота стен

от 5 до 19 м

Толщина стен

от 3,5 до 6,5 м

Количество ворот

4

Количество башен

20

Высота башен

до 80 м

Башни кремля

Водовзводная • Боровицкая • Оружейная • Комендантская • Троицкая • Кутафья • Средняя Арсенальная • Угловая Арсенальная • Никольская • Сенатская • Спасская • Царская • Набатная • Константино-Еленинская • Беклемишевская • Петровская • Вторая Безымянная • Первая Безымянная • Тайницкая • Благовещенская

 

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы.
Царь
-ко́локол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны.

«Царь-пу́шка» — именное артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, также имел имена Тит и Смарагд, в постриге — Иона — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси. 

Интеллигéнтность (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.[1]

Клевета́ — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

ЯЗВИ'ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно. Стремящийся досадить, неприятно задевающий кого-что-н., злобно насмешливый. 

Физминутка

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)

-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска.

Беседа по прослушанному.

-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-В каком городе происходят события? (Москве)

-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)

-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)

-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)

-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)

-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)

Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.

-Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)

Парная работа

- Ребята, вы сейчас будете работать в паре.

Расположите иллюстрации по порядку, озаглавьте их.

Проверка по эталону и самооценивание.

Чтение – разведка. Работа в группах.

1 группа

- А сейчас вы сходите в разведку. Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

- Что Дениска сделал с кашей? Выделите глаголы.

2 группа

Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать:

- Какой разговор состоялся с милиционером? Выделите глаголы.

3 группа

Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать:

- Как выглядел пострадавший?  История пострадавшего дяденьки.

Обсуждение результатов работы групп.

Обобщение и систематизация знаний

Проведём тест. Оценим свою работу.

А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. 

-Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

а.  Мишка

б.  Дениска

в.  Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

а. в Кремль

б.  в Грановитую палату

в.  в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

а.  манная

б.  гречневая

в.  овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

а.   съел

б.  выбросил в окно

в.   отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

а.  в магазин за покупками

б.  в театр на спектакль

в.  фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

а. обрадовалась

б. заплакала

в. ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

а.  Я все равно пойду в Кремль!

б.  Тайное всегда становится явным.

в.  Я весь вечер проведу в углу.

-Молодцы!  Хорошо запомнили содержание текста.

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)

- Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.

7. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что показалась интересным?

-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)

-Кто является его автором? (В. Драгунский)

- Какие чувства у вас возникли после изучения этой темы?

- Какие качества Дениски хотелось бы перенять, а какие нет?

ВАЖНО!

В этом рассказе много юмора: читая его мы улыбались, радовались. Рассказ «Тайное становится явным» - юмористический рассказ.

-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский»

Ребята, оцените свой труд на уроке. Чей ответ был полным и полезным?

Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Я порадовался за …

Мне хочется узнать…

Я могу использовать эти знания…

ІV. Заключение

Домашнее задание ( по уровням)

         Составить цитатный план рассказа.

         Подготовить краткий пересказ.

         Работа с иллюстрациями учебника, подобрать отрывок из текста к иллюстрациям.

 

Структура урока была подчинена целям и задачам урока и содействовала достижению конечного результата урока.     На протяжении всего урока старалась каждого ученика вовлечь в активную познавательную деятельность  и поддерживала их инициативу, стимулировала учеников к самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

 Созданная благоприятная  психологическая атмосфера  на уроке помогала ученикам сосредоточиться, работать дружно   и позволило повысить уровень осмысления нового материала.  Для предупреждения перегрузки и сохранения здоровья детей использовала физкультминутки.

         В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированность универсальных учебных действий.

Данная методическая разработка урока была представлена педагогическому составу МБОУ СОШ №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также