Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна,
МБОУ СОШ №5
с углубленным изучением
отдельных предметов
Бугульма, Республика Татарстан
Методическая разработка урока литературного чтения
«В. Драгунский «Тайное становится явным» для 2 класса
I. Введение
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения урока по дисциплине «Литературное чтение». Тип урока: открытие новых знаний по теме «В. Драгунский «Тайное становится явным».
Актуальность и практическая значимость работы: способствовать воспитанию норм морали, нравственности и честности, доброжелательного отношения к окружающим; развитию внимания, навыка правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умения подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умения анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас; ориентироваться в содержании прочитанного текста самостоятельно и применять полученную информацию в практической деятельности.
Урок рекомендован для учащихся 2 класса. Разработка предназначена для учителей начальных классов.
Цель написания методической разработки – улучшение качества преподавания путём развития смыслового чтения и коммуникативных навыков общения, накопления социокультурного опыта учащихся.
Методическая разработка содержит следующие разделы: титульный лист; введение; аналитическая часть; практическая часть; заключение; список литературы; приложения.
Для реализации цели и задач урока запланированы 5 основных этапов урока:
1) мотивация к учебной деятельности;
2) актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию текста; фиксация затруднения в пробном учебном действии, предвосхищение содержания нового материала;
3) формирование и совместное открытие новых знаний. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания;
4)первичное закрепление, включение в систему знаний и повторений. На этом этапе урока применила разные способы в форме коммуникации: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.
5) Рефлексия и самооценивание.
Структура занятия
№ этапа урока |
Этапы урока |
Методы обучения |
Планируемое время |
1 |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
словесный |
2 мин |
2 |
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Работа в группах. Работа с информацией. |
словесный |
10 мин |
3
|
Поиск решения проблемы. Совместное открытие новых знаний. Работа в группах. Работа с информацией. |
Словесный, практический
|
20 мин
|
4 |
Первичное закрепление. Работа в парах. |
Словесный, практический |
10 мин |
5 |
Рефлексия |
|
3 мин |
1.Организация начала урока- 1 мин.
2.Проверка домашнего задания- 6 мин.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока- 1 мин.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала- 12 мин.
5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 14мин.
6.Обобщение и систематизация знаний- 4 мин.
7.Итоги урока- 1 мин.
8.Сообщение домашнего задания- 1 мин.
Структура урока описывает порядок распределения элементов урока, время на каждый из них, а также методы обучения.
Заключение содержит итоги проведенного урока.
II. Аналитическая часть
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным.
Цели: обучающие - создать условия для формирования представления о творчестве В. Драгунского и его рассказе «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух; расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся; освоение социокультурной категории «вежливое поведение», «доброжелательное отношение к окружающим», «честность». Освоить алгоритм работы в ресурсном круге, в паре, в группе.
развивающие – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся,
развивать познавательный аппарат, память, мышление.
воспитывающие - способствовать воспитанию норм морали, нравственности и честности.
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Формирование УУД:
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Основные понятия: рассказ, автор, тайное, явный, интеллигентность, клевета, главная мысль, описание героя.
Межпредметные связи: окружающий мир, история, литературное чтение
Ресурсы: компьютер; мультимедийный проектор; тест; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); толковые словари для поиска лексического значения слов; карточки для самооценки учащихся.
Сценарий урока литературного чтения подготовлен для проведения во 2 классе по программе «Школа России» и учебнику авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. В ходе данного урока используются интерактивные методы (работа в мини-группах), а также медиа - ресурсы (презентация).
Формы организации работы детей: парная и групповая работа, поисковая работа, работа с информацией, самопроверка.
Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций, деятельностный метод.
Структура урока подчиняется целям и задачам урока и содействует достижению конечного результата. Обучающимся предлагается активная познавательная деятельность в виде работы с информацией. Созданы условия для сотрудничества и коммуникации. Межпредметные связи, раздаточный материал и мультимедийная поддержка, структура урока позволяет добывать полезный, нужный материал для данного урока и подводит учащихся к воспроизведению учебного материала, повысить уровень осмысления и закрепления.
«Изюминкой» этого урока является использование интересных исторических фактов о Кремле, толковых словарей, использование Википе́дии — общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии со свободным контентом, которые нестандартным подходом должны повысить интерес к чтению.
ІІІ. Практическая часть
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, дети! Я очень хочу начать работу с вами! А вы этого желаете? Тогда вперед!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)
-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)
-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)
-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)
-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)
-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.
-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).
- Прочитайте имя автора (Виктор Юзефович Драгунский)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».
- Как вы думаете, это произведение какого жанра? ( рассказ)
4. Поиск решения проблемы. Совместное открытие новых знаний.
Речевая разминка
-Прочитайте весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.
«Шило в мешке не утаишь»
-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Прочитайте название рассказа, который мы сегодня будем читать.
-Как вы понимаете смысл этих слов?
- Тайное, это, значит какое?
- Назовите синонимы к слову «тайное».
(закрытое, молчание, скрытое, неизвестное, секрет)
-Как вы понимаете слово «явное»?
(правда, понятно, открыто, видно, известно)
Проверка по эталону.
Используем толковый словарь.
Точное значение терминов в словаре синонимов С. Ожегова, Н. Ю. Шведовой
Тайна
-ы, ж. 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной. 2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Хранить тайну. Держать в тайне. Сердечные тайны. 3. Скрытая причина че-го-н. Г. успеха. В чём т. её обаяния?
Явный
-ая, -ое; явен, явна. 1. Не скрываемый, открытый, видимый. Явные и таимые причины. Явная вражда, 2. Совершенно очевидный. Явная ложь. Он явно (нареч.) неправ. К сущ явность, -и, ж.
В пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет известна. В жизни мы для этого используем такие пословицы:
«Шило в мешке не утаишь», либо «Тайное становится явным».
Но прежде чем прочитать рассказ, давайте поговорим об авторе этого рассказа.
В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.
Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.
- Почему же этот рассказ назван «Тайное становится явным», мы узнаем, послушав аудиозапись. (с. 161-167) Следим пальцем и после ответим на вопросы. В процессе прослушивания мы уточним значение некоторых слов.
-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)
Словарная работа проводится во время прослушивания рассказа
Используем Википе́дию— общедоступную многоязычную универсальную интернет-энциклопедию со свободным контентом.
Московский Кремль[1] — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации.
Вид на Кремль и Большой Каменный мост |
|
Город |
Москва |
Год постройки |
1482—1495 |
Площадь кремля |
27,7 га (0,277 км²) |
Протяженность стен |
2235 метров |
Высота стен |
от 5 до 19 м |
Толщина стен |
от 3,5 до 6,5 м |
Количество ворот |
4 |
Количество башен |
20 |
Высота башен |
до 80 м |
Башни кремля |
|
Водовзводная • Боровицкая • Оружейная • Комендантская • Троицкая • Кутафья • Средняя Арсенальная • Угловая Арсенальная • Никольская • Сенатская • Спасская • Царская • Набатная • Константино-Еленинская • Беклемишевская • Петровская • Вторая Безымянная • Первая Безымянная • Тайницкая • Благовещенская |
Гранови́тая
пала́та — памятник архитектуры в Московском
Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы.
Царь-ко́локол — памятник русского литейного
искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м;
масса 202 тонны.
«Царь-пу́шка» — именное артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени
Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, также имел имена Тит и Смарагд, в постриге — Иона — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси.
Интеллигéнтность (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.[1]
Клевета́ — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
ЯЗВИ'ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно. Стремящийся досадить, неприятно задевающий кого-что-н., злобно насмешливый.
Физминутка
Вы наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)
-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска.
Беседа по прослушанному.
-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-В каком городе происходят события? (Москве)
-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)
-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)
-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)
-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)
-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)
-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)
Отвечаем на вопросы, доказываем ответы, словами из текста.
-Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)
Парная работа
- Ребята, вы сейчас будете работать в паре.
Расположите иллюстрации по порядку, озаглавьте их.
Проверка по эталону и самооценивание.
Чтение – разведка. Работа в группах.
1 группа
- А сейчас вы сходите в разведку. Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.
- Что Дениска сделал с кашей? Выделите глаголы.
2 группа
Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать:
- Какой разговор состоялся с милиционером? Выделите глаголы.
3 группа
Вы прочитаете часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать:
- Как выглядел пострадавший? История пострадавшего дяденьки.
Обсуждение результатов работы групп.
Обобщение и систематизация знаний
Проведём тест. Оценим свою работу.
А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.
-Прочитайте и выберите правильный ответ.
1. Как зовут главного героя?
а. Мишка
б. Дениска
в. Вовка.
2. Куда хотела мама отвести Дениску?
а. в Кремль
б. в Грановитую палату
в. в цирк.
3. Какая каша была предложена на завтрак?
а. манная
б. гречневая
в. овсяная.
4. Что сделал Дениска с кашей?
а. съел
б. выбросил в окно
в. отдал собаке.
5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?
а. в магазин за покупками
б. в театр на спектакль
в. фотографироваться.
6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?
а. обрадовалась
б. заплакала
в. ужасно рассердилась.
7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?
а. Я все равно пойду в Кремль!
б. Тайное всегда становится явным.
в. Я весь вечер проведу в углу.
-Молодцы! Хорошо запомнили содержание текста.
-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.
-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)
- Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.
7. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что показалась интересным?
-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)
-Кто является его автором? (В. Драгунский)
- Какие чувства у вас возникли после изучения этой темы?
- Какие качества Дениски хотелось бы перенять, а какие нет?
ВАЖНО!
В этом рассказе много юмора: читая его мы улыбались, радовались. Рассказ «Тайное становится явным» - юмористический рассказ.
-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский»
Ребята, оцените свой труд на уроке. Чей ответ был полным и полезным?
Выберите какое-то начало высказывания для себя и продолжите фразу.
Я узнал…
Я понял…
Мне было интересно…
Я порадовался за …
Мне хочется узнать…
Я могу использовать эти знания…
ІV. Заключение
Домашнее задание ( по уровням)
• Составить цитатный план рассказа.
• Подготовить краткий пересказ.
• Работа с иллюстрациями учебника, подобрать отрывок из текста к иллюстрациям.
Структура урока была подчинена целям и задачам урока и содействовала достижению конечного результата урока. На протяжении всего урока старалась каждого ученика вовлечь в активную познавательную деятельность и поддерживала их инициативу, стимулировала учеников к самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
Созданная благоприятная психологическая атмосфера на уроке помогала ученикам сосредоточиться, работать дружно и позволило повысить уровень осмысления нового материала. Для предупреждения перегрузки и сохранения здоровья детей использовала физкультминутки.
В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированность универсальных учебных действий.
Данная методическая разработка урока была представлена педагогическому составу МБОУ СОШ №5.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.