Конкурс «Учитель
здоровья» в 2023 г.
Урок математики в 1 классе по теме
«Обобщение и закрепление знаний по теме
«Состав чисел первого десятка»
Педагогическая цель: создать условия для проверки знаний состава чисел первого десятка, проверить умение учащихся выбирать нужное арифметическое действие (сложение, вычитание) для решения задач, развития навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; решать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы этикета; слушать и понимать речь других.
Познавательные: уметь осуществлять постановку и формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; формируют культуру здоровья
Оборудование: столы расставлены по 2 парты – дети сидят напротив друг друга по 4 человека; изображение Буратино, музыка из фильма «Приключение Буратино», фрагмент из фильма «Приключение Буратино», мяч, веера с цифрами (сигнальные карточки), песенка про состав числа 10, песенка для физминутки «Зарядка», изображение предметов гигиены с примерами на обратной стороне для групповой работы; морковь, порезанная брусочками; тетради, карандаши; «золотые ключики» - призы для Буратино, клей; слайды по «станциям»
Сценарий урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гость. Он просит вас помочь ему. Какая нужна помощь вы узнаете чуть позже. Сначала угадайте кто он? (звучит песня из кинофильма «Приключения Буратино»)
- О ком это поётся? Правильно, ребята. Да, к нам прибыл Буратино. (вывешивается изображение Буратино). У Буратино был печальный опыт, связанный с учёбой, как вы знаете. Давайте вспомним, как это было. (демонстрируется фрагмент фильма «Приключения Буратино»)
- Смог Буратино ответить на вопрос Мальвины про яблоки? (Нет)
- Почему? (Потому, что он не знал, что это математическая задачка. Он решил, что это шутка).
- А смог Буратино написать предложение, которое ему продиктовала Мальвина? (Нет).
- По какой причине? (Потому, что он перо не умел держать в руках, не то, что писать. Не знал, как пользоваться чернильницей, для чего она.)
- Скажите, ребята, а права ли Мальвина в том, что наказала Буратино? (Нет).
- Почему вы так считаете? Что нужно было сделать девочке с голубыми волосами, чтобы её урок прошёл успешно, а Буратино чему-то научился? (Научить его пользоваться школьными принадлежностями и объяснить, что такое математика и чистописание).
- Так вот после такого печального случая наш герой считает, что учиться очень скучно, нужно постоянно сидеть за партой и писать, писать, писать. Мы сможем ему помочь? Сможем показать, что учёба – это не только письмо в тетради и заучивание наизусть? Вы уверены? А почему вы так уверены? (Потому что мы уже 4 месяца учимся в школе и знаем, что учиться интересно, весело, а главное необходимо, чтобы быть культурным, развитым и здоровым человеком).
II. Постановка учебной задачи.
- Ребята, а давайте проведём для Буратино экскурсию по нашей любимой школе? В сказочной стране Буратино не попал в настоящую школу. Вот мы и покажем ему сегодня, что, кроме учебных кабинетов, есть ещё в каждой школе. А во время путешествия мы будем выполнять различные задания по теме «Состав чисел в пределах 10». Буратино будет с нами проходить все задания и упражнения и получать приз – золотой ключик! Согласны? Готовы? Тогда в путь.
III. Устный счёт.
- А начнём мы со спортивного зала. Покажем Буратино, как мы умеем считать в уме и ловко владеем мячом. (На экране изображение спортивного зала).
Игра с мячом. Учитель называет одно из слагаемых чисел в пределах первой десятки и кидает мяч ученику. А тот называет второе слагаемое, возвращая мяч.
- Отлично, ребята. А кто расскажет нашему гостю зачем нужен спорт и физкультура?
- Спасибо. Молодцы! Буратино, получай первый приз – ключик знаний. (Ключик клеится на изображение Буратино)
IV. Актуализация знаний.
- Продолжим наше путешествие по школе. И теперь мы отправляемся в медицинский кабинет. Нет, не бойся Буратино! Никто не будет тебя поить касторкой! Медицинский кабинет для того, чтобы в нужный момент оказать необходимую помощь ребятам и учителям. С самого раннего детства мы учимся беречь своё здоровье, укреплять его, соблюдать гигиену. А помогают нам в этом предметы гигиены. Отгадайте загадки и получите свои предметы по группам. На обратной стороне написаны примеры с «окошками», которые вы по команде должны решить, как можно быстрее. А мы потом посмотрим, какой предмет гигиены, благодаря вам, сегодня станет «победителем»!
1-я загадка:
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
2-я загадка:
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
3-я загадка:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
4-я загадка:
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (мочалка)
5-я загадка:
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит
И усердно служит. (зубная щётка)
6-я загадка:
Живет она в красочном
Тюбике в ванной.
А дружит с зубами
И щёткой в стакане. (зубная паста)
7-я загадка:
Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой. (полотенце)
- Молодцы, ребята. Получите свои «предметы гигиены». По моей команде решаем примеры. Они одинаковые для всех групп.
(Детям раздаются картинки с изображением предметов гигиены, на которых с обратной стороны по 4 примера на сложение и вычитание в пределах 10. Дети решают примеры и поднимают руки).
4 + o = 5 6 + o = 8
9 - o = 8 8 - o = 5
- Ребята, давайте определим победителя. Если у команды, первой выполнившей задание, окажутся все ответы верны, то она и окажется сегодня лучшей.
(Ответы дети сверяют с примерами на интерактивной доске)
- Буратино получает ещё один ключик знаний.
V. Физминутка под музыку со словами и движениями.
VI. Работа над задачами.
- Следующая остановка в кабинете музыки. Без музыки и песен наш мир неинтересен. И Буратино сейчас убедится, что математику тоже можно изучать под музыку. Покажем ребята? (Ребята поют песенку про состав числа 10).
- Замечательно. А Буратино мы вручаем ещё один приз!
- Продолжаем нашу экскурсию. Заглянем в столовую! Здесь нас ждёт задача про полезные овощи.
-Откройте тетради. Запишите число и классная работа.
-Перед тем, как приступить к решению задачи, мы сделаем нашу любимую гимнастику для мозга и развития памяти. Растираем ладошки, массируем большой палец, делаем пальчиковую гимнастику. (выполняются кинезиологические упражнения «Кулачки – ладошки в воздухе», «Кастрюлька – крышечка»)
- Молодцы. Надеемся, что Буратино тоже возьмёт себе на заметку наши упражнения с пальчиками для развития мозга, а сию минуту он получает очередной ключик.
Разбор и решение задач изученных видов.
- Послушайте задачу. «В столовую привезли 5 ящиков моркови, а свёклы на 2 ящика меньше. Сколько ящиков свёклы привезли в столовую?»
- Про какие овощи идёт речь? А какую пользу приносят эти овощи? (Свёкла улучшает работу печени, повышает иммунитет, понижает давление, укрепляет стенки сосудов. А морковь содержит витамин А, который благотворно влияет на сердце и сосуды, а также на зрение.)
- Краткую запись изображаем рисунком: морковь кружочками, а свёклу квадратиками.
- Что нам известно в задаче? (Что привезли 5 ящиков с морковью, а свёклы на 2 ящика меньше) А что необходимо узнать? (Сколько привезли свёклы.) Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да). Что значит «на 2 меньше»? (Это значит столько же, только без 2х.) Какое действие поможет вычислить сколько ящиков свёклы привезли? (Вычитание) Записываем решение задачи. (5 – 2=3 (ящ.)).
–Мы ответили на вопрос задачи? (Да) Тогда записываем ответ.
- Буратино получает ещё один ключик знаний! Теперь, надеемся он понял, что такое задача и как её решать.
Физминутка для глаз (1 мин)
- Теперь немного отдохнут наши глаза. (Дети встают и делают зарядку для глаз. Сначала смотрят на кончик ручки на вытянутой руке, считают до трёх, а затем переводят взгляд на дальний предмет за окном. Считают до трёх и повторяют упражнение 3 раза)
- Ещё ключик даём Буратино за упражнение.
VII. Закрепление материала.
- И последнее задание мы выполним в библиотеке. В библиотеке шуметь нельзя, так как там могут находиться читатели, которым надо в тишине поработать с книгой. Нам понадобятся сигнальные карточки (веера с цифрами). Я буду зачитывать вам сказочные задачки, а вы показывать ответ молча с помощью сигнальных карточек.
- Семеро козлят прятались от волка. Шестерых он нашёл и съел. Сколько козлят потом рассказывали маме-козе, что произошло?
- У трёх медведей было три тарелки и три чашки. Сколько предметов посуды было у медведей?
- Под грибом в одноимённой сказке В. Сутеева сначала прятались три жителя леса, а потом добавилось ещё 2. Сколько их стало?
- Великолепно, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Буратино получает последний на сегодня ключик знаний. Как вы думаете, смогли мы справиться с нашей задачей урока? Показали Буратино, как интересно учиться в школе, какими разными способами можно изучать школьные предметы? Мы показали нашему гостю, что многие предметы тесно связаны между собой, правда, ребята? Показали, что математику можно изучать, применяя спортивный инвентарь, музыку и песни для запоминания, рисование и технологию и многое другое. А чтобы не уставать и беречь здоровье, мы показали Буратино разные упражнения.
- Давайте же посчитаем, сколько нового узнал сегодня Буратино. Посчитаем ключики!
Заходи к нам почаще, дружок! Ребята тебя ещё научат тому, чему научились сами.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что для вас было самым интересным? Что вызвало затруднения? Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
- Вы, наверное, проголодались, пока путешествовали по школе. За свою слаженную работу получите витаминный приз, вы его заслужили по праву! (детям раздаётся чищенная морковь брусочками).
- Спасибо. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.