МОАУ «СОШ № 38 г. Орска» имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
РАСЦВЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
Автор: Куликовская Татьяна Геннадьевна
Тема урока |
Расцвет изобразительного искусства и литературы в 19 веке |
Тип урока |
открытие новых знаний (технология деятельностного метода) |
Цель |
сформировать представление о периоде расцвета изобразительного искусства и литературы |
Задачи |
-обеспечить усвоение обучающимися фактов, связанных с историей создания Третьяковской галереи, вклада А.С. Пушкина и А.П. Чехова в расцвет культуры 19 века, пребывания А. С. Пушкина в Оренбуржье, ознакомление с профессией художественного редактора. -развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. -содействовать эстетическому воспитанию школьников, через ознакомление с произведениями искусства 19 века, жизнью и творчеством А.С. Пушкина, А.А. Чехова. |
Урок направлен на формирование УУД
|
личностные: самоопределяться в системе ценностей, формировать чувство прекрасного, чувство достоинства за свою страну; регулятивные: умение определять тему, цель и задачи урока, оценивать результат; коммуникативные: умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других; ¾ познавательные: поиск информации, умение переработать её, формировать умение логически выстраивать рассуждения, формировать умение анализировать и обобщать материал; ¾ предметные: развивать познавательный интерес к изобразительному искусству и литературе 19 века. |
Планируемые результаты |
Обучающиеся научаться характеризовать достижения в изо искусстве и литературе 19 века, называть имена авторов и названия этих произведений, рассказывать о произведении великого русского художника В. Перова, музеях изо искусства в России, доказывать важную роль отечественной литературы и из искусства для понимания проблем российской жизни того времени. |
Методы, применяемые на уроке |
наглядный; проблемный; проектный. |
Формы обучения
|
индивидуальная фронтальная; групповая; парная. |
Оборудование |
учебник окружающего мира 4 класс (2ч.) УМК «Перспектива» под редакцией А.А. Плешакова: портрет А. С. Пушкина, портрет А.П. Чехова: выставка книг А.С. Пушкина, А.П. Чехова; альбомов орских художников; раздаточный материал; костюмы для инсценировки, альбомный лист, клей, ножницы, степлер для оформления (моделирования); компьютер, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, звуковое сопровождение. |
План урока |
|
Этап урока |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение видеть эмоциональное состояние своего партнёра, настраиваться на сотрудничество. |
II. Стадия вызова: 1. Проверка домашнего задания |
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
2. Актуализация опорных знаний |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению. Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Целеполагание |
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, умение прогнозировать предстоящую деятельность. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи. |
III. Стадия осмысления содержания |
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, ознакомление с профессией художественного редактора. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. |
IV. Информация о домашнем задании |
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
V. Рефлексия (подведение итога)
|
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) |
Ход урока |
|||
|
Деятельность |
Формируемые УУД |
|
Этап |
учителя |
обучающихся |
|
1. Организационный момент |
Приём «Эмоциональное вхождение в урок» У.: - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте добра. Приложение 1
|
Участвуют в создании психологической атмосферы урока, включаются в деловой ритм урока |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение видеть эмоциональное состояние своего партнёра, настраиваться на сотрудничество. |
2. Стадия вызова |
1. Проверка домашнего задания: через организацию индивидуальной работы по предыдущей теме урока «Кроссворд» Приложение 2
|
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и самооценкой
|
Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение на основе жизненного опыта делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
|
2. Актуализация опорных знаний Формулирование темы урока, постановка целей. У.: - Сформулируйте тему урока. У.: Определите цель урока. Д.: Цель: Задачи: Учитель использует приём «Домысливание» Дети определяют задачи урока. Обучающиеся высказывают мнения: определим … выясним … выясним ….
Приложение 3 |
Формулирование темы урока, постановка целей. Дети определяют задачи урока. Обучающиеся высказывают мнения: продолжим … повторим… узнаем…. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению. Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. |
Самомассаж |
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак». Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон. |
Выполняют самомассаж |
Личностные: формирование навыка ЗОЖ |
|
Словарная работа Приложение 4 |
Парная работа с последующей самопроверкой и самооценкой
|
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
|
- Какие здания, помещения имеются в странах для ознакомления жителей с культурными сокровищами? Приложение 5 |
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и самооценкой
|
||
3. Стадия осмысления содержания |
1. Первичное воспроизведение текста с последующей беседой. У.: - Откройте учебник на странице 64- 2 абзац. Комбинированное чтение: учитель читает вместе с хорошо читающими детьми. Чтение с остановками (диалог с текстом) |
Обучающиеся включаются в чтение текста учебника |
|
|
Соедини название музея и название города, где он расположен. Приложение 6 |
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и самооценкой
|
|
Рассказ с показом презентации о Третьяковской галерее. Приложение 7 |
Обучающиеся слушают сообщение, рассматривают репродукции галереи |
||
Какая работа художника ВЫЗВАЛА У ВАС радостные чувства, чувства восхищения? Какая работа вызвала у Вас печаль, чувство тревоги? |
|
||
|
Работа по картине В. Перова «Тройка» рассматривание, обсуждение в группах. 1.Ледяная вьюга завывает, Бьёт, сечёт лицо, метёт пургой. Петербург безмолвно замерзает Недовольный нынешней зимой.
2.Лишь детишек тройка, впрягшись в сани, Тянет в гору не по силам воз... Кто, скажи, в такую непогоду Выгнал деток прямо на мороз?
3.Взгляд усталый, горестные лица, Одежонка мокрая насквозь. Дотянуть скорей бы, не свалиться, Этот тяжкий непосильный воз.
4.И в тепло скорей, на печку к мамке. И покушать хлебца с кипятком... Еле-еле двигаются санки. И метёт, метёт, метёт пурга кругом...
Приложение 8 |
|
|
Приём «Тонкие вопросы» по тексту «Историческая справка» Приложение 9 |
|
||
Чтение С. 65 -2 абзац Экскурсия по пушкинским местам в Оренбуржье. |
|
||
Вывод: у печатного русского слова и живописи появилась особая роль – раскрывать красоту природы человека и ставить важнейшие вопросы общественной жизни, которые требуют своего решения. |
|
||
Физкультминутка
|
Гимнастика для глаз Приложение 10 |
Выполняют упражнения по зрительно – двигательным траекториям |
|
|
Продолжаем работать: используя данные карточки №6, попытайтесь определить о каком русском литераторе идёт речь? Приложение 11 |
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и самооценкой
|
|
Страница 66-67 работа с текстом приём «Пометки на полях» Приложение 12 |
Читают с применением приёма «разведка с пометками на полях |
||
Работа по корректировке плана «Человек долга, слуга совести» Приложение 13 |
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и самооценкой |
|
|
Практическая работа в группах Звучит музыка
|
Учитель рассказывает о профессии художественного редактора, сопровождает процесс деления класса на группы и корректирует выполнение практической работы при возникновении затруднений у обучающихся.
|
Создают проект по группам Оформляют в качестве художественных редакторов страницы книг по темам: - «А.С.Пушкин в Оренбуржье»; - «Профессиональные художники города Орска»; - «Музеи изобразительного искусства»; - «Человек долга, слуга свести». |
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу; умение контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, подводить под понятие, применять новые знания на практике; построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, планировать совместную деятельность, распределение ролей, корректировка ошибок, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. |
IV. Домашнее задание |
А) Стр.64-67, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». Б) Подготовьте сообщение о вкладе в развитие литературы и искусства 19 века Т.Г.Шевченко. В) Подготовить презентацию картины художника города Орска. Г) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ РАССКАЗЫ А.П.ЧЕХОВА «КАШТАНКА», А.И. КУПРИНА «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ», В.Г.КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ» |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Коммуникативные: объективно оценивать себя. |
V. Рефлексия (подведение итога)
|
Как вы считаете, цель урока достигнута? - Дополните фразу:
появилось желание узнать больше?
|
Подводят итог уроку. |
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование) |
- Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать! |
|
Звучит музыка
|
|
Подарок |
В ПАМЯТЬ ОБ УРОКЕ ПРЕПОДНОШУ КНИГУ ИЗ МУЗЕЯ СВОЕГО КЛАССА О ЗЕМЛЯКАХ – ОРЧАНАХ ГЕРОЯХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, УЧАСТНИКАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ЧИТАЙТЕ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ МАТЕРИАЛ НА КЛАССНЫХ ЧАСАХ И УРОКАХ, ХРАНИТЕ В СВОЁМ КЛАССНОМ МУЗЕЕ |
|
|
Приложение 1
Эмоциональное вхождение в урок
Создание психологической атмосферы урока, включение обучающихся в деловой ритм урока
Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра
Мы желаем друг другу добра
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу!
Приложение 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
б |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
и |
|
ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
г |
л |
и |
н |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
и |
|
|
ш |
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
л |
|
|
т |
|
я |
|
|
|
|
|
7 |
р |
а |
с |
ц |
в |
е |
т |
|
е |
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
в |
|
|
й |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
н |
|
н |
|
|
5 |
ч |
а |
й |
к |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Тема: РАСЦВЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ
Цель: узнать о периоде расцвета изобразительного искусства и литературы в 19 веке
Задачи урока:
Определить, чем знамениты музеи страны 19 века.
Выяснить значение литературы и изобразительного искусства в жизни людей 19 века.
Выполнить творческую работу.
Приложение 4
Словарная работа
достижения |
|
милосердие |
|
праведник |
|
созидатель |
|
сокровища |
|
Приложение 5 Распределите названия музеев на группы, объясните свой выбор.
|
Приложение 6
Соедини название музея и название города, где он расположен.
Москва |
Музеи |
Санкт - Петербург |
|
Музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина |
|
|
Государственный Эрмитаж |
|
|
Государственная Третьяковская галерея |
|
|
Русский музей |
|
Приложение 7
Третьяковская галерея
Основатель галереи – Павел Михайлович Третьяков (годы жизни 1832-1898), был промышленник, благотворитель.
В 1853 году он познакомился с коллекцией Фёдора Прянишникова, после этого он начал собирать картины, сначала голландских мастеров, а затем собирал картины русских художников.
Первоначально коллекция размещалась в доме коллекционера, затем было построено двухэтажное здание по проекту архитектора Александра Степановича Каминского.
В 1898 году коллекционер завершил жизненный путь и попечителем Третьяковской галереи стал художник Грабарь, который превратил галерею в музей. В 1918 году Третьяковская галерея была объявлена государственной собственностью.
Тяжёлое время пережила галерея в годы Великой Отечественной войны. Часть коллекции была э ва ку и ров а на в город Нижний Новгород.
Во время ночных налётов вражеской авиации бомбы падали на здание галереи, но вопреки всему в Третьяковской галерее велась активная выставочная работа.
Ныне Третьяковская галерея – это крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства.
В 2020 году музею исполняется 164 года.
Ребята приглашаю Вас познакомиться с картинами, представленными в галерее.
Андрей РУБЛЁВ «Троица»
Николай Рерих «Заморские гости»
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь»
Виктор Васнецов «Алёнушка»
Василий Суриков «Боярыня Морозова»
Василий Перов «Тройка»
Исаак Левитан «Март»
Приложение 8
Приложение 9
Историческая справка. Своих героев Перов писал с натуры. Долгими часами он бродил по Москве, выискивая нужный типаж. Среднего мальчика для «Тройки» он нашел на окраине города и упросил его мать позволить ребенку позировать. А пока он работал, женщина рассказала, что похоронила мужа и детей и осталась с «одним утешением – сынком Васенькой». «Тройка» была написана, ее купил Третьяков для своей галереи, и вдруг однажды в мастерскую Перова пришла мать Васи со скромным гостинцем – узелком с яйцами. Вася умер, а она продала жалкий скарб и на вырученные гроши хотела купить картину, на которой он был нарисован. Потрясенный художник повел женщину к Третьякову, и когда она вошла в зал, где висела «Тройка», то охнула и упала на колени – узнала Васеньку. Несколько часов она провела возле картины, а потом низко поклонилась художнику и ушла. За «Тройку» в 1866 году художник получил звание академика живописи. |
Приложение 10
Плакат для организации физкультминутки «Гимнастика для глаз»
Приложение 11
Подчеркни о каком русском литераторе идёт речь.
Врач, писатель, драматург. Псевдонимы: Антоша Чехонте , Антоша Ч., Брат моего брата, Рувер, Человек без селезёнки. Дата рождения:17 (29) января 1860 Место рождения: Таганрог, Екатеринославская губерния (Ростовская область), Российская империя |
Александр Сергеевич Пушкин, Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Александр Иванович Куприн. |
Приложение 12
Чтение с пометами на полях:
ü |
известно |
- |
противоречит представлению |
+ |
интересно и неожиданно |
? |
неясно, возникло желание узнать больше |
Приложение 13
Расставь пункты плана в соответствии с текстом «Человек долга, слуга совести»
|
Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери. |
|
Созидательная деятельность в Сибири и на Сахалине. |
|
Не только писатель. |
|
Работа в Попечительском Совете. |
|
Сбор пожертвований в пользу голодающих. |
Достижение
Милосердие
Созидатель
Праведник |
Сокровища
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.