Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему: «Цветовой спектр»
(для детей 8 -12 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Калиниченко Татьяна Александровна
Саранск 2022 г
Тема урока: «Цветовой спектр»
Цель:
- познакомить учащихся с цветовым спектром и основами цветоведения.
Задачи:
- научить видеть теплые и холодные цвета;
- развивать зрительное восприятие, познавательную деятельность, кругозор;
- развивать цветовосприятия, творческое воображение;
- дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов, цветового контраста.
Беседа
Цветоведение – наука о цвете. У цвета много секретов и сегодня мы раскроем некоторые из них.
Когда человек слышит слово «цвет», то в ее воображении возникает, наверное, что-то приятное для ее глаза и восприятия: голубое небо, красная калина, зеленые листья, розовые щечки ребенка, белое молоко и так далее. Итак, цвет является главным средством выразительности. Если быть наблюдательным, то мы заметим, что цвета между собой контрастируют и то очень красиво. Все, наверное, видели, как в зеленом поле ржи цветут красные маки. Это незабываемое впечатление.
Красная калина с сочным зеленым листья также не оставит никого равнодушным.
Летом, когда пройдет мягкий дождик и сразу засветит яркое солнышко, на небе можно заметить радугу. Это непревзойденное явление природы. Хочется смотреть на нее и смотреть, но она исчезает.
|
Цвет в природе образуется и распространяется по определенным законам. Изучением природы цвета занимались многие ученые. Впервые объяснил свойства основных цветов спектра Ньютон. Он указал, что белый солнечный луч содержит в себе семь различных цветов, которые легко можно получить, пропустив луч света через стеклянную призму. Ньютон также установил, что при смешивании этих цветов вновь образуется белый луч света. Основными цветами спектра он считал следующие: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый.
Если Ньютона интересовала физическая природа цвета, то гениального поэта и знатока искусства И. В. Гете больше привлекала проблема влияния цвета на организм человека. Главное место в своем труде «Учение о цвете» Гете отводил вопросу о психологическом воздействии цвета на человека. Цвет, указывал он, вызывает у человека эмоции, а потому палитру цветов можно разделить на два полюса: одни вызывают радостные эмоции, другие – грустные.
Цвета «царства тьмы», холодные, с синеватым оттенком, цвета лунной ночи, холодного льда, - это синие, фиолетовые, сине – зеленые.
Цвета «царства света», теплые, с огненным оттенком, - это желтые, оранжевые и ярко – красные цвета.
Гете заметил, что если длительное время, смотреть на какое – либо цветовое пятно, а затем перевести взгляд на нейтральное поле (серое), то на нем появится дополнительный цвет. Разделяя спектр цветов по кругу, он установил, что пурпурный цвет в качестве гармонического равновесия вызывает дополнительный зеленый цвет, фиолетовый – желтый, синий – желто – красный.
Внес свой вклад в учение о цвете современник Гете – живописец Ф.О. Рунге. Он стал изучать закономерности изменения цвета в зависимости от расстояния (воздушной перспективы) и примеси белого и черного. Для этого Рунге предложил все многообразие цветов представлять себе не в виде цветового круга или полосы, а в виде шара, внешне напоминающего глобус.
По меридианам он распределил цвета спектра: на северном полюсе расположил белый цвет, на южном – черный. Изменение насыщенности цвета при смешении чистых цветов с белым и черным Рунге показал на геометрических параллелях. Это был первый в истории способ расположения цветов в пространстве.
В XIX веке немецкий естествоиспытатель Г.Л. Гельмгольц сделал важное открытие для дальнейшей научной разработки теории цветоведения. Он установил, что при наложении друг на друга световых лучей различного цвета поверхность, на которую падают эти лучи, всегда оказывается более светлой. Более того, он заметил, что при смешении двух спектральных цветов – желтого и синего, красного и зеленого – получается белый цвет, как и при смешении всех цветов спектра. На основе этих экспериментальных данных Гельмгольц установил, что для точной характеристики цвета необходимо учитывать три компонента: цветовой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Этот принцип колориметрии сегодня используют все занимающиеся вопросами цветоведения.
На основе научных исследований и практики художников выработан ряд правил и законов, которые студент должен знать и учитывать в учебной, педагогической и творческой работе.
Спектр – та же радуга, и цвета в нём располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные.
Каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет. Фиолетовый цвет является дополнительным к жёлтому, зелёный – к красному, синий – к оранжевому.
Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Цветовой круг – это геометрический порядок множества цветов.
Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими.
Цвета делятся на тёплые и холодные. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно-сине-фиолетовой части спектра называют холодными.
Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.
Первое правило относится к дополнительным цветам – цвет в окружении дополнительного. Например, оранжевое пятно в окружении синего, красное – в окружении зеленого, кажутся ярче, интенсивнее, иначе говоря, они дополняют друг друга.
Фото1
При смешении красок дополнительные цвета нейтрализуют друг друга. Если смешать синюю и оранжевую краски, красную и зеленую, желтую и фиолетовую, получится грязь; эти краски смешивать нельзя.
При смешении трех основных цветов между собой по парам. Мы получим еще три новых цвета.
КРАСНЫЙ + ЖЕЛТЫЙ = ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ + СИНИЙ = ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ + КРАНЫЙ = ФИОЛЕТОВЫЙ
Фото 2
Второе правило относится к характеристике цвета в зависимости от окружения теплыми и холодными цветами. Если мы пишем в закрытом помещении натюрморт или портрет, то все освещенные рассеянным дневным светом поверхности имеют холодноватый оттенок, теневые – теплый. На пленере (на воздухе), наоборот, освещенные поверхности предмета имеют обычно теплый оттенок, а тени – холодный, в особенности это хорошо видно зимой – голубые тени от деревьев на снегу.
Понятие и знание основных цветов, очень важно с дополняющим его термином «дополнительные цвета».
При смешении правильных пар дополнительных цветов, мы получаем красивый жемчужный, серый цвет. А при излишках какого-нибудь цвета в картине, всегда можем "пригасить" его дополнительным цветом, или в обратной ситуации, подчеркнуть цвет, используя его "цветовую пару."
Фото 3
Определяя характеристику цветов, нужно учитывать их различие цветовому тону, светлоте и насыщенности, т.е. по основным трем качествам.
Луч света, падая на поверхность какого – либо предмета, окрашивается в цвет данного предмета и отражается от него уже цветовым лучом. Определяя характер цвета по сходству с цветовым спектром, мы и определяем его цветовой тон. Например, мы пишем архитектурный пейзаж – стену кирпичной кладки, освещенное солнцем дерево, в тени которого – женская фигура в ярком красном платье. Определяя цветовой тон кирпичной стены, сравнивая его с цветами спектра, мы говорим, что стена красная, как и цвет платья, и потому они одинаковы по тону, хотя освещены различно. Цвет травы и освещенной листвы дерева зеленый, и тон у них может быть один и тот же. Песчаная дорожка у стены и цветы одуванчика в зелени могут иметь один цвет – желтый, но по тону, они отличаются друг от друга.
Определяя тон как количество и качество отраженного света, надо иметь в виду, что поверхности предметов по – разному отражают лучи света. А следовательно, и светлота у одинаково окрашенных предметов может быть разной. Например, возьмем два обрезка – шелка и бархата, окрашенные в один и тот же цвет, поместим их на одинаковом расстоянии от зрителя (чтобы не было разницы во влиянии воздушной перспективы) и осветим одним и тем же источником света (чтобы лучи света падали на драпировки под одним и тем же углом). Мы увидим, что цветовые характеристики у них окажутся разными. Бархат благодаря своей фактуре поглощает лучи света больше, чем глянцевый шелк, который интенсивно отражает свет. На складках шелковой ткани, где располагаются блики, лучи света обесцвечиваются.
Таким образом, мы видим, что цвета предметов отличаются, друг от друга не только по тону, но и по светлоте. Чем больше в отраженных от предметов цвет попадает белых лучей света, тем цвет светлее. Возьмем три цветка – купавки, одуванчика и львиного зева. Все они имеют один цветовой тон – желтый, но по светлоте отличаются друг от друга.
И наконец, третий компонент характеристики цвета – насыщенность. Под насыщенностью мы понимаем чистоту цвета. Определяя насыщенность цвета по сравнению с чистыми цветами спектра, мы стараемся выяснить степень чистоты цвета предмета, то настолько цвет одного предмета ярче и чище другого. Например, перед нами кусок оранжевого стекла, корка апельсина и кусок керамики. По светлоте и тону, они могут быть одинаковыми, но по насыщенности – разными. Кусок оранжевого стекла имеет чистый яркий цвет, но сравнению с ним апельсиновая корка несколько приглушена, хотя она тоже яркая по цвету, но в ней нет той чистоты, которую мы видим в куске стекла. Керамика имеет еще более приглушенный цвет, в ней видна как бы примесь серого цвета. «В цветоведения насыщенность цвета определяется как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета»
Характеристика цвета в природе определяется частотой (длиной) световых волн. Художник обладающий абсолютным зрением (им был наделен, например И.Е.Репин), как музыкант абсолютным слухом, может верно передать характеристику цвета4 остальные допускают небольшие отклонения, но все в основном правильно определяют цвета. Рассуждая о том, что все воспринимают цвет по – разному, а следовательно, в живописи каждый художник может передать цвет так, как хочет, глубоко ошибочно. Этим прикрываются художники формалистического направления, стоящие на идеалистических позициях, отвоевывающие себе право на бесконтрольный произвол в живописи.
Учитывая данные науки о цвете, художники, определили названия красок., которые студенту надо хорошо знать. С названиями этих красок он будет постоянно встречаться в работе.
Белые краски. Белила цинковые – холодноватого оттенка, прозрачная, пригодная для лессировки; белила свинцовые – теплого оттенка, корпусная краска для лессировки непригодна.
Желтые краски. Стронциановая – светлого лимонно – желтого цвета; крон желтый - ярко – желтая; кадмий желтый светлый имеет цвет спелого лимона, темный – с оранжевым оттенком; хром желтый - ярко – желтого цвета; охра – желтая с коричневым оттенком, бывает светлая, золотистая, красная (коричнево – красного оттенка); бакан – яркая коричневато – зеленого оттенка; индийская желтая – краска изумительной красоты, теплого, золотистого цвета; гуммигут – лимонно – желтого цвета с коричневым оттенком.
Оранжевые краски. Оранжевая – красно – желтого оттенка; кадмий оранжевый – цвет спелого апельсина; хром оранжевый – красный, темного тона; английская красная – оранжево – коричневого цвета, в смеси с белилами дает телесный цвет.
Коричневые краски. Киноварь – яркая краска красно – оранжевого оттенка; кадмий красный – красивого красного цвета, близкого к киновари; сурик – огненно – красного цвета; кармин – краска малинового цвета; краплак светлый напоминает кармин, темный – глубоко красного цвета; краплак фиолетовый – краска темно – красного цвета с лиловым оттенком.
Фиолетовая краска. Кобальт фиолетовый светлый напоминает цвет распустившейся сирени, с холодноватым оттенком, темный – более теплого оттека; лиловая – цвета обычных школьных чернил; сиреневая – светло – лиловая краска.
Синие краски. Церулеум – краска небесно – голубого цвета; кобальт синий светлый напоминает синее небо в марте, темный – светло – синего цвета с теплым оттенком; ультрамарин – краска красивого синего цвета: берлинская лазурь – темно – синего холодноватого тона; индиго – темно – синяя, теплого тона.
Зеленые краски. Перманент зеленый – ярко светло – зеленого цвета; изумрудная зеленая – яркая краска темно – зеленого цвета; кобальт зеленый бывает светлого и темного оттенка, светлый напоминает цвет незрелого овса, декоративной ели, темный – зеленая земля – мутно – зеленого цвета; окись хрома – зеленая с тепловатым оттенком.
Черные краски. Кость жженая – краска с теплым оттенком; нейтральная черная – холодноватого оттенка; сажа – краска глубокого темного тона.
Используя цвета художественных красок, надо иметь в виду, что в живописи нельзя передать абсолютно идентичную силу цвета предметов и явлений природы. На изобразительной поверхности художник может дать их лишь в тональных отношениях. Например, если он пишет пейзаж, цвет неба по силе тона на этюде будет несколько раз слабее, чем в действительности, так как средства живописи в этом отношении очень ограничены. Пропорционально надо передавать и силу тона цветов других предметов (леса. Травы, песчаной дорожки). Правильно передавая цветовые отношения, можно убедительно показать натуру.
Без сравнения, без сопоставления одного предмета с другим трудно правильно установить их взаимосвязь, особенно в живописи. Давая советы начинающим художникам, известный советский художник – педагог Ф.С. Богородский писал: « Реалист же не «раскрашивает», а пишет, то есть ищет тоновые отношения, не теряя впечатления целого. Например, он видит голубую вазу, но прежде чем делать ее голубого цвета, выясняет ,насколько эта голубая ваза темнее или светлее, скажем, розовой стены, на фоне которой она изображена… Написать предмет в среде или в пространстве, это значит увидеть этот предмет во взаимодействии с другими предметами, так как они связаны между собой рефлексами и цветовым взаимовлиянием».
Чтобы правильно передать цветовые отношения натурной постановки, необходимо как можно точнее определить цвет каждого предмета, затем различия этих цветов по светлоте (т.е. насколько один предмет темнее или светлее другого) и, наконец, насыщенность (интенсивность) каждого цвета по отношению к другим.
Для художников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства, большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей , например:
· Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
· Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
· Оранжевый цвет - радостный, добрый, пламенный;
· Красный цвет – цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;
· Синий - вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;
· Фиолетовый – соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;
· Белый – символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность, и даже траур у некоторых народов;
· Черный – отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.