Методическая разработка урока по музыке для обучающихся 2 класса по теме: К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных». Цель урока: формирование интереса обучающихся к жизни и творчеству французского композитора К.Сен-Санса, а также к его авторской сюите «Карнавал животных» Задачи урока: Воспитывающая: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать грамотного слушателя. Развивающая: развивать музыкально-эстетический вкус, музыкальную активность и творческие способности детей. Обучающая: познакомить обучающихся с биографией автора К.Сен-Санса и сюитой «Карнавал животных».
Иконка файла материала музыка К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных»..docx

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по музыке  

для обучающихся 2 класса

 по теме: К.Сен-Санс сюита  «Карнавал животных»

 

 

 

 

Составитель:

Пискунова Елизавета Евгеньевна,

учитель

 

 

 

 

г. Кемерово


Тема урока: К.Сен-Санс сюита  «Карнавал животных».

Цель урока: формирование интереса обучающихся к жизни и творчеству французского композитора К.Сен-Санса, а также к его авторской сюите «Карнавал животных»

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитывать грамотного слушателя.

Развивающая: развивать музыкально-эстетический вкус, музыкальную активность и творческие способности детей.

Обучающая: познакомить обучающихся с биографией автора К.Сен-Санса и  сюитой «Карнавал животных».

Планируемые результаты:

Предметные:

­   Ученик узнает о жизни и творчестве К.Сен-Санса и о сюите «Карнавал животных».

­   Ученик научится определять музыкальные произведения по их звучанию. 

­   Ученик получит возможность научиться воспринимать музыку. 

­   Личностные: научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке, воспитывать любовь, чувство уважения к советской музыке.

­   Метапредметные:

­   Регулятивные УУД: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных персонажей.

­   Коммуникативные УУД: учится исполнять песни, выражать свое мнение о музыке; выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

­   Познавательные УУД: воспринимать и анализировать произведения, которые звучат на уроке; расширять свои представления о музыке и её авторах.

Оборудование: презентация, наглядный материал, музыкальное оборудование.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный

этап

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Вот и прозвенел звонок,

   Нужно нам начать урок.

   Встаньте прямо, подтянитесь

   И друг другу улыбнитесь.

   А теперь садитесь!

Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна, сегодня урок проведу я.

Приветствие учителя.

Положительный настрой на урок.

Личностные: воспитание эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка

учебной задачи

 

- Мы начинаем новую тему. А какую? Вы узнаете, прочитав анаграмму.

- Верно Карнавал. Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали.

 - А карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным.

- В этом карнавале, увидите сами

Герои будут с усами, с хвостами.

Бегать умеют они, и летать, ползать и плавать, кусать и хватать.

Герои мохнатые, герои пернатые,

Стройные и даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные

– Кто же они? Догадались?

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на карнавал. Во-первых, это карнавал будет не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей, мы не увидим, а услышим, через музыку, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.

- Итак, тема нашего урока: «Карнавал животных»

Читают анаграмму - карнавал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные

 

 

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные: выделять необходимую информацию, уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Учебное действие

Ребята, перед вами портрет Камиля Сен-Санса.

Давным-давно родился во Франции, в Париже в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства любил вслушиваться в шумы, звуки природы. И, конечно же,  маленький мальчик  Камиль, прислушиваясь к  звукам природы, повзрослев, смог передать их в своей музыке.  Но не только звуки природы удалось композитору передать в своих произведениях. Он очень любил животных – диких, домашних. Наблюдал за ними, заботился о них, любил и защищал. И в итоге исполнилась его давняя мечта - он сочинил очень интересное произведение, в котором очень остроумно, с юмором рассказал о животных. Но рассказал не с помощью слов и музыки, как в песнях, где слова помогают раскрыть суть и характер произведения, а одними только музыкальными  звуками.

 

Музыка Сен-Санса называется сюита  «Карнавал животных». Сл.слово Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общей темой. Сюита «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, изображающих разных животных.

- Ну, что ребята давайте познакомимся с одними из них (1. Просушивание пьесы «Королевский  марш льва»).

- Послушайте загадку и отгадайте, кто же пришел первым на карнавал.

 

- Хищный клык, страшный рык
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник?

Конечно же, это Лев - царь зверей. Именно он открывает карнавал животных. Сейчас мы услышим музыку, которая называется "Королевский марш льва"

- Послушайте музыку и скажите, каким вам представился лев? Слушание

-Итак, Каким вам представился лев?

-Что помогло вам его представить таким?

-Какая она по характеру?

-Как он движется?

- Как вы думаете, какой характер музыки - песенный, танцевальный или маршевый?

-Да, это пьеса так и называется «Королевский марш льва».

Лев не просто идет, он шествует по своим владениям, важно, с достоинством, как и положено королевской особе.

-А сейчас мы еще раз послушаем музыку и выполним задание: как только лев в музыке зарычит, вы тоже вместе с ней будете рычать. Будьте очень внимательны.

 

- Следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?

- Посмотрите на слайд и скажите кто же это (2. Прослушивание пьесы «Слон»). - Слон, точнее, слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку, тяжеловесно закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент - контрабас. В результате получается не танец, а пародия на него.

- Скажите можно ли почувствовать по музыке, что танцует слониха

- Какая была музыка?

-Какие движения она делала?

- Как вы думаете, какой танец он танцует?

 

- Следующего гостя карнавала вы узнаете, прослушав небольшое стихотворение о нем.

- Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива (4.Прослушивание пьесы «Лебедь»)

- Верно это лебедь, послушайте пьесу «Лебедь»

-Скажите, как звучала мелодия?

- Кто  сможет ответить,  какие инструменты звучали? (Виолончель и ф-но)

- Давайте с вами попробуем изобразить под музыку те движения  руками, которые бы получались под нее.

 

- Следующих участников карнавала вы узнаете, послушав пение птиц.

- Кого вы там услышали? Верно это петух и курицы

- Давайте послушаем пьесу Сен-Санса (5. Прослушивание пьесы «Петух и куры»)

- Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

- Подумайте и скажите, какие музыкальные инструменты изображали этих героев карнавала?

Куриное кудахтанье передается в музыке с большим юмором это быстрые, суетливые повторения на одном звуке, заканчивается резким скачком вверх. Куры перебивают друг друга. Неожиданно куры замолкают. Их бестолковая суматоха внезапно прерывается…. Это запел Петух. Он воображает перед курицами, но неожиданно фальшивит «пускает петуха».

 

- А теперь давайте немного отдохнём и сделаем небольшую разминку

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.)

 

- Ребята,  сколько разных животных прибыло на карнавал, и обо всех нам сегодня рассказала музыка.

-Какой композитор помог побывать нам на музыкальном карнавале?

-Какие музыкальные инструменты исполняли эту музыку?

Знакомятся с биографией К.Сен-Санс  и с сюитой «Карнавал животных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка важная, торжественная, грозная (лев словно рычит), четкая, отрывистая

Важно, неторопливо.

Маршевый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фортепиано ― рябь на ней.

 

 

 

 

 

Фортепиано, две скрипки, альт, кларнет.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении.

Регулятивные:

осуществление интонационного контроля, уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: воспринимать музыку, развивать

музыкальный вкус, коллективное участие в исполнении.

Действия

контроля,

самоконтроля

 

 

- Послушайте загадку и скажите, кто же последним пришел на карнавал.

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(Муравей.) 6. Работа над песней «Про меня и муравья» 

Вы уже познакомились с музыкальным произведением «Про меня и муравья». Кто мне скажет, какой это жанр песня, танец или марш?

Сейчас мы споем это музыкальное произведение. Сядьте, пожалуйста, правильно, выпрямите спины, приготовьтесь к пению.

Песня «Про меня и муравья»

Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Закричал коту я "Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!"
И разбойничьи усы
Разом спрятались в кусты.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Резерв заданий

- Давайте немного отдохнем, я буду вам загадывать  загадки, но они не простые это загадки-обманки, будьте внимательны.

 

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый... (слон – медведь)

 

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает... (корова – обезьяна)

 

Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь – соловей)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул... (слон – кенгуру)

Простой вопрос для малышей:
"Кого боится кот?" ... (мышей – собак)

 

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит ... (баран – дятел)

По горной круче проходил
Обросший шерстью ... (крокодил – козёл)


Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь – ёжик)

-Кто в малине знает толк?
- Косолапый, бурый ... (волк – медведь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий ... (бегемот – слон)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем ... (ворона – павлин)

 

 

Отвечают на загадки.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Поют песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки - обманки

 

 Личностные: уметь осуществлять самооценку.

Регулятивные: уметь проговаривать изученный материал на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Действие оценки и

самооценки

- Наш  урок подходит к концу.

И в заключении вернёмся к теме урока.

- Итак, о чём мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Посмотрите на эти смайлики. Они отражают разное настроение. Возьмите карандаш и нарисуйте своё настроение, которое было у вас на уроке. 

- Спасибо за урок!

Рефлексия

Личностные: уметь осуществлять самооценку.