Методическая разработка урока развития речи
«Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»
Цель урока
Создать условия для создания сочинения-сказки на тему «Природа весной».
Задачи
Обучение анализу текстов, выделению в них речевых и синтаксических средств выразительности и самостоятельному созданию текста-описания с использованием сказочных приёмов.
Освоение обучающимися сведений об особенностях создания текста-описания, текста-сказки.
Сосредоточение внимания обучающихся на возможности выражения творческого потенциала в устной и письменной речи.
Привитие эстетического вкуса, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Оборудование
Раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М. – «Просвещение», 2013г., индивидуальный код, личные словарики эпитетов, репродукции картин.
Тип урока
Интегрированный /урок развития речи
Продолжительность
2 урока
Ход урока
Приёмы и методы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация среды обучения, позитивный настрой учителя и обучающихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Со-принятие»
|
Вы заметили, ребята, что у меня сегодня радостное настроение? Как вы думаете, почему? Да, многие ваши предположения верны. Я думаю, вы тоже заметили, какой сегодня восхитительный весенний день, так и хочется оставить в памяти эту чудесную картину природы, поделиться своим настроением с другими. Что же сделать? Вы знаете, что не всегда можно воспользоваться устной речью, не всегда есть краски или карандаши, а тем более фотоаппарат… На каком из ваших предложений остановимся? Итак, чему мы сегодня попробуем научиться? |
Высказывают предположения (все готовы к уроку, в предыдущих работах было много хороших результатов, какой-либо личный праздник, на улице хорошая погода и т.д.).
Предложения: рассказать, зарисовать, записать, сфотографировать.
Попробовать записать.
Описанию весеннего дня, природы. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Системный лифт»
Личные коды созданы в программе «Plikers»
|
Вспомним, как путешествует слово в речи? С помощью кода определите, на каком этаже мы остановимся? A слово B словосочетание C предложение D текст Устно докажите свой выбор. Итак, как правильно оформить свою мысль? |
Текст
Предложение
Словосочетание
слово
Обучающиеся доказывают. Обучающиеся, ответ которых был ошибочен, ещё раз формулируют правила оформления мысли в предложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Да-нет»
|
Опишем наши впечатления в необычной форме. Догадайтесь, о какой форме я говорю, используя нашу волшебную книгу. Помните, я могу сказать только «ДА» или «НЕТ».
|
Примерные вопросы детей: Это короткий текст? (НЕТ) В нём происходит волшебство? (ДА) Это сказка? (ДА) |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается? Обратимся к строчкам великих поэтов. Вспомните или прочитайте из учебника «Литературного чтения» стихотворения с.110 – 115. Какое из них похоже на сказку? |
Поэтические строчки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование сказочного сюжета с помощью карт Проппа
|
С помощью карт определим примерный план вашей будущей сказки. |
Дети предлагают варианты.
Примерный план
|
||||||||||||||||||||||||||||||
«Мозговой штурм» По мере обсуждения заполняется таблица (см. ниже) |
Кто может быть героем
весенней сказки?
Кто может быть врагом?
|
Весна, подснежник, зайчик, проснувшийся ёжик, прилетевший скворец… Зима, волк, злой колдун, мороз... |
||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Наоборот» Игра «Пинг-понг» |
Подберём характеристики для
друга и врага по принципу противопоставления: дружелюбный смелый озорной трудолюбивый |
злой равнодушный трусливый вредный ленивый |
||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ ресурсов |
Какие волшебные предметы обычно помогают герою сказки? |
Шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, огниво, цветик-семицветик |
||||||||||||||||||||||||||||||
Морфологический ящик
Варианты развития сюжетной линии: Озорная Весна побеждает злого колдуна с помощью цветика-семицветика. Проснувшийся ёжик
прогоняет трусливую зиму с помощью огнива.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Применение знаний и умений в новой ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка материала Авторский приём «Треугольник»
|
Вспомним, из каких частей состоит сказка. Наш волшебный треугольник поможет нам оформить наши мысли. Итак, с чего начинается путешествие в мир рассказа? Предложите варианты названия в зависимости от вашей сюжетной линии и выберите наиболее близкий вам. Запишите свой вариант в центральном треугольнике. |
Зачин, сюжетная линия, концовка.
С названия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закройте глазки, представьте свою весеннюю картину, настройтесь. |
Физминутка для глаз. |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что обозначает 1 треугольник? А в сказочной ситуации? Как обычно начинается
сказка? В треугольниках основной части запишите номера выбранных вами карт. |
Вступление
Зачин Жили-были…
Герой сказки
2,7,8, 14,16 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Синектика Приём «Эмпатия» |
А сейчас совершим «весеннюю прогулку». Глазами своего героя посмотрите вокруг. |
Тематическая физминутка. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Авторская разработка «Словарь эпитетов»
|
Всё, что «увидели», постарайтесь описать в основной части. Какие ключевые слова нам помогут? Запишите их на треугольничках и из словарика эпитетов подберите к ним имена прилагательные. |
Птицы, лес, деревья, природа… |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мнемотехнический словарь
|
Вспомним словарные слова, может, и они нам помогут в дальнейшем составить нашу сказку.
Каких «помощников» вы звали? (Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации).
|
Обучающиеся записывают в словарные тетрадки под диктовку учителя: Здравствуй, рисунок, берёза, заяц, мороз, апрель, медведь, картина, метель, снегирь, сорока. Взаимопроверка, после которой подаётся условный знак учителю. Всё правильно: руки подняты в кулачках, 1 ошибка – 1 пальчик, 2 ошибки – 2 пальчика. Корректировка с использованием мнемотехнических приёмов. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Типовое фантазирование
|
По желанию вы можете позвать в свою сказку волшебников. Чем может помочь герою, например, волшебник Времени?
|
Остановить время, чтобы зима спокойно доделала свои дела и не злилась. |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Информация о домашнем задании |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рассмотрите поля своих «волшебных» треугольников, что осталось сделать, чтобы чудо создания сказки произошло? Я надеюсь, что завтра вы удивите меня не только сказкой, но и её оформлением. Не забудьте проверить ваш текст. С нетерпением буду ждать встречи с вами. Помните: как всегда ваши работы по вашему желанию будут опубликованы в группе класса. Желаю удачи. |
Оформить слова в предложения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.