Методическая разработка урока развития речи «Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»
Оценка 5

Методическая разработка урока развития речи «Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11.03.2020
Методическая разработка урока развития речи «Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»
Урок с использованием технологии ТРИЗ РТВ
Методическая разработка урока развития речи.doc

Методическая разработка урока развития речи

«Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»

Цель урока

Создать условия для создания сочинения-сказки на тему «Природа весной».

Задачи

Обучение анализу текстов, выделению в них речевых и синтаксических средств выразительности и самостоятельному созданию текста-описания с использованием сказочных приёмов.

Освоение обучающимися сведений об особенностях создания текста-описания, текста-сказки.

Сосредоточение внимания обучающихся на возможности выражения творческого потенциала в устной и письменной речи.

Привитие  эстетического вкуса, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Оборудование

Раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М. – «Просвещение», 2013г., индивидуальный код, личные словарики эпитетов, репродукции картин.

Тип урока

Интегрированный /урок развития речи

Продолжительность

2 урока

Ход урока

Приёмы и методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Организация среды обучения, позитивный настрой учителя и обучающихся.

2. Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности

Приём «Со-принятие»

 

Вы заметили, ребята, что у меня сегодня радостное настроение? Как вы думаете, почему?

Да, многие ваши предположения верны.

 Я думаю, вы тоже заметили, какой сегодня восхитительный весенний день, так и хочется оставить в памяти эту чудесную картину природы, поделиться своим настроением с другими. Что же сделать?

Вы знаете, что не всегда можно воспользоваться устной речью, не всегда есть краски или карандаши, а тем более фотоаппарат…

На каком из ваших предложений остановимся?

Итак, чему мы сегодня попробуем научиться?

 

 

Высказывают предположения (все готовы к уроку, в предыдущих работах было много хороших результатов, какой-либо личный праздник, на улице хорошая погода и т.д.).

 

 

Предложения: рассказать, зарисовать, записать, сфотографировать.

 

 

 

 

 

Попробовать записать.

 

Описанию весеннего дня, природы.

3. Актуализация знаний

Приём «Системный лифт»

 

 

 

 

 

Личные коды созданы в программе «Plikers»       

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомним, как путешествует слово в речи?

С помощью кода определите, на каком этаже мы остановимся?

A слово

B словосочетание

C предложение

D текст

Устно докажите свой выбор.

Итак, как правильно оформить свою мысль?

Текст  

 

Предложение

 


Словосочетание

 

слово

 

 

 

Обучающиеся доказывают.

Обучающиеся, ответ которых был ошибочен, ещё раз формулируют правила оформления мысли в предложение.

4. Систематизация знаний и умений

 

Приём «Да-нет»

 

 

Опишем наши впечатления в необычной форме. Догадайтесь, о какой форме я говорю, используя нашу волшебную книгу. Помните, я могу сказать только «ДА» или «НЕТ».

 

 

Примерные вопросы детей:
Это относится к прозе? (НЕТ)
Это фольклор? (ДА)

Это короткий текст? (НЕТ)

В нём происходит волшебство? (ДА)

Это сказка? (ДА)

 

Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается?

Обратимся к строчкам великих поэтов. Вспомните или прочитайте из учебника «Литературного чтения» стихотворения  с.110 – 115. Какое из них похоже на сказку?

Поэтические строчки.

 

 

 

Моделирование сказочного сюжета с помощью карт Проппа

 

С помощью карт определим примерный план вашей будущей сказки.

Дети предлагают варианты. Примерный план
  

 

  

 

   

 

 

«Мозговой штурм»

По мере обсуждения заполняется таблица (см. ниже)

Кто может быть героем весенней сказки?

 

Кто может быть врагом?

 

Весна, подснежник, зайчик, проснувшийся ёжик, прилетевший скворец…

Зима, волк, злой колдун, мороз...

Приём «Наоборот»

Игра «Пинг-понг»

Подберём характеристики для друга и врага по принципу противопоставления:
добрый

дружелюбный

смелый

озорной

трудолюбивый

 

 

 

 

злой

равнодушный

трусливый

вредный

ленивый

Анализ ресурсов

Какие волшебные предметы обычно помогают герою сказки?

Шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, огниво, цветик-семицветик

 

Морфологический ящик

 

Герой

Характеристика героя

Враг

Характеристика

врага

Волшебный предмет

весна

добрый

Зима

злой

Шапка-невидимка

ёжик

дружелюбный

волк

равнодушный

сапоги-скороходы

зайчик

смелый

колдун

трусливый

волшебная палочка

подснежник

озорной

ветер

вредный

огниво

скворец

трудолюбивый

мороз

ленивый

цветик-семицветик

Варианты развития сюжетной линии:

Озорная Весна побеждает злого колдуна с помощью цветика-семицветика.

Проснувшийся ёжик  прогоняет трусливую зиму с помощью огнива.
Смелый зайчик освобождает зверей с помощью волшебной палочки от мороза.

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обработка материала

Авторский приём «Треугольник»

 

Вспомним, из каких частей состоит сказка.

Наш волшебный треугольник поможет нам оформить наши мысли.

Итак, с чего начинается путешествие в мир рассказа?

Предложите варианты названия в зависимости от вашей сюжетной линии и выберите наиболее близкий вам.

Запишите свой вариант в центральном треугольнике.

Зачин, сюжетная линия, концовка.

 

 

 

 

 

С названия.

 

 

 

 

 

Закройте глазки, представьте свою весеннюю картину, настройтесь.

Физминутка для глаз.

 

Что обозначает 1 треугольник?

А в сказочной ситуации?

Как обычно начинается сказка?
Ключевое слово?

В треугольниках основной части запишите номера выбранных вами карт.

Вступление

 

Зачин

Жили-были…

 

Герой сказки

 

2,7,8, 14,16

Синектика

Приём «Эмпатия»

А сейчас совершим «весеннюю прогулку». Глазами своего героя посмотрите вокруг.

Тематическая физминутка.

 

 

 

 

 

 

Авторская разработка «Словарь эпитетов»

 

Всё, что «увидели», постарайтесь описать в основной части.

Какие ключевые слова нам помогут?

Запишите их на треугольничках и из словарика эпитетов подберите к ним имена прилагательные.

 

 

 

 

Птицы, лес, деревья, природа…

Мнемотехнический словарь

 

Вспомним словарные слова, может, и они нам помогут в дальнейшем составить нашу сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каких «помощников» вы звали? (Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации).

 

Обучающиеся записывают в словарные тетрадки под диктовку учителя: Здравствуй, рисунок, берёза, заяц, мороз, апрель, медведь, картина, метель, снегирь, сорока.

Взаимопроверка, после которой подаётся условный знак учителю. Всё правильно: руки подняты в кулачках, 1 ошибка – 1 пальчик, 2 ошибки – 2 пальчика. Корректировка с использованием мнемотехнических приёмов.

Типовое фантазирование

 

По желанию вы можете позвать в свою сказку волшебников.

Чем может помочь герою, например, волшебник Времени?

 

 

 

 

 

Остановить время, чтобы зима спокойно доделала свои дела и не злилась.

6. Информация о домашнем задании

 

Рассмотрите поля своих «волшебных» треугольников, что осталось сделать, чтобы чудо создания сказки произошло?

Я надеюсь, что завтра вы удивите меня не только сказкой, но и её оформлением. Не забудьте проверить ваш текст.

С нетерпением буду ждать встречи с вами. Помните: как всегда ваши работы по вашему желанию будут опубликованы в группе класса. Желаю удачи.

 

 

 

Оформить слова в предложения.

 


Методическая разработка урока развития речи «Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»

Методическая разработка урока развития речи «Сочинение-описание весенней природы в сказочной форме»

Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается?

Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается?

Приём «Наоборот» Игра «Пинг-понг»

Приём «Наоборот» Игра «Пинг-понг»

Обработка материала Авторский приём «Треугольник»

Обработка материала Авторский приём «Треугольник»

Каких «помощников» вы звали? (Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации)

Каких «помощников» вы звали? (Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020