Урок русского родного языка в 6 классе № 39-40
Дата ___________________________
Тема |
Нормы употребления имён прилагательных |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цель: |
Формирование знаний учащихся об особенностях словоизменения имён прилагательных; умения правильно образовывать формы сравнительной и превосходной степени |
Основные понятия |
Имя прилагательное, языковая норма, степени сравнения, полная и краткая форма |
Средства обучения |
приложения, учебник, тетрадь |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Методические приемы |
Беседа, работа по учебнику, индивидуальная работа по карточкам, выполнение упражнений, самостоятельная работа |
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.
Критерии оценивания.
Устная работа на уроке. Индивидуальная работа.
Самооценка
1. Активная работа на уроке - 1 балл.
2. Понял тему – 1 балл.
3. Могу объяснить другому – 1 балл.
4.При написании справлюсь самостоятельно-2 балла.
Критерии оценки: 5 баллов - «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3»
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Индивидуальная работа. Работа по карточкам. Приложение 1.
Коллективная работа
Лексический диктант
Определите слово по лексическому значению, укажите род существительных.
1. Верхняя одежда для зимы и осени. (Пальто ср.р.)
2. Подземная железная дорога. (Метро ср.р.)
3. Клавишный музыкальный инструмент. (Пианино ср.р.)
4. Асфальтированная дорога. (Шоссе ср.р.)
5. Сорт мороженого на палочке. (Эскимо ср.р.)
6. Напиток из зерен кофейного дерева. (Кофе м.р.)
7.Сумчатое животное из Австралии. (Кенгуру м.р.)
8. Штрафной гол. (Пенальти ср.р.).
- Расскажите, что вы знаете о роде несклоняемых существительных?
- Как определить род сложносокращенных слов?
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
А. Беседа
- Новые знания нам будет трудно осваивать без знания определения «языковая норма».
- Что такое языковая норма? Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть значение в информационной тетради.
(Исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период).
- Какие языковые нормы вы знаете?
Языковая норма
Орфоэпическая норма Лексическая норма Грамматическая норма Пунктуационная норма.
- Что регулирует каждая норма?
(Орфоэпическая норма регулируют постановку ударения, произношение; грамматическая норма - образование и употребление частей речи; лексическая норма - употребление слов в соответствии с их лексическим значением; орфографическая норма - написание слов, пунктуационная норма - постановку знаков препинания).
Б. Беседа
Отгадайте загадку.
- «Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении», - подметил Виктор Владимирович Виноградов, замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы.
- А так говорит о себе сама часть речи:
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О. Головко
- Что это за часть речи? (Имя прилагательное.)
- Догадались ли вы, о чем рассказал поэт? (Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи).
- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного в речи.
- А теперь послушайте ещё одно мудрое высказывание о прилагательном и сформулируйте тему урока.
«Прилагательное – прозрачный плащ, окутывающий существительное, расцвечивающий глазурью», - говорил Шарль БодлЕр, французский поэт.
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- Итак, какова тема нашего урока? (Нормы употребления имён прилагательных)
- Сформулируйте цели урока.
(Научиться соблюдать грамматические нормы употребления имен прилагательных).
- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
1) правильно образовывать формы имен прилагательных;
2) изучить материал учебника по этой теме;
3) внимательно слушать учителя;
4) делать необходимые записи в информационных тетрадях.
- Где можно узнать информацию по данной теме? (В учебнике, спросить у учителя).
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
1. Работа с материалами учебника
А. Упр. 125 стр. 89
Егорова, стр. 110 (комментарии)
Б. Работа с материалами учебника
Лингвистические заметки стр. 90.
В. Работа с Приложением 2.
Некоторые нормы употребления имён прилагательных:
· Не смешивать аналитические и синтетические формы степеней сравнения. Например, нельзя говорить «более выше» (правильно: более высокий), «более лучше» (правильно: более хороший, лучший).
· Согласовывать форму прилагательных с определяемым словом. Определяемое слово обусловливает форму прилагательного (падеж, а также число и род — при наличии). Например: подошёл к большому кинотеатру — ехал со старым другом — надел тёплую шапку — слышал об интересной премьере.
· Не использовать в качестве однородных сказуемых краткие и полные формы прилагательных. Грамматические нормы предписывают либо употребление только кратких форм, либо использование только полных, без их смешения. Например: Он был мрачен и уныл / Он был мрачный и унылый.
· Употреблять полные формы прилагательных, когда они обозначают постоянный признак, а краткие — временный. Например: мать больная — мать больна; движения его спокойные — лицо его спокойно.
· Избегать речевой избыточности (плеоназма). К образованию плеонастических сочетаний существительного и прилагательного приводит неточное знание значения одного из слов. Например: сочетания «памятный сувенир», «первая премьера».
· Употреблять прилагательные в соответствии с их лексическим значением. Например, нормативны сочетания типа «заглавный герой» (то есть персонаж, именем которого названо произведение), но ошибочны «заглавная роль» или «заглавная партия», поскольку здесь уместно употреблять прилагательное «главная».
Гимнастика для глаз
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
Упр. 126 (1-4 предложения устно, 5-6 – письменно)
Упр. 127 (1-8 письменно)
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
А. Упр. 128 (у.)
Б. Самостоятельная работа на листочках
Упр. 126 (В. – 1 предложения 7-8, В. – 2 предложения 9-10)
Упр. 127 (В. – 1 предложение 9, В. – 2 предложения 10)
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
Слово учителя.
Чтобы рассказать об удивительном и запоминающемся, нам нужны слова – имена прилагательные. Послушаем, как о себе говорит эта часть речи.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
Беседа.
-Над какой темой мы работали на уроке? (Употребление имён прилагательных в речи)
-Работая над темой, что нового вы узнали?
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
- Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?
- С какими знаниями вы познакомились на уроке?
- Как эти знания вам пригодятся в жизни?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Расскажу дома, что …
Оценивание
– Как вы оцените свою работу на уроке? Было ли вам интересно?
Самооценка
1. Активная работа на уроке - 1 балл.
2. Понял тему – 1 балл.
3. Могу объяснить другому – 1 балл.
4.При написании справлюсь самостоятельно-2 балла.
Критерии оценки: 5 баллов - «5» 4 балла – «4» 3 балла – «3»
Х. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: формулировка, сообщение и разъяснение домашнего задания; самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
- Есть мудрые слова: «Научить нельзя, можно только научиться».
У вас есть прекрасная возможность продолжить учиться дома.
Параграф 15 (стр. 90) + записи в информационной тетради учить, выполнить упражнение 135 (1) (п.).
По желанию. Приложение 3.
Мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.
Список использованной литературы и ресурсов
1. Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/.– М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/. - М.: АСТ, 2017.
3. https://pomogalka.me/6-klass/russkij-yazyk/aleksandrova/uprazhnenie-120/
4. https://multiurok.ru/files/didakticheskii-material-po-teme-neskloniaemye-sush.html
5. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/04/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-upotreblenie-imen
6. https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/27099-konspekt-uroka-pravilnoe-upotreblenie-imen-prilagatelnyh-6-klass.html
Приложение 1
ФИ ___________________________________РРЯ___класс___________дата____________
Как подписать тетрадь?
Тетрадь (Степан Колесник) _____________________________________________________
Тетрадь (Джек Лондон)_________________________________________________________
Тетрадь (Дарина Колесник)_______________________________________________
Тетрадь (Аглая Лондон) ___________________________________________________
Тетрадь (Аделина Черных)_____________________________________________________
ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ
СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ |
|
метафора |
изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
сравнение |
переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому |
олицетворение |
образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным |
эпитет |
перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления |
гипербола |
|
ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ
СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ |
|
фразеологизм |
слова, употребляемые жителями в той или иной местности. |
профессионализмы |
устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. |
диалектизмы |
слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке |
неологизм |
это группа слов или выражения, которые свойственны какой-то отдельной группе людей, относящиеся к одной профессии или сфере деятельности. |
пейзаж |
|
ФИ ____________________________________РРЯ__класс___________дата____________
Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, запишите в исправленном виде
Красивая такси_________________________________________
очаровательный мисс_________________________________________________
зимний пальто_______________________________________________
вкусное кофе_____________________________________________
необычный пари________________________________________
ФИ ______________________________________РРЯ класс___________дата____________
Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, запишите в исправленном виде
Серое кенгуру_____________________________________________________
большой мозоль____________________________________________
чёрная пальто______________________________________________
свежий какао_________________________________________
картофельная пюре_____________________________________________
Приложение 3
ФИ _________________________________________РРЯ__класс_______дата____________
Допишите недостающие слова. Крепкий - крепче, долгий- _____________, длинный - _______________, звонкий- ______________, яркий- ____________, маленький - _____________, гадкий- _____________, сладкий- ________________
ФИ ________________________________________РРЯ__класс_______дата____________
Допишите недостающие слова. Свойственный – свойствен и свойственен,
дешёвый- ___________________________________________________________,
величественный-____________________________________________________,
правый- __________________________________________________________,
дерзновенный- ________________________________________________________,
острый- _______________________________________________________________.
ФИ _____________________________________РРЯ____класс_______дата____________
Отредактируйте предложения, содержащие ошибки в употреблении полных и кратких форм имён прилагательных. Запишите исправленный вариант.
1.Ольга очень похожая на свою мать.
_______________________________________________________________________
2. Я уже готовая к отъезду. _______________________________________________
3. День был тускл и дождливый. ___________________________________________
4. Эти сапоги мне узкие. _____________________________________________
5. Сегодня она особенно улыбчива и красивая.
______________________________________________________________________
6. Будьте любезные! Передайте блюдо с салатом!
_____________________________________________________________________________
ФИ _________________________________________РРЯ__класс_______дата____________
Тест. 1) От какого прилагательного не образуется краткая форма?
1) тонкий 2) строгий 3) грязный 4) деловой
2) В каком случае не совпадает значение прилагательного в полной и краткой формах?
1) дедушка плохой и дедушка плох 2) женщина коварная и женщина коварна 3) ученики умные и ученики умны 4) война жестокая и война жестока
3) Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении формы прилагательного. 1) Более подробный рассказ об этом событии мы услышим завтра. 2) Наиболее интереснейший фильм мы посмотрели в кинотеатре. 3) Этот студент остёр на язык. 4) Она была для меня красивейшей девушкой в мире.
ФИ _________________________________________РРЯ_класс_______дата____________
Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных. Устраните их.
1) На следующем чемпионате этот спортсмен станет более великим.
___________________________________________________________________________
2) Ранка на его руке была самая крохотная.
__________________________________________________________________________
3) С улыбкой на лице мать становилась более красивее.
_________________________________________________________________________
4) Более лучшие ученики были отправлены на предметные олимпиады.
_________________________________________________________________________
5) Яблоня в углу сада была более старой и суше.
___________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.