Методическая разработка урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
19.03.2023
Методическая разработка урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс
Цель: выяснить, какие слова называются устаревшими и какую роль они играют в русском языке Задачи: создать условия  -для формирования понятия «устаревшие слова»;  для формирования умения различать устаревшие, заимствованные и современные слова;  для умения работать по плану под руководством учителя;  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий
сценарий урока устаревшие слова.docx

Устаревшие слова

технологическая карта урока русского языка 2 класс

Цель: выяснить, какие слова называются устаревшими и какую роль они играют в русском языке

Задачи: создать условия

Ø  -для формирования понятия «устаревшие слова»;

Ø  для формирования умения различать устаревшие, заимствованные и современные слова;

Ø  для умения работать по плану под руководством учителя;

Ø  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

Личностные УУД:

Ø  формировать положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению русского языка;

Регулятивные УУД:

Ø  формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Ø  формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Ø  овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

Познавательное УУД:

Ø  формировать умение, осуществлять анализ, сравнение понятий;

Ø  под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведение под понятия);

Ø   давать характеристики изучаемым понятиям на основе их анализа.

Коммуникативные УУД:

Ø  принимать участие в работе группами;

Ø  понимать задаваемые вопросы;

Ø  выражать свою точку зрения;

 

Учитель

Костина Ирина Анатольевна

Тема урока

Устаревшие слова

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Работа в парах, по группам.

Технология

Технология деятельностного метода, ИКТ

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование урока

учебник русского языка 2 класс часть 2; рабочая тетрадь по русскому языку; карточки с цифрами 1-6; компьютер с мультимедийным проектором и экраном, слайдовая презентация; толковые словари; ссылка для учеников на урок https://coreapp.ai/app/player/lesson/5e8e13ace29fb2c77d9812c5;  ссылка для учителей на урок https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f9672637504c15d852c898d

                                                                          

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Содержание

урока

Используемые ЭОР

Деятельность

учителя

 

Деятельность

 учеников

УУД

 

Время

1

Организационно-мотивационный

момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

 

Учитель:

Завершилась перемена,     

Прозвенел опять звонок.     

И мы дружно начинаем     

Занимательный урок.

 

Мультимедийный проектор.

 

 

 

Проверяют готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учеников.

Выводят на экран слайд.

 

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение настраиваются на урок

Личностные:

самоопределение.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

1

2

Этап

актуализации субъектного опыта учащихся.

 Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися

 

Учитель: Перед тем, как ознакомиться с новой темой, давайте повторим что такое лексика.

На доске открыта презентация в программе Coreapp.ai - decentralized online education platform по теме «Устаревшие слова». Презентация открыта от имени ученика. Ученики отвечают, а учитель вносит их ответы на слайды.

Учитель: Ребята, посмотрите на презентацию. Прочтите первый вопрос и приготовьтесь поднять карточки. Обратите внимание на подсказку, возможны несколько правильных ответов. Обсудите в группе и молча поднимите карточку.

- Совершенно верно, лексика – это словарный состав языка или совокупность слов, входящих в состав того или иного языка.

Учитель: Как вы думаете, антонимы входят в лексический состав языка? А что такое антонимы? Верно, антонимы – это противоположные по значению слова. Смотрим на второй слайд презентации и поднимаем карточки с числами.

Учитель: А что вы можете сказать о синонимах? Они тоже являются лексическим составом языка? Дайте определение синонимам. Молодцы. Теперь прочитайте пары слов на слайде и поднимите карточки.

Учитель: Замечательно. Вы все большие молодцы.

Презентация Coreapp.ai

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

Учитель просит группы сосредоточиться, взять в руки карточки с цифрами, которые они готовили дома.

 

Учитель задаёт задания, которые учащиеся выполняют по группам и индивидуально.

Дети разбиты на 6 групп.

У каждой группы карточки с цифрами от 1 до 6.

Каждая группа даёт свой ответ, поднимая карточки.

 

Выполняют задание, требующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

свободное выражения мыслей в процессе работы.

Коммуникативные: целеполагание, постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Регулятивные:

прогнозирование,

сотрудничество в поиске и выборе

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, применять их в практической деятельности, выявить осознанное понимание нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Цель: предупреждение переутомления, активизация внимания.

 

Этап обобщения и систематизации изученного

Цель: проверить умение использовать новое содержание совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при выполнении заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

Цель: контроль за результатами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

 

Домашнее задание

Постановка проблемы

Учитель: Ребята, как вы думаете, а мы с вами обо всех словах уже говорили, которые входят в состав нашего русского языка? Давайте проверим.

Учитель: Прочитайте текст на доске

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

А.С. Пушкин.                                

Учитель: Ребята, скажите, вы сможете объяснить точно, о чём здесь написано? Сможете описать, о чём пишет Пушкин?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Есть непонятные слова.

Учитель: А почему они непонятные?

Дети: Потому что мы не пользуемся ими в нашей речи, их очень редко можно услышать. Мы не знаем, какие предметы они обозначают.

Учитель: Совершенно верно. А может кто-то догадается тогда, как называются такие слова?

Дети: Нет. Не знаем.

Учитель: Да действительно в русском языке есть и такие слова, они называются устаревшими.

Как вы думаете, нам нужно знать эти слова? Зачем?

Дети: Чтобы лучше понимать тексты.

Учитель: Так какую цель мы поставим для себя на этом уроке?

Учитель: Если мы выясним, что это за слова, мы сможем понять стихотворение Пушкина? 

Ответы детей.

Учитель: Предлагаю вам посмотреть видео, в котором подробно рассказано, что такое устаревшие слова.

 

Учитель: Давайте отдохнём, выполним упражнения.

 

 

 

 

 

Учитель: Ну, что ж, надеюсь, после просмотра видеоролика, вы имеете представление об устаревших словах. Давайте сразу проверим, какая группа внимательней слушала и смотрела. Обратите внимание на слайд и поднимите карточки с правильными ответами.

Учитель: Молодцы. А теперь выявим самых внимательных. Кто запомнил, какие слова относятся к историзмам, а какие к архаизмам? Молодцы.

Напомню, что синоним к слову ланиты – щёки, к слову сусек – деревянный ящик для хранения муки, десница – это правая рука, перст – палец.

Постановка проблемы.

Учитель: Давайте теперь систематизируем полученные знания. Запишите в тетрадь слова, которые изображены на картинке. (картинку в презентации можно увеличить). Какие слова вы записали?

Дети: Кольчуга, кушак, кибитка

Учитель: Что означают эти слова?

Ответы детей.

Учитель: Следующее задание вам поможет выполнить упражнение №1 на стр. 86 и толковый словарь на стр. 157-170. Посмотрим, какая группа найдёт толкование раньше других.

 

Учитель: А теперь выполните упражнение №3. Первая, вторая и третья группа записывает толкование слова сусек, а четвёртая, пятая и шестая группа записывает толкование слова завалинка.

 

Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока. Что нового вы узнали? Как назвать одним термином архаизмы и историзмы?

Дети: Это всё устаревшие слова.

Учитель: Как в жизни будем применять полученные знания?

Дети: Мы сможем лучше понимать тексты с этими словами.

Учитель: Продолжите фразы:      

Теперь я узнал…

Теперь я умею…

 

Учитель: Ребята, какие задание вы выполнили без затруднений?

Выполнение какого задания вызвало

затруднение?

Поднимите руку, кто из вас теперь знает, что означает понятие «Устаревшие слова»? Спасибо всем за работу.

 

Учитель: Домашнее задание – упражнение №2 на стр.89.

Ребята, для тех, кто хочет ещё закрепить свои знания по теме сегодняшнего урока, вы можете пройти урок в программе ещё раз перед выполнением домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация Coreapp.ai

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10,11,12

 

 

 

 

Слайды 13

 

 

 

 

Слайды 14, 15, 16

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17,18

Знакомит учеников с новым материалом, используя презентацию и надпись на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает прочитать цели урока на слайде.

 

 

 

 

Предлагает учащимся просмотреть видеоролик

Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.

 

 

 

Учитель предлагает рассмотреть слайд и ответить на вопрос слайда.

 

 

 

Учитель предлагает рассмотреть слайд и ответить на вопрос слайда.

 

 

 

 

 

Предлагает проделать

практическую работу в тетради.

 

 

 

 

Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися

(фронтальная работа, ученик - класс).

 

 

 

 

 

Координирует деятельность обучающихся.

Предлагает группам учащихся ещё раз назвать все определение устаревших слов на слайде, доказывая свой ответ

 

 

 

 

Учащиеся просматривают слайды, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст слайдов

 

 

 

 

 

Просматривают видеоролик

 

 

Выполняют задания физминутки

 

 

 

 

Ребята рассматривают слайд и отвечают на вопрос учителя

 

 

Учащиеся рассматривают каждый слайд и по группам отвечают.

 

 

 

 

 

Работают в тетради.

Записывают слова: кольчуга, кушак, кибитка.

 

 

 

Устно находят толкование устаревших слов – кафтан, ларь, вершок -  в учебнике.

Выполняют упражнение в тетради.

Проводят взаимопроверку

Делают выводы, обсуждают в группах и дают ответы.

Отвечают на вопросы. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Уметь узнавать и давать названия устаревшим словам

Коммуникативные:

Уметь распределять слова на группы, на основании существенных признаков.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Уметь группировать слова и понятия на основе существенных признаков. Уметь высказывать свои предположения, обсуждать проблемный вопрос.

Личностные:

Уметь высказывать своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные: участвовать во фронтальной работе.

Познавательные:

уметь изученный материал применять на практике.

Регулятивные:

самостоятельно анализировать условия достижения цели

на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 

 

Предметные:

уметь распознавать устаревшие слова.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

уметь участвовать в диалоге на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

Предметные:

Уметь толковать устаревшие слова с помощью толкового словаря

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

уметь участвовать в диалоге на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Устаревшие слова технологическая карта урока русского языка 2 класс

Устаревшие слова технологическая карта урока русского языка 2 класс

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №

Учитель: Как вы думаете, антонимы входят в лексический состав языка?

Учитель: Как вы думаете, антонимы входят в лексический состав языка?

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023