Устаревшие слова
технологическая карта урока русского языка 2 класс
Цель: выяснить, какие слова называются устаревшими и какую роль они играют в русском языке
Задачи: создать условия
Ø -для формирования понятия «устаревшие слова»;
Ø для формирования умения различать устаревшие, заимствованные и современные слова;
Ø для умения работать по плану под руководством учителя;
Ø организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
Личностные УУД:
Ø формировать положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению русского языка;
Регулятивные УУД:
Ø формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Ø формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Ø овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
Познавательное УУД:
Ø формировать умение, осуществлять анализ, сравнение понятий;
Ø под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведение под понятия);
Ø давать характеристики изучаемым понятиям на основе их анализа.
Коммуникативные УУД:
Ø принимать участие в работе группами;
Ø понимать задаваемые вопросы;
Ø выражать свою точку зрения;
Учитель |
Костина Ирина Анатольевна |
Тема урока |
Устаревшие слова |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Форма урока |
Работа в парах, по группам. |
Технология |
Технология деятельностного метода, ИКТ |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Оборудование урока |
учебник русского языка 2 класс часть 2; рабочая тетрадь по русскому языку; карточки с цифрами 1-6; компьютер с мультимедийным проектором и экраном, слайдовая презентация; толковые словари; ссылка для учеников на урок https://coreapp.ai/app/player/lesson/5e8e13ace29fb2c77d9812c5; ссылка для учителей на урок https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f9672637504c15d852c898d |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Содержание урока |
Используемые ЭОР |
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
УУД
|
Время |
1 |
Организационно-мотивационный момент Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
|
Учитель: Завершилась перемена, Прозвенел опять звонок. И мы дружно начинаем Занимательный урок.
|
Мультимедийный проектор.
|
Проверяют готовность обучающихся к уроку. Приветствуют учеников. Выводят на экран слайд.
|
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Слушают стихотворение настраиваются на урок |
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
1 |
2 |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися
|
Учитель: Перед тем, как ознакомиться с новой темой, давайте повторим что такое лексика. На доске открыта презентация в программе Coreapp.ai - decentralized online education platform по теме «Устаревшие слова». Презентация открыта от имени ученика. Ученики отвечают, а учитель вносит их ответы на слайды. Учитель: Ребята, посмотрите на презентацию. Прочтите первый вопрос и приготовьтесь поднять карточки. Обратите внимание на подсказку, возможны несколько правильных ответов. Обсудите в группе и молча поднимите карточку. - Совершенно верно, лексика – это словарный состав языка или совокупность слов, входящих в состав того или иного языка. Учитель: Как вы думаете, антонимы входят в лексический состав языка? А что такое антонимы? Верно, антонимы – это противоположные по значению слова. Смотрим на второй слайд презентации и поднимаем карточки с числами. Учитель: А что вы можете сказать о синонимах? Они тоже являются лексическим составом языка? Дайте определение синонимам. Молодцы. Теперь прочитайте пары слов на слайде и поднимите карточки. Учитель: Замечательно. Вы все большие молодцы. |
Презентация Coreapp.ai
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3 |
Учитель просит группы сосредоточиться, взять в руки карточки с цифрами, которые они готовили дома.
Учитель задаёт задания, которые учащиеся выполняют по группам и индивидуально. |
Дети разбиты на 6 групп. У каждой группы карточки с цифрами от 1 до 6. Каждая группа даёт свой ответ, поднимая карточки.
Выполняют задание, требующее способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
|
Личностные: свободное выражения мыслей в процессе работы. Коммуникативные: целеполагание, постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели. Регулятивные: прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе |
4 |
3
4
5.
6.
7.
8. |
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, применять их в практической деятельности, выявить осознанное понимание нового материала.
Физминутка Цель: предупреждение переутомления, активизация внимания.
Этап обобщения и систематизации изученного Цель: проверить умение использовать новое содержание совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при выполнении заданий.
Итог урока Цель: контроль за результатами деятельности.
Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Домашнее задание |
Постановка проблемы Учитель: Ребята, как вы думаете, а мы с вами обо всех словах уже говорили, которые входят в состав нашего русского языка? Давайте проверим. Учитель: Прочитайте текст на доске Снега пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушачке. А.С. Пушкин. Учитель: Ребята, скажите, вы сможете объяснить точно, о чём здесь написано? Сможете описать, о чём пишет Пушкин? Дети: Нет. Учитель: Почему? Дети: Есть непонятные слова. Учитель: А почему они непонятные? Дети: Потому что мы не пользуемся ими в нашей речи, их очень редко можно услышать. Мы не знаем, какие предметы они обозначают. Учитель: Совершенно верно. А может кто-то догадается тогда, как называются такие слова? Дети: Нет. Не знаем. Учитель: Да действительно в русском языке есть и такие слова, они называются устаревшими. Как вы думаете, нам нужно знать эти слова? Зачем? Дети: Чтобы лучше понимать тексты. Учитель: Так какую цель мы поставим для себя на этом уроке? Учитель: Если мы выясним, что это за слова, мы сможем понять стихотворение Пушкина? Ответы детей. Учитель: Предлагаю вам посмотреть видео, в котором подробно рассказано, что такое устаревшие слова.
Учитель: Давайте отдохнём, выполним упражнения.
Учитель: Ну, что ж, надеюсь, после просмотра видеоролика, вы имеете представление об устаревших словах. Давайте сразу проверим, какая группа внимательней слушала и смотрела. Обратите внимание на слайд и поднимите карточки с правильными ответами. Учитель: Молодцы. А теперь выявим самых внимательных. Кто запомнил, какие слова относятся к историзмам, а какие к архаизмам? Молодцы. Напомню, что синоним к слову ланиты – щёки, к слову сусек – деревянный ящик для хранения муки, десница – это правая рука, перст – палец. Постановка проблемы. Учитель: Давайте теперь систематизируем полученные знания. Запишите в тетрадь слова, которые изображены на картинке. (картинку в презентации можно увеличить). Какие слова вы записали? Дети: Кольчуга, кушак, кибитка Учитель: Что означают эти слова? Ответы детей. Учитель: Следующее задание вам поможет выполнить упражнение №1 на стр. 86 и толковый словарь на стр. 157-170. Посмотрим, какая группа найдёт толкование раньше других.
Учитель: А теперь выполните упражнение №3. Первая, вторая и третья группа записывает толкование слова сусек, а четвёртая, пятая и шестая группа записывает толкование слова завалинка.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока. Что нового вы узнали? Как назвать одним термином архаизмы и историзмы? Дети: Это всё устаревшие слова. Учитель: Как в жизни будем применять полученные знания? Дети: Мы сможем лучше понимать тексты с этими словами. Учитель: Продолжите фразы: Теперь я узнал… Теперь я умею…
Учитель: Ребята, какие задание вы выполнили без затруднений? Выполнение какого задания вызвало затруднение? Поднимите руку, кто из вас теперь знает, что означает понятие «Устаревшие слова»? Спасибо всем за работу.
Учитель: Домашнее задание – упражнение №2 на стр.89. Ребята, для тех, кто хочет ещё закрепить свои знания по теме сегодняшнего урока, вы можете пройти урок в программе ещё раз перед выполнением домашнего задания. |
Презентация Coreapp.ai Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10,11,12
Слайды 13
Слайды 14, 15, 16
Слайд 17,18 |
Знакомит учеников с новым материалом, используя презентацию и надпись на доске
Предлагает прочитать цели урока на слайде.
Предлагает учащимся просмотреть видеоролик Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.
Учитель предлагает рассмотреть слайд и ответить на вопрос слайда.
Учитель предлагает рассмотреть слайд и ответить на вопрос слайда.
Предлагает проделать практическую работу в тетради.
Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися (фронтальная работа, ученик - класс).
Координирует деятельность обучающихся. Предлагает группам учащихся ещё раз назвать все определение устаревших слов на слайде, доказывая свой ответ
|
Учащиеся просматривают слайды, отвечают на вопросы учителя.
Читают текст слайдов
Просматривают видеоролик
Выполняют задания физминутки
Ребята рассматривают слайд и отвечают на вопрос учителя
Учащиеся рассматривают каждый слайд и по группам отвечают.
Работают в тетради. Записывают слова: кольчуга, кушак, кибитка.
Устно находят толкование устаревших слов – кафтан, ларь, вершок - в учебнике. Выполняют упражнение в тетради. Проводят взаимопроверку Делают выводы, обсуждают в группах и дают ответы. Отвечают на вопросы. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Предметные: Уметь узнавать и давать названия устаревшим словам Коммуникативные: Уметь распределять слова на группы, на основании существенных признаков. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: Уметь группировать слова и понятия на основе существенных признаков. Уметь высказывать свои предположения, обсуждать проблемный вопрос. Личностные: Уметь высказывать своё мнение.
Личностные: аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: участвовать во фронтальной работе. Познавательные: уметь изученный материал применять на практике. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Предметные: уметь распознавать устаревшие слова. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Предметные: Уметь толковать устаревшие слова с помощью толкового словаря Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
4
12
1
5
3
5
3
1
1
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.