МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П. ВЕСЁЛЫЙ
ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
Тема: Решение задач практического содержания
«Лаборатория научных открытий»
Автор:
учитель математики
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый
Виноградова Алёна Юрьевна
п. Весёлый
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
КОНСПЕКТ УРОКА.. 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.. 10
Методическая разработка предназначена для проведения занятия внеурочной деятельности «Математическая грамотность» в 5 классе по теме «Решение задач практического содержания». Содержит пояснительную записку, конспект занятия и технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Пояснительная записка содержит следующую информацию: тему и тип занятия, цель, задачи, формы и виды деятельности, формируемые УУД, ресурсы для проведения занятия.
Конспект состоит из плана и хода занятия, включает соответствующие этапы.
В технологической карте описаны деятельность и действия учителя и учащихся на каждом этапе.
Данное занятие направлено на усиление прикладной направленности. Составленные задания отражают пути применения материала по математике в жизни и в таких сферах, как география, биология, история, астрономия. Тип занятия: применения знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методическая разработка содержит, в качестве приложения к технологической карте, задания в виде рабочего листа (Приложение № 1).
Название внеурочной деятельности |
Математическая грамотность |
Класс |
5 |
Тема занятия |
Решение задач практического содержания «Лаборатория научных открытий» |
Тип |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Цель |
Формирование математической грамотности школьников |
Задачи |
Образовательные: · Усиление прикладной направленности · Формирование функциональной грамотности школьников · Повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами Воспитательные: • добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи; • способствовать формированию у учащихся определенного набора знаний в сфере познавательной деятельности - в сферах физики, биологии, экономики, связанных с решением задач; • способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, самостоятельности в принятии решений через решение задач; Развивающая: · развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания. |
Формируемые УУД |
Познавательные УУД: - излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; - формировать умение строить речевое высказывание; Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение. Личностные УУД: - самостоятельность; самооценка, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи Коммуникативные УУД: – уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Планируемые результаты |
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием Метапредметные: - уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, - уметь анализировать задачу, - уметь высказать свою точку зрения, делать вывод. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. |
Ресурсы для проведения занятия |
Презентация, рабочие листы |
Эпиграф урока:
««Математика — это ключ и дверь ко всем наукам»
Галилео Галилей
План урока:
1. Организационный момент;
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;
3. Актуализация знаний;
4. Применение знаний и умений;
5. Подведение итогов урока. Рефлексия;
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Хочу начать наше занятие со слов итальянского учёного Галилео Галилея «Математика — это ключ и дверь ко всем наукам».
Вы согласны с этим утверждением?
(Ответ учащихся)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- У нас с вами единогласный ответ! Но и в жизни, и даже в мультфильмах есть дети, которые с этим не согласны. Например, Витя Перестукин, который не любит математику, не учит уроки и не понимает, зачем нам надо изучать её. Давайте посмотрим, к чему приводит такая жизненная позиция.
(Просмотр видеоролика)
- Как мы можем помочь нашему герою?
(Ответы учащихся)
- Предлагаю вам сегодня на нашем занятии доказать этому персонажу, что без математики учиться и жить неинтересно и невозможно. Вы готовы это сделать?
- Для этого нам надо пройти в лабораторию и сделать математические расчёты в разных науках.
- Начнём наш математический путь!
3. Актуализация знаний
- В любую лабораторию просто так не войти, нужен ключ или пароль. Сейчас мы будем его разгадывать.
Вход в лабораторию
1. Семья учёных заплатила за пользование сотовой связи в прошлом месяце 2000 руб. Мобильный тариф каждого члена семьи – 500 руб. Но с нового месяца оператор повысил стоимость на 45 рублей у каждого абонента. На сколько рублей больше заплатит семья в этом месяце, чем в прошлом?
2. В одном из кабинетов научной лаборатории решили перекрасить пол. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет размеры 3 м × 4 м, если на 1 м2 расходуется 200 г краски?
3. На научном семинаре выступали учёные со своими докладами. На выступление каждого было выделено 10 минут, на речь председателя научного союза выделялось 15 минут. Изначально было заявлено 8 выступающих, но один учёный не смог приехать. Сколько минут длилось мероприятие?
4. В биологическом отделе лаборатории держат мышей для экспериментов. В среднем суточная норма пищи для особи составляет 30 г. Всего в лаборатории 15 мышей. Сколько нужно лаборатории закупать корма на неделю для питания мышей?
На слайде представлены ответы в виде пароля
180 |
2400 |
85 |
3150 |
- Мы получили правильные результаты, которые совпали с паролем. Перед тем, как двигаться дальше, ответьте на вопросы.
- Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
(ответы учащихся)
- Продолжим наш путь!
4. Применение знаний и умений
- Первый отдел, который мы посетим – это отдел географии.
- Скажите, чем больше занята земная поверхность: сушей или водой?
(ответ обучающихся)
Мы знаем, что площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. Давайте подтвердим это математическими расчетами. Прочитайте задачу.
Задача 1.
Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2. Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн км2?
Решение:
(км2)
Ответ: 361 км2 составляет площадь поверхности воды.
Задача 2.
Участники движения «GREEN PEACE» очищали берег Байкала. Ежедневно с каждых 5 км вдоль озера собирали около 200 кг мусора, оставленного незадачливыми туристами. Сколько километров берега было очищено и сколько килограмм мусора собрали за 25 дней работы?
Решение:
1) (км) – берега было очищено за 25 дней.
2) (кг) – мусора собрали за 25 дней.
Ответ: 125 километров и 5000 килограмм.
- Следующий отдел - отдел биологии
- Растения стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев.
- Я предлагаю решить две задачи: посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород и вторую задачу, подтверждающую эту уникальную способность зеленых насаждений.
Задача 1
Один человек потребляет в сутки 320 г кислорода, а одно дерево вырабатывает 45 г кислорода. Сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 27 человек?
Решение:
1) (г)
2) (г)
3) (д)
Ответ: 8 деревьев
Задача 2
На 50 км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько килограммов пыли находится над 1 га безлесного пространства.?
Справка: 1 км2=100 га
Решение:
1) 50 км2 = 5000 га
2) 40 т = 40000 кг
3) (кг)
4) (кг)
Ответ: 96 кг.
- Идём дальше. Наш ждёт отдел истории.
- Математика важна была в любое время. Предлагаю вам вычислить высоту самой большой пирамиды – пирамиды Хеопса. (самостоятельно)
26 + 16 = 42
42 × 2 = 84 (Учитель называет неправильный ответ- 85)
84 : 4 = 21 (Учитель называет неправильный ответ 23)
21 + 7 = 28
28 – 8 = 20
20 × 2 = 40 (Учитель называет неправильный ответ 400)
40 + 6 = 46
46 + 100 = 146
- Посчитали? Теперь встаём и я буду вам говорить ответы. если ответ правильный, то вы хлопаете в ладоши, если ответ неправильный – разводите руки в стороны.
- Следующую науку, вы ещё не изучали в школе в качестве отдельной дисциплины. Это астрономия – наука о небесных объектах, в том числе планетах.
- С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И всё же она уникальна – на ней есть жизнь!
Задача
Чтобы посадить космический корабль на землю, необходимо рассчитать площадь и периметр посадочной площадки, которая является квадратом со стороной а = 8 км.
Решение:
1) 8 × 8 = 64 (км2)
2) 8 × 4 = 32 (км)
Ответ: Площадь равна 64 км2. Периметр равен 32 км.
5. Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, нам пора заканчивать наш путь. Чтобы выйти из лаборатории вам нужно подвести итог нашего занятия и показать своё настроение с помощью карточек. Поднимаем тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (Приложение № 2)
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Посмотрите до конца мультфильм «В стране невыученных уроков». Сделайте вывод о важности изучения математики.
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
№ слайда |
||||
1. Организационный этап |
- Здравствуйте, ребята! Хочу начать наше занятие со слов итальянского учёного Галилео Галилея «Математика — это ключ и дверь ко всем наукам».
- Вы согласны с этим утверждением?
|
- Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
- Отвечают на поставленный вопрос.
|
Личностные: формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - формировать умение строить речевое высказывание; |
Слайд № 2 |
||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- У нас с вами единогласный ответ! Но и в жизни, и даже в мультфильмах есть дети, которые с этим не согласны. Например, Витя Перестукин, который не любит математику, не учит уроки и не понимает, зачем нам надо изучать её. Давайте посмотрим, к чему приводит такая жизненная позиция.
- Как мы можем помочь нашему герою?
- Предлагаю вам сегодня на нашем занятии доказать этому персонажу, что без математики учиться и жить неинтересно и невозможно. Вы готовы это сделать? - Для этого нам надо пройти в лабораторию и сделать математические расчёты в разных науках. - Начнём наш математический путь! |
- Просмотр видеоролика
- Отвечают на вопрос.
- Да.
|
Регулятивные: - планирование своих действий; Познавательные: - умение строить речевое высказывание;
|
Слайд № 3
Слайд № 4 |
||||
3. Актуализация знаний. |
- В любую лабораторию просто так не войти, нужен ключ или пароль. Сейчас мы будем его разгадывать.
Вход в лабораторию
1. Семья учёных заплатила за пользование сотовой связи в прошлом месяце 2000 руб. Мобильный тариф каждого члена семьи – 500 руб. Но с нового месяца оператор повысил стоимость на 45 рублей у каждого абонента. На сколько рублей больше заплатит семья в этом месяце, чем в прошлом? 2. В одном из кабинетов научной лаборатории решили перекрасить пол. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет размеры 3 м × 4 м, если на 1 м2 расходуется 200 г краски? 3. На научном семинаре выступали учёные со своими докладами. На выступление каждого было выделено 10 минут, на речь председателя научного союза выделялось 15 минут. Изначально было заявлено 8 выступающих, но один учёный не смог приехать. Сколько минут длилось мероприятие? 4. В биологическом отделе лаборатории держат мышей для экспериментов. В среднем суточная норма пищи для особи составляет 30 г. Всего в лаборатории 15 мышей. Сколько нужно лаборатории закупать корма на неделю для питания мышей? На слайде представлены ответы в виде пароля
- Мы получили правильные результаты, которые совпали с паролем. Перед тем, как двигаться дальше, ответьте на вопросы. - Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали? (ответы учащихся) - Продолжим наш путь!
|
- Решают задачи самостоятельно.
Правильный ответ: На 180 рублей.
Правильный ответ: 2400 г краски.
Правильный ответ: 85 минут
Правильный ответ: 3150 г.
Сверяют свои ответы с ответами на слайде.
- Действия с натуральными числами. |
Познавательные: Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; Регулятивные: планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости.
Личностные: - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
|
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7 |
||||
4. Применение знаний и умений |
- Первый отдел, который мы посетим – это отдел географии. - Скажите, чем больше занята земная поверхность: сушей или водой?
- Мы знаем, что площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. Давайте подтвердим это математическими расчетами. Прочитайте задачу. Задача 1. Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2. Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн км2?
Задача 2. Участники движения «GREEN PEACE» очищали берег Байкала. Ежедневно с каждых 5 км вдоль озера собирали около 200 кг мусора, оставленного незадачливыми туристами. Сколько километров берега было очищено и сколько килограмм мусора собрали за 25 дней работы?
- Следующий отдел - отдел биологии - Растения стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. - Я предлагаю решить две задачи: посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород и вторую задачу, подтверждающую эту уникальную способность зеленых насаждений.
Задача 1 Один человек потребляет в сутки 320 г кислорода, а одно дерево вырабатывает 45 г кислорода. Сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 27 человек?
Задача 2 На 50 км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько килограммов пыли находится над 1 га безлесного пространства.? Справка: 1 км2=100 га
- Идём дальше. Наш ждёт отдел истории. - Математика важна была в любое время. Предлагаю вам вычислить высоту самой большой пирамиды – пирамиды Хеопса. 26 + 16 = 42 42 × 2 = 84 (Учитель называет неправильный ответ- 85) 84 : 4 = 21 (Учитель называет неправильный ответ 23) 21 + 7 = 28 28 – 8 = 20 20 × 2 = 40 (Учитель называет неправильный ответ 400) 40 + 6 = 46 46 + 100 = 146
- Посчитали? Теперь встаём и я буду вам говорить ответы. если ответ правильный, то вы хлопаете в ладоши, если ответ неправильный – разводите руки в стороны.
- Следующую науку, вы ещё не изучали в школе в качестве отдельной дисциплины. Это астрономия. Кто из вас знает, что изучает данная наука? - С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И всё же она уникальна – на ней есть жизнь! Задача Чтобы посадить космический корабль на землю, необходимо рассчитать площадь и периметр посадочной площадки, которая является квадратом со стороной а = 8 км.
|
- Водой.
- Читают задачу.
- Один ученик работает у доски, другие решают на местах. Решение: (км2) Ответ: 361 км2.
- Один ученик решает у доски Решение: (км) – берега было очищено за 25 дней. (кг) – мусора собрали за 25 дней. Ответ: 125 километров и 5000 килограмм.
Решение: 1) (г) 2) (г) 3) (д) Ответ: 8 деревьев
Решение: 1) 50 км2 = 5000 га 2) 40 т = 40000 кг 3) (кг) 4) (кг) Ответ: 96 кг.
- Решают самостоятельно.
- Встают, слушают внимательно учителя и делают движения, соответствующие полученным ответам.
- Наука о небесных объектах, в том числе планетах
- Решают задачу в парах. Решение: 3) 8 × 8 = 64 (км2) 4) 8 × 4 = 32 (км) Ответ: Площадь равна 64 км2. Периметр равен 32 км. |
Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - поиск разнообразных способов решения задач; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - формулирование проблемы; - создание способов решения проблемы. |
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
|
||||
5. Подведение итогов. Рефлексия
|
- Ребята, нам пора заканчивать наш путь. Чтобы выйти из лаборатории вам нужно подвести итог нашего занятия. Вам понравилось наше путешествие? Были ли у вас какие-то трудности при решении задач?
- Покажите своё настроение с помощью карточек. Поднимаем тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (Приложение № 2) |
- Отвечают на вопросы учителя.
- Выбирают соответствующую картинку. |
Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; Познавательные: - построение речевого высказывания. |
Слайд № 14
Слайд № 15 |
||||
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
- Посмотрите до конца мультфильм «В стране невыученных уроков». Сделайте вывод о важности изучения математики.
|
- Записывают домашнее задание. |
|
Слайд № 16, 17 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.