Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Поиск эффективных методик привел к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе.docx
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в
психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не
только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и
говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир,
необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к
самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным,
самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо
войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь
раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не
только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить,
привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные
формы и методы обучения.
Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным
технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой
познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных
дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать
принципиально новые формы и методы обучения.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей, наглядно
представить учебный материал;
повысить качество усвоения учебного материала;
повысить познавательную активность;
усилить образовательные эффекты;
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия,
раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения
материала;
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с
коллегами. Такой урок, с элементами интерактивного обучения вызывает у детей
эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных или гиперактивных.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при
фронтальной с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных
презентаций. "Презентация" переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более
50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса
восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов это основа любой
современной презентации.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в
начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт
возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы
деятельности:
ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
обсудить просмотренный материал с классом;
совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики,
русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Используя сайты
Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки,
фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Уроки,
составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для
объяснения нового материала, закрепления в сопровождении иллюстраций и
видеосюжетов.
Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал,
который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и
интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах
позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.
Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об
увиденном на экране.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего
мира по темам: «Планеты», «Круговорот воды в природе», «Части света, материки»,
«Формы земной поверхности», «Реки», игра «Природное сообщество», «Природные
зоны – ледяные пустыни, тундра, зоны лесов, степей, пустынь, субтропических
лесов», викторины по всем природным зонам, «Путешествие тучки по Европе»,
«Страны Европы» и т. д.
Например, при знакомстве с растительным и животным миром лесов, дети не
только рассмотрели на карте расположение этой зоны на всех частях света, посмотрели фильм о животных лесов, выполнили задание в рабочей тетради, но и в
конце урока попробовали ответить на вопросы по новой теме, используя и материал
презентации, и текст учебника, и выводы, полученные в результате самостоятельной
работы.
На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ
технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его
составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных
предметов.Поэтому возникла необходимость сформировать у детей
заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и
умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения
орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности
на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных
упражнений для закрепления навыка. Включение в процесс обучения электронных
динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет
усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер
в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин
(сочинение по картине) и электронные презентации, включающие репродукции
картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным
текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных
предложений. На уроках обобщения использую яркую красочную презентацию,
привлекающую внимание детей, позволяющую продуктивно обобщить знания по
теме. Это урокипрезентации «Имена собственные», «Правописание буквосочетаний
жиши», «Однокоренные слова», «Приставки и предлоги» и т.д.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи
Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные
наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным
произведениям, по произведению Мамина – Сибиряка «Вертел» провели «Поле
чудес», при изучении мифов древнегреческих мифов смогли не только увидеть
музыкальный инструмент кифара, но и услышать. Восточное сказание Лермонтова
«Три пальмы» мы читали не в учебнике. Была подобрана презентация с этим
произведением, на которой текст сопровождался
с иллюстрациями. При
прослушивании аудиозаписи «Казачьей колыбельной песни» Лермонтова дети были в
восторге. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах
маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же
чувства и у других. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в
душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать
такие же чувства и у других.
На уроках математики презентации использую на разных этапах урока. Всем
известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность
управлять действиями персонажей, они счастливы. При этом самостоятельные
действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного
подхода. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям
предлагаются задачи на сообразительность, задачишутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи
на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят
продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность,
сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране
позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к
занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.
Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует
развитию математических способностей,
повышает интенсивность урока,
способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления.
Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний.
Например: важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение
табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего
дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение
таблицей необходимо практически на каждом уроке организовать работу
тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что
для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот
уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем
информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень
велик. Использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным.
Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда
нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться,
восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” “Земля, воздух, огонь и
вода”, “Зайчики” и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для
себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее
участвовать в упражнении.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. Систему составляют
медиаобразовательные приёмы, которые использую в работе и накопление
медиаобразовательного дидактического материала (аудио и видеозаписи,
мультимедийные презентации к урокам, конспекты уроков с использованием ИКТ).
При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь
соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а
именно:
понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших
школьников;
систематичность использования;
серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.
Методическая копилка
Методическая копилка
Методическая копилка
Методическая копилка
Методическая копилка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.