Методическая копилка. Русский язык. "Орфография"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит 4 задания по разделу "Орфография".Задания по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных" для учащихся 6 классов, а также для повторения и закрепления . Задания предполагают методику развития орфографической зоркости на данное правило. Полезная информация для молодых педагогов.
Иконка файла материала orfogpafiya.docx
Русский  язык.  Методическая копилка.     Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Задание 1. Восстановить пропущенную морфему.  Несу по огороду На утр…ей заре Серебр..ую воду       В серебр…ом ведре.                     (О. Фокина).    Этот отрывок из стихотворения помогает проиллюстрировать две части орфографического  правила: 1) две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН­, ­ЕНН­4 2) одна буква Н пишется в суффиксах –АН­(­ЯН­) прилагательных,  образованных от существительных.    Восстановив пропущенные суффиксы в прилагательных, учащиеся записывают их  поморфемно:  утр­енн­ей; серебр­ян­ую; серебр­ян­ом. Затем стихотворные строчки по памяти записываются в  тетрадь. Задание 2.  Утиные дворики ­ это деревня.                Одиннадцать  мокрых солом…ых крыш. Ут…ые дворики ­ это деревья,          Полын…ая горечь и желтый камыш.                                           (А.Жигулин). Ребята восстанавливают пропущенныеморфемы в прилагательных, образованных от  существительных с помощью суффиксов: а) –ЕНН­ (соломенный); б) ­ИН­(утиный); в) –Н­  (полынный). Задание 3.  А над равниной клик лебед…ый.                                                              (М.Цветаева). Учащимся предлагается восстановить пропущенную морфему в выделенном слове. После этого они отвечают на вопрос: ­ Каким был день,  описанный  в  этом стихотворении: солнечным или пасмурным? (Скорее   пасмурным4 именно в пасмурный день, когда небо закрыто тучами или облаками, нельзя увидеть  лебедей, их можно тлько слышать.) Задание 4.  Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота­ неумение  учащегося видеть значимые элементы слова. Если ученик не видит корень, суффикс, приставку, то  он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем 9приставки и корня или  корня и суффикса) пишутся удвоенные согласные. В приведенном ниже стихотворении много прилагательных. В которых пишется два Н на стыке  корня и суффикса. Предлагаем детям сначала рассказать какую картину они представляют себе  при чтении этого стихотворения, а затем списать его, вставляя и графически обозначая  пропущенные морфемы: Ночь выходит из горы,                                                                  Все сады лимон…ые,                                                                  Темные,                                                                  Сон…ые,    Ночь обходит все дворы,Синие,                                                                  Все долины чайные,                                                                 Черные, Тайные,                                                                 Все заливы пен…ые,                                                                 Лун…ые,                                                                 Бледные…                                                                 Только в утр…юю пору    Ночь опять уходит в гору.                                (Э.Мошковская).