Образовательный стандарт нового поколения поставил перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать - ему должны привить две группы новых умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации и формирование у детей мотивации к обучению, помощь в саморазвитии и самоорганизации. Эти задачи успешно решает проектная деятельность...
Статья.docx
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Есакова И.В.
учитель начальных классов
МОУ Афанасьевская СОШ
Алексеевского района
Белгородской области
Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать
как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка
планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».
Образовательный стандарт нового поколения поставил перед начальным
образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить
не только читать, считать и писать ему должны привить две группы новых
умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения
учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и
интерпретации информации и формирование у детей мотивации к обучению,
помощь в саморазвитии и самоорганизации. Эти задачи успешно решает
проектная деятельность.
Проектная деятельность подготавливает обучающихся к реальным
условиям жизни,
учебно
познавательные, информационные, коммуникативные, выводит процесс
обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
формирует ключевые компетенции:
Мы стараемся готовить своих детей к жизни, чтобы все знания,
которые они получают, пригодились нашим ученикам. Метод проектов
педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию
фактических знаний, но и на приобретение новых и их применение.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в
проектную деятельность,
закладывающим фундамент дальнейшего
овладения ею. При организации проектной деятельности в классах, мы
учитываем психологофизиологические и возрастные особенности своих
учеников [1].
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным
детям поступает огромное количество различной информации. Необходимо
научить младших школьников отбирать нужное в этом потоке и выделять
главное. Это и есть задача учителя начальных классов. Надо учить не просто
запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся
в проектную деятельность, ведь это сложный самостоятельный труд для
ученика. А задача взрослых участников – знать суть этой проектной
деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, советовать, направлять, помогать в решении сложных вопросов
[5].
Уже с первого класса мы начинаем постепенно ключать школьников в
проектную деятельность. Вначале детям даются доступные творческие
задания, а уже в 34 классах обучающиеся с большим интересом
выполняют довольно сложные проекты.
Мы используем следующие этапы работы над проектом:
1й – погружение в проект;
2й – организация деятельности;
3й – осуществление деятельности;
4й – презентация результатов и рефлексия.
Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема
заставляет ребёнка действовать. Тема проекта должна быть дана в общих
чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или
даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над
которой детям было бы интересно работать. Темы детских проектных работ
выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним
областей, а также из личного интереса ребёнка. Для ученика требуется
личностно или социально значимая проблема [4].
Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её
цель, мы планируем работу. Для многих детей планирование представляет
определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо
него. Разработать план своего проекта помогает разработанная нами
памятка с вопросами. Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи,
способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет
имеющиеся и недостающие ресурсы.
На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь
книгами, интернетресурсами, посещают библиотеки, консультируются с
взрослыми по теме проекта, проводят опросы и анкетирование среди
одноклассников, опыты и исследования. Полученную информацию
анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.
Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который
приобретают дети в ходе проектной деятельности это навык публичного
выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.
Также обучающийся готовится к тому, что ему придётся отвечать на
вопросы слушателей. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один
шанс показать свою компетентность [3].
К работе над проектами мы привлекаем и родителей, которые на
протяжении всей работы мотивируют детей, наблюдают, советуют,
помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно,
чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой
целью мы проводим родительские собрания, на которых разъясняем
родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, проводим
специальные консультации.
По продолжительности можно выделить следующие проекты:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки
используются для координации деятельности участников проектных
групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению
продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной
деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и
индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и
темы до презентации выполняется во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и
групповые проекты [4].
В своей практике мы чаще всего используются следующие типы
проектов:
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное
исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,
выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение
методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение
гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ
полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего
исследования.
Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя
роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с
целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через
игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим
видом деятельности всетаки является ролевая игра.
Практикоориентированный проект нацелен на решение социальных
задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает
четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников,
который может быть использован в жизни класса, школы, села, области.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на
практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует
хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его
участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие
каждого в оформлении конечного продукта.
Информационный проект.
изначально
направленный на сбор информации о какомто объекте, явлении;
ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и
Это тип проектов, обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие
проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной
структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы [2].
Ежегодно в нашем районе проводится конкурс «Яисследователь»,
где обучающиеся представляют свои проекты. Наши ученики принимают
активное участие в этом конкурсе и занимают призовые места.
Обычно в первых классах мы работаем с такими темами, как «Какие
бывают снежинки», «Детеныши животных», «В гостях у гусеницы», «Азбуки
бывают разными». В процессе создания проектов развиваются творческие и
литературные способности школьников,
расширяется тематический
словарный запас, активизируется внутренняя и внешняя речь; идет развитие в
интеллектуальнонравственном плане, совершенствуется техника чтения.
Во втором классе работа над проектами продолжается. Причем если в
первом классе, большую часть работы помогают делать родители, то сейчас
многие дети хотят больше самостоятельности. Были выбраны следующие
темы «Помоги птицам», «Зачем растениям нужна вода», «Семейные
праздники и традиции», «Чудесные превращения молока» и другие темы.
В третьем и четвёртом классах нашими детьми были охвачены более
обширные темы, да и по продолжительности это были в основном годичные
проекты: «Моя родословная», «Красная книга села Афанасьевки», «Родники
моего села».
В чём достоинства метода проектов? Прежде всего в том, что
ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную
деятельность. Учащиеся видят перед собой конечный результат, которым
могут пользоваться в быту, который они сделали своими руками, вложили в
него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного
своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, нравственно
воспитывает; позволяет выявить и развить творческие возможности и
способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить
деловые качества детей;
помогает ученику профессионально
самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся
задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания,
что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на
жизненном пути [1].
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от
ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение
работать в команде и доводить до конца начатое дело. И только при взаимном
понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами
между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего
результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала
ребёнка. Литература:
1 Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в
процессе проектной и учебноисследовательской деятельности //
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном
пространстве: Сб. ст./ Под общей редакцией А.С.Обухова.М.: НИИ
школьных технологий, 2006.
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2009.
3
Савенков С.И. «Методика
исследовательского обучения
младших школьников» [Текст] /С.И.Савенков.М., 2011.
4
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект [Текст] /
Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова. – Нижний Новгород, 2012.87с.
5 Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения
мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа.–
2008. № 9. – C. 3438.
Методическая работа
Методическая работа
Методическая работа
Методическая работа
Методическая работа
Методическая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.