Анализ воспитательной работы в 1 классе (2016-2017уч.г.)
МКОУ «СОШ» с.п. Белокаменское
Классный руководитель - Шогенова Наташа Х.
Характеристика класса.
Воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней, направленная на решение следующих основных воспитательных задач:
1. Повышение уровня воспитанности школьников через проведение часов общения и воспитательных занятий, пропаганду здорового образа жизни, привлечение детей к работе объединений дополнительного образования.
2. Совершенствование работы по духовно-нравственному, правовому и др. воспитанию.
3. Внедрение разнообразных форм работы с детьми.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Особенности социальной ситуации развития учащихся, её изменения за учебный год.
№ п/п |
|
на начало года |
на конец года |
1 |
Кол-во учащихся |
12 |
11 |
2 |
Полные семьи |
6 |
5 |
3 |
Неполные семьи |
5 |
6 |
4 |
Благополучные |
8 |
8 |
5 |
Семьи группы риска |
- |
- |
6 |
Опекаемые (д/д) |
- |
- |
7 |
Многодетные |
5 |
6 |
8 |
Малообеспеченные |
3 |
3 |
9 |
Неблагополучные |
3 |
3 |
Влияние на развитие личности, развитие творческих дарований, физических способностей.
Занятость учащихся во внеурочное время.
1. |
Помощь родителям. |
100% |
2. |
Рисование. |
50% |
3. |
Просмотр передач. |
46% |
4. |
Прогулки на улице. |
100% |
5. |
Игры на компьютере. |
32% |
6. |
Чтение книг. |
45% |
Как классный руководитель основной целью моей работы было моделирование и построение воспитательной работы в классе.
Я планировала свою деятельность по направлениям воспитательной работы
в классе:
*гражданско-патриотическое ;
*духовно-нравственное воспитание;
*охрана здоровья и физическое развитие;
* эстетическое воспитание;
* школьное самоуправление;
* трудовое воспитание;
*интеллектуальное воспитание;
*работа с родителями.
Исходя, из основной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать организации положительной атмосферы, позволяющей легкой адаптации детей к школе;
2. Начать работу по формированию классного коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка;
3. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни и формировать культуру здоровья;
4. Развитие творческих способностей учащихся, через различные виды деятельности;
5.Осуществлять диалог семьи и школы в воспитательной работе с учащимися.
Все учащиеся класса посещали детский сад, ходили на подготовительные
занятия и поэтому друг друга знали, но это не упростило реализацию моих задач.
С первых дней пребывания в школе было видно, что есть дети порой застенчивые, упрямые,
грубоватые в общении, не реагирующие на замечания. Дети очень разных
способностей, разного уровня работоспособности и воспитания.
Нужно было помочь детям наиболее безболезненно
адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, а именно к школьному
распорядку, мной был подготовлен и прочитан доклад к общешкольному
родительскому собранию « Адаптация первоклассников».
Поэтому главной моей задачей было способствовать детям в
организации положительной атмосферы в классе, позволяющей лёгкой адаптации
детей к школе.
Ставя перед собой данную задачу, я понимала, что это
будет совсем не легко.
Я прогнозировала следующие результаты:
* изучить характерные особенности детей,
*определить школьную мотивацию,
*вести наблюдения и по мере необходимости корректировать процесс адаптации первоклассников.
Самым главным для решения этой задачи было – умение найти « общий
язык» с родителями и, конечно же с детьми.
С этой целью, я провела на начало года родительское
собрание, где раздала анкеты для родителей «Давайте знакомиться» и попросила
ответить на вопросы анкеты. В данной анкете родители сообщили необходимые
сведения о своих детях и своей семье. Всем родителям я дала свой номер
телефона, и конечно попросила чтобы они дали свои по которому, я могла бы с
ними держать связь, и они тоже могли бы со мной связаться в любое время и по
любому вопросу который касался их детей- первоклассников.
Мною были проведены в течении года 5 родительских собраний:
1. Организация учебно-воспитательного процесса.
2.Итоги первой четверти.
3. Итоги второй четверти. Правила ППД.
4.Итоги четвёртой четверти.
5. Итоги за год. Переход во второй класс.
В течении года с родителями проводились индивидуальные консультации. Решались вопросы в индивидуальном порядке. Чтобы не ранить ребёнка.
Для
того, чтобы помочь детям быстрее и лучше адаптироваться к новым условиям я
использовала различные психологические тренинги и методики(«Тест тревожности»
Р.Тэмла, М.Дорки, В Амена; « Диагностика краски»), целью которых является
формирование интереса детей друг к другу и создание положительного
психологического климата в классе и семье. Провести такую работу
квалифицированно мне помогла руководитель МО Хаджиева М.Х.
Были проведены классные часы «Первый раз в первый
класс»,
«Мы
теперь не просто дети, мы теперь - ученики», «Права
и обязанности школьника», «Мой режим дня».
Проводилось анкетирование детей « Я и мои друзья», «Какой я?»
По наблюдению в течение года, можно сделать вывод: дети хорошо адаптировались к школьной жизни.
С
большой охотой посещают школу, активно принимают участие в работе.
Взаимоотношения доброжелательные. Между собой у детей конфликтов
не наблюдалось
В течение года по всем направлениям деятельности были проведены мероприятия: спортивные соревнования, дежурство в кабинете, организация горячего питания детей, физ-минутки на уроках, классные часы, целевые беседы, уроки Мужества, конкурсы рисунков и поделок, тематические родительские собрания.
Мной отмечены наиболее удачные мероприятия:
- Распределение поручений в классе. Сформировались группы: санитарная, творческая, дежурная, художественная, группа консультантов. Все учащиеся класса имеют общественные поручения и успешно с ними справляются.
Работает актив класса, который оказывает большую помощь мне в работе. Каждый ученик класса активно включен в воспитательный процесс.
Считаю, что задача по организации положительной атмосферы, позволяющей адаптации детей к школьной жизни решена успешно.
Следующей задачей, которая очень тесно переплетается с первой задачей – это работа по формированию классного коллектива, через активизацию.
Работая
с детским коллективом всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все
ребята, что значит для них коллектив, в котором они находятся длительное время
вместе, каковы особенности взаимоотношений.
Прогнозируемый результат: доброжелательное отношение в
классе; добиваться, чтобы жизнь в классе была интересной, а стиль общения
мягким и доверительным.
В течение всего года старалась создавать в классе
доброжелательную атмосферу и доверительные отношения друг к другу. Одновременно
подводила детей к пониманию необходимости их общему участию в делах, через
коллективную и групповую деятельность.
Для решения данной задачи проводились ролевые игры, классные мероприятия
(чаепития к праздникам и дням рождения с играми и конкурсами), конкурсы
рисунков и поделок на тему «Золотая Осень», «Правильное питание», «Цветок для
мамы», праздничный концерт ко Дню матери «Моя мама лучшая на свете». Это
позволило ребятам увидеть себя среди других и сильно сплотило ребят.
Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика
в различных ситуациях, его поступки, его ориентиры, отношения к одноклассникам,
к старшим, а также к самому себе. Эта методика позволила правильно
скорректировать работу на следующий год для повышения уровня
воспитанности ребят.
В прошедшем году шел поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе. Дело это было нелегкое, т.к. необходимо было учитывать как возрастные психологические особенности младших школьников, так и специфику данного класса.
Учащиеся класса энергичны, пытливы, с удовольствием берутся за любое дело, проявляют творческий подход, но часто не доводят дело до конца. Наряду с этим дети нетерпимы, стремятся к лидерству, не имея для этого необходимых качеств.
Со 2 четверти, дети выполняли разовые поручения, учились дежурить по классу, участвовали в классных и внеклассных мероприятиях. Доля самостоятельности в данном возрасте мала, проходилось их направлять и контролировать.
Считаю, что прогнозируемый результат, по начальному формированию классного коллектива достигнут, но не в полном объёме. Ещё предстоит работать над развитием самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной творческой личности младшего школьника. Буду организовывать деятельность классного коллектива, способствующую развитию творческого потенциала каждого ребенка, через систему сменных поручений в классе, а также продолжать способствовать формированию ответственности за порученное дело и развивать чувство коллективизма.
Ещё
одна немало важная задача - это воспитание здорового образа жизни
через систему оздоровительных мероприятий.
Планируя спортивно-оздоровительную работу, я прогнозировала
следующий результат: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и
навыки здорового образа жизни; укрепление здоровья детей и возможность
сохранения его, как следствие этого, снижение риска заболеваний.
Информационно-консультативная работа. Уроки
здоровья проводимые на темы: «Мой режим дня», «Где
можно провести свободное время?» помогли ребятам в
составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил личной гигиены.
На родительских собраниях, объяснила о пользе горячего питания в
школьной столовой. Делая вывод, хотелось бы отменить: 100%
учащихся класса охвачены горячим питанием, большая часть класса начали
соблюдать режим дня, вследствие, чего повысилась работоспособность ребят
на уроках.
Сделано немало, но данную задачу считать решенной нельзя. Следует продолжить работу по обеспечению школьника возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому будем работать над этой задачей дальше.
Следующей задачей работы с детьми была задача: развитие творческих способностей учащихся, через различные виды деятельности.
В классе в течение года велась работа по вовлечению детей в интеллектуальную
деятельность. Проводились различные викторины и познавательные игры по плану воспитательной
работы в классе и школе. Приняли участие в конкурсе чтецов «Солдат, твой подвиг не забыт!»
В классе были проведены внеклассные мероприятия посвящённые
«Дню матери». Дети очень ответственно готовятся к проведению классных, мероприятий:
разучивают стихи и песни, очень любят выступать перед зрителями. Приняли активное
участие на благотворительном марафоне где заняли первое место. Большое
значение придавалось экологическому воспитанию.
Отдельным направлением в работе с детьми была профилактика дорожно транспортного травматизма. Учащиеся прошли курс занятий по отдельному плану.
Важной задачей этого
полугодия было установление контакта с родителями обучающихся детей. Ведь
добиться реальных успехов в деле воспитания детей, мы можем только, если
родители будут нашими активными помощниками.
С моей стороны были организованы: личные индивидуальные
беседы с родителями, с целью повышения уровня воспитанности
учащихся, памятки для родителей по тем или иным вопросам воспитания.
Родительские собрания проходили в виде: круглых столов, бесед.
Считаю, что работа с родителями даёт свои результаты. Об этом
свидетельствует высокая явка родителей на собрания, заинтересованность делами
класса, активное участие в жизнедеятельности класса. Со всеми родителями
установлены доверительные отношение. Родители легко идут на контакт, часто
делятся возникшими проблемами по учёбе и воспитанию, и мы стараемся
совместно решить ту или иную проблему.
Исходя, из выше сказанного я поставила перед собой цель: раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника
через создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и
поддержки.
Необходимо решать следующие задачи:
1. Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, через участие в физкультурно - оздоровительных мероприятиях.
2. Продолжить работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.
3. Привлечение детей к классному самоуправлению.
4. Развитие индивидуальности учащихся класса, способствующие свободному и полному раскрытию всех способностей и их формирование.
5. Духовно- нравственное воспитание личности школьника. Укрепление сознательной дисциплины и культурного поведения.
6. Осуществлять мониторинг роста и развития каждого ученика.
7. Осуществление более тесного взаимодействия семьи и школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.