Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"
Оценка 4.6

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русский язык
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"
В работе освящены вопросы: 1.Формы общения по М.И.Лисиной 2.Развитие речи дошкольников в процессе их общения со взрослыми 3.Условия успешного овладения детьми формами общения. Данная методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольного учреждения. Подробное описание методического материала. В работе есть есть таблица по проблеме условий формирования формами общенияинформация
деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку дошкольников.doc
Оглавление 1.Формы общения по М.И.Лисиной…………………………………………..3 2.Развитие речи дошкольников в процессе их общения со взрослыми…….4 3.Условия успешного овладения детьми формами общения……………….5 Список использованной литературы…………………………………………7 2 1.Формы общения по М.И.Лисиной Известный   педагог­психолог,   доктор   психологических   наук   М.И. Лисина   провела   огромную   научную   работу   по   изучению   психики   ребенка, открыла новые грани ее развития. Особое место в трудах Лисиной занимает исследование значения общения детей для развития их психики и личности в целом. В своих научных работах Лисина рассматривает общение как особую деятельность, имеющую несколько составляющих: предмет, средства, мотивы, потребности.   В   разные   периоды   развития   ребенка   эти   параметры   образуют определенные формы.  Форма общения – это коммуникативная деятельность на установленном этапе развития, характеризующаяся такими параметрами, как: время появления, главная составляющая потребности в общении, которая удовлетворяет детей в ходе этой формы общения, мотивы, заставляющие ребенка общаться с взрослым, средства   осуществления   коммуникации   ребенка   с   взрослым   в   пределах   этой формы. В ходе изучения выявлены четыре формы общения детей. Ситуативно­личностная  –   это   начальная   форма   общения,   самая короткая   по   времени   существования,   продолжается   до   5,5­6   месяцев.   Её отличительная   особенность   –   необходимость   доброжелательного   отношения взрослых, которое воспринимается ребенком как гарантия его безопасности, а ласки родителей – как очень важные действия. Ситуативно­деловая   форма   общения  проявляется   от   полугода   до трехлетнего   возраста.   Основная   деятельность   малыша   теперь   связана   с изучением   предметов.   Ребенок   наблюдает,   как   взрослые   манипулируют   с 3 предметами,   пытается   повторить   их   действия.   Возникает   желание   ребенка сотрудничать с взрослым. Внеситуативно­познавательная   форма   общения  форма   характерна для общения детишек дошкольного возраста. Теперь их действия направлены на познание свойств предметов. Не имея возможности познать все самому, по мере развития речи, ребенок обрушивает на взрослых все свои «почему». К 6­7 годам появляется  внеситуативно­личностная форма общения. Ребёнок воспринимает взрослого как конкретную личность, социальное лицо, как   члена   общества.   Сотрудничество   с  ним   у   ребенка   носит   познавательный характер.   Малыш   задает   взрослым   много   вопросов   об   их   жизни,   о   работе, интересуется «миром людей». 2.Развитие речи дошкольников в процессе их общения со взрослыми Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым.  I этап — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.  II этап — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.  III этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на   фоне   познавательной   деятельности   детей,   направленной   на   установление чувственно   не   воспринимаемых   взаимосвязей   в   физическом   мире.   Дети стремятся   к   своеобразному   «теоретическому»   сотрудничеству   со   взрослым, выражающемуся   в   совместном   обсуждении   явлений   и   событий   предметного мира.   Только   понимание   взрослым   важности   для   ребенка   этих   вопросов обеспечивает такое сотрудничество...."  4 IV   этап   —   потребность   во   взаимопонимании   и   сопереживании взрослого.   Эта   потребность   возникает   в   связи   с   интересом   детей   к   миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами   их   отношений.   Ребенок   стремится   добиться   общности   взглядов   со взрослым.   Это   позволит   малышу   использовать   их   как   руководство   в   своих поступках. 3.Условия успешного овладения детьми формами общения Условия успешного овладения детьми формами общения представлены в таблице 1. Таблица 1. Условия успешного овладения детьми формами общения Формы общения 1. Ситуативно­ личностная  (непосредственно ­эмоциональная) Время проявле ния 2 мес.  (от 2 до 6 мес.) 2. Ситуативно­ деловая  (предметно­ действенная) 6 мес.  (от 6  мес. До 3 лет) 3.  Внеситуативно­ познавательная 3 – 4  года (с  3 лет до 5 лет) 4.  5 – 6  С кем и где общается ребенок Мать,  родные,  которые  обеспечива ют  выживание  ребенка и  удовлетвор яют его  первичные  потребност и Совместная деятельнос ть со  взрослым в  ходе  предметной деятельнос ти Совместная деятельнос ть со  взрослыми  и  самостояте льная  деятельнос ть ребенка Общение  Параметры форм общения Вид Ведущий потребности мотив общения Потребность в  доброжелатель ном внимании  взрослого Личностный:  взрослый – это  ласковый  доброжелатель ный человек Средство общения Продукты общения Неспецифичес кая общая  активность.  Подготовка к  акту хватания Экспрессив но­ мимически е реакции:  улыбка,  взгляд,  мимика Потребность в  доброжелатель ном внимании,  сотрудничеств е Деловой:  взрослый –  образец для  подражания,  эксперт,  помощник Потребность в  доброжелатель ном внимании,  сотрудничеств е, уважении Познавательны й: взрослый –  источник  познания.  Партнер по  обсуждению  причин и  связей Предметно ­ действенны е операции Речевые  операции Развитие  предметной  деятельности. Подготовка к  овладению  речью Развитие  наглядно­ образного  мышления и  воображения Потребность в  Личностный:  Речь  Накопление  5 Внеситуативно­ личностная лет (с 5 до 7  лет) взрослый как  целостная  личность,  обладающая  знаниями и  умениями разворачива ется на  фоне  самостояте льной  деятельнос ти ребенка доброжелатель ном внимании,  сотрудничеств е, уважении.  Ведущая роль  – стремление к взаимопомощи  и  сопереживани ю морально­ нравственных  ценностей.  Развитие  логического  мышления.  Готовность к  обучению.  Система  мотивов,  произвольност ь поведения 1.   Ситуативно­деловая    Организуется   игра   с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как   форма   общения. пользоваться   игрушками.   Затем   ребенок   разворачивает   свою   деятельность. Взрослый   наблюдает,   оказывает   при   необходимости   помощь:   отвечает   на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками. 2.     Внеситуативно­познавательная         форма         общения. Осуществляется   чтение,   Книги   подбираются соответственно возрасту  детей и имеют познавательный характер (о зверях,   обсуждение   книг. машинах...).  Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на картинках,      дает    возможность     ребенку   сообщить    о    своих     знаниях  в соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему беседы       и       конкретную       книжку       ребенок       выбирает  сам  из   ряда предложенных. 3. Внеситуативно­личностная форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Воспитатель задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает  о  себе,  о поступках разных   людей,     оценивает   свои   достоинства   и   недостатки,  старается   быть равноправным и активным участником беседы. 6 Список использованной литературы 1.Карпова,   С.Н.   Осознание   словесного   состава   речи дошкольниками/С.Н.Карпова. ­ М.,1967. 2.Лисина,   М.И.   Проблемы   онтогенеза   общения/М.И.Лисина.­   М., Педагогика,1986.  3.Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. ­М.: «Институт практической психологии», 1997. – 384 с. 4.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной— М.: Педагогика, 1985. — 208 с. 5.Чернецкая,   Л.В.   Развитие   коммуникативных   способностей   у дошкольников:   практическое   руководство   для   педагогов   и   психологов дошкольных образовательных учреждений/ Чернецкая Л.В.­Ростов н/Д.: Феникс, 2005. ­15­56с. 6  .Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б.Эльконин ­ М.,1960. 7 8

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"

Методическая разработка для воспитателей: "Деятельность общения как условие развития речи и обучения родному языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017